Half-Life 3, который уже вышел?

Half-Life 3, который уже вышел?

Half-Life, с момента своего появления, стала знаковой серией, во многом определяющей развитие жанра игр от первого лица. Первая часть показала, что привычный всем шутер может стать отличным повествованием. Вторая часть принесла в мир шутеров очередную планку качества в построении сюжета, интерактива, физики и проработки мира.

Несмотря на мемы про то, что Гейб не умеет считать до трёх, Half-Life 3 уже вышла - в 2020 году под названием Half-Life: Alyx. Ниже я объясню, почему так произошло и почему для меня это полноценная номерная часть серии, а не какое-то скромное ответвление.

Перед тем, как начать про Alyx, давайте немного поговорим, почему так вышло с серией в целом

Почему задержалась третья часть?

При разработке игр серии HL отчетливо видно, что Гейб - перфекционист. И он реально хочет чтобы каждая новая часть была некой вехой, в каком-то роде революцией. Так сложилось само-собой, и эту традицию менять он не хочет до сих пор.

City 17. Сюда мы еще вернемся!<br />
City 17. Сюда мы еще вернемся!

А теперь представим, что Half-Life 3 вышла после, скажем, семи лет разработки, в каком нибудь 2011 году, став революцией… в каком аспекте? Разумеется, там должна была быть передовая графика и отличный сюжет. Но и после HL2 выходили игры с отличной графикой, развивались жанры, появлялись игры с различным уклоном (реалистичный ганфайт, открытые миры, интересная боевка), за которыми было сложно угнаться, стать событием.

Про достаточно тупиковый путь традиционного развития говорит статистика стима:

Оценки HL2 (оригинал) - 126.000 оценок, 96% положительных. Оценка Alyx - 69.000 оценок, из них 98% положительные (несмотря на нишевость игры!)<br />
Оценки HL2 (оригинал) - 126.000 оценок, 96% положительных. Оценка Alyx - 69.000 оценок, из них 98% положительные (несмотря на нишевость игры!)

А теперь смотрим на оценки дополнений ко второй части

Первое дополнение - 19.000 оценивших. Второе - 27000.<br />
Первое дополнение - 19.000 оценивших. Второе - 27000.

То есть каждое дополнение оценило чуть более 20к людей, что очень мало. В одну реку нельзя войти дважды, а людей было уже сложнее удивить, они хотели бОльшего.

Амбиции

Всегда стоит помнить, что история серии HL необычна. С момента выхода второй части Гейб уже не нуждался в деньгах, и обычные формулы коммерции перестали работать. Ему не надо было быстро выпускать третью часть, чтобы заработать. Ему не надо, как другим студиям, обремененными тесными отношениями с издателями, что-то судорожно придумывать, отменять и перезапускать, если не получилось. Мы не знаем, какие наработки были за все это время, но мне ясно одно - множество идей браковалось, потому что было понятно, что если даже выпустить ХЛ3 в традиционном виде, мы не получили бы того эмоционального всплеска, какой был у первых двух частей.

City 17 в Alyx похорошел<br />
City 17 в Alyx похорошел

В 2023 году появился вариант сделать игру в стиле фотореализма. Демка Unrecord всех изрядно возбудила, так как издалека в самом деле казалось, что все пугающе реально. Но мы говорим про середину 2010-х, тогда такое было просто нереализуемо.

Приход VR

Гейбу были доступны не просто все новинки мира развлечений, он был на шаг впереди, явно имея не просто доступ ко всем существующим тогда девайсам, а скорее даже был знаком с различными прототипами. Мы не знаем, в какой момент он увидел VR - наверняка это была какая-то ранняя модель Окулуса (тогда еще с Палмером Лаки), но сама идея ему понравилась. Сделать новую часть в виртуальном мире с потрясающим эффектом присутствия? Тогда это была крайне рискованная идея. Впереди был долгий и сложный путь, потому что территория это была неизведанная. Это сегодня законы классических шутеров от первого лица писаны-переписаны. Но на заре VR все было иначе. Возможно, именно мощный импакт от виртуальной реальности и возможность стать пионером в этом жанре и укрепили мысли Гейба в том, что это тот самый путь.

в темных локациях реально жутковато. Зато как приятно потом выйти на свежий воздух!<br />
в темных локациях реально жутковато. Зато как приятно потом выйти на свежий воздух!

