Лучше, чем S.T.A.L.K.E.R. 2 — обзор True Stalker

Казуальная «солянка» с отличной графикой и канонично дурацким сценарием.

Лучше, чем S.T.A.L.K.E.R. 2 — обзор True Stalker

В оригинальную «Тень Чернобыля» я удостоился чести поиграть сразу на релизе. С двумя последующими аддонами тоже ознакомился вовремя: в 2008 и 2009 годах соответственно. Но так вышло, что к модам для серии S.T.A.L.K.E.R. я не притрагивался до 2018 года.

Примерно тогда же набрал популярность крупный хардкорный проект Anomaly, созданный на базе «Зова Припяти». И, хотя в нём лучше стало буквально всё, — от графики до механик — сам игровой процесс показался мне чересчур душным. Куда больше по душе пришёлся его предшественник — Call of Chernobyl. Я провёл в нём десятки часов, изучая Зону и зарабатывая деньги на очередной апгрейд снаряжения. Однако фриплей в подобных песочницах в конце концов надоел и захотелось чего-то более сюжетного.

Трейлер Call of Chernobyl

Жаль, но сюжетные моды на S.T.A.L.K.E.R. как правило очень короткие и довольно линейные. Они проходятся за один-два вечера и редко предлагают полноценный отыгрыш роли. Не говоря о том, что многие сценарии для таких модов написаны непрофессионалами. Истории получше часто заимствуют идеи из полуофициальных книг по вселенной. Остальные нередко скатываются в откровенный сюр со сталкерами-алкоголиками, путешествующими во времени и инопланетянами в качестве злодеев.

После недавнего выхода долгожданного True Stalker многим (как и мне) могло показаться, что вот он — проект мечты. Это полноценная сюжетно-ориентированная игра на движке OpenXRay с заметно обновлёнными графикой и интерфейсом. Геймплей и фабула при этом больше всего напоминают «Тень Чернобыля». Примерно такой проект я искал всё это время.

Удалось ли команде энтузиастов AP-Pro сделать «Тот самый S.T.A.L.K.E.R.»? Не слишком хардкорный, но с интересными механиками. С современной графикой, но узнаваемой визуальной эстетикой. С достаточно длинным, но не чересчур сюжетом. С живым открытым миром и так далее… Попробуем разобраться в этой статье.

Духовный наследник «Тени Чернобыля»?

Лучше, чем S.T.A.L.K.E.R. 2 — обзор True Stalker

Мы играем за простого сталкера по прозвищу Топор. Он не совсем новичок, но до начала событий игры боялся заходить вглубь Зоны. Первые часы проходят в старой доброй Деревне Новичков. И здесь уже становится понятно как изменился дизайн мира в True Stalker.

Все локации в этом фанатском спин-оффе узнаваемы с первого взгляда, но увеличились в размерах. По масштабам они напоминают что-то среднее между Lost Alpha и Oblivion Lost Remake, а детализация окружающего пространства заметно выросла. Ключевые здания остались на своих местах, но возле них появилось больше объектов, дополняющих контекст. Между старыми точками интереса теперь нужно дольше ходить, а по краям карты некоторых локаций появились новые:

Последовательность изучения Зоны по сюжету примерно повторяет «Тень Чернобыля». После Кордона наш герой отправляется на Свалку, затем заходит в Бар, после спускается в различные подземелья, включая лабораторию X-18. В самом сюжете нашлось место и поиску пропавших сталкеров, и помощи учёным, и мечте побывать на ЧАЭС с её Исполнителем Желаний.

Игровой процесс по прохождению большинства квестов тоже напоминает классику 2007 года. И если поначалу это вызывает приятные вайбы и ностальгию, то позднее рутина курьерско-наёмнических квестов надоедает. Хорошо, что хотя бы артефакты нужно искать в аномалиях с помощью детектора, а не подбирать с земли, как в самой первой игре.

Кстати, о геймплее…

Интересная экономика, но мало механик

Начинаем в фуфайке и даже без противогаза, а из снаряги — простейший детектор артефактов да слабенький пистолет
Начинаем в фуфайке и даже без противогаза, а из снаряги — простейший детектор артефактов да слабенький пистолет

Геймплейный цикл в подобных играх часто связан с экономикой. Чтобы справляться со сложными заданиями и чаще выживать в схватках, придётся обзавестись хорошим снаряжением. А для этого сначала нужно заработать денег на квестах попроще и сбыте хабара. К счастью, последний в True Stalker устроен достаточно грамотно.

Если в оригинальной «Тени Чернобыля» можно было накопить денег, просто за счёт уничтожения мобов и продажи трофеев, то в аддонах экономику исправили. Основным способом заработка стали выполнение сложных заданий и поиск артефактов на продажу. В моде это не поменялось.

Насобирал артефактов на внушительную сумму
Насобирал артефактов на внушительную сумму

В True Stalker также убрали фиксированные ценники на товары. Сидорович прямо как по канону стал самым жадным барыгой-монополистом на Кордоне. Другие торговцы за какую-то одну категорию хабара платят хорошо, а за остальные — плохо. Приходится запоминать: кому выгодно продавать артефакты, кому части тел монстров, а кому расходники. Всё это сделало экономику более правдоподобной и интересной.

