Как устроен мир господина Бранте

Разберемся во всех нюансах империи и погрузимся в жизнь и страдание вместе!

Как устроен мир господина Бранте

В 2021 году вышла визуальная новелла «Жизнь и страдания господина Бранте», в которой нам рассказывают историю одного героя в мире, где можно умереть аж 4 раза, а на весь известный континент развалилась одна большая империя, но как же она пришла к тому виду на начало игры?

Роль это боль

Мир Бранте именуется Талисманом и первоначально является ролевой игрой живого действия, то есть люди собирались где-то, переодевались в своих персонажей и напрямую отыгрывали их.

Сама ролевая серия зародилась в 90-ых в Красноярске. Информации о первых четырех играх нет, разве что все они работали по принципам ролёвок того времени: сюжет, лор и мир – условности, которые не должны отвлекать от главного – победы, а мастеру было важно не рассказать историю, а создать интересную соревновательную ситуацию, которая разыграла бы азарт у игроков. «Талисман 5» создан в 1998 году и был уже не совсем такого типа — в игре появился сюжет, у персонажей появились индивидуальные истории, которые сплетались друг с другом. И хоть главный концепт оставался, изменения виделись невооруженным глазом.

В 1999 году был создан «Талисман 6», построенный вокруг концепции «игра-город» — отныне вся ролевая игра была смоделирована вокруг некого населенного пункта, что позволяло удобнее концентрировать локации, ведь теперь не нужно отыгрывать поле как целую империю и городские отыгрыши выглядели куда логичнее и живее.

Следующая игра серии вышла в 2003 году и называлась «Эпохой Возрождения». Именно тогда оформились главные принципы ролевки, которые противоречили ранним проектам:

  • Главное в игре – сюжет.

  • У каждого игрока должен быть свой собственный, придуманный мастером персонаж.

  • На игре важны взаимодействия «игрок-игрок» и неприемлемы «игрок-мастер». Все мастера, по возможности, на игре выступают как модераторы.

Перед восьмой частью был создан проект 7.5, где игроки уже заранее знали трагичный финал и никак не могли его изменить. Беспомощность, ощущение того, что один человек не может управлять своей судьбой, но может проявлять стремление к этому.

Фото с одной из ролевок по Талисману
Фото с одной из ролевок по Талисману

Следующие две части тоже были по-своему интересны. В восьмой, например, игроки были жителями провинциального городка, где все духовные вопросы отдавали священникам, которые вели свою паству прямиком к страшному и чудовищному «спасению» их душ, а главная суть была в душевной боли, которую переживали персонажи, и которая побуждала на принятия различных решений. В девятой части главной концепцией была «связь времен», когда днем все жили настоящим, а ночью происходили сцены из прошлого.

В 2014 году вышел «Талисман 9.5» Реквием, который закончил историю мира, об этом уже в конце.

Аркны создают империю

Последнее событие в источнике датируется 1172 годом — спустя 46 лет после конца игры, но до этого еще надо дойти.

Был в начале Бог-создатель, ну и по классике он создал мир, оставив в его середине огромный столб, чтобы все знали, кто тут главный! А в конце сделал себе детей, среди которых были и Близнецы, после чего ушел на пенсию.

Дети развлекались как могли, и по итогу решили наполнить мир жизнью. Близнецы создали аркнов — идеальных существ, высоких, стройных, сильных, здоровых и долгоживущих, были еще и люди — жалкое подобие аркнов, которые могли лишь стремиться к их совершенству.

Остальные боги были не так круты и их расы созданы с дефектами. Венги — краснокожие, умеющие лишь усердно работать, но не видящие ни красоты мира, ни величие Бога, ал-атари — змееподобные существа, искусные маги и ученые, но мягкотелые и болезненные, и скрайды — звероподобные зеленые существа, настоящие воители, но абсолютно лишенные рассудка и здравого смысла.

Близнецы
Близнецы

Где-то в 500 году до основания Империи (далее — до о. и.) у аркном появляются поселения — они, как-никак, идеальны, поэтому развитие у них происходит куда быстрее. В 315 году до о. и. создается Этерна — вечный город, который станет столицей всей империи. Спустя 25 лет образуется централизованное государство, которым управляют цари, а все законы высекаются на 12 столбах. Ничего не напоминает?

