Hexen II, "... я иду тебя искать..."

Подтягиваем, вспоминаем и играем в мрачный и олдовый Hexen 2

Hexen II, "... я иду тебя искать..."

Сфера Хаоса, источник могущества Фантома, воскресила Темных Властителей, которые жаждут расплаты. Увы, у меня нет сомнений в том, что наступило время моей смерти. Я приготовил оружие для последней схватки, и молюсь, чтобы моя смерть не была напрасной. Кто-то должен уничтожить Фантома.

Сегодня я решил напомнить про этот готичный и мрачный классический FPS, который продолжает историю о великом противостоянии людей с мерзкими всадниками Апокалипсиса и их приспешниками. Пусть Hexen 2 уже старенький, но он до сих пор вполне себе крепкий и по-настоящему суровый.

☥ Немного об игре ☥

Hexen 2 вышла в августе 1997 года, а разработкой игры занималась так же студия Raven Software, которая выпустила и первые две игры. На этот раз, игра предстанет перед нами в настоящем 3D и будет использовать всю мощь движка id Tech 1 (Quake 1). Сюжет игры продолжает историю первых двух игр, ведь, как мы помним, разобраться получилось пока только с двумя всадниками Апокалипсиса.

Много лет назад исчадия Тьмы почти уничтожили один некогда прекрасный мир и оставили править его остатками младшего всадника Д’Спарила. Раса эльфов-еретиков (Сидхов) продолжила сопротивление и Корвус, один из еретиков, сумел пробраться в Город Проклятых - в самое логово Д’Спарила. В схватке он одержал над ним победу, уничтожив монстра и освободив свой мир от Зла.

Следующей жертвой стал мир Кронос, населённый в основном людьми. Править им оставили второго всадника - Коракса. От рук трех героев пала и эта тварь. Теперь же пришла пора отправиться в мир Тириона и расправиться с третьим всадником - Эйдолоном (Фантомом, в русских "локализациях"). Дело это непростое, ведь ему служат свои, эдакие мини-всадники Апокалипсиса. Что интересно, каждый из четырех мини-всадников находится в своем уникальном континенте. Поэтому мы побываем на локациях средневековой европейской, мезоамериканской, древнеегипетской и греко-римской тематики. Я считаю это огромным плюсом, так как локации в игре по-своему становятся уникальными. Сами боссы так же визуально будут соответствовать обстановке вокруг.

Как было подмечено ранее, игра базируется на весьма технологичном на то время id Tech 1 и теперь все вокруг будет в честном 3D. Что можно сказать о визуальной составляющей Hexen 2? В данном случае, наверное, лучше сравнить ее с играми того же года выпуска. В этом же году, чуть позже, вышел Quake 2 и тут уже он забирает пальму визуального первенства, но оно и понятно. Но так же были такие проекты как Redneck Rampage, Blood, Nightmare Creatures, Dark Forces 2: Jedi Knight и др. Вот с ними Hexen 2 мог еще посоперничать. Если говорить о графике игры в целом, то на мой взгляд, игра полностью визуально соответствовала своей тематике и атмосфере. Темные, сырые и некомфортные локации, несколько угловатые монстры, мерзкие пауки (которых в игре аж несколько видов и размеров), разбросанные вокруг кости, гниющие трупы, надгробия, натыканные тут и там, все это придает Hexen 2 особую гнетущую готическую атмосферу. Raven Software всегда умела очень грамотно и искусно работать с той технологической базой, которая попадается под руку. Взять хотя бы Shadowcaster или MageSlayer, для примера. Даже сейчас можно заметить несколько относительно новых проектов, которые подозрительно точно повторяют визуальный стиль Hexen 2. Все-таки мода иногда возвращается.

