Свежая старая кровь — чем хороша Turbo Overkill

Рассказываем, каким получился новый бумер-шутер с бензопилами вместо ног.

Свежая старая кровь — чем хороша Turbo Overkill

Turbo Overkill — ещё один шутер в набравшем популярность стиле старой школы, который разделяет стремление к высокоскоростным боям, ретро-стилистике и остальным хорошо знакомым элементам. И в опоре на источники вдохновения разработчики готовы зайти очень далеко.

Turbo Overkill не просто берёт многое у Doom, Quake и остальных культовых шутеров: она чуть ли не построена на заимствованиях. И это очень сильно влияет на опыт от прохождения.

Бегущий по лезвию плагиата

С первых минут становится ясно, что здесь не стесняются ни заезженных штампов, ни прямых цитат. Главный герой с крутым именем Джонни Турбо, будучи наёмником огромной корпорации, летит на своей машине в город, где орудует обезумевший ИИ и его армия киборгов-мутантов. Разумеется, молчаливый протагонист, выкурив очередную сигару и проверив встроенную в ножной протез бензопилу, идёт разбираться со всем в одиночку. Помочь ему советом или остроумным замечанием может лишь виртуальный напарник.

По ходу «сюжета» всё больше знакомых образов и моментов попадается на глаза. Вот вам воспроизведение сцены из первого «Робокопа», потом появляется байк, по всей видимости, угнанный у Канэды из «Акиры». А о том, какое влияние на игру оказала Duke Nukem 3D, написано прямо на странице Turbo Overkill в Steam.

Свежая старая кровь — чем хороша Turbo Overkill

Даже когда нельзя определить с уверенностью, что и откуда взято, Turbo Overkill всё равно вызывает стойкие ассоциации либо с конкретными фильмами или играми, либо с отдельной эпохой в истории жанра или местного сеттинга. Вид огромных небоскрёбов, утопающих в ночи и тумане, навевает воспоминания о G-Police с первой PlayStation — симуляторе патрульного в мегаполисе будущего. А угловатые модели и пикселизированные текстуры напоминают о первых трёхмерных FPS.

Местная злодейка уж очень явно берёт пример с SHODAN из System Shock. Остальные персонажи и вовсе выглядят как ходячие клише, да и различные сюжетные линии будто бы понадёрганы откуда попало. Орды врагов своей внешностью походят на смесь строггов из Quake и войск Ментала из Serious Sam: от первых взята брутальное переплетение плоти и металла, от вторых — «ощущение абсурда», когда на игрока нападают стрелки с ирокезами или секачи с телевизором вместо головы.

Вот только что на первом, что на втором поле местный бестиарий показывает нехватку запоминающихся представителей. Они не слишком выделяются на фоне множества других фантастических боевиков, где тоже встречаются гигантские роботы и кибернизированные пулемётчики с орудиями вместо рук.

При этом во всём в игре есть «элемент пародии». Но ролики и текст не отличаются изобретательностью — только склонностью к вульгарному юмору, когда почти каждую шутку пытаются снабдить расчленёнкой на экране или руганью. А по мере развития истории даже такое незатейливое «шутовство» уступает место серьёзной подаче сюжета, и приходится раз за разом слушать пространные монологи антагонистов и ещё отчётливее видеть, что ни одной свежей мысли за всем происходящим не стоит.

Непонятно, для чего в принципе тут нужны кат-сцены и диалоги. Разве что угадывать, из какой игры или фильма взята очередная реплика, но кому это не надоело в век интертекстуальности? Тем более когда все оммажи и отсылки подаются в лоб.

Наверное, единственное, чем игра хоть как-то выделяется, — это постоянное повышение ставок. Если сначала сюжетная киберзараза поглощает лишь несколько районов, то уже скоро органико-механические конструкции начинают охватывать планету, как на страницах «Биомеги» Цутому Нихэя. Перед глазами разворачивается натуральный апокалипсис, отчаянная борьба с которым доходит до путешествия в космос.

Неожиданно серые залы могут перейти во что-то такое
Неожиданно серые залы могут перейти во что-то такое

Что у первых 3D-игр Turbo Overkill точно переняла, так это излишне простую геометрию локаций. Местные архитекторы явно предпочитают квадратные и прямоугольные комнаты с огромными плоскими стенами. В большинстве случаев здешние локации и не пытаются создать впечатление мест, где могли бы жить и работать люди, и сливаются в абстрактную массу с редкими проблесками.