Недавно я вернулся к Alyx спустя целые полтора года. Накрутил в стимеВР разрешение (т.к. обновил железо), поставил все на ультра… и также, как и раньше, с головой провалился в этот мир. Более вдумчивое изучение проекта привело меня именно к тем мыслям, что я сейчас пишу.

HL Alyx, это не просто хит № 1 в VR. Это не просто игра, которую сделала рукастая студия, и она всем вдруг понравилась. Аликс, это результат долгой работы, серьезных исследований, большой и цельной концепции, которая установила законы нового жанра виртуальных миров на годы вперед. Именно поэтому игра получилась настолько удачной. Именно поэтому она стала мощным рывком вперед в мире VR устройств.

“А почему ее не назвали HL3?” - спросите вы. Ответ многим очевиден. На момент выхода Аликс шлемами ВР обладали какие-то минимальные проценты игроков. Это сейчас можно взять Квест2 за стоимость агуша-свича, и даже на миддл ПК все нормально запустить. Тогда же цена входа в ВР была высока. И даже несмотря на это, выход игры вызвал настоящий дефицит недешевых шлемов от Валв.

"База - 417-му, почему не отвечаете!"<br />
"База - 417-му, почему не отвечаете!"

Негатив. Alyx как компромисс.

Парадоксально, что раньше мы смеялись над Гейбом из-за его медлительности. Но он, наоборот - выкатил свою игру на рынок, которого еще не существовало.

Представьте только, какая была бы ярость игрового сообщества, если бы он называл игру третьей частью, и поиграть в этот хит могла бы кучка избранных.

Хейт лился бы тоннами, и никому не было бы интересно, почему третья часть вышла в VR.

жилые индоры в игре дотошно проработаны<br />
жилые индоры в игре дотошно проработаны

Также, необходимо сказать про консервативность публики. Многие до сих пор что-то говорят про “мертворожденный VR”, предпочитая не замечать этот вид игр. Как вишенка на торте - недавний выход модификации, где Аликс реализовали в плоском виде, через пень-колоду наколдовав там пародию на то, под что игра затачивалось. И многие в такое играют, мотивируя тем, что им лень заморачиваться в ВР, и вот так они “посмотрят”, что там такое сделал Гейб. Разумеется, с финальным вердиктом, что игра “не оправдала их ожиданий”.

Поэтому Valve вместо номера оставили скромное название Alyx. Вроде бы Half-Life, а вроде бы и нет. Большинство привычно ждет третью часть, и злиться тут вроде бы не на что.

Прям как подьезд у твоей бабушки.<br />
Прям как подьезд у твоей бабушки.

Изучая игру.

Alyx не назовешь долгой игрой по современным меркам. К началу второго прохождения у меня в стиме натикало 20 часов - да и то, что я часто включал игру гостям, с которыми я играю в настолки. Судя по статистике, просто пробежать игру уйдет от 12-15 часов (у меня ушло гораздо больше, так как буквально изучал этот мир, а не бежал вперед). Однако какое у меня было удивление, когда я сверился со статистикой, и увидел, что оригинальный HL2 проходился за ровно такое же время!

Что знают об игре люди, кто не видел Alyx? Что это хит ВР, что там крутой графон, и… все. Оценивая эту игру без учета ВР глупо, но даже без него, в игре столько всего есть, что она легко затыкает за пояс свои прежние части.

Немного скринов, сделанных во время начала второго прохождения. Каждую подписал.

Вот честно- Alyx феноменально проработана. Одна из важных планок в VR, что сделал Гейб, это дотошная проработка всяких мелочей, которые многие не заметили. Здесь не просто City17, здесь город, каким мы его еще не видели. Возможности VR здесь не просто являются основой всего - к ним намертво приклеен нарратив. Разгрести кучу мусора на полке, чтобы выловить оттуда патроны или смолу. Открыть дверь у машины, чтобы просто посмотреть, что там внутри. Подобрать бутылку пива, и почитать состав на ее обратной стороне.

бутылочки не выбрасываем!<br />
бутылочки не выбрасываем!

