Когерентность | Coherence | Связь

«Конкурсная работа #вполевоин»

В этой статье я хочу рассказать вам о научно-фантастическом фильме «Coherence», который наши локализаторы перевели как «Связь». Хотя мне ближе название «Когерентность», оно сильнее бросается в глаза и привлекает к себе внимание, да и слово такое в квантовой физике используется. Этот фильм при своём небольшом бюджете в 50 тыс. долларов поражает воображение своей концепцией и сюжетом. Это один из фильмов, которые нужно смотреть многократно, каждый раз открывая для себя какие-то новые зацепки к разгадке общей головоломки. Я постараюсь раскрыть ключевые детали съёмки и подробно объяснить сюжет первой половины фильма.

Один из самых известных <a href="https://sporadicchronicles.com/2014/09/15/rapid-review-coherence-2013/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">постеров</a> фильма. "Случайности не случайны".<br />
Один из самых известных постеров фильма. "Случайности не случайны".

А началось всё с того…

…что один режиссёр искал работу и слышал одни отказы. Его звали Джеймс Уорд Биркит. На тот момент в его резюме числилась работа концептуальным художником в первых 3-х Пиратах Карибского моря и режиссером короткометражки «Tales of the Code: Wedlocked» (2011) — приквела к первым пиратам. В какой-то момент он осознал, что сделает фильм самостоятельно.

Я устал слышать «нет», потому что, будучи режиссером, ты постоянно слышишь «нет», каждый день. Ты приходишь с этой грандиозной идеей, подаёшь её, а тебе говорят: «ты не знаменит», «ты не знаком со знаменитостью» или «у твоего отца нет собственной студии». Поэтому в какой-то момент я решил, что больше не нуждаюсь в чьём-либо разрешении. Потому что раньше я занимался своими проектами… И теперь я смогу самостоятельно снять фильм.

из интервью Джеймса Уорда Биркита

Так и пришла Биркиту идея снять фильм «без команды и сценария». Так как снимать он решил в своём доме, то ему пришлось придумать научно-фантастическую концепцию, расширяющую место действия до больших масштабов. Поскольку его жена находилась на восьмом с половиной месяце беременности и хотела родить в домашних условиях, она согласилась позволить ему снимать в доме, если он сможет снять фильм за 5 ночей.

Фото дома<br />
Фото дома

На роли актёров Джеймс позвал своих знакомых, но при этом, они не должны были знать друг друга. Ему пришлось мысленно разделить их на группы и пары, как если бы они были друзьями/любовниками. Всего в фильме 8 персонажей. Каждому актёру Биркит дал черты характера их персонажей, их предысторию и мотивы. По своему опыту, ему хотелось избавиться от командной работы на сцене, когда каждый актёр лишь ждёт, когда наступит время его речи. Ему хотелось, чтобы персонажи слушали друг друга, участвовали в разговоре и испытывали настоящие, живые эмоции удивления.

Около года всё, что я делал, — это составлял диаграммы и карты. Я рисовал схемы домов, от которых стрелки указывали, куда все идут, пытаясь отслеживать различные итерации. Месяцы и месяцы отслеживания расколотых реальностей, выяснения того, что думают настоящие ученые о природе реальности — кота Шредингера и тому подобное. Это было исследование, но, несмотря на все графики и диаграммы, я думаю, что вся наша идея заключалась в том, чтобы всё было основано на персонажах. Мы хотели, чтобы логика наших внутренних правил была разумной, и мы хотели, чтобы люди могли смотреть 12 раз и при этом открывать для себя новый уровень погружения.

из интервью Джеймса Уорда Биркита
И, безусловно, эти переживания персонажей чувствуются в фильме.<br />
И, безусловно, эти переживания персонажей чувствуются в фильме.

Вместо сценария, у него была своя «12-страничная терапия», за которой он провёл около года. В ней излагались все сюжетные повороты, раскрытия, взаимосвязи персонажей и части головоломки, которые должны были произойти. Ежедневно актёры получали лишь часть этих заметок, касающаяся их. Они приходили подготовленными лишь для своего персонажа и понятия не имели, с чем пришли другие. Поэтому каждую ночь происходили настоящие реакции, сюрпризы и переживания. Цель состояла в том, чтобы заставить их слушать друг друга и погрузиться в тайну всего этого (подобные методы использовал У. Шекспир в своих пьесах).

«…только я знал, что будет дальше. Они (актёры) не знали, что постучат в дверь, не знали о коробке и что в ней, не понимали, зачем нужна ракетка для пинг-понга… Они не знали, чем это всё закончится и о чем фильм. Лорин Скафария вообще думала, что это комедия, потому что она услышала в начале импровизацию и подумала: «оу, это шоу импровизаций». Ей понадобилось примерно 3 ночи, чтобы осознать: «я не думаю, что это комедия». А Эмили не знала, что она в главной роли.»

