«Зайчик» («Tiny Bunny») — для медведя и лисы ностальгии принеси

Как отечественная визуальная новелла позволяет погрузиться в ламповую атмосферу 90-х.

Что мы обычно представляем, услышав словосочетание «русская визуальная новелла»? Очередные клоны «Бесконечного лета», ну или, как минимум, какие-нибудь упоротые эроге. Но никак не хоррор про сельскую глушь времен 90-х. Хотя, казалось бы, это настолько логично, чтобы использовать за основу сеттинга, что остается только взять и раскрутить.

Вот как раз про то, какие удачные решения приняли разработчики «Зайчика», чтобы их творение в итоге успешно хайпануло, я и попробую порассуждать. Ведь о чем еще писать? Дополнительно расхайпливать игру уже не надо. Это и без меня успешно делают популярные блоггеры и упоротые теоретики. Рассказывать про сильные и слабые стороны новеллы тоже немного поздно. Даже на DTF, который вообще давно не про игры, уже было несколько постов на данную тематику. Для вашего удобства расположил обзоры в хронологическом порядке: тык, тык, тык. Чимде и тот в свое время успел написать свою рецензию с галочкой. А оценивать «Зайчик» целиком, когда мы еще не знаем его финала, еще рановато. Вдруг сценаристы не вытянут финал и придется переобуваться. Да-да-да!

«Зайчик» («Tiny Bunny») — для медведя и лисы ностальгии принеси

Жанр «мистический хоррор»

Выбор этого жанра в качестве основного для визуальной новеллы — всегда большой риск. Тут уже не получится дать целевой аудитории милых тян в красивой локе под классную музыку, чтобы читатели в процессе выбора вайфу не обращали внимания на недоработки сценария. В случае хоррора при таком раскладе может просто-напросто развалиться повествование. А после этого читателей не то что заинтересовать, даже напугать скримерами не получится. Однако, если всё сработает, как надо, у авторов на руках окажется уникальный продукт, про который все будут трубить в сарафанное радио.

Также в плюс разрабам «Зайчика» сыграл и выбор места действия. Ведь как же приятно наконец-то перенестись из стереотипной японской глуши в родную, отечественную! Да еще со всеми нашими страшилками и сюжетными клише. Сразу вспоминаю, как сам переехал с родителями в небольшой поселок в возрасте, чуть младше Антона. И тоже ходил в школу через лес. Правда, это уже был самый конец 90-х. Вот о них, родных, дальше и поговорим.

90-е в качестве выбора времени для сюжета хоррора

Этим периодом нашей нелегкой истории россиян пугают уже на протяжении почти 20 лет. «Вы, что, хотите, как в 90-е?!» Это время настолько четко срослось у нас в голове с темами ужаса и криминала, что выбирать другое для действия «Зайчика» было бы преступлением. Благодаря 90-м на дворе веришь и в маньячелл, поджидающих за каждым углом, и в нож-бабочку в кармане у школьника (сам любил поиграть в ножички и картишки в шестом классе с местными четкими пацанами, отвечаю, на), и в то, что дети лет 12 могут тут спокойно до ночи бродить по лесам и заниматься всякими опасными затеями (сам был в этом возрасте таким же малолетним дебилом). Однако даже несмотря на все эти подробности, 90-е из игры не только пугают, а еще и отдают той непередаваемой ламповой теплотой, которую и чувствовали дети, выросшие в то время, даже с учетом всех ужасов, творившихся за окном. Тогда ты еще особо не разбирался во всех этих скучных взрослых вещах, как скам с ваучерами, задержка зарплат, взлетевший до небес курс доллара, поэтому можно было прийти после школы и включить любимые кассеты на видике, посмотреть мультики марафоном после «Слова Пастыря» (главное, в процессе просмотра телика заставку «ВИД» не словить), сходить к другу порубиться в приставку и получить пиз**в за то, что кинескоп посадите, ироды. Если, конечно, тебя пока не за что наказать. А самым вкусным лакомством была сгущенка прям из банки, до сих пор ее люблю. «Зайчик» чудесно передает эти, казалось бы, несочетаемые чувства, формируя у игрока какой-то «ламповый страх», что идеально работает на атмосферность новеллы.