Геймлейно Hexen 2 не далеко ушла от старших братьев. Тут мы так же можем выбрать одного из четырех героев с уникальными качествами (Паладин, Крестоносец, Некромант и Ассасин). От этого выбора во многом будет зависеть стиль игры, так как каждый персонаж обладает своим набором оружия и умениями. Даже одни и те же активные предметы персонажи используют по-своему. Например, один персонаж закидывает мину далеко вперед, другой же ставит ее около себя, в надежде быстренько покинуть место детонации, подорвав при этом врагов в зоне поражения. Для прохождения локаций нам потребуется выполнить ряд некоторых действий, для этого необходимо находить специальные puzzle-предметы. Причем эти задания могут быть многоуровневыми: находим один предмет, применяем его куда-нибудь, там будет другой нужный нам предмет и т.д. Все это в целом может напоминать некие квест-элементы, что весьма и весьма увлекательно. Ловушки, секретные комнаты и тайные проходы, все это в Hexen 2 на месте. В игре очень запутанные локации, а заблудиться проще простого. К каждому типу врагов необходим свой подход, а на максимальном уровне сложности некоторые бои потребуют грамотного тактического планирования (в особенности бои с боссами). Отдельно стоит упомянуть замечательное звуковое и музыкальное исполнение. Все вышесказанное придает Hexen 2 особую пугающую атмосферу безысходности, погружая игрока в мир Тириона с головой.

☥ Сравнение ☥

Для Hexen 2, как и для Quake, имеется несколько портов и каждый обладает своими особенностями. Сначала я обратил внимание на неплохой порт jsHexen2 (вроде бы от нашего соотечественника), но не все его аспекты мне подошли и понравились. Поэтому я решил остановиться на довольно известном порте FTE. Мне приглянулся его широкий функционал, который полностью подошел для реализации моей сборки и его общая "шустрость". Так же в сети имеется довольно много различных текстурных пакетов, но все они в большинстве случаев перерисованы, а мне хотелось использовать именно родные текстуры. Поэтому я решил сам заняться их апскейлингом.

Особенности мода:

1) Добавил мой пак оригинальных 4х upscale-текстур (BSRGAN)

Апскейлил все оригинальные текстуры: окружение, модели монстров, предметы, оружие, HUD, элементы меню и его фон. Заменил текстуры неба. Не трогал шрифты.

2) Сгенерировал карты нормалей для большинства upscale-текстур.

3) Добавил порт FTE.

4) Настроил конфиг игры для этого всего.

P.S К сожалению, русификация некорректно работает с FTE, оставил ENG (благо текста в игре не особо много)

Скриншоты для сравнения:

⇑ Сверху оригинал ⇑ — порт FTE 1.7 (оригинальную версию игры решил не использовать для сравнения), разрешение 3840x2160, выставлен оригинальный тип визуала и рендеринга Hexen 2

⇓ Снизу обновленный вариант ⇓ — порт FTE 1.7, разрешение 3840x2160, 4x upscale текстуры, карты нормалей, выставлены максимальные параметры рендеринга для FTE (RT-освещение, RT-тени, HDR-освещение, внешние текстуры, bump и т.д.)

Hexen II, "... я иду тебя искать..."
Hexen II, "... я иду тебя искать..."
Hexen II, "... я иду тебя искать..."
Hexen II, "... я иду тебя искать..."
Hexen II, "... я иду тебя искать..."
Hexen II, "... я иду тебя искать..."
Hexen II, "... я иду тебя искать..."
Hexen II, "... я иду тебя искать..."
Hexen II, "... я иду тебя искать..."
Hexen II, "... я иду тебя искать..."
Hexen II, "... я иду тебя искать..."
Hexen II, "... я иду тебя искать..."
Hexen II, "... я иду тебя искать..."
Hexen II, "... я иду тебя искать..."
Hexen II, "... я иду тебя искать..."
Hexen II, "... я иду тебя искать..."
Hexen II, "... я иду тебя искать..."
Hexen II, "... я иду тебя искать..."
Hexen II, "... я иду тебя искать..."
Hexen II, "... я иду тебя искать..."
Hexen II, "... я иду тебя искать..."
Hexen II, "... я иду тебя искать..."