Позже, царей, конечно, свергнут знатные рода, и начнется период республики. Теперь страной правят два консула, которых меняют каждый год. Следующие лет так 250 государство Аркнов будет жить обычной античной жизнью: подавлять восстания, воевать с соседями и разбираться внутри страны, чей же род круче. Из личностей упоминается лишь Джориан Темпест — мудрец, который изобрел деньги

Все это продлилось до 10 года до о. и., когда племена скрайдов напали на аркнов. Мало того, что сами по себе скрайды были намного более искусными войнами, так еще и брали большинством. И все могло бы кончиться иначе, если бы не Джориан Темпест (не тот, что изобрел деньги), который, обороняя уже Этерну, решил открыть ворота, завлечь туда всех врагов, а потом поджечь. Да, от столицы, конечно, почти ничего не осталось, но всё это нюансы — враг-то разбит! Сенат, не колеблясь, наделяет его титулом императора-главнокомандующего, и дарует должность Великого Консула пожизненно, правда, насладиться почестями он едва ли успел, и умер в тот же год от тяжелых ран, но род Темпестов возвысился.

Ко власти приходит младший брат Джориана — Корнелий, и тут же упраздняет республику, объявляя наследственную власть. Народ, впрочем, не то чтобы сильно обиделся, скорее, наоборот — гулял аж три дня. Расстроились, пожалуй, только Миланиды — один из пяти знатных родов, который всегда оппозиционно относился к Темпестам. В любом случае, единственный заговор, что был предпринят, раскрыли.

Корнелий за все свое правление решил многие проблемы империи, а так же значительно расширил свои земли, покорив почти все племена, и только народ венгов остался им непобежденным. В 23 году после о. и. в битве трех армий (название пошло от того, что на стороне империи были уже союзные силы ал-атари) войска Корнелия были разбиты, а сам он, словно Гатс в лучшие годы, почти в одиночку разбил всю армию, но пол от рук коварного убийцы.

Власть должна была перейти 300-летнему Джориану-изобретателю, прославившемуся еще будучи консулом, но он от нее отказался и бразды правления перешли сыну Корнелия, которого тоже звали Джориан (с именами у Аркнов была явная проблема). Правил он аж 150 лет, эти годы назвали Золотым Веков — войн при нем не было, города отстраивались, развивалась философия, естественные и точные науки, магия. Круто и скучно он правил до 172 года, а потом спокойной умер во сне в почетном возрасте 427 лет.

Как устроен мир господина Бранте

Следующим императором был Транк I, который подавал большие надежды, но в результате заговора Миланидов был жестоко убит, сестра Транка Джулия хотела взять власть в свои руки, но люди в доспехах такого не оценили и быстро женщину убрали, поставив молодого и перспективного Глэда I, который на своей коронации поскользнулся и умер. Тяжелый рок судьбы.

В 183 году империя решила снова пойти на венгов. Император Эйрик I назначил Чара Милонида полководцем армии, которой предстояло наконец уничтожить этот назойливый народ. Венги славились сильнейшей магией, поэтому, проигрывая генеральное сражение, сотворили Великое Заклинание Обратного Зеркала. Не понятно, в чем была суть этого фокуса, но в любом случае он не сработал как надо:

И от Менгира отделилась фигура, высотой равная менгиру, и было у нее два лица, одно страшнее другого, а в руке пылала радуга, и кто видел эти лица падали замертво, и не познали перерождения. Позднее эту фигуру назовут Двуликим. Автор сего труда считает, что это Близнецы явили миру свой божественный лик, лично покарав нечестивцев, как позже явят они свой лик человеческий, чтобы воздать праведникам.

Монстр был неконтролируемым, поэтому аркнам пришлось отступить, правда, венги тоже были разбиты, а позже вообще еще и прокляты Двуликим, посему стали горбатыми и разучились творить магию.

Через два года Миланид снова вторгнется в эти земли, но уже в этот раз придет с победой. Захваченные земли Чад называет Магрой, что с аркнийского переводится как «последняя», теперь вся суша под контролем Блаженной Империи, а Магра — гнездо рода Миланидов.

Карта империи. Магра - самая нижняя.
Карта империи. Магра - самая нижняя.

В 187 году были введены суды чести, который регулировал правила поведения дворян. Одним из наказаний был так называемый Божий Суд — дуэль, проигравший в которой умирал навсегда, что даже показано уже в игре.