Особенности визуального стиля

Как не упомянуть это, раз я уже заговорил об атмосферности. Просто гигантским плюсом «Зайчика» является рисовка новеллы в черно-белых тонах. Это выполняет сразу несколько функций. Во-первых, идеально работает на создание мрачной и пугающей атмосферы, где непонятно, что из прячущегося в тенях реально, а что — нет. Во-вторых, без слов показывает игроку, что сюжет происходит не в его времени, а в прошлом, словно он смотрит криминальную документалку и мистический триллер одновременно. И в-третьих — на контрасте с черно-белой реальностью страшным выглядит простое появление цвета в сценах местной дьявольщины. Таким же приемом, например, в свое время активно пользовался Бортко в своей адаптации «Мастера и Маргариты».

«Зайчик» («Tiny Bunny») — для медведя и лисы ностальгии принеси

Дизайн персонажей радует разнообразием и креативом. Тут, пожалуй, нашли идеальный баланс между реалистичностью и некой анимешностью. Так и получилось, что в новелле органично смотрятся вместе такие, казалось бы, несовместимые по дизайну персонажи, как ультимативно милая до живого воплощения мечты анимешника сестренка, местная банда гопарей, в которой двое прям вылитые твои пацанчики с района, а главарь улыбается, словно в него вселился Дио, батя-гигачад, мент, прямо телепортировавшийся из типичного сериала про ментов из 90-х, и, одновременно с ними, банда фурсьютеров и аццкий сотона. Ну а сцены прихода главного героя хоть на выставки импрессионистов можно выставлять, настолько они отлично проработаны и прорисованы с душой.

Отсылочки и вайб 90-х

Это, пожалуй, можно выделить в отдельный плюс. В эпоху дойки ностальгических чувств американцев по 80-м, почему бы не замутить у нас такое же, только по 90-м? В «Зайчике» я периодически ловил себя на мысли, что сижу как Ди Каприо в том меме. Но не буду же я тут перечислять все замеченные мной отсылки? Тем более, в самой игре есть собственная энциклопедия, которая прекрасно сможет пояснить за лор 90-х даже самому прожженному зумеру.

А поговорю я отдельно о криминальной составляющей. Хоть это нигде вроде не проговаривалось авторами (само собой, все их интервью я не изучал, поэтому не могу утверждать наверняка), в образе зла из «Зайчика» заметно угадывается влияние двух довольно известных преступников: Сергея Александровича Головкина, более известного под прозвищами «Фишер» и «Удав», и Анатолия Юрьевича Москвина. Однако Москвин получил известность уже после 2011 года, в эпоху интернета, поэтому о нем я порассуждаю дальше.

«Зайчик» («Tiny Bunny») — для медведя и лисы ностальгии принеси

А вот Фишер — во многом символ страха и ужаса для детей 90-х. До сих пор даже ходит легенда, что он — последний человек, к которому применили смертную казнь в России. Из его кровавой истории в игру почти наверняка и перекочевал пугающий Черный Гараж. Да и черная «Волга» возле школы может тоже отсылаться не только к детской страшилке, а к автомобилю Головкина, в багажнике которого он и привозил большинство своих жертв в свой гараж. Правда, в реальности у «Фишера» была машина попроще — «Жигули Тройка».

Однако истинным проявлением вайба 90-х в «Зайчике» я бы по праву назвал репортаж, из которого главный герой может узнать лор места, в котором оказался.

