Пост Блогом: Про Кота, которым управляет робот
Забавно потому, что игру действительно продавали как проект, где главный герой - кот, управляешь ты котом непосредственно, плюс столько разных активностей тут разрабы для него напридумывали, чтоб ты себя им на какое-то время почувствовал - вроде бы не должно оставаться вопросов, но... Пройдя игру невозможно ими не задаваться, особенно если с кошками ты знаком чуть больше, чем по картинкам в интернетиках.
И если Васильев просто недоумевает, почему было не сделать геймплейных элементов побольше, я пришел к выводу, что главный герой игры вообще не кот, а B-12, который этим котом манипулирует, дабы вспомнить, кто он и выйти на поверхность.
Именно B-12 включает коту светящиеся указатели в начале приключения, ведя его к себе, надевает на бродяжку неудобный рюкзак, заставляет искать свои воспоминания, раскиданные по всему городу и разговаривает с не всегда адекватными роботами, некоторые из которых от безделья впали в настоящую депрессию:
Именно ему нужно помогать жителям этого сотканного из отсылок массовой культуры подземелья, в обмен на информацию, нужен фонарик, чтобы видеть, куда идти. Его историю мы узнаем прежде всего по обрывкам его же воспоминаний, а кот - так, всего лишь удобное средство передвижения. Инструмент, благодаря которому можно попасть в закрытые места с решетками на окнах, пробраться в труднодоступные уголки районов и даже расположить к себе отдельных представителей этого пародирующего человеческое устройство общества.
Да, никто не мешает игроку отыгрывать кота, царапать тысяча и один коврик в каждой комнате, или завалиться поспать в особо ламповых и уютных для этого дела местах.
Вот только по сути, кот действительно лишь манипулируемое роботом средство достижения своих целей и без B-12 ни о каком приключении и речи быть не может. Коту же надо просто выбраться к своим братюням, и как бы не старались разработчики в кат-сценах сделать вид, что ему не похер на роботов, как по мне, выйдя на поверхность, рыжик забудет это всё, как страшный сон.
Сон в котором его ни разу не покормили, разок погладили, да и вообще вели себя местами очень агрессивно.
Единственное, во что я к концу поверил, так это в то, что именно к B-12 он почувствовал некую привязанность. И потому, что тот его много раз спасал, и прежде всего за то, что благодаря ему он наконец-то покинет столь стремное место.
Ну а что касается дрона, чья история связывает все отсылки того, из чего соткан этот мир, интересна она ровно до того момента, пока он не вспомнит главное в "Человейнике."
После этого эпизода, истории в Мидтауне кажутся уже более затянутыми, да и исследовать само пространство лично мне показалось немного скучно и не особо интересно. Возможно потому, что я знал уже из чего будет состоять дальнейшее путешествие и что ничего нового мне тут не откроется, возможно в целом потому, что этот район города чувствуется на порядок больше, в сравнении с уютными трущобами, а возможно, и даже скорее всего, просто потому, что ничего геймплейно нового, кроме пожалуй стелса от дронов, меня уже здесь не ждало, а поиск в труднодоступных местах обрывков необязательных воспоминаний и значков на рюкзачок не сильно вдохновляет. Но я продолжал этим заниматься скорее механически, привыкнув, что ничего другого игра, по сути, предоставить в геймплейном плане не может.
Стоит ли игра своего шума?
Подводя итог всему вышесказанному, стоит отметить, что история, где самым главным манипулятором среди животных всю игру манипулирует мелкий робот в своих целях - достаточно забавна. По крайней мере мне, далекому от любви ко всяким котикам, она пришлась по душе.
Возможно кошатникам и прочим сочувствующим игра именно из-за этого не придется по нраву, возможно они даже уйдут немного разочарованными после прохождения и своих обманутых ожиданий, но я в целом ушел довольным этой составляющей, потому как фишек взаимодействий с окружением по скрипту, где на каждый предмет кот может запрыгнуть, пошкрябать или уронить на открытых локациях, буквально сотни. Введены они были разрабами лишь для того, чтоб кот вел себя, как кот, и лично мне всех этих активностей даже хватило.