При это нельзя сказать, что смотреть в Turbo Overkill не на что или всё сделано по-любительски. В рамках каждой миссии постоянно чередуются открытые и закрытые пространства, происходят загрывания с цветовой палитрой и освещением. А на фоне всегда маячит что-нибудь колоссальное, цепляющее взор. Пикселизированные текстуры и эффекты смотрятся симпатично как вблизи, так и издалека. При этом ничего не мешает ориентироваться в переплетённых коридорах или считывать силуэты недругов.

Игра не то чтобы некрасивая — скорее, просто не впечатляет. Но находятся исключения из правил. На отдельных уровнях Turbo OVerkill будто бы расцветает. Локации начинают строиться вокруг каких-нибудь необычных концепций. Например, на автостраде придётся скакать посреди оживлённого трафика летающих машин, на чьих крышах будет вовсю идти перестрелка.

Впоследствии визуальный ряд не раз отходит от индустриальных декораций, особенно часто — в последнем эпизоде. Всю кампанию хотелось бы видеть похожей на него.

Поэтому чуть ли не единственным эстетическим аспектом, который дарит яркие впечатления от начала и до конца, остаётся музыка. Дарксинт-рок отлично подходит динамичному игровому процессу. Тяжёлые гитарные риффы хорошо включаются в ускоряющийся бит, подталкивая к действию и подчёркивая жестокую атмосферу дистопии и приближающегося армагеддона. А ещё, наверное, только в саундтреке не получится найти явных заимствований.

Чистый драйв, от которого ничто не отвлекает

Геймплейно Turbo Overkill вовсю использует опыт своих конкурентов и предшественников, причём как классики, так и относительно недавних хитов вроде Titanfall или перезапуска Doom. Здесь есть и рывки, и бег по стенам, и ускоренные подкаты, и самонаводящиеся пистолеты, и чёрт знает что ещё. Даже дробовик со встроенным гранатомётом! Turbo Overkill особенно удобно сравнивать с Doom Eternal, но Trigger Happy Interactive не просто хорошо переняла находки других разработчиков, а переиначила их под собственные принципы.

Приоритет игры — постоянное движение. Персонаж может совершать двойные прыжки, менять направление движения в полёте, а некоторое оружие подкидывает вверх при выстреле в пол. Затем появляются крюки, телепорты и прочие механики, которые дают игроку всё больше манёвренности и скорости.

Перемахнуть чередой прыжков, рывков и пробежек можно даже через такое препятствие
Перемахнуть чередой прыжков, рывков и пробежек можно даже через такое препятствие

Просто перемещаться по уровню уже приятно. Управление протагонистом удобное и гибкое, он покрывает огромные расстояния как спортивный болид на трассе. Любые препятствия преодолеваются играючи и лишь подчёркивают, насколько ловок герой. Неудивительно, что есть целые миссии, где приходится прыгать по небоскрёбам и покорять различные высоты, оставляя позади одну пропасть за другой. В таких условиях поиск секретов особенно заманчив.

Из Turbo Overkill вполне мог бы выйти нескучный платформер от первого лица. Однако наибольшую грациозность и стремительность игроку предстоит показывать в битвах.

Поля сражений практически всегда обладают немалыми размерами и хитрой структурой. Воевать приходится сразу на нескольких ярусах, вовсю используя трамплины и попутно избегая кислотных ям и убийственных шипов. Хотя бывает и так, что сражаться надо среди повисших в воздухе платформ, где приходится постоянно смотреть под ноги. Есть и сражения, где можно убить всех, практически не касаясь земли. Необходимо использовать всё доступное в бою пространство, потому что иначе добиться победы будет нелегко.

Катание на бензопиле — как езда на скейте. На разгон влияют и угол поверхности, и преграды на пути, при этом можно ускоряться рывками. Если освоиться, перестаёшь замечать, как на месте толпы мутантов за миллисекунды образуется мокрое место
Катание на бензопиле — как езда на скейте. На разгон влияют и угол поверхности, и преграды на пути, при этом можно ускоряться рывками. Если освоиться, перестаёшь замечать, как на месте толпы мутантов за миллисекунды образуется мокрое место

На Джонни Турбо набрасываются целые орды врагов. Многие противники догоняют его чуть ли не мгновенно, а их пули и снаряды могут достать с другого края здания почти моментально, и на самых просторных арена найти место для уворота весьма непросто.

Некоторые враги не просто обстреливают и преследуют протагониста, но и оставляют после себя опасные зоны или используют другие трюки, из-за которых двигаться по карте нужно гораздо внимательнее. Отдельные монстры могут похвастаться целым набором атак ближнего и дальнего боя, что заставляет на ходу менять тактику.