из интервью Джеймса Уорда Биркита
Актёр Алекс Манугян, играющий роль Амира, также является соавтором. По сути, он был «кротом», который в сценах подсказывал актёрам, если те сбивались с пути.<br />
Актёр Алекс Манугян, играющий роль Амира, также является соавтором. По сути, он был «кротом», который в сценах подсказывал актёрам, если те сбивались с пути.

В съемочной группе было всего 5 человек: 2 звукооператора, оператор-постановщик, режиссер и продюсер Лене Баусагер. Во время съемок использовались только две камеры, за исключением сцены ужина, где была еще одна камера. Одна из основных проблем — отсутствие стабилизации и постоянная потеря фокусировки. Причина этому — необходимость предоставить актёрам возможность свободно двигаться по дому. Биркит одной рукой настраивал фокус, а другой показывал актёрам, что нужно, к примеру, открыть дверь.

«Мы снимали крупным планом, потому что поняли, что cредний и общий план превратят всё действие в игру. Нам очень помогла съёмка в узком пространстве, когда видно, какую часть дома ты хочешь показать зрителю. И, в целом, получается более кинематографично, когда ты видишь ограниченное пространство комнаты. Представьте себе, что весь фильм был бы снят общим планом. Это было бы похоже на какой-нибудь эпизод сериала «Друзья».»

из интервью Джеймса Уорда Биркита
На протяжении всего фильма, зритель видит лишь часть комнаты.<br />
На протяжении всего фильма, зритель видит лишь часть комнаты.

Композитором фильма является Kristin Øhrn Dyrud, которая ранее не участвовала в крупных проектах. В заключительных титрах использована песня «Galaxies» из альбома Лауры Вейрс «Год метеоров». Хотя музыка в фильме не запоминающаяся, она отлично дополняет картину происходящего.

Мне повезло с композитором. Она была или является коммерческим композитором. Она работает над крупными проектами, но независимая. Как инди-артист… И у неё есть способность создавать звуковые пейзажи, такие сумасшедшие штуки. Она комбинирует два звука и создаёт сырьё для создания целого звукового оформления/партитуры. На фоне играет не мелодия, а живое звуковое оформление. И в итоге мы получаем около часа музыки из неких странных тональностей. А в определенные моменты играет музыкальное сопровождение.

из интервью Джеймса Уорда Биркита

Благодаря малым издержкам, бюджет фильма составил всего 50тыс.$.

Так о чём, конкретно, эта ваша «когерентность»?

Фокус, ты где?<br />
Фокус, ты где?

Действие фильма разворачивается буквально с первых секунд. Сразу бросается в глаза шатающаяся камера, потеря фокуса и вообще съёмка непонятно чего. Нам как бы сразу намекают, чего ждать от операторской работы. Мы наблюдаем за тем, как Эм едет на вечеринку к своим друзьям, разговаривая по телефону со своим парнем Кевином. Из разговора можно сделать вывод, что у них есть напряженность в отношениях, им необходимо «о чём-то поговорить». Но не успевает парень сказать о чём, как телефон героини резко ломается по приезду к месту вечеринки.

На несколько секунд появляется чёрный экран, который тут играет ключевую роль. Изначально предполагалось, что это такой режиссёрский приём перехода между сценами. Однако, со слов режиссёра, экран в фильме темнеет каждый раз, когда происходит некое событие. Только какое — удел фанатских теорий.

Приход Эм. Первая сцена на кухне.<br />
Приход Эм. Первая сцена на кухне.

Следующей идёт сцена на кухне, где персонажи ведут непринуждённую беседу и готовятся к вечеринке. Опять же, резкий переход — зрителя будто впихивают в уже развернувшуюся беседу. Это результат того, что фильм смонтирован из вырезанных фрагментов. Как я уже писал ранее, актёрам давали заготовки, основную тему сцены, включали камеры и говорили им: ну а дальше сами. Большую часть времени все импровизировали, а режиссёр с оператором снимали то, что получится. Процесс не прерывали, даже если что-то пошло не так, как задумано.

Вслушиваясь в разговор, зритель постепенно узнаёт имена героев. Изначально в доме Майк, Ли (которым принадлежит дом) и Бет готовят еду. Затем заходит Эм. Потом — Хью (муж Бет) и Кевин. Последними приходят Амир и Лори (бывшая Кевина). Вместе с этим, из разговора Эм и Кевина мы узнаём, что ему нужно на 5 месяцев переехать в другой город по работе, а девушка не может решить: ехать с ним или нет. Она находится в состоянии неопределенности.

Все 8 персонажей за столом. Вечеринка началась.<br />
Все 8 персонажей за столом. Вечеринка началась.