Следующая заметка датируется аж 410 годом — спустя почти 250 лет. В ней рассказывается о нашествии скрайдов, которое с трудом было отражено, а довольный император Эйрик I, узнав об этом, благополучно умер. После него был Урбан I, который так любил шахматы, что скончался за одной из партий в 623 году. Новым императором стал Эйрик II.

Возвращение Близнецов

Одно из самых знаменательных событий мира произошло в 700 году, когда со сверкающего столпа спустились две фигуры — это были Близнецы, решившие лично распространять свою веру. Младший пошел в Магру, где уже тогда открыто позволял гонения на Близнецов Агавл Миланид. Очевидно, что по пришествию одного из братьев, проконсул начал сдавать позиции, что его сильно разозлило, и он решил пойти ва-банк:

Проконсул же Агавл, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику храма лже-богини Амелькарты, чтобы тот велел всем жителям — и людям, и венгам, и ал-атари -- сел и деревень близ Анизотти, столицы провинции Магра: кто найдет следующих Учению, и мужчин и женщин, тех, связав, приводить в Анизотти <… >

И те люди, и венги, которые уже поклонялись Младшему, приведены были на площадь, и палач уже вострил топор, ибо проконсул приказал казнить их прилюдно, дабы устрашить усомнившихся и преклонивших слух свой к Вере Единственной.

В назначенный час Агавл, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте, и привел сына своего, Чара, дабы тот возрадовался смерти и крови

Житие Младшего, сына Господа, великого Воина и Судии

Все бы ничего, но Младший был все-таки богом, поэтому поразил Агавла, и он был съеден червями, а с ним еще примерно 12 тысяч, что не покаялись. Так, в очередной раз, добро победило: Магра уверовала, бывший капитан стражи Игнатий стал пророком, а Чад (он же Чар в источнике) Миланид навсегда возненавидел Близнецов.

По итогу, веру приняли не все: венги, скрайды и атари не «изжили в себе грех» и продолжали поклоняться лже-богам. Последние больше всех были в сомнениях, от чего стали условно разделяться на 2 народа — ал-атари (верных) и ар-атари (неверных), вторые внезапно вымерли спустя примерно 100 лет.

Как устроен мир господина Бранте

Род Темпестов еще больше усиливал власть. Теперь, если регалии брал кто-то не императорской крови, то он немедля падал замертво, если это делал не старший из рода, то он сходил с ума.

Земной путь Близнецов был окончен в 733 году, через год был проведен первый первый церковный собор, собравший клириков со всей империи, на котором принято множество важнейших решений.

Магия запретили, все колдуны должны были от нее отречься и принять Близнецов, а для тех, кто это не сделает, была создана Святая Инквизиция. Бежавшие волшебники создали свое государство — Магократию. Позже будут еще соборы, где сформируют Орден Святых Воителей (который вскоре распустят из-за мятежных настроений) и канонизирует священные тексты.

В 827 году Эйрик II умирает, власть должен был занять его сын Эйрик III, но внезапно возрождается Глэд I (тот, что умер на своей коронации) и заявляет свои претензии на престол, на что, конечно, получается отказ. Начался период двоевластия.

Этим периодом воспользовался тот самый Чар Миланид, который сам объявил себя императором, однако его войска потерпели поражение и ему пришлось отступить в столицу Магры — Анизотти. В это время Эйрик III все же решился пройти испытание регалиями и сошел с ума. Период двоевластия окончен — Глэд I снова стал императором.

В 832 году началась полугодовая осада Анизотти. На шестой месяц город был взят благодаря великому заклинанию антимагии, что сотворили жрецы империи. Ещё месяц войска Империи осаждали дворец Чара Миланида, и в конце-концов, он был разрушен, а главный бунтовщик казнен.

На сколько лично Чар Миланид повлиял на уничтожение Магры не ясно. По официальной версии, чуя неминуемое поражение, он иссушил земли своими заклинаниями, однако как он это сделал под антимагией? Вполне возможно, что это лишь часть имперской пропаганды против ненавистного рода, а земли подверглись разрушению в результате бесчисленных войн. В любом случае, Миланиды остались у власти с толикой ненависти к Темпестам.