А вот что касается мира самих роботов, в который авторы понадергали всего популярного из массовой культуры, включая того же кота, словно забыв при этом привнести в него что-то уникальное и своё... Возможно им это было как раз и не нужно.
Маленький мир без солнечного света, в котором роботы медленно сходят с ума от вечной имитации человеческой жизни - наверное это и есть то уникальное и основное, что хотели показать авторы.
Точно неизвестно, обладают ли роботы человеческим сознанием, подобно B-12, или подражают своим двуногим создателям, забыли они про верхний мир или вовсе о нём не знали - всё это не так и важно. Ведь в ограниченном, замкнутом только на себе мирке они в конце концов забыли то, кто они, что они не одни, а мир не ограничивается этим маленьким, подземным, душным, больным и пронизанным упадком городом, доверху наполненном пережеванными уже сотню раз отсылками, которыми многие его жители и живут, в бесконечной темноте.
Да, чувство какой-то недосказанности и скомканности всей этой действительно интересной и мрачной истории ощущается сильным минусом после титров, особенно в игре, где основной упор сделан как раз на исследование мира. Лично я именно из-за этого большого минуса не смог сильно проникнуться ни миром, ни историей, и ни одним из представленных в игре персонажей. К тому же от повторяющихся геймплейных моментов устаешь, а разнообразия как в противниках, так и в их устранении очень недостаёт.
Но у игры есть и масса достоинств, проработанные под исследование котом открытые локации, визуально запоминающиеся яркие области и скрытые комнатки. Ситуаций забавных, опять же, много, да и художники тут поработали на все 200%, позалипать тут действительно есть во что.
Просто не покидает чувство, что и геймплей, и самое главное, история что основная, что мира, могли быть проработаны и раскрыты намного лучше.
Стоила ли игра такой волны шума вокруг её выхода?
Как по мне нет, но после написания этого текста я понял, что она не могла не выстрелить. Stray сделана так, чтобы понравится огромному количеству людей и с задачей она своей справляется прекрасно. Тут есть всё, начиная от милого кота, которым можно управлять, до мира постапокалипсиса переспавшего с киберпанком, доверху наполненного отсылками к массовой культуре. К тому же ей повезло стать ещё и флагманом новой подписки Playstation, вот только из-за волны предрелизного и послерелизного шума, после прохождения есть чувство, что где-то тебя обманули маркетологи (ну не главный герой тут кот), а где-то что-то важное забыли рассказать или нормально донести сценаристы. Для небольшого проекта, коим и является Stray - это простительно, но, как по мне, игру уж слишком переоценили, от чего мои ожидания от проекта были сильно завышены и их он, к сожалению, не оправдал.
Стоит ли игра того, чтобы потратить на неё пару вечеров?
Определённо да, только не ждите от нее слишком многого, да, по возможности, игнорируйте манипуляции маленького B-12.
Его воспоминания далеко не всегда будут информативны и интересны, а запрятаны они все в самых труднодоступных и скрытых местах райнов, поиск которых приведет лишь к усталости от исследования десятка тесных закоулков небольшого мира.
Да и вообще, я тут даже подумал, что идеальное время прохождение игры - это два часа реального времени, за что в игре дают даже ачивку. Потому как именно при таком прохождении главный герой игры именно кот, которому, по сути, только и надо, что покинуть этот странный мир без тунца и ласки, да найти свою банду котанов, которую он, надеюсь, обязательно встретил где-то там на поверхности.
Не расскажут игроку и о природе Зурков, местных мутировавших тварей, напоминающих хедкрабов из Half Life, не поведают о коричневой не то слизи, не то плесени
Уж извините, дальше не читал. В игре прямым текстом сказано о том, что это разработанные вручную бактерии задача которых была перерабатывать скопившийся в огромных количествах мусор. Но в какой-то момент они вышли из под контроля и начали поглощать все подряд, заодно подросли в биомассу которую мы можем наблюдать в игре.
А, то есть вся вот эта коричневая биомасса - это тоже Зурки? И глаза огромные в этой коричневой жиже просто мутация этих бактерий?
Если так, то эта часть претензий к миру действительно отпадает.
Ура. Не снобский обзор. Наконец-то
После Stray, почему-то потянуло в Ancestors
Визуал, звук - топ, геймплей - пресс икс ту мяу.