Как SimCity повлияла на новое поколение чиновников и урбанистов
Из игроков — в эксперты по городскому планированию.
5 марта журналистка Los Angeles Times Джессика Рой опубликовала материал об американских чиновниках и градостроителях, на карьеры которых повлияло их увлечение SimCity.
Как выяснилось, популярный в своё время градостроительный симулятор успел сформировать целое поколение урбанистов — и даже обзавестись «идеологическими противниками» среди экспертного сообщества. Мы выбрали главное из нескольких интервью журналистки.
В настоящий момент Джейсон Бэйкер работает вице-президентом компании Silicon Valley Leadership Group по жилищным и транспортным вопросам, а до этого в течение восьми лет заседал в совете города Кэмпбелл. С SimCity, которая в результате повлияла на его профессиональную карьеру напрямую, он познакомился во время обучения в университете.
Я был не из тех игроков, которым нравилось, когда по их городу бