Когерентность | Coherence | Связь

«Конкурсная работа #вполевоин»

В этой статье я хочу рассказать вам о научно-фантастическом фильме «Coherence», который наши локализаторы перевели как «Связь». Хотя мне ближе название «Когерентность», оно сильнее бросается в глаза и привлекает к себе внимание, да и слово такое в квантовой физике используется. Этот фильм при своём небольшом бюджете в 50 тыс. долларов поражает воображение своей концепцией и сюжетом. Это один из фильмов, которые нужно смотреть многократно, каждый раз открывая для себя какие-то новые зацепки к разгадке общей головоломки. Я постараюсь раскрыть ключевые детали съёмки и подробно объяснить сюжет первой половины фильма.

Один из самых известных <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsporadicchronicles.com%2F2014%2F09%2F15%2Frapid-review-coherence-2013%2F&postId=277655" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">постеров</a> фильма. "Случайности не случайны".<br />
Один из самых известных постеров фильма. "Случайности не случайны".

А началось всё с того…

…что один режиссёр искал работу и слышал одни отказы. Его звали Джеймс Уорд Биркит. На тот момент в его резюме числилась работа концептуальным художником в первых 3-х Пиратах Карибского моря и режиссером короткометражки «Tales of the Code: Wedlocked» (2011) — приквела к первым пиратам. В какой-то момент он осознал, что сделает фильм самостоятельно.

Я устал слышать «нет», потому что, будучи режиссером, ты постоянно слышишь «нет», каждый день. Ты приходишь с этой грандиозной идеей, подаёшь её, а тебе говорят: «ты не знаменит», «ты не знаком со знаменитостью» или «у твоего отца нет собственной студии». Поэтому в какой-то момент я решил, что больше не нуждаюсь в чьём-либо разрешении. Потому что раньше я занимался своими проектами… И теперь я смогу самостоятельно снять фильм.

из интервью Джеймса Уорда Биркита

Так и пришла Биркиту идея снять фильм «без команды и сценария». Так как снимать он решил в своём доме, то ему пришлось придумать научно-фантастическую концепцию, расширяющую место действия до больших масштабов. Поскольку его жена находилась на восьмом с половиной месяце беременности и хотела родить в домашних условиях, она согласилась позволить ему снимать в доме, если он сможет снять фильм за 5 ночей.

Фото дома<br />
Фото дома

На роли актёров Джеймс позвал своих знакомых, но при этом, они не должны были знать друг друга. Ему пришлось мысленно разделить их на группы и пары, как если бы они были друзьями/любовниками. Всего в фильме 8 персонажей. Каждому актёру Биркит дал черты характера их персонажей, их предысторию и мотивы. По своему опыту, ему хотелось избавиться от командной работы на сцене, когда каждый актёр лишь ждёт, когда наступит время его речи. Ему хотелось, чтобы персонажи слушали друг друга, участвовали в разговоре и испытывали настоящие, живые эмоции удивления.

Около года всё, что я делал, — это составлял диаграммы и карты. Я рисовал схемы домов, от которых стрелки указывали, куда все идут, пытаясь отслеживать различные итерации. Месяцы и месяцы отслеживания расколотых реальностей, выяснения того, что думают настоящие ученые о природе реальности — кота Шредингера и тому подобное. Это было исследование, но, несмотря на все графики и диаграммы, я думаю, что вся наша идея заключалась в том, чтобы всё было основано на персонажах. Мы хотели, чтобы логика наших внутренних правил была разумной, и мы хотели, чтобы люди могли смотреть 12 раз и при этом открывать для себя новый уровень погружения.

из интервью Джеймса Уорда Биркита
И, безусловно, эти переживания персонажей чувствуются в фильме.<br />
И, безусловно, эти переживания персонажей чувствуются в фильме.