Типичная ситуация для детей 90-х: сидишь такой, ищешь мультики по телеку, а вместо них натыкаешься на страшный репортаж и не можешь от него оторваться. А там всё по классике: кладбище, кресты, могилы, мертвые дети, шизанутые бабульки и вывод про пробудившееся древнее зло, которое теперь будет бродить среди нас, пока не насытится именно ТВОЕЙ КРОВЬЮ. Правда, скримеров с аццим сотоной сам я в таких репортажах ни разу не ловил, а вот детских страхов — это пожалуйста.

Кстати, испортить кассету с какой-то ценной записью какой-то рандомной хренью — тоже жиза детей 90-х. Но не всех, а лишь самых мажористых. Всё-таки пишущий видак в те годы стоил немало, поэтому и детей без присмотра к нему не все взрослые рисковали подпускать.

Проработка мистического компонента лора

Не 90-ми едиными сильна атмосфера «Зайчика». Эта новелла отсылается к мифологии и искусству множества культур, в том числе, что приятно, и русской. Причем не только к христианству, но и к язычеству, что роднит «Зайчика» с любимой мной «Чёрной книгой». Однако если бы я постарался разобрать каждый из мифологических референсов, пришлось бы писать отдельный лонг. Да и вряд ли я настолько преисполнен в этой сфере, что мог бы качественно это потянуть, поэтому лучше перейду к следующей причине успеха.

«Зайчик» («Tiny Bunny») — для медведя и лисы ностальгии принеси

Выпуск новеллы частями по эпизодам

Этим решением разработчики убили сразу двух зайчиков. Так и внку можно выпустить раньше («Катава» и «БЛ» передают привет), и хайп от игры в случае успеха растянуть. Однако такой подход имеет и свои риски. Выпуская игру частями, создатель должен быть уверенным, что его творение способно заинтересовать игроков даже куском от сюжета. Иначе судьба новеллы лежать недоделанной до конца мертвым грузом в библиотеке Стима. «Зайчик», кстати, тоже вполне имел все шансы обрести именно такую участь, ведь нормально так хайпануть у него получилось только после релиза третьего эпизода. Ну а теперь, надеюсь, популярность новеллы не спадет до самого финала.

Возможность отыгрывать не только типичного омежку-неудачника

Как же эти тряпка-куны достали в большинстве современных аниме. Однако русские разрабы дают нам выбор. В «Зайчике» можно отыгрывать фриковатого Ромео-шизоида, у которого есть одна тян, а можно не променять братву на бабу и скорешиться с местными реальными пацанами. Да можно даже тряпка-куном стать, если затерпеть в самом начале. Вот будет иронично, если только так в итоге получится выйти на хорошую концовку.

Наличие профессиональной озвучки персонажей

Сразу выделяет «Зайчика» на фоне всех остальных визуальных новелл. Мудрым решением стало еще и отсутствие озвучки мыслей главного героя и закадрового голоса, что на порядок увеличивает элемент погружения в происходящее.

Естественно, это далеко не все причины успеха «Зайчика». Тут можно долго рассказывать об особенностях персонажей, среди которых есть много харизматичных и интересных. И о прекрасном саундтреке новеллы поговорить. Однако после подробного разбора музыки «Катавы» вновь погружаться в подобное я не хочу.

Мой любимый трек из игры. Напоминает что-то из Сати.

Да и такие плюсы можно найти у многих качественных визуальных новелл. Поэтому дальше хочу поговорить о факторах, сыгравших большую роль в популяризации игры, но слабо зависящих от самих разработчиков.

Упоротый фанатский контент

Активный фэндом — надежное подспорье любой франшизе. Особенно если этот фандом еще и креативный. И «Зайчику» с таким повезло. Помимо классических смешных картинок, мемов и фанфиков, тут порой натыкаешься на воистину уникальные в своей отбитости шедевры.

Но отдельно хочу выделить мою любимую вещь в любом фэндоме по незаконченному сюжетно произведению:

Теории развития сюжета

Именно их активное написание фанатами способно держать на плаву даже проект, где годами не выходит нового контента. И по «Зайчику» теорий много и на любой вкус: от капитанско-очевидных, до нарочито наркоманско-упоротрых. Ну, вы поняли, для чего я это упомянул. Представляю вашему вниманию свое понимание сюжета «Зайчика».

