Пост Блогом: Про Кота, которым управляет робот

Предупреждение: Данный блог содержит некоторые спойлеры к игре про дрона B-12 и его кота-компаньона. Если по каким-либо причинам вы в игру не играли, данный текст может как отбить у вас это желание в принципе, так и побудить поиграть в игру с новой силой.

Сход снежной лавины - зрелище всегда завораживающее. Начинаясь с небольшого обвала снега на вершине, этот объем снежной массы по ходу движения вниз наращивается, достигая в скорости до тридцати метров в секунду, а снеговоздушный поток, создаваемый перед движущимся фронтом лавинной массы, наносит разрушения намного больше, чем снег и лёд, огромной волной скатывающийся с высочайших гор к их основаниям.

Пост Блогом: Про Кота, которым управляет робот

Шум вокруг выхода Stray в сети был похож на это природное явление, с той лишь разницей, что лавина постов в сети была вызвана вполне себе взрывом на её вершине.

Пост Блогом: Про Кота, которым управляет робот

Запущенный конкурс в официальном блоге Playstation: "Gamer Cats" побудил сначала десятки человек делиться фотками своих кошечек, смотрящих за хозяйской игрой за неделю до релиза Stray, а к моменту выхода игры уже весь твиттер погряз в фотках и видосах домашних животных, наблюдающих за рыжим протагонистом.

В созданном под это дело аккаунте в Твиттере уже больше трехсот твитов фото и видео, где домашние питомцы с интересом наблюдают за злоключениями рыжего бродяги, Granger, собрав всё, что мог из социальных сеток перед релизом Stray, набрал своей темой больше полутора тысяч плюсиков, ну а я, уже после схода этой волны и пройдя эту небольшую игру, вместо еженедельной темы Share of the Week (в которой я просто не знаю, как отмечать лучших кошек, пялящих в экраны 4К телевизоров, уж извините), попробую здесь сегодня разобраться, стоила ли игра такого шума.

Пост Блогом: Про Кота, которым управляет робот

Всем трямнейшего! Вы читаете «Пост Блогом». Пост личных впечатлений и рассуждений, прокаченный до блогового формата и выходящий во многом тогда, когда его автору приспичит поговорить.

Город отсылок.

Боже, вы сюда и Блока завезли...
Боже, вы сюда и Блока завезли...

После какого-то катаклизма на поверхности земли, подробности которого игрок так и не узнает, какая-то часть людишек была перемещена в огромный город под землей, где все они дружно и передохли от неизвестной болезни, о которой игроку в целом тоже никто не расскажет.

Сам лор у игры достаточно дырявый, все, что связано с историей этого мира будто бы забыли завести, а главными противниками Зурками, объясняется буквально вся х...тонь, вызывающая в игре вопросы.

Здесь вышли из под контроля Зурки. Все, что вокруг, тоже Зурки. Они в это мутировали. Да и вообще, если видите что-то непонятное - знайте - это Зурки. 
Здесь вышли из под контроля Зурки. Все, что вокруг, тоже Зурки. Они в это мутировали. Да и вообще, если видите что-то непонятное - знайте - это Зурки. 

Впрочем, в общих чертах то, что тут произошло, сценарист конечно к концу всего приключения объяснит, но основная история и дополнительные материалы будут крутиться вокруг бесхозных роботов, которые по обрывкам массовой культуры померших человеков, начали по мере возможности им подражать в течении очень долгих лет (возможно сотен), симулируя как поведение, так и общественный строй с классовым разделением, где в самом нижнем городе обязательно должны тусоваться бичи, помешанные фанатики и прочий скам, а чем выше к искусственным звездам и районам, тем больше присутствие всяких предпринимателей, работников градообразующего предприятия, да эстетствующих элементов.

Мидтаун вообще вобрал в себя массу хороших вещей, вплоть до тоталитаризма.
Мидтаун вообще вобрал в себя массу хороших вещей, вплоть до тоталитаризма.