Даже пролог, когда ничего не происходит, изучать можно добрые полчаса. Например, во втором прохождении я заметил, что женщина, которая испуганно захлопывает перед вами дверь, когда вы бежите по коридору - у нее дома у ног сидят две кошки. Видите вы это всего полсекунды. Все помещения не просто для галочки - зайдя в квартиру, можно порыться в ящиках, изучать на стенах фотографии. А под телевизором найти шкаф, где разбросаны видеокассеты. Поднять на улице валяющейся велосипед, покрутить у него педали. Попробовать его засунуть в багажник машины. Найти фломастеры, и рисовать всякое на стекле, наблюдая попутно мрачный мир будущего. И это не просто веселый аттракцион имени ВР - все вместе это создает картину мира. Крайне убедительную, словно ты там, внутри.

малюсенькая батарейка внутри шкафа...<br />
малюсенькая батарейка внутри шкафа...
При ближайшем изучении видно все детали! (да, и сверху - каска. Я ее напяливаю, потому что - могу)<br />
При ближайшем изучении видно все детали! (да, и сверху - каска. Я ее напяливаю, потому что - могу)

Кроме того, значительно возросло качество диалогов в игре. Раздолбай-ученый Рассел отлично прописан, и его диалоги с Аликс Вэнс на другом уровне, что вообще были в серии. Когда в кромешной тьме, ползая по заросшему инопланетной слизью подземелью, Аликс просит Рассела, чтобы он о чем-то поболтал с ней в эфире (потому что ей крайне стремно), это пронимает. Авторы хорошо чувствуют эмоции игрока, и часто ваши реплики будут совпадать с тем, что будут говорить персонажи в игре (когда я вытаскивал из окна мертвяка, прекрасно наблюдая его искаженную инопланетной гадостью плоть, мы синхронно с Аликс выдали возглас отвращения).

в игре трудно сделать хороший скриншот, т.к. фото делается только с одного глаза. Но даже так видно, как все проработано<br />
в игре трудно сделать хороший скриншот, т.к. фото делается только с одного глаза. Но даже так видно, как все проработано

Хватает и юмора - когда я решил исследовать стоящий на улице нужник, подняв там стульчак, Рассел вежливо спросил, стоит ли ему на время отключиться от эфира.

Звук - ох уж этот звук. Первый ревун тревоги в City17 хорошо проберет вас, как и рёв пролетающего над вами транспортника Альянса. Вы отлично услышите пробегающего по вентиляции хедкраба и отличите шаги обычного пехотинца от грохота закованного в броню штурмовика.

Музыка не дарит какие-то хиты, но отлично настраивает на нужный лад. Резкие звуки амбиента хорошо дополняют жутковатые звуки машин Комбайнов.

амбиент
музыка во время экшена

Вывод

HL: Alyx не только является хитом в VR - рискну сказать, что это просто лучшая игра в серии. Это не какой-то аттракцион, который выпустили “чтобы было”. Это игра, которая со временем смогла не только сохранить достоинства прошлых частей, но и перенестись в виртуальную реальность, захватив туда дотошно реализованный (и уже знакомый многим ) мир, еще раз удивив всех и совершив очередную революцию.

Как это и принято у дедушки-Гейба.

готовы прогуляться по такому коридору?<br />
готовы прогуляться по такому коридору?

Выйдет ли когда нибудь номерной Half-Life 3 - мы не знаем. Возможно, Гейб заинтересуется современными технологиями, и выпустит новую часть в стилистике ультрареализма (сделав тем самым очередную революцию). Но для меня третья часть уже здесь - это HL: Alyx, и я залип в нее с таким же восторгом, что залипал в первые две части, хотя ощущения от игр давно уже не те в силу возраста.

На этом всё. Удачного вам остатка дня и хорошей еды!

P.S. Если вам понравилось, не забудьте поставить лайк.

немного видео с локациями

8888
108 комментариев

Совсем ебанулись уже со своим халф-лайф.

9
Ответить

Согласен. Ходют тут, с халфлайфами своими ентими вот)))

8
Ответить

Выпустили бы уже нормальный non-VR порт с хорошей оптимизацией, цены бы игре не было

5
Ответить

да блин, это невозможно. Получится нечто унылое. Объяснять почему можно долго, но проще один раз попробовать.

19
Ответить

Уже есть рабочий non vr мод, но без вр это и правда унылый шутанчик

4
Ответить

Уже есть, причём хайпанул на всё сообщество Moddb

1
Ответить

ради одной игры покупать за 1000$ шлем ну такое

Ответить