Вместо сценария, у него была своя «12-страничная терапия», за которой он провёл около года. В ней излагались все сюжетные повороты, раскрытия, взаимосвязи персонажей и части головоломки, которые должны были произойти. Ежедневно актёры получали лишь часть этих заметок, касающаяся их. Они приходили подготовленными лишь для своего персонажа и понятия не имели, с чем пришли другие. Поэтому каждую ночь происходили настоящие реакции, сюрпризы и переживания. Цель состояла в том, чтобы заставить их слушать друг друга и погрузиться в тайну всего этого (подобные методы использовал У. Шекспир в своих пьесах).

«…только я знал, что будет дальше. Они (актёры) не знали, что постучат в дверь, не знали о коробке и что в ней, не понимали, зачем нужна ракетка для пинг-понга… Они не знали, чем это всё закончится и о чем фильм. Лорин Скафария вообще думала, что это комедия, потому что она услышала в начале импровизацию и подумала: «оу, это шоу импровизаций». Ей понадобилось примерно 3 ночи, чтобы осознать: «я не думаю, что это комедия». А Эмили не знала, что она в главной роли.»

из интервью Джеймса Уорда Биркита
Актёр Алекс Манугян, играющий роль Амира, также является соавтором. По сути, он был «кротом», который в сценах подсказывал актёрам, если те сбивались с пути.<br />
Актёр Алекс Манугян, играющий роль Амира, также является соавтором. По сути, он был «кротом», который в сценах подсказывал актёрам, если те сбивались с пути.

В съемочной группе было всего 5 человек: 2 звукооператора, оператор-постановщик, режиссер и продюсер Лене Баусагер. Во время съемок использовались только две камеры, за исключением сцены ужина, где была еще одна камера. Одна из основных проблем — отсутствие стабилизации и постоянная потеря фокусировки. Причина этому — необходимость предоставить актёрам возможность свободно двигаться по дому. Биркит одной рукой настраивал фокус, а другой показывал актёрам, что нужно, к примеру, открыть дверь.

«Мы снимали крупным планом, потому что поняли, что cредний и общий план превратят всё действие в игру. Нам очень помогла съёмка в узком пространстве, когда видно, какую часть дома ты хочешь показать зрителю. И, в целом, получается более кинематографично, когда ты видишь ограниченное пространство комнаты. Представьте себе, что весь фильм был бы снят общим планом. Это было бы похоже на какой-нибудь эпизод сериала «Друзья».»

из интервью Джеймса Уорда Биркита
На протяжении всего фильма, зритель видит лишь часть комнаты.<br />
На протяжении всего фильма, зритель видит лишь часть комнаты.

Композитором фильма является Kristin Øhrn Dyrud, которая ранее не участвовала в крупных проектах. В заключительных титрах использована песня «Galaxies» из альбома Лауры Вейрс «Год метеоров». Хотя музыка в фильме не запоминающаяся, она отлично дополняет картину происходящего.

Мне повезло с композитором. Она была или является коммерческим композитором. Она работает над крупными проектами, но независимая. Как инди-артист… И у неё есть способность создавать звуковые пейзажи, такие сумасшедшие штуки. Она комбинирует два звука и создаёт сырьё для создания целого звукового оформления/партитуры. На фоне играет не мелодия, а живое звуковое оформление. И в итоге мы получаем около часа музыки из неких странных тональностей. А в определенные моменты играет музыкальное сопровождение.

из интервью Джеймса Уорда Биркита

Благодаря малым издержкам, бюджет фильма составил всего 50тыс.$.

Так о чём, конкретно, эта ваша «когерентность»?

Фокус, ты где?<br />
Фокус, ты где?

Действие фильма разворачивается буквально с первых секунд. Сразу бросается в глаза шатающаяся камера, потеря фокуса и вообще съёмка непонятно чего. Нам как бы сразу намекают, чего ждать от операторской работы. Мы наблюдаем за тем, как Эм едет на вечеринку к своим друзьям, разговаривая по телефону со своим парнем Кевином. Из разговора можно сделать вывод, что у них есть напряженность в отношениях, им необходимо «о чём-то поговорить». Но не успевает парень сказать о чём, как телефон героини резко ломается по приезду к месту вечеринки.