Примерно в это же время происходит церковный раскол, а в результате серьезных конфликтов по стране прошли погромы — венги и ал-атари были почти истреблены, те, что остались — изолированы.

В 945 году Глэд I отрекается от престола в пользу сына Уттера I, а сам бесследно исчезает. Новый император желал решить проблему с Миланидами, поэтому проконсулом Магры впервые назначили Темпеста. Дворяне в ярости, ведь это серьезное покушение на их древние права — ситуация накаляется.

Близнецы, чтобы решить очередные мирские проблемы, даровали патриарху Магрии росток Белого древа, который он бережно посадил в Анизотти.

Дерево начало расти, и исходила от него такая благость, что вся скверна начала из Империи исчезать. И чем выше становилось дерево, тем меньше тварей Лже-богов оставалось в землях Аркнов.

В 970 году вымерли ал-атари и венги, позже в империи вымерли почти все маги — они просто перестали рождаться. И вот, в 1078 году ко власти приходит новый император — тот самый Уттер II.

В 1095 году происходит второй церковный раскол — патриарх Фома проповедует о равенстве сословий. Молодежь тем временем начала извращаться и интересоваться ал-атари, проводя целые вечера в их стиле, как эта делала Октавия Миланид.

Император Уттер II (слева) и Октавия Миланид (справа)
Император Уттер II (слева) и Октавия Миланид (справа)

В 1128 году научились применять порох для взрывов, тогда же его начали использовать в шахтах, и почти тогда же там произошел первый несчастный случай, из-за чего многие работники погибли.

Смута. После Бранте.

В Магре начинает появляться почва для восстания. Некая простолюдинка Софья, сбежавшая от аркна Дория Оттона, всю жизнь питалась ненавистью к уделам и дворянству в частности. Благодаря своим магическим способностям она организовала кружок в Этерне, а позже поймана тайной канцелярией, но, совершив сделку с начальником Фелиппе, была освобождена и вернулась в Анизотти, где тайно продолжала готовить восстание. И в 1146 году оно все же свершилось.

Восстание имело большое влияние, ведь недовольные были с каждого сословия. Простолюдины устали от гнета, священники все чаще обращались в новую веру, отрекаясь от уделов, а дворян не устраивал наместник Гай Темпест, управлявший землями Миланидов. В общем, бунт имел все шансы на успех…

Как устроен мир господина Бранте

Однако ему не суждено было сбыться. Да, Гай Темпест смог отвоевать титул наместника, а Софья со своими единомышленниками ушла в подполье, где обсновала организацию «Земля и Воля» (или «Последняя капля» — название разнится).

Новые проблемные времена империи, именуемые смутой, начались в 1150 году, когда на земли аркнов высадились отряды магократов, в ответ на это Уттер II отправил сильнейшие легионы. Было дано сражение, названное Битвой Песчаный Демонов, которое империя с треском проиграла. Народ, узнавший об этом, штурмом взял дворец императора, но не найдя монарха, принялся громить столицу. Этим воспользовалась Софья, объявив об отмене привилегии высших сословий, и призвав простолюдинов устанавливать новый порядок. К восстанию начали присоединяться целые провинции, лишь юго-восточные земли, включая Магру, сохраняли верность короне.

Армия Магократии, тем временем, подошла к Анизотти, но не смогла взять город из-за Белого древа, которое блокировало магию. Волшебникам пришлось пойти на переговоры с империей. Переговаривались они уже, правда, с новым правителем — Джорианом III, который, не знав состояние Уттера II, решил рискнуть и пройти проверку регалиями. Как оказалось, уже бывший император был схвачен повстанцами, те его, конечно, не убивали, поэтому гордый монарх умер сам — его хватил удар от наглости революционеров.

Примерно за год Джориан III смог полностью подавить восстание и вернуть контроль над всеми землями. И все бы ничего, если б не Миланиды — герцог Агавл IV (угадайте, с какой фамилией), по всей видимости, примкнув к Магократии, убил императора. Новым правителем стал Флавий I, который первым же указом приказал уничтожить всех Миланидов до 7 колена, теперь этот род не мешал государству, но появились проблемы серьезнее.

Софья и Гай Темпест
Софья и Гай Темпест

В 1151 году в Анизотти все чаще начали наблюдать мужчину, который называл себя Старшим. В один из дней его нашли мертвым под Белым древом, которое, после этого, иссохло. Всем было трудно поверить, что некий старик действительно был Старшим, ведь до этого Близнецы являлись в образе аркнов, а не людей. В любом случае, великого божьего дара теперь нет — Боги отвернулись от империи.

