Tyranny. Логика зла

"Тирания" - это классическая "партийная" РПГ, что называется старой школы - и при этом совершенно необычная по настроению и стилю. Фанаты жанра, думаю, уже играли, остальным рассказываю.

Подпись к картинке курсивом.
Подпись к картинке курсивом.

Действие происходит в крае, исковерканном магическим оружием массового поражения. Где-то до сих пор земля трясется, местный аналог Александрийской библиотеки непрерывно горит, а где-то постоянные ураганы, и везде - земля изуродована. Потому что все склонятся. Или умрут.

Короче, это РПГ, в которой зло победило уже на старте, мир подчинен тирании магического диктатора Кайрос(а) [да, любимый вождь настолько загадочен, что мы даже не знаем точно его пол], и вот мы... кто-то тут уже решил, что возглавим революцию. Но нет. Мы и есть агент этой самой тирании. А бороться мы будем с мятежниками, пытающимися выскочить из-под пяты.

Пролог, "Завоевание". Опальные и Алый Хор тут же начинают своеобычно грызться.
Пролог, "Завоевание". Опальные и Алый Хор тут же начинают своеобычно грызться.

Главный герой - вершитель судеб, этакий следователь, прокурор и отряд быстрого реагирования во едином лице. Да, строго говоря, наш герой - очень брутальный юрист и спецуполномоченный центра в недавно завоеванной зоне. Должность вершителя, прямо скажем, не синекура. Завоевание случилось совсем недавно, поэтому край, где мы высаживаемся, кишит повстанцами всех мастей и расцветок, повсюду послевоенный хаос. Кстати, наш протагонист самым активным образом принимал участие в завоевании. В качестве пролога мы проходим текстовый квест на тему того, а чем наш герой был занят до начала, собственно, событий игры. Можно этот акт пропустить, но не советую: очень погружающе, а персонажи потом будут тебе всячески припоминать - "Помнишь, брат, как давили эльфийскую мразь" или наоборот, "А, это ты та гнида, которая ребят подставила". Но мало того, отдельная проблема, одна из основных в игре - это противостояние, собственно, двух армий, которыми наш любимый вождь и учитель Кайрос завоевывал эти земли.

Да, а еще наш герой все-таки юрист, и довольно драматичные события игры пройдут на суде
Да, а еще наш герой все-таки юрист, и довольно драматичные события игры пройдут на суде

С одной стороны - легион Опальных, такие идеальные эсэсовцы, которые решают проблемы упорядоченным четким геноцидом. С другой - безумный Алый хор, орда, берущая числом и напором чаще, чем умением, и льющая свою кровь так же весело, как чужую - мы все сдохнем, и это хорошо, жизнь боль, какой восторг. Во главе Опальных стоит Архонт войны, слуга царю, отец солдатам, чье благословение мистическим образом дает его бойцам невероятную живучесть - но каждую смерть своих людей он переживает лично; хористов же возглавляет Архонт тайн - полусумасшедший спецслужбист, пожирающий души и через это получающий знания пожранных; едкий и циничный интеллектуал, руководящий посредством управляемого беспредела.

Одна из наших многочисленных проблем - мятежный архонт камня, стреноженный, но еще, черт его дери, живой
Одна из наших многочисленных проблем - мятежный архонт камня, стреноженный, но еще, черт его дери, живой

По дороге мы встретим еще нескольких архонтов - каждый наделен какой-то грандиозной способностью, как и правящий ими Кайрос, и у Кайроса это не "кастовать файерболл", это специальные эдикты, которые, например, превращают целую область в зону непрекращающегося пожара или землетрясения, а у архонтов это могучие мистические силы, отвечающие каким-то аспектам личности.

Как легко догадаться, лор игры очень плотный; политика, история мира, личные истории персонажей - все переплетается што в твоем "Ведьмаке". Вот в этом океане мы и будем плескаться. Общая атмосфера довольно нетипичная для фэнтези, хотя и темного - это не Средние века, а что-то, похожее на эллинистические царства Азии сразу после завоевания Римом, или, скажем, ранние бронзовые цивилизации, типа Вавилона-Финикии-Хеттского царства. В ходу медь и бронза, архитектура, предметы и терминология явно "одревлены".