На несколько секунд появляется чёрный экран, который тут играет ключевую роль. Изначально предполагалось, что это такой режиссёрский приём перехода между сценами. Однако, со слов режиссёра, экран в фильме темнеет каждый раз, когда происходит некое событие. Только какое — удел фанатских теорий.

Приход Эм. Первая сцена на кухне.<br />
Приход Эм. Первая сцена на кухне.

Следующей идёт сцена на кухне, где персонажи ведут непринуждённую беседу и готовятся к вечеринке. Опять же, резкий переход — зрителя будто впихивают в уже развернувшуюся беседу. Это результат того, что фильм смонтирован из вырезанных фрагментов. Как я уже писал ранее, актёрам давали заготовки, основную тему сцены, включали камеры и говорили им: ну а дальше сами. Большую часть времени все импровизировали, а режиссёр с оператором снимали то, что получится. Процесс не прерывали, даже если что-то пошло не так, как задумано.

Вслушиваясь в разговор, зритель постепенно узнаёт имена героев. Изначально в доме Майк, Ли (которым принадлежит дом) и Бет готовят еду. Затем заходит Эм. Потом — Хью (муж Бет) и Кевин. Последними приходят Амир и Лори (бывшая Кевина). Вместе с этим, из разговора Эм и Кевина мы узнаём, что ему нужно на 5 месяцев переехать в другой город по работе, а девушка не может решить: ехать с ним или нет. Она находится в состоянии неопределенности.

Все 8 персонажей за столом. Вечеринка началась.<br />
Все 8 персонажей за столом. Вечеринка началась.

Возникает проблема со связью. Объяснением может служить комета Миллера, которая пролетает очень близко над Землёй. Последний раз это событие происходило в 30-х годах. Комета оказала воздействие на людей: они терялись, возникали не в своих домах, незнакомых местах и не узнавали своих знакомых, близких. Это история становится поводом для шуток.

"Спасибо, Википедия"<br />
"Спасибо, Википедия"

И разговор опять переходит в привычное русло. Персонажи делятся различными шутками, идеями, фактами и историями. Оказывается, хоть они и давно знакомы, их знания друг о друге отличаются от действительности. Например, Майк уверен, что Лори преподаёт йогу. Но она никогда ею не занималась. А Майк снимался в главной роли в популярном сериале «Roswell», который очень любит Лори, но не помнит его в нём. Обычная забывчивость или нечто большее?

«В каком эпизоде ты снимался?» — «Во всех, я был в главной роли».<br />
«В каком эпизоде ты снимался?» — «Во всех, я был в главной роли».

Затем начинаются странности. Первым гаснет свет, причем во всём квартале, кроме одного самого отдалённого дома. Туда и направляются Хью с Амиром. По возвращении они рассказывают, казалось бы, абсолютную глупость. Мол, тот дом точно такой же и в нём также накрыт стол на 8 человек. Всё идентично. Естественно, ему не верят. В целом, персонажи постоянно стараются оправдать все происходящие события научными, правдоподобными объяснениями, не связанными с магией, воздействием кометы. Тем самым, и зритель задумывается над тем, реально ли происходящее на экране.

Зрителю стоит обращать внимание на окружение и предметы интерьера. Каждый кадр выбран не случайно.<br />
Зрителю стоит обращать внимание на окружение и предметы интерьера. Каждый кадр выбран не случайно.