Возникает проблема со связью. Объяснением может служить комета Миллера, которая пролетает очень близко над Землёй. Последний раз это событие происходило в 30-х годах. Комета оказала воздействие на людей: они терялись, возникали не в своих домах, незнакомых местах и не узнавали своих знакомых, близких. Это история становится поводом для шуток.

"Спасибо, Википедия"<br />
"Спасибо, Википедия"

И разговор опять переходит в привычное русло. Персонажи делятся различными шутками, идеями, фактами и историями. Оказывается, хоть они и давно знакомы, их знания друг о друге отличаются от действительности. Например, Майк уверен, что Лори преподаёт йогу. Но она никогда ею не занималась. А Майк снимался в главной роли в популярном сериале «Roswell», который очень любит Лори, но не помнит его в нём. Обычная забывчивость или нечто большее?

«В каком эпизоде ты снимался?» — «Во всех, я был в главной роли».<br />
«В каком эпизоде ты снимался?» — «Во всех, я был в главной роли».

Затем начинаются странности. Первым гаснет свет, причем во всём квартале, кроме одного самого отдалённого дома. Туда и направляются Хью с Амиром. По возвращении они рассказывают, казалось бы, абсолютную глупость. Мол, тот дом точно такой же и в нём также накрыт стол на 8 человек. Всё идентично. Естественно, ему не верят. В целом, персонажи постоянно стараются оправдать все происходящие события научными, правдоподобными объяснениями, не связанными с магией, воздействием кометы. Тем самым, и зритель задумывается над тем, реально ли происходящее на экране.

Зрителю стоит обращать внимание на окружение и предметы интерьера. Каждый кадр выбран не случайно.<br />
Зрителю стоит обращать внимание на окружение и предметы интерьера. Каждый кадр выбран не случайно.

Хью вернулся не с пустыми руками. Он принёс коробку. В ней находилась ракетка для пинг-понга и пронумерованные фотографии каждого человека в доме. Откуда они взялись, кто их туда положил — никому не понятно, лишь догадки. Хью хочет вернуться в дом с электричеством, чтобы попросить воспользоваться телефоном и дозвониться брату. Зачем-то решает написать им записку и прикрепить к двери. Вдруг за окнами замечают какого-то незнакомца. Кевин открывает дверь, а там точно такая записка, какую написал Хью. Играет напряженная музыка и вместе с эмоциями персонажей, ужас ситуации передаётся зрителю.

После безуспешной попытки понять, что значат цифры на фотографиях, Эм, Кевин, Майк и Лори отправляются в тот второй дом. При себе у них были синие светящиеся палочки, взятые из коробки во время отключения света. Спустя какое-то время ходьбы, Майк видит свой дом, а внутри свою жену — Ли. В ужасе, все четверо решают вернуться. На обратном пути они натыкаются на самих себя, только с красными палочками.

Вернувшись в дом, начинают обсуждать увиденное. Ни у кого не находится объяснений и тогда Ли вспоминает о книге, которую Хью прислал его брат Браян. Он учёный, преподаёт физику в университете. В книге говорится о декогеренции и коте Шрёдингера.

Время науки! Об эксперименте можно почитать на <a href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%82_%D0%A8%D1%80%D1%91%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%B0" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">википедии</a><br />
Время науки! Об эксперименте можно почитать на википедии

Для удобства, далее пойдёт пересказ слов Хью. «Кот Шрёдингера — это мысленный эксперимент. Предположим, в коробке кот, у которого шанс выживания 50%, потому что там же находится механизм с ядом. Классические физики скажут, что может быть только один вариант развития событий. Кот либо жив, либо нет. Но Браян согласится с последователями квантовой физики, что обе реальности существуют одновременно (в одно время). И только при открытии коробки они распадаются в одно событие.

Однако, есть и другая теория. Два состояния продолжают существовать независимо и декогерентно друг от друга. Каждое состояние создаёт новое ответвление реальности, основанную на двух результатах. Квантовая декогеренция гарантирует, что оба ответвления не взаимодействуют друг с другом.»

А дальше - лучше.<br />
А дальше - лучше.

Углубляемся в тему. Декогеренция — это процесс нарушения когерентности, которая представляет собой согласованность нескольких колебательных или волновых процессов во времени, проявляющаяся при их сложении. Нарушение происходит при взаимодействии частиц с окружающей средой. Во время протекания этого процесса у самой системы появляются классические черты, которые соответствуют информации, имеющейся в окружающей среде. Другими словами, когеренция — состояние суперпозиции (неопределенности) атома, когда он может быть одновременно в разных состояниях. А вмешательство в систему чего-либо из окружающей среды (напр. наблюдателя) нарушает этот процесс. Возникает декогеренция и атом приобретает классическое состояние.