Мир с этими вводными, получился хоть и местами очень атмосферным, ярким и даже уютным, особенно в самом нижнем районе, но совершенно безликим. Словно в него забыли или не захотели ввозить что-либо уникальное, присущее только ему, гоняя рыжего нарушителя спокойствия всех его обитателей по отсылкам, из которых весь город и состоит.

В шоу, кстати, не позалипать особо, но картинки "Своей игры" , к примеру, очень узнаваемы. Интересно даже, сохранили ли роботы категорию вопросов: "Кот в мешке"?
В шоу, кстати, не позалипать особо, но картинки "Своей игры" , к примеру, очень узнаваемы. Интересно даже, сохранили ли роботы категорию вопросов: "Кот в мешке"?

По телику знакомые программы и ток шоу, которые роботы переснимают неизвестно где, основной квест с "Аутсайдерами" - прямая отсылка на кинговские объединения детей и подростков, где группа не таких как все объединяются, дабы решить тайну их маленького городка. Попутно тут же будут отсылки и на Дока И Марти из "Назад в будущее", диджеи не то из клипов Дафт-Панка с огромными шарами вместо головы, не то из сериала "Я робот" (кстати кулхацкера Эллиота сюда тоже завезли) летающие дроны и хедкраб... простите, Зурки, из того же Half-Life (и всех проектов, где они фигурируют), танцующие брейк роботы под огромный битбокс на улице, прямиком из середины восьмидесятых, свой собственный язык у роботов, очень напоминющий язык дройдов из Звездных Войн, и даже огромные глаза в стенах из всего того, что я перечислять просто устану, непонятно правда как в этом городе оказавшиеся.

Ля, и это Зурки?!
Ля, и это Зурки?!

Но главное - не будет ничего уникального, кроме главного героя, который этот мир, сотканный из отсылок и цитат исследует, мастерски манипулируя попавшимся под руку несчастным котом.

Кот, как средство передвижения B-12.

Мяу...
Мяу...

Вообще забавно было по итогу прохождения, перечитывать вот это эссе Никиты Васильева, который не почувствовал себя котом:

Забавно потому, что игру действительно продавали как проект, где главный герой - кот, управляешь ты котом непосредственно, плюс столько разных активностей тут разрабы для него напридумывали, чтоб ты себя им на какое-то время почувствовал - вроде бы не должно оставаться вопросов, но... Пройдя игру невозможно ими не задаваться, особенно если с кошками ты знаком чуть больше, чем по картинкам в интернетиках.

И если Васильев просто недоумевает, почему было не сделать геймплейных элементов побольше, я пришел к выводу, что главный герой игры вообще не кот, а B-12, который этим котом манипулирует, дабы вспомнить, кто он и выйти на поверхность.

Именно B-12 включает коту светящиеся указатели в начале приключения, ведя его к себе, надевает на бродяжку неудобный рюкзак, заставляет искать свои воспоминания, раскиданные по всему городу и разговаривает с не всегда адекватными роботами, некоторые из которых от безделья впали в настоящую депрессию:

Пост Блогом: Про Кота, которым управляет робот

Именно ему нужно помогать жителям этого сотканного из отсылок массовой культуры подземелья, в обмен на информацию, нужен фонарик, чтобы видеть, куда идти. Его историю мы узнаем прежде всего по обрывкам его же воспоминаний, а кот - так, всего лишь удобное средство передвижения. Инструмент, благодаря которому можно попасть в закрытые места с решетками на окнах, пробраться в труднодоступные уголки районов и даже расположить к себе отдельных представителей этого пародирующего человеческое устройство общества.

Пост Блогом: Про Кота, которым управляет робот

Да, никто не мешает игроку отыгрывать кота, царапать тысяча и один коврик в каждой комнате, или завалиться поспать в особо ламповых и уютных для этого дела местах.