Фуга. Отмороженная воительница-сопартиец. Жесткая, конкретная баба, в диалогах даже не пытайтесь играть в дипломатичность, говорите как есть
Фуга. Отмороженная воительница-сопартиец. Жесткая, конкретная баба, в диалогах даже не пытайтесь играть в дипломатичность, говорите как есть

При этом, это действительно темное фэнтези. Полностью хороших парней (и девок тоже) здесь нет. Спутники главного героя - в лучшем случае бесхитростный эсэсовец, который считает неплохой идеей просто зарубить очередную проблему, а остальные - это и вовсе сплоченная команда предателей поневоле, убийц по службе, отморозков и террористов. При этом они все очень харизматичные и колоритные, и диалоги с некоторыми из них радуют сами по себе, даже не для того, чтобы нацыганить у них что-то существенное для прохождения, а просто для поболтать. Романов как таковых нет (хотя в длц завезли пару постельных сценок), но вот дружба, вражда, взаимный интерес и возможность влиять на судьбу сопартийцев - это все на отличном уровне, и я бы сказал, что команда из "Тирании" - одна из самых интересных в РПГ, что я видел.

Кстати, их верности можно добиваться двумя способами. Можно холить и лелеять сопартийца, а можно реально ломать его и запугивать. Скажем, одна из них - это перевербованная пленная магичка; я начал общение, в общем, с того, что сообщил, что укокошил одного из ее друзей, а потом пинком сбросил с башни ее командиршу у нее на глазах. Хорошо прокакавшийся со страху сопартиец не хуже хорошо обласканного; кстати, за то и другое дают бонусы.

Tyranny. Логика зла

Как легко заметить, злодейства можно учинять со вкусом, и не ради того, чтоб показать, какой ты гад и чудище, а в порядке более эффективного прохождения. Вообще, одно из первых решений, которые ты принимаешь в игре - это распять одного там чувака (или нет). Причем попытка быть добреньким не по-хорошему удивит многих. Мы, черт возьми, в краю мятежников, человеческого обращения эти твари не понимают, поэтому действовать приходится расчетливо и жестко. Повстанцы, кстати, тоже те еще поляки; они рыцари в сияющем, у них твердолобость, слабоумие и отвага, а еще внутренние свары и грызня даже под нашей железной пятой. Все как в жизни.

Игра по-настоящему ролевая. Пройти ее просто методом "где я побывал, там трава не растет" и оставить выжженную землю, конечно, можно. Но вообще, гораздо интереснее прошагать ее именно в логике пусть "злой", но разумной империи. Владыке нужны подданные, и желательно лояльные. Если для этого понадобится кого-то посадить на кол, это ок, это мы можем; но если все будет разрушено, кем и чем мы будем править. В кровавом безумии Алого хора есть своя логика, как и в упорядоченном насилии Опальных, а многие квесты, которые мы пройдем, завязаны на политику и даже юриспруденцию этого сложносочиненного мрачного мира. Да, серьезно, мы выносим вердикты как судья; и параметр "Знание", который показывает эрудицию героя и его юридическую подготовку, он тут не для красоты, множество квестов подразумевают, что игрок и герой - это не дуболом-каратель с топором, а именно что искусный интриган и законник.

Вот так выглядит бой. Графика, в общем, приятная, но ничего особенного. Ну, да не за ней сюда стоит приходить
Вот так выглядит бой. Графика, в общем, приятная, но ничего особенного. Ну, да не за ней сюда стоит приходить

И кстати, некое своеобразно понимаемое добро и справедливость таким образом нести вполне можно: империя "Тирании" может, как минимум, принести в эти земли порядок и четкость правил вместо столь любимой аборигенами грезни (да, я настаиваю именно на таком написании).Выбор решений просто колоссален, я даже не знаю, какие еще игры настолько же нелинейны. Это ролевая игра в полном смысле. Первое мое прохождение я проделал государственником, Lawful Neutral, пусть свершится правосудие; если можно быть человечным - то ок, но если для благополучия державы надо предать огню город, то мы его сожжем к черту. Но можно быть кровавым отморозком, бюрократом-взяточником, _хорошим парнем_, реально, можно адекватно пройти игру в очень разном ключе. Я очень люблю "Пилларс оф Этернити", и по стилю геймплея больше всего "Тирания" похожа именно на нее, но здесь свобода выбора просто зашкаливает.

Один из простеньких выборов в игре. Можно было упихать делинквента в "штрафбат"
Один из простеньких выборов в игре. Можно было упихать делинквента в "штрафбат"

При этом чисто игромеханически не удастся сделать хорошо всем хорошим и плохо всем плохим, нужно расставлять приоритеты. Посмотреть весь мир за одно прохождение не удастся, и я очень рекомендую пройти игру хотя бы дважды - благо, она короткая. Отправьте вершителя в разные точки в прологе, становитесь на сторону Опальных или Хора - "Тирания" будет поворачиваться разными углами и выдавать одну историю с разных концов. Кстати, там есть возможность сыграть и за повстанцев - это не вполне тривиально, и лучше заранее читните гайды, если хотите так сделать, но за "хороших" все-таки лучше поиграть после того, как один раз в другой жизни вы их всех запытали и перевешали - ощущения намного острее.