Кроме экономики, геймплейный цикл также связан с механиками. Именно из них и состоит основной игровой процесс. И здесь всё достаточно бедно — примерно на уровне «Зова Припяти». Нет даже многих механик из голого Call of Chernobyl, не говоря уже о монументальной Anomaly. За годы сообщество мододелов придумало как значительно углубить геймплей и сделать мир более живым. А в True Stalker нет ни контейнеров для артефактов (они всё-таки радиоактивные), ни полноценной войны фракций с отвоёвыванием территорий (а не как это было в «Чистом небе»), ни внутриигровой социальной сети в КПК. И даже система A-Life отключена!

Я ждал от True Stalker чего-то подобного, но с плотным сюжетом

В итоге, как песочница True Stalker не выдерживает критики. Пока идёшь по сюжету или выполняешь «побочки», изучать мир более-менее интересно. Но просто так ходить в разные локации незачем — только патроны на мутантов тратить да комбез портить. Даже артефакты из большинства аномалий можно добыть лишь один-два раза. А отключённый A-Life убирает возможность случайных столкновений: ни тебе одиночке-сталкеру помочь справиться с монстрами, ни отсидеться в кустах пока две группировки выясняют отношения, чтобы затем собрать с их тел трофеи.

Постоянной беготни тоже слишком много. Если в сюжетных заданиях дорога часто проматывается во время диалога и катсцен, то побочки остаётся делать по пути на очередном забеге к мастеру-ремонтнику. Последних в моде всего три: на Кордоне, в Баре и на Агропроме. А из торговцев удобнее всего расположен Костыль в ангаре на Свалке — в Зоне это центральная локация.

С Сидоровичем после первой главы лучше больше не иметь дел — слишком жадный
С Сидоровичем после первой главы лучше больше не иметь дел — слишком жадный

Похоже, что за семь лет разработки создатели True Stalker столкнулись с примерно теми же проблемами, что и создатели оригинальной «Тени Чернобыля». Многие навороченные механики для песочницы попросту ломают сюжет и некоторые триггеры. Поэтому здесь, например, по важным персонажам не проходит урон и никто не выбирается за пределы своих «пастбищ» (будь то база группировки или место спауна монстров).

О сюжете тоже, кстати, стоит поговорить — он в True Stalker довольно спорный.

Главный герой — откровенная шестёрка и неудачник

Лучше, чем S.T.A.L.K.E.R. 2 — обзор True Stalker

Всего в истории девять глав. Мы начинаем на Кордоне, а потом пробираемся ближе к центру Зоны. Первая глава — самая длинная и неспешная. В ней мы изучаем «предбанник Зоны» и разбираемся в механиках. Позднее на пару глав повествование становится линейным, а локации коридорными. В остальное время мы мотаемся по местному условно-открытому миру в поисках вещей и зацепок.

Назвать сюжет True Stalker одним из лучших в серии S.T.A.L.K.E.R. точно нельзя. Если линейные главы получились бодрыми, то остальное повествование состоит из плохо связанных квестов. По их итогу Топор никак не развивается и ничего не добивается. Занимается он в основном тем, что пытается стать своим для разных фракций. А те в ответ помогают сделать следующий шаг на пути к центру Зоны (таким образом открываются новые локации). Влиятельные лица используют беднягу Топора, а он даже не пытается проявить характер и бегает по поручениям кабанчиком. Такое мягкотелое поведение закономерно приводит к трагической развязке.

Лучше, чем S.T.A.L.K.E.R. 2 — обзор True Stalker

Впрочем, возможно, в этом и была задумка разработчиков — показать, что жизнь простого сталкера в Зоне ничего не стоит. Но даже это можно было раскрыть лучше. Сценарий True Stalker хоть местами и увлекателен, по проработке уступает старым сюжетным модам: «Золотому шару», «Долине Шорохов», «Возвращению в Зону» и другим. В них не было проблем с характером главных героев — им не всегда везло, но откровенными шестёрками и неудачниками они не были. А за терпилу-Топора играть иногда просто неприятно.

Даже качество диалогов в True Stalker неоднородное. Если в постановочных моментах и катсценах фразы живые и правдоподобные, то разговоры с NPC — это графомания в худших традициях серии, с длинными монологами и прочим словесным поносом. Озвучка реплик тоже посредственная — особенно главного героя. Его фразы начитывал сам руководитель разработки мода, Алексей ‘WolfStalker’ Просандеев. И в озвучке чувствуется недостаток опыта в игре голосом. Меж тем, в команде озвучки был Пётр Гланц и другие известные актёры, но их почему-то в основном заняли второстепенными ролями.

Лучше, чем S.T.A.L.K.E.R. 2 — обзор True Stalker

Хотя не могу сказать, что проходить True Stalker неинтересно. Здесь как минимум есть на что посмотреть (пускай и не всегда есть чем заняться). Поэтому напоследок разберёмся с графикой.