Отдельные комнаты очень атмосферны.
Отдельные комнаты очень атмосферны.

Вот только по сути, кот действительно лишь манипулируемое роботом средство достижения своих целей и без B-12 ни о каком приключении и речи быть не может. Коту же надо просто выбраться к своим братюням, и как бы не старались разработчики в кат-сценах сделать вид, что ему не похер на роботов, как по мне, выйдя на поверхность, рыжик забудет это всё, как страшный сон.

Сон в котором его ни разу не покормили, разок погладили, да и вообще вели себя местами очень агрессивно.

Единственное, во что я к концу поверил, так это в то, что именно к B-12 он почувствовал некую привязанность. И потому, что тот его много раз спасал, и прежде всего за то, что благодаря ему он наконец-то покинет столь стремное место.

А ночь воняет блудом и нечистой совестью...
А ночь воняет блудом и нечистой совестью...

Ну а что касается дрона, чья история связывает все отсылки того, из чего соткан этот мир, интересна она ровно до того момента, пока он не вспомнит главное в "Человейнике."

После этого эпизода, истории в Мидтауне кажутся уже более затянутыми, да и исследовать само пространство лично мне показалось немного скучно и не особо интересно. Возможно потому, что я знал уже из чего будет состоять дальнейшее путешествие и что ничего нового мне тут не откроется, возможно в целом потому, что этот район города чувствуется на порядок больше, в сравнении с уютными трущобами, а возможно, и даже скорее всего, просто потому, что ничего геймплейно нового, кроме пожалуй стелса от дронов, меня уже здесь не ждало, а поиск в труднодоступных местах обрывков необязательных воспоминаний и значков на рюкзачок не сильно вдохновляет. Но я продолжал этим заниматься скорее механически, привыкнув, что ничего другого игра, по сути, предоставить в геймплейном плане не может.

Других плюшек у нас для вас нет.
Других плюшек у нас для вас нет.

Стоит ли игра своего шума?

Подводя итог всему вышесказанному, стоит отметить, что история, где самым главным манипулятором среди животных всю игру манипулирует мелкий робот в своих целях - достаточно забавна. По крайней мере мне, далекому от любви ко всяким котикам, она пришлась по душе.

Возможно кошатникам и прочим сочувствующим игра именно из-за этого не придется по нраву, возможно они даже уйдут немного разочарованными после прохождения и своих обманутых ожиданий, но я в целом ушел довольным этой составляющей, потому как фишек взаимодействий с окружением по скрипту, где на каждый предмет кот может запрыгнуть, пошкрябать или уронить на открытых локациях, буквально сотни. Введены они были разрабами лишь для того, чтоб кот вел себя, как кот, и лично мне всех этих активностей даже хватило.

Елистратову, кстати,  можно было бы и добавить подобную гифку к началу своего обзора.

А вот что касается мира самих роботов, в который авторы понадергали всего популярного из массовой культуры, включая того же кота, словно забыв при этом привнести в него что-то уникальное и своё... Возможно им это было как раз и не нужно.

Маленький мир без солнечного света, в котором роботы медленно сходят с ума от вечной имитации человеческой жизни - наверное это и есть то уникальное и основное, что хотели показать авторы.

Точно неизвестно, обладают ли роботы человеческим сознанием, подобно B-12, или подражают своим двуногим создателям, забыли они про верхний мир или вовсе о нём не знали - всё это не так и важно. Ведь в ограниченном, замкнутом только на себе мирке они в конце концов забыли то, кто они, что они не одни, а мир не ограничивается этим маленьким, подземным, душным, больным и пронизанным упадком городом, доверху наполненном пережеванными уже сотню раз отсылками, которыми многие его жители и живут, в бесконечной темноте.