Tyranny. Логика зла

Игра ни секунды не дает забыть о том, что за мир вокруг, кто ты и откуда. К примеру, мы ведем переписку почтовыми голубями с коллегами по нелегкой работе вершителя. Твои корреспонденты - коллеги и сослуживцы - отличаются характером, складом интеллекта, опытом - эта функция совершенно не нужна с практической точки зрения, но она очень атмосферная и интересная, с огромным удовольствием лазал в корреспонденцию, почитать дискуссию о том, стоит ли сжигать библиотеки во славу Родины. Плюс к тому же, тебе постоянно припоминают решения из пролога, решения, сделанные по ходу игры, отношение к тебе меняется по итогу каждого шага. Вообще, в этом есть что-то... взрослое? Ну да. Суть ведь не в том, что ты можешь распорядиться о казни или принять взятку. Суть в том, что ты делаешь выбор и несешь ответственность. Враги не скажут "Ну ладно, я был плохишом, а больше не буду", а противоречия слишком серьезны, чтобы ты достаточно убедительно сказал "Мальчики, помиритесь", и все хорошие помирились и дружно отстегали по попке плохих раскаленной арматурой. Есть два стула, и ты можешь сесть на любой, но даже если параметра "Знания" хватило на принципиально иное решение, обломки пик и обрывки _не пик_ будут раскиданы по всей комнате немым укором.

Рудиментарное управление базой - на верхушке древней башни устроили аптекарский огород с алхимической лабораторией
Рудиментарное управление базой - на верхушке древней башни устроили аптекарский огород с алхимической лабораторией

Игромеханика довольно обычная для жанра, правда, есть несколько забавных фишек. Скажем, твоя репутация у разных фракций и героев влияет на некоторые способности и таланты. Запугал тех, обласкал этих - вот тебе комбо на каждый случай. Есть некоторый элемент строительства базы, необязательный, но тоже добавляющий колориту и полезный с точки зрения прохождения. Боевой геймплей... э-э-э-э... Просто сойдемся на том, что это не самая сильная сторона игры. Ничего особо ужасного, но довольно стандартно.

У "Тирании" есть пара дополнений, я настоятельно рекомендую играть с ними. Там пристроили несколько напрашивающихся фишек, типа коротких текстовых случайных сцен, добавили квестов сопартийцев и завезли отдельный небольшой сюжет в новой группе локаций.

Что меня, на самом деле, огорчило - игра явно готовилась навырост. Как минимум, напрашивается вторая часть, потому что многие вещи тут интригуют, но не получают развития. К тому моменту ты уже так очарован этим миром, что просто-таки руками разводишь, отчего же так мало.

И сделаю этой замечательной РПГ последний комплимент. Я бы с огромным удовольствием почитал полноценный художественный роман по "Тирании", правда, нанимать для этого придется не ремесленников, а действительно полноценного писателя.

Аберкромби вот справился бы. Да.

Автор Евгений Норин. Сообщество CatGeek!
Автор Евгений Норин. Сообщество CatGeek!
362362
199 комментариев

Главная проблема Тирании что это первый акт от полноценной игры. Она просто заканчивается ничем. Если уж Обсидианы не были уверены в том что игра про зло зайдет (а как мы видим по продажам не зашла), то и стоило остановится на камерной законченной истории.

63

Почему же? Она заканчивается тем что ты сдаешь Ярусы Кайросу либо бросаешь ему вызов.

12

хм, а у меня чет никакого ощущения не законченности не было когда прошел

4

Комментарий недоступен

30

Игра с сильным началом, провисающей серединой (что чуть не дропнул) и одним из самых сильных катарсисов в финале, среди игр. На самом деле, как завершенное произведение - великолепно, но пока не наступил конец, не покидало ощущение, что бюджета на игру не хватало и делали ее в спешке.
Но финал, лично в моем прохождении (проходил один раз) - 12 из 10

19

бюджета на игру не хватало

Авеллоний где-то писал, что Уркхарт взял большую часть денег выделенных на игру Парадоксами и пустил их на вторую часть Пилларсов.

10

Я просто теряюсь в догадках что могло вызвать хоть какие-то эмоции в концовке не говоря уже о таком восторге

2