Также еще большую популярность начали получать общины атари. Люди и аркны с необъяснимым интересом готовы были перерождаться в телах почти что вымершего народа.

Флавий I поставил во главу правительства Гая Темпеста, который следующие 8 лет занимался ликвидацией последствий бунта. Великий канцлер одновременно мог сжигать целые города или с легкостью идти на переговоры.

К 1166 году на пятнадцатый год своего нахождения у власти, Темпест-Марк сумел подавить все восстания, уничтожить заговорщиков среди дворян, прекратить церковный раскол, разбить войска интервентов. Был полностью уничтожен род Миланидов, из которого вышел убийца императора, после чего успокоились и стихии.

Можно сделать вывод, что Флавий I был человеком агрессивным и не совсем предсказуемым. Так, например, он развелся с женой, когда та родила ему пару мальчиков и девочку, а Гая Темпеста освободил с должности канцлера и отправил отдыхать на моря. Самому императору отдыхать было некогда — в 1172 году Флавий объявил войну Магократии. Монарх лично повел войска в чужую страну, что, конечно, пагубно сказывалось на внутренних делах государства.

И вот несчастье — императора Флавия жестоко убивают свои же. Второй раз подряд гарант божественной воли Близнецов умирает от рук обычных подданных. Боги решили окончательно наказать смертных — следующий император Блаженной Аркнийской империи станет последним.

Страдания, философия, и конец мира

Перед тем, как перейти к финалу рассказа, стоит немного окунуться в концепт этого мира и то, как его представляют жители.

Дело в том, что мир Талисмана абсолютен. Времена республики были давно, да и никто о них уже не знает. Обычный простолюдин живет своей жизнью, не осознавая того факта, что может быть иначе. Впрочем, этот факт не осознает почти никто в империи, люди не знают о других религиях, государствах и далеких землях. Монарх — идеальная личность, убить его означает убить всю свою жизнь (ведь он и есть вся твоя жизнь).

Мировоззрение аркнов примерно такое же, за исключением одной вещи — они знают чуть больше об этом мире, и они точно знают, что они — победители. Все аркны — это самые высшие дворяне, которые сильны, умны и красивы. Они часто смотрят с высока на людей, ибо знают, что только аркны являются богоподобной расов, а все остальные — лишь прибавочный сброд.

Но вот что объединяет всех жителей, так это смерть. Да, в мире Талисмана умереть можно аж четыре раза, поэтому утонуть пьяным в реке, или же случайно упасть и свернуть шею не кажется чем-то страшным — где-то через месяц такой «мертвец» вернется с новеньким телом! Разумеется, умирать просто так никто не планирует, но, видимо, к вопросу жизни и смерти в империи относятся проще? К сожалению, нет.

Напомню, что этот мир абсолютен. Все знают, что бог есть, Близнецы часто могут проявлять свое присутствие, а когда кто-то познает одну из своих многочисленных смертей, то они напрямую их видят, и могут даже немного пообщаться, как это делал Бранте. Только вот боги не очень-то милостивы — они никому не обещали прощения, а значит, просто покаяться за своих грехи не получится. Согрешил — будешь отвечать. Как? Не понятно, но вечные муки никто не отменял.

Кстати, а что такое грех? А вот никто не знает! Близнецы не удосужились дать миру заповеди или хотя бы какие-то намеки на них, зато это сделала церковь, и вкупе с государством создали жестокую иерархическую систему, назвав ее уделами. Да, ты либо работаешь и страдаешь, либо правишь и наслаждаешься жизнью. Спустя время многие начинают понимать, что такое течение дел не является богоугодным.

Система уделов логически устаревает. Из простолюдинов начинают появляться предприниматели, те, по определению, не могут стать дворянами, но при этом по доходам они уже сильно богаче представителей той старой власти. И есть ли смысл в системе, если она уже ничего не предопределяет?

Сила Близнецов все еще пугает людей, но дальше так жить было нельзя. Да, в мире Талисмана часто поднимает проблема отчаяния и принятия неизбежного. Однако к концу истории люди задумались: "Если все мы грешны, то есть разница, что мы делаем?". За последние 100 лет империя пережила масштабные потрясения, возможно, потому что люди перестали бояться той безысходности, что идет от бога. Этот мир уже давно пошел к гибели, но наслаждается этим.