На высшей сложности, где урон больше в шесть раз и всё становится гораздо быстрее, уложить наповал способен даже один заряд дроби от рядового стрелка. Здесь не получится проигнорировать повреждения от очередной порции самонаводящихся ракет или воздушной бомбардировки.

У каждого босса, как и полагается, е нстьесколько фаз, во время которых приходится лавировать в океане пуль и лазерных лучей
У каждого босса, как и полагается, е нстьесколько фаз, во время которых приходится лавировать в океане пуль и лазерных лучей

Умирать в Turbo Overkill придётся часто, хотя у игрока чуть ли не каждый час появляются новые возможности для противостояния угрозе, а запасы оружия то и дело пополняются свежими образцами. Очень быстро к привычным револьверам и пулемётам добавляются ионные установки и телепортационные винтовки. А в какой-то момент герой и вовсе сам научится пускать ракеты из рук и замедлять время! При этом всё оружие регулярно получает модификации, дающие альтернативные режимы огня и прочие бонусы. Благодаря этому даже стартовые пушки не теряют актуальности. А уж какие преимущества и варианты действий открывают вставляемые в конечности чипы…

По ходу кампании есть возможность разыскать или купить немало различных улучшений. Все их сразу применить не получится, однако и с имеющимися ограничениями они позволяют сильно изменить свойства вооружения или самого протагониста. Причём речь не идёт только о банальном увеличении скорострельности или точности. Порой аугментации открывают уникальные механики вроде перемещений через мини-порталы.

Можно сделать из Джонни акробата, чуть ли не летающего над головами недругов. Или встроить по пиле в каждую конечность, чтобы на раз-два превращать наступающие орды в фарш из мяса, брони и здоровья. В то же время хочется выжать максимум и из пополняемого набора смертоносных игрушек. Под конец арсенал оказывается даже слишком мощным, и лишь исчисляемыми сотнями толпы монстров имеют хоть какие-то шансы уцелеть.

Последнее наверняка можно было бы поставить в укор, особенно если бы игра ещё сильнее «косила» под Doom Eternal. Однако Turbo Overkill не принуждает игрока к применению лишь наиболее действенных методов решения проблем. Вперёд выходят несколько иные интересы.

Она тоже раз за разом отправляет на протагониста всё больше опасных гадов. Вот только дать игроку побольше способностей, оружия и механик Turbo Overkill гораздо важнее, чем создать подходящее для всего этого дела испытание.

Здесь нет необходимости пускать в ход весь арсенал и просчитывать каждый шаг наперёд. Зато есть возможность использовать те пушки, из которых хочется стрелять, и делать героя таким, каким его хочется видеть. Пока современный Doom указывает, каким образом лучше уничтожать конкретного демона, Turbo Overkill позволяет одерживать верх исключительно через подкаты с бензопилой... если вы этого хотите.

Свежая старая кровь — чем хороша Turbo Overkill

Зачем погружать в геймплей через постоянный вызов и выжимать максимум из навыков игрока? Можно создавать целые сегменты с использованием транспорта, чья огневая мощь превращает столкновение с многочисленными отрядами агрессора в расслабленные и яркие покатушки. Может быть, наполнить эпизоды секциями с мощной пушкой с неограниченным боезапасом. Или просто сделать персонажа временно неуязвимым, чтобы на первый план вышел вопрос не выживания, но скорости.

Пусть игрок на протяжении всего прохождения не успевает насладиться одним инструментом устранения врагов, как ему сразу же дадут другой. Пусть все эпизоды превратятся в аттракцион, обширный сборник удачных решений из разных игр, где во главе угла остаётся безостановочный экшен!

Turbo Overkill легко разобрать на источники вдохновения. Порой это выходит ей боком, но она далеко не всегда смотрится блекло на их фоне и не копирует коллег по цеху бездумно. Во время прохождения не раз вспоминаешь, почему Titanfall, Doom, Quake или Max Payne были такими классными и подарили столько впечатлений. Взятые оттуда элементы отлично вписываются в геймплей, делая сражения динамичными и увлекательными. А там, где нужно, разработчики «вбрасывают» собственные находки, которые помогают сделать прохождение ещё более насыщенным.

Так что Turbo Overkill — это не просто копирка или вариация чего-то знакомого, а достойный современный шутер, и с ним стоит ознакомиться даже видавшему виды фанату жанра.

Текст написал Олег Кубанеишвили для FunPay. Мы рассказываем об играх, а ещё помогаем их покупать 😉

5858
11
4 комментария

Комментарий недоступен

2

Как обычно Лонг не осилил, но за контент конечно спасибо. Красавчик

Комментарий недоступен