Само собой, я даже и не надеюсь точно угадать развитие событий в финале. В текущей ситуации авторы могут извернуть сюжет хоть на рельсы полнейшего мистического фэнтези, хоть сказать, что тут обычная серия убийств, а всю мистику надумал психически больной главный герой. Однако, мне кажется, что в итоге мы получим нечто среднее, как в тех же «Цикадах», и в финале «Зайчика» найдется место и обычным душегубам из плоти и крови, и мистическим силам. Естественно, я не претендую на авторство упомянутых далее теорий. Ведь всем известно, что все шизотеории уже давно придумали наши шизопредки, а срачи про авторство распространяют ящеры, чтобы рассорить нас, русов! Скырлы, скырлы!

Ключевую роль в моем понимании сюжета «Зайчика» играют отсылки на уже упомянутого мной выше Анатолия Юрьевича Москвина в образе Харитона. Начнем с того, что оба они, мягко говоря, не совсем психически здоровы. Оба работали краеведами, оба те еще лингвисты. Правда, Москвин был дипломированным специалистом в этой сфере, хотя, может, мы еще не всё знаем о Харитоне. Также по лору «Зайчика» Харитон работал кукловодом в местном театре, что может являться отсылкой на страшное «хобби» Москвина — выкапывать из могил девочек и делать из них куклы.

«Зайчик» («Tiny Bunny») — для медведя и лисы ностальгии принеси
«Зайчик» («Tiny Bunny») — для медведя и лисы ностальгии принеси

Кроме того, если считать, что Харитон, как персонаж, списан с образа Москвина, то это вполне может намекать, что Полина — не родная внучка Харитону. Москвин всю жизнь был одинок и хотел удочерить девочку, однако это ему не разрешили надзорные органы. И, может, в «Зайчике» мы наблюдаем за ситуацией, где это ему всё-таки удалось.

А вдруг в новом эпизоде «Зайчика» мы еще и свадьбу мальчика с мертвой девочкой увидим, рассказы о которой часто приписывают Москвину. А вообще, всем заинтересовавшимся биографией данного человека настоятельно рекомендую это видео:

Более того, в игре всё может оказаться еще более запутанным и интересным. Что если преступников двое: мальчиков похищает местный «Фишер», а девочек — местный Москвин? Тогда милиции придется несладко при раскрытии этого дела.

Но возвращаемся к моему представлению о сюжете.

Я верю в теорию «Алиса — это Полина». На это намекает даже сама Полина своими разговором о любви к персонажам с раздвоением личности. Да и представляете, как иронично в таком случае будет выглядеть выбор между Алисой и Полиной в начале игры. В таком случае наш выбор влияет лишь на то, наденет ли наша пассия фурсьют на свидание или нет.

Также я верю, что Харитон что-то явно не договаривает и сам как-то участвует в похищениях. А еще имитирует свою инвалидность для алиби, а сам разъезжает на лыжах, пока никто не видит.

Также мне нравится теория, что банда фурсьютеров — это пропавшие в прошлых эпизодах дети плюс Полина в роли Алисы. В таком случае сценаристам «Зайчика» придется знатно попотеть, чтобы всё логично обосновать. Что это за костюмы и маски, обычные или наделенные волшебной силой, почему дети просто не сбегут или не расскажут правду, помнят ли они свою жизнь до похищения, да и, в конце концов, живы ли они сейчас, или стали просто меховыми оболочками?

«Зайчик» («Tiny Bunny») — для медведя и лисы ностальгии принеси

Я почему-то уверен, что выход на хорошие концовки в «Зайчике» будет через на первый взгляд неочевидные решения, и заруинить прохождение можно еще в самом начале.

Жвачку от лисички взял — человечность потерял, репортаж не записал — в Небыляндию навечно попал.