☥ Сбор материалов ☥

1) Hexen 2 можно найти в сети без особых проблем (хотя он тут не особо-то и нужен)

2) Скачиваем мой МОД

☥ Инсталляция ☥

1) Устанавливаем игру.

2) Все из архива с модом закидываем в корень установленной игры (с заменой)

☥ Запуск и настройка ☥

1) Запускаем игру через "fteqw64.exe"

☥ Рекомендации ☥

1) Если не нравится эффект глянцевости (gloss), то можете его отключить командой gl_specular 0 в консоли. При этом bump-эффект карт нормалей останется, но не будет сильно заметен из-за отключения specular-эффекта. Можете наоборот увеличить этот эффект, выставив большее значение (у меня 0.03)

2) Рекомендую включить сглаживание и анизотропную фильтрацию x16 через панель управления драйвером видеокарты.

3) Не забудьте настроить яркость (гамму) под себя командой gamma в консоли (я ее настраивал с учетом конфигурации моего монитора и личных визуальных предпочтений)

4) Порт содержит кучу всяких графических настроек, можете поэкспериментировать, если хотите.

5) В игре могут встречаться незначительные визуальные артефакты, это "заслуга" порта, но они не столь заметны.

☥ Используемые материалы ☥

☥ Заключение ☥

Что тут сказать, Hexen 2 это классика во всем своем проявлении. Игра обладает своей особенной атмосферой, загадочностью и иммерсивностью. Через год вышла Heretic II, которая продолжила историю о Корвусе, главном герое Heretic. Raven Software решили основательно поменять концепцию серии и ушли в сторону Adventure. Хорошо это или плохо, судить, конечно же, не мне. Впрочем, это уже совсем другая история...

И снова вы победили, и опять волшебным образом перенеслись в другие края. Однако что-то не так, у вас чувство дежа-вю. Что за подлый обман? Вы снова в землях Блэкмарш, Черного Болота, где начали свой храбрый поход. До того, как преследовать и уничтожать Черных Властителей, вы находились всего лишь в милях от самого черного сердца, с которым только сталкивалось человечество. И с удвоенной силой вы начинаете, возможно, самое трудное испытание в своей жизни. Остался лишь вопрос, можно ли сокрушить Фантома в его собственном логове? Есть только один способ узнать ответ, и с осознанием этого вы отправляетесь в свой последний поход.

Hexen II, "... я иду тебя искать..."
100100
78 комментариев

Комментарий недоступен

7

Про Heretic 1 и 2 наверное тоже напишу

9

Какие же раньше ламповые игры были, сколько ощущений и эмоций приносили в молодости, эх - ляпота.

9

Чертовски обидно, что Рейвены угодили под пяту Активижн и занимаются сугубо колдой. Хотя за их играми и тянулся шлейф вторичности из-за того, что они работали на лицензированных и хорошо узнаваемых движках от id, художественное видение студии позволяло создавать отличные шутеры в фентезийном сеттинге, которых на удивление не так уж и много даже сейчас. И пазлы на уровнях учили понимать, как устроена локация, незримо подталкивали к исследованию каждого уголка.
Забавно было видеть в треде неподалеку бубнёж на тему того, что в олдскульных шутерах приходится блуждать без понимания, куда идти и что делать.

5

"олдскульных шутерах приходится блуждать без понимания, куда идти и что делать."
Я наоборот обожаю это в старых шутерах)
Хотя бы DN 3D вспомнить с его запутанными локациями, скрытыми местами, вот этими вот кнопками/картами-ключами, пасхалками...

1

Эхх. В детстве пробовал и первый heretic и оба hexen, но совсем никак не пошло, слишком страшно было и непонятно (10 лет в 97м). Зато heretic 2 потом прошёл с огромным удовольствием.

3

А вот Heretic 2 как раз считается самой слабой частью серии)

2