Зато красиво!

В плане визуала True Stalker — наверное, самый красивый мод, что я видел. Разработчикам удалось сравнительно простыми методами добиться современной картинки с приличной детализацией и узнаваемой эстетикой. Но крутых шейдеров из какого-нибудь Dead Air здесь нет.

Лучше, чем S.T.A.L.K.E.R. 2 — обзор True Stalker
Лучше, чем S.T.A.L.K.E.R. 2 — обзор True Stalker

Многие крупные графические моды на S.T.A.L.K.E.R. слишком сильно меняют визуальный стиль ради большего фотореализма. Костюмы, декорации и образы становятся совсем другими, из-за чего теряется часть атмосферы. Те же Radiophobia или Update превращают игру в какой-то Far Cry 5, а не постсоветское приключение.

True Stalker же наоборот — ощущается, как графический ремейк «Тени Чернобыля». Если давно не запускали оригинальную игру, то покажется, что она выглядела именно так. В улучшенных текстурах и высокодетализированных моделях, бережно сохранён визуальный стиль, а сверху картинка «приправлена» современными спецэффектами.

Лучше, чем S.T.A.L.K.E.R. 2 — обзор True Stalker
Лучше, чем S.T.A.L.K.E.R. 2 — обзор True Stalker

В результате глаз радуется не только красоте и детализации местных пейзажей, но и знакомым образам. А ностальгию во время прогулки по старому доброму Кордону или Свалке освежают открытия новых мест, органично дополняющих знакомые локации. И в целом пейзажи получились по-настоящему завораживающими, особенно в сумерках и в дождь.

Кроме дизайна мира можно похвалить анимации, связанные с оружием и переработанный интерфейс. В первом заслуги разработчиков True Stalker нет — за стрельбу, ганплей и движения рук во время перезарядки отвечает встроенный мод Gunslinger. Зато второй стал совершенно другим. Все иконки крупные и хорошо читаемые, а вместо экрана КПК сделали полноэкранное меню с вкладками. Особенно радует обновлённая энциклопедия с трёхмерными модельками существ и снаряжения.

Лучше, чем S.T.A.L.K.E.R. 2 — обзор True Stalker
Лучше, чем S.T.A.L.K.E.R. 2 — обзор True Stalker

Карту тоже переделали. Она стала более наглядной, а также удобной и полезной. Новый план местности с активными иконками чем-то напоминает «Ведьмака 3» — даже интересные места отмечены знаками вопроса.

Стоит ли играть в True Stalker?

Несмотря на то, что выше я немало критиковал последний проект от AP-Pro, он мне скорее понравился. В обновлённой Зоне просто приятно находиться и за проделанной работой чувствуется любовь к вселенной S.T.A.L.K.E.R. А первые часы на Кордоне по-настоящему незабываемы — словно вернулся в тот самый 2007-й.

Объективно же True Stalker нельзя назвать лучшим проектом за всю историю сталкерского модостроения. Геймплейно он устарел на много лет, сюжет и вообще вся нарративная часть очень неровные по исполнению, а мир откровенно статичен и пустоват. Хотя для многих первое прохождение мода будет довольно увлекательным, возвращаться захотят не все. В квестах слишком мало нелинейности, а живой песочницы можно сказать, что нет.

Однако, если вы давно не играли в проекты франшизы или просто соскучились по местной эстетике, то True Stalker может принести десяток другой часов приятных впечатлений. Только не ждите от него геймплейной глубины уровня Anomaly или гениального сценария. Это не шедевр, но ознакомиться с ним будет интересно.

Лично я надеюсь, что True Stalker станет новой популярной платформой для дальнейшего моддинга (как это было с Call of Chernobyl и Anomaly). В нём как минимум есть свежий интерфейс и отличная графика, а глубину в геймплей можно добавить новыми механиками или наработками коллег по сообществу.

Изначально статья публиковалась в блоге e2e4. Также там выходили другие тексты за моим авторством, которых не было на DTF (все ссылки НЕ реферальные):

3030
88
60 комментариев
13
Ответить

Номад навалил базы
Только ЗП получилась законченной и комптентной игрой

15
Ответить
9
Ответить

Ну и в чем он не прав?

7
Ответить

Нормальный обзор. А теперь автору стоит поиграть в F: London, чтобы развеять свои заблуждения изложенные в кликбейтном заголовке.
(Не думаю что на базе True Stalker будут большие моды, слишком мало игровых уровней они создали, огрызок Зоны)

9
Ответить

F: London оказался настолько интересным проектом, что за две недели после релиза на него здесь написали полтора обзора, набравшие два десятка комментов, в которых обсуждается больше личность автора, нежели сам мод.

3
Ответить
Автор

Заголовок просто легкий кликбейт на фоне инфоповода. Но True Stalker хотя бы довольно добротно сделан от начала и до конца. А Fallout London — это огромный неплохо воссозданный Лондон с улицами заваленными говном и малым количеством предсказуемых квестов. Прокачку вообще убили тем, что можно тупо все перки выучить, нагриндив опыта.

3
Ответить