Многое Талисман взял из культового фильма «Седьмая печать» Бергмана, где по сюжету Смерть пришла к рыцарю Антонию Блоку, чтобы забрать его, но тот, в свою очередь, предложил партию в шахматы, в случае победы в которой, он мог бы остаться в живых.

Только вот обычному рыцарю не победить Смерть, что и осознавал Антоний, ему лишь нужна была отсрочка для поиска смысла жизни… а впрочем, чего это я тут распинаюсь, такой шедевр лучше посмотреть самому.

Как устроен мир господина Бранте

Ах да, чем же все кончилось?

Последний император Корнелий II был воплощением Младшего, увидев то, во что превратился этот мир, он обрек государство на так называемые «16 лет страданий». Хочу отметить, что Корнелий был довольно жесток и изощрен — каждый год он придумывал новые способы поиздеваться над людишками: то лишал их конечностей, то заставлял каяться 24/7, сжигал им дома и все предметы роскоши и культуры. И на 16-ый год начался суд.

И начал император Корнелий свой поход из Этерны, с самого севера и двигался на юг, верша Суд над всем живым и неживым, видимым и невидимым. И разрушал по пути все города, замки и селения. И если ему не оказывали сопротивления – то смерть для богатого и бедного, простого и знатного — была легка и желанна, а если оказывали – то страданиям не было конца. И живые завидовали мертвым, но не обретали смерть.

Анизотти был последним городом, куда пришел император. В общем-то, «Талисман 9.5» и был про это — люди ждали своей гибели в последнем оплоте империи, пытаясь найти хоть какую-то надежду на спасение.

Когда Младший вошел в столицу Магры, горожане дали бой. Очевидно, потерпев поражение, Корнелий II решил воскресить жителей и дать им возможность вновь прикоснуться к Белому древу и попрощаться с этим миром. Последним умер сам бог, который все это создал.

Занавес. Как вы могли понять, за миром одного лишь господина Бранте скрывается философский трактат о смерти, культуре, искусстве и безысходности. Надеюсь, что после прочтения вас заинтересует это мир и вы захотите узнать о нем чуть больше. Для этого советую вам почитать фандом игры, группу вк, статью мастера и автора игры. Ну а также подписывайтесь на меня, чтобы не пропустить новые лонги!

Как устроен мир господина Бранте

А на этом история мира закончилась. Конечно, есть еще много вопросов, но ответа мы не получим. Впрочем, задать вопрос даже важнее.

340340
78 комментариев

Жесть, что творилось в 12 веке в Красноярске

64

По-моему, Бранте - это шедевр от мира визуальных новелл. После неё, как после хорошей книги - ощущаешь какое-то внутреннее удовлетворение. Жаль, что из-за ситуации в мире, у студии начались проблемы и последнее, что они выпустили - это очень не очень качественная поделка "Праздник"

32

Но, то тот кто придумал шкалу "выносливости" мудак ебанный

29

Они повторили ту же ошибку, что и авторы первого Beholder'а - чрезмерно усложнили игру. Там даже с подсказками того, к чему приводит тот или иной выбор, весьма непросто добиться благополучного исхода (у меня так и не получилось, игра раньше приелась). А уже если играть по-честному, не представляю как это сделать без чужой помощи или бесконечных save&load.

Может, конечно, это и была цель авторов - добиться того, чтобы игрок оказался в своеобразном цугцванге и осознал, что в жизни не всегда есть возможность победить, какие бы ты усилия для этого ни прикладывал. Но всё равно остался осадок словно ты не прошёл игру, а получил промежуточную концовку, вроде тех, что были в Фаренгейте.

18

Это, кстати, забавно что студия помимо Бранте выпустила только трефовые браузерные и мобильные игры. Бранте явно была просто отдушиной для разработчиков. Надеюсь, что все же они решатся еще что-нибудь подобное выпустить

9

"Праздник" просто бесплатная мини-игра, сделанная чтобы четко зафиксировать свою позицию по отношению к нападению РФ на Украину. Странно ее оценивать как полноценную игру, за которую берут деньги, пусть даже и относительно нишевую.

2