Хью вернулся не с пустыми руками. Он принёс коробку. В ней находилась ракетка для пинг-понга и пронумерованные фотографии каждого человека в доме. Откуда они взялись, кто их туда положил — никому не понятно, лишь догадки. Хью хочет вернуться в дом с электричеством, чтобы попросить воспользоваться телефоном и дозвониться брату. Зачем-то решает написать им записку и прикрепить к двери. Вдруг за окнами замечают какого-то незнакомца. Кевин открывает дверь, а там точно такая записка, какую написал Хью. Играет напряженная музыка и вместе с эмоциями персонажей, ужас ситуации передаётся зрителю.

После безуспешной попытки понять, что значат цифры на фотографиях, Эм, Кевин, Майк и Лори отправляются в тот второй дом. При себе у них были синие светящиеся палочки, взятые из коробки во время отключения света. Спустя какое-то время ходьбы, Майк видит свой дом, а внутри свою жену — Ли. В ужасе, все четверо решают вернуться. На обратном пути они натыкаются на самих себя, только с красными палочками.

Вернувшись в дом, начинают обсуждать увиденное. Ни у кого не находится объяснений и тогда Ли вспоминает о книге, которую Хью прислал его брат Браян. Он учёный, преподаёт физику в университете. В книге говорится о декогеренции и коте Шрёдингера.

Время науки! Об эксперименте можно почитать на <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%25D0%259A%25D0%25BE%25D1%2582_%25D0%25A8%25D1%2580%25D1%2591%25D0%25B4%25D0%25B8%25D0%25BD%25D0%25B3%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B0&postId=277655" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">википедии</a><br />
Время науки! Об эксперименте можно почитать на википедии

Для удобства, далее пойдёт пересказ слов Хью. «Кот Шрёдингера — это мысленный эксперимент. Предположим, в коробке кот, у которого шанс выживания 50%, потому что там же находится механизм с ядом. Классические физики скажут, что может быть только один вариант развития событий. Кот либо жив, либо нет. Но Браян согласится с последователями квантовой физики, что обе реальности существуют одновременно (в одно время). И только при открытии коробки они распадаются в одно событие.

Однако, есть и другая теория. Два состояния продолжают существовать независимо и декогерентно друг от друга. Каждое состояние создаёт новое ответвление реальности, основанную на двух результатах. Квантовая декогеренция гарантирует, что оба ответвления не взаимодействуют друг с другом.»

А дальше - лучше.<br />
А дальше - лучше.

Углубляемся в тему. Декогеренция — это процесс нарушения когерентности, которая представляет собой согласованность нескольких колебательных или волновых процессов во времени, проявляющаяся при их сложении. Нарушение происходит при взаимодействии частиц с окружающей средой. Во время протекания этого процесса у самой системы появляются классические черты, которые соответствуют информации, имеющейся в окружающей среде. Другими словами, когеренция — состояние суперпозиции (неопределенности) атома, когда он может быть одновременно в разных состояниях. А вмешательство в систему чего-либо из окружающей среды (напр. наблюдателя) нарушает этот процесс. Возникает декогеренция и атом приобретает классическое состояние.

Переносим всё это на фильм. Предположим, изначально все реальности существуют в когерентном состоянии: они существуют независимо друг от друга и одновременно. То есть все реальности совмещены в одну, находящуюся в состоянии суперпозиции. Возникает комета, и происходит декогерентность: реальности теряют своё квантовое состояние и пересекаются друг с другом.

Что-то не стыкуется — скажут внимательные читатели. А дело в том, что в фильме используют термины для квантовой когерентности и декогеренции точно в обратном порядке. Возможно, это сделано, чтобы показать мир в его зеркальном отражении, т.к. идея зазеркалья появляется в фильме. Одно действие или событие имеет своё отражение в другой реальности.

Постер фильма, на котором показано зеркальное отражение действительности.
Постер фильма, на котором показано зеркальное отражение действительности.

Соответственно, существует N множество реальностей дома, в котором герои имеют отличающиеся от своих альтернативных версий характеры и истории. Для идентификации себя и своего «начального» дома они броском кубика каждому человеку назначают цифру. А для дома берут какой-нибудь случайный предмет. Эти действия гарантируют, что, благодаря случайности, выбранные варианты будут отличаться. Отличием также является много факторов, например: какой цвет у светящейся палочки, каким пластырем заклеили разбитый лоб у Хью и так далее. Уделять внимание следует всем мелочам.