Да, чувство какой-то недосказанности и скомканности всей этой действительно интересной и мрачной истории ощущается сильным минусом после титров, особенно в игре, где основной упор сделан как раз на исследование мира. Лично я именно из-за этого большого минуса не смог сильно проникнуться ни миром, ни историей, и ни одним из представленных в игре персонажей. К тому же от повторяющихся геймплейных моментов устаешь, а разнообразия как в противниках, так и в их устранении очень недостаёт.

Но у игры есть и масса достоинств, проработанные под исследование котом открытые локации, визуально запоминающиеся яркие области и скрытые комнатки. Ситуаций забавных, опять же, много, да и художники тут поработали на все 200%, позалипать тут действительно есть во что.

Просто не покидает чувство, что и геймплей, и самое главное, история что основная, что мира, могли быть проработаны и раскрыты намного лучше.

И да, фоторежима в этой игре тоже сильно не достает.
И да, фоторежима в этой игре тоже сильно не достает.

Стоила ли игра такой волны шума вокруг её выхода?

Как по мне нет, но после написания этого текста я понял, что она не могла не выстрелить. Stray сделана так, чтобы понравится огромному количеству людей и с задачей она своей справляется прекрасно. Тут есть всё, начиная от милого кота, которым можно управлять, до мира постапокалипсиса переспавшего с киберпанком, доверху наполненного отсылками к массовой культуре. К тому же ей повезло стать ещё и флагманом новой подписки Playstation, вот только из-за волны предрелизного и послерелизного шума, после прохождения есть чувство, что где-то тебя обманули маркетологи (ну не главный герой тут кот), а где-то что-то важное забыли рассказать или нормально донести сценаристы. Для небольшого проекта, коим и является Stray - это простительно, но, как по мне, игру уж слишком переоценили, от чего мои ожидания от проекта были сильно завышены и их он, к сожалению, не оправдал.

Стоит ли игра того, чтобы потратить на неё пару вечеров?

Определённо да, только не ждите от нее слишком многого, да, по возможности, игнорируйте манипуляции маленького B-12.

Его воспоминания далеко не всегда будут информативны и интересны, а запрятаны они все в самых труднодоступных и скрытых местах райнов, поиск которых приведет лишь к усталости от исследования десятка тесных закоулков небольшого мира.

Да и вообще, я тут даже подумал, что идеальное время прохождение игры - это два часа реального времени, за что в игре дают даже ачивку. Потому как именно при таком прохождении главный герой игры именно кот, которому, по сути, только и надо, что покинуть этот странный мир без тунца и ласки, да найти свою банду котанов, которую он, надеюсь, обязательно встретил где-то там на поверхности.

Пятерка скриншотов игры, не поместившихся в блог:

Пост Блогом: Про Кота, которым управляет робот
Пост Блогом: Про Кота, которым управляет робот
Пост Блогом: Про Кота, которым управляет робот
Пост Блогом: Про Кота, которым управляет робот
Пост Блогом: Про Кота, которым управляет робот

Саундтрек блога: Stray Cats - Stray Cat Strut

Для тех, кому почему-то не хватило геймплея из игры в блоге.
659659 открытий
8 комментариев

Не расскажут игроку и о природе Зурков, местных мутировавших тварей, напоминающих хедкрабов из Half Life, не поведают о коричневой не то слизи, не то плесени

Уж извините, дальше не читал. В игре прямым текстом сказано о том, что это разработанные вручную бактерии задача которых была перерабатывать скопившийся в огромных количествах мусор. Но в какой-то момент они вышли из под контроля и начали поглощать все подряд, заодно подросли в биомассу которую мы можем наблюдать в игре.

Ответить

А, то есть вся вот эта коричневая биомасса - это тоже Зурки? И глаза огромные в этой коричневой жиже просто мутация этих бактерий?

Если так, то эта часть претензий к миру действительно отпадает.

Ответить

Ура. Не снобский обзор. Наконец-то

Ответить

После Stray, почему-то потянуло в Ancestors

Ответить

Визуал, звук - топ, геймплей - пресс икс ту мяу.

Ответить