Переносим всё это на фильм. Предположим, изначально все реальности существуют в когерентном состоянии: они существуют независимо друг от друга и одновременно. То есть все реальности совмещены в одну, находящуюся в состоянии суперпозиции. Возникает комета, и происходит декогерентность: реальности теряют своё квантовое состояние и пересекаются друг с другом.

Что-то не стыкуется — скажут внимательные читатели. А дело в том, что в фильме используют термины для квантовой когерентности и декогеренции точно в обратном порядке. Возможно, это сделано, чтобы показать мир в его зеркальном отражении, т.к. идея зазеркалья появляется в фильме. Одно действие или событие имеет своё отражение в другой реальности.

Постер фильма, на котором показано зеркальное отражение действительности.
Постер фильма, на котором показано зеркальное отражение действительности.

Соответственно, существует N множество реальностей дома, в котором герои имеют отличающиеся от своих альтернативных версий характеры и истории. Для идентификации себя и своего «начального» дома они броском кубика каждому человеку назначают цифру. А для дома берут какой-нибудь случайный предмет. Эти действия гарантируют, что, благодаря случайности, выбранные варианты будут отличаться. Отличием также является много факторов, например: какой цвет у светящейся палочки, каким пластырем заклеили разбитый лоб у Хью и так далее. Уделять внимание следует всем мелочам.

Стоит смотреть?

Думаю, после просмотра будет 2 возможных развития событий. Вам либо фильм понравится и вы начнёте углубляться во всё это квантовое дерьмо, либо посчитаете увиденное полной чушью. Представьте, существует любая из этих реальностей в отношении вас.

Мне фильм очень понравился. Это тот случай, когда ничего не ожидал, смотрел вполглаза и слушал вполуха. И при отсутствии ожидания, фильм впечатляет гораздо больше своей таинственной атмосферой и надуманной научностью. Фильм имеет недостатки, за которые его активно критикуют, но это потрясающая работа при ограниченном бюджете и возможностях. Мне кажется, он стал бы ещё лучше, если бы режиссёр закончил историю или дал больше подсказок для расшифровки. А так остаётся додумывать самому, читая фанатские теории.

Фильм держит в напряжении ещё и тем, что подкидывает зрителю головоломки, задаёт вопросы. Постоянно работает мозг в попытке поиска ответов. Или это правда комета, или они галлюцинируют от передозировки кетамином, или ещё что. Режиссёр пытался снять фильм для многоуровневых пересмотров, когда ты с каждым просмотром больше углубляешься в события и переходишь на новый уровень понимания.

Режиссёр пытался раскрыть проблему познания себя и других людей. Каждому человеку, в первую очередь, стоит разобраться в себе. Понять, что он чувствует и чего действительно желает. Например, Эм не может определиться, поехать ли ей с Кевином. Не принимая решение она пребывает в состоянии неопределенности (суперпозиции). Каждый выбор создаёт новую ветвь реальности, содержащую в себе другие возможные разветвления. Это касается не только собственных действий, но и мировых событий. Пускай для вас они будут плохими, каждый из них откроет вам бесконечное количество новых возможностей. Познание самого себя позволит лучше понять другого человека, потому что все мы похожи и имеем схожие проблемы. Не нужно относиться к людям враждебно, как это делают персонажи фильма к альтернативным версиям себя. «Познай себя, и ты познаешь весь мир».

Ещё мне нравится актриса и её персонаж ^_^ <a href="https://www.imdb.com/title/tt2866360/mediaviewer/rm2951966464/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a><br />
Ещё мне нравится актриса и её персонаж ^_^ Источник

Изначально планировал полностью расшифровать сюжет, но тогда отпугнул бы аудиторию тех, кто не смотрел. Пусть лучше у каждого сформируется своё видение происходящего. Надеюсь, я заинтересовал вас к просмотру или, если вы смотрели, то раскрыл для вас какие-то новые факты. Старался максимально эффективно, интересно и понятно донести информацию. Всё перевёл на русский, для лучшего вашего и моего понимания. Надеюсь, вам понравится и статья, и фильм. Захотите больше узнать — изучите текстовое и видео интервью режиссёра, ссылки я везде указал, даже с таймкодами. Спасибо за внимание!

#кино #лонг #coherence #Когерентность #Связь #вполевоин

22 показа
5.5K5.5K открытий
22 репоста
19 комментариев

Невероятная история. В жизни бы не поверил, что можно снимать фильмы ТАК. Описание фильма очень заинтриговало, на днях обязательно посмотрю. Спасибо за участие!

Ответить

Мне ещё Primer понравился, из похожих.

Ответить

Спасибо, гляну. Многоходовочки с временем у меня вызывают внутреннюю эйфорию.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Спасибо, поправил) Почему-то слово такое найти не мог и выдумал.

Ответить

Как раз недавно услышал про этот фильм, посмотрю на днях. Статью пока не читал, но в закладки добавил, благодарю за труд!

Ответить