Стоит смотреть?

Думаю, после просмотра будет 2 возможных развития событий. Вам либо фильм понравится и вы начнёте углубляться во всё это квантовое дерьмо, либо посчитаете увиденное полной чушью. Представьте, существует любая из этих реальностей в отношении вас.

Мне фильм очень понравился. Это тот случай, когда ничего не ожидал, смотрел вполглаза и слушал вполуха. И при отсутствии ожидания, фильм впечатляет гораздо больше своей таинственной атмосферой и надуманной научностью. Фильм имеет недостатки, за которые его активно критикуют, но это потрясающая работа при ограниченном бюджете и возможностях. Мне кажется, он стал бы ещё лучше, если бы режиссёр закончил историю или дал больше подсказок для расшифровки. А так остаётся додумывать самому, читая фанатские теории.

Фильм держит в напряжении ещё и тем, что подкидывает зрителю головоломки, задаёт вопросы. Постоянно работает мозг в попытке поиска ответов. Или это правда комета, или они галлюцинируют от передозировки кетамином, или ещё что. Режиссёр пытался снять фильм для многоуровневых пересмотров, когда ты с каждым просмотром больше углубляешься в события и переходишь на новый уровень понимания.

Режиссёр пытался раскрыть проблему познания себя и других людей. Каждому человеку, в первую очередь, стоит разобраться в себе. Понять, что он чувствует и чего действительно желает. Например, Эм не может определиться, поехать ли ей с Кевином. Не принимая решение она пребывает в состоянии неопределенности (суперпозиции). Каждый выбор создаёт новую ветвь реальности, содержащую в себе другие возможные разветвления. Это касается не только собственных действий, но и мировых событий. Пускай для вас они будут плохими, каждый из них откроет вам бесконечное количество новых возможностей. Познание самого себя позволит лучше понять другого человека, потому что все мы похожи и имеем схожие проблемы. Не нужно относиться к людям враждебно, как это делают персонажи фильма к альтернативным версиям себя. «Познай себя, и ты познаешь весь мир».

Ещё мне нравится актриса и её персонаж ^_^ <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.imdb.com%2Ftitle%2Ftt2866360%2Fmediaviewer%2Frm2951966464%2F&postId=277655" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a><br />
Ещё мне нравится актриса и её персонаж ^_^ Источник

Изначально планировал полностью расшифровать сюжет, но тогда отпугнул бы аудиторию тех, кто не смотрел. Пусть лучше у каждого сформируется своё видение происходящего. Надеюсь, я заинтересовал вас к просмотру или, если вы смотрели, то раскрыл для вас какие-то новые факты. Старался максимально эффективно, интересно и понятно донести информацию. Всё перевёл на русский, для лучшего вашего и моего понимания. Надеюсь, вам понравится и статья, и фильм. Захотите больше узнать — изучите текстовое и видео интервью режиссёра, ссылки я везде указал, даже с таймкодами. Спасибо за внимание!

#кино #лонг #coherence #Когерентность #Связь #вполевоин

3030
19 комментариев
300 ₽

Невероятная история. В жизни бы не поверил, что можно снимать фильмы ТАК. Описание фильма очень заинтриговало, на днях обязательно посмотрю. Спасибо за участие!

1
Ответить

Мне ещё Primer понравился, из похожих.

2
Ответить

Спасибо, гляну. Многоходовочки с временем у меня вызывают внутреннюю эйфорию.

Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Спасибо, поправил) Почему-то слово такое найти не мог и выдумал.

1
Ответить

Как раз недавно услышал про этот фильм, посмотрю на днях. Статью пока не читал, но в закладки добавил, благодарю за труд!

1
Ответить