Поэтому чую, что после прохождения финала новеллы большинство игроков полезут открывать гайды и перепроходить «Зайчика» по скучным инструкциям, как унылые взрослые.

А теперь про наиболее сильно тревожащие фанатов вопросы о персонажах.

Мне кажется, что Кате можно сохранить жизнь к финалу. Достаточно просто не ходить в гараж двум криворуким долба*бам. А Катя вообще станет девушкой главного героя. Да-да-да! А располовиненная Оля, скорее всего, является очередным бэд трипом Антона, надеюсь. Слишком сильно я привязался к этой девочке.

«Зайчик» («Tiny Bunny») — для медведя и лисы ностальгии принеси

Кстати, о девочках. Не могу оставить без внимания обвинения разрабов «Зайчика» в пропаганде педофилии. Эй, активисты, вы че совсем там конфет наелись? Тут просто идет описание мира сквозь призму мыслей малолетнего дебила, вступившего в самую активную фазу полового созревания. Да еще и психически нездорового, к тому же. Само собой, у него будут фантазии о девочках, да к тому же максимально кринжовые, ведь в том возрасте мы еще только познаем эту новую для себя сферу взаимодействия между людьми. А если вы так боитесь возбудиться от общения с девочками 12.1 лет, то идите по руту одиночки или братка и будет вам счастье.

«Зайчик» («Tiny Bunny») — для медведя и лисы ностальгии принеси

Вместо заключения

Сейчас, когда сюжет «Зайчика» не достиг своего логического завершения, еще рано выделять однозначные плюсы и минусы данной игры, ибо конец — делу венец, всё может еще не раз поменяться. Однако кое-что хочется сделать уже сейчас. Можно и нужно поблагодарить Saikono за то, что не поддались соблазну быстренько наклепать очередную эроге с вайфуми, а вместо этого несколько лет пытались создать нечто уникальное. Игру, в которой грамотно сплелись воедино криминальные истории, мистические легенды, мифология разных стран, ламповые воспоминания из детства людей, выросших в 90-х, и, главное, то чувство таинственной загадочности, которым наполнен разум любого 12-летнего паренька, который прибывает из крупного города в нашу на вид страшную, но маняще привлекательную глушь.

Всем ли я могу после четырех первых эпизодов посоветовать «Зайчика»? Разумеется, нет. Чувствительным людям, не понимающим, как вообще эти психи получают удовольствие от чернухи, лучше сразу же проходить мимо. Как и не особым любителям жанра визуальных новелл. Однако для фанатов качественных мистических хорроров проигнорировать эту игру будет сродни преступлению. Даже если вы не росли в 90-е.

Ну а пока жду концовки этой заинтересовавшей меня истории. Надеюсь, что встретимся с вами в полноценном лонге по «Зайчику», который я напишу уже после финала игры. Всем спасибо за внимание!

24K24K показов
5.9K5.9K открытий
55 репостов
57 комментариев

Катя-Катерина, маков цвет. Без тебя мне сказки в жизни нет 🤡

В целом, годнота + одобряемо

Ответить

Как отечественная визуальная новелла позволяет погрузиться в ламповую атмосферу 90-хНикак.

Ответить

позволяет.

Ответить

Tiny Bunny, как и "Молоку в пакете...", очень повезло занять нишу мистических новелл и отхватить аудиторию детей младших классов. Примерно в таком возрасте дети начинают интересоваться мистикой и хоррорами. Хотя эти игры ничем особым не выделяются, кроме "необычности".
А то, что Зайчика уже столько лет делают, это какой-то позор. ВН и так самый-самый простой жанр игр(?), а Зайчик ещё и короткий сам по себе. Зато открыли Boosty с сбором донатов, кучу мерча продают и жалуются, что из-за летсплееров у игры мало продаж :))
Для них коммерчески выгодно делать последний эпизод года три: мерч продаётся, Boosty денег приносит, прям сказка.

Ответить

У игры потрясающая атмосфера, это уже больше чем "ничего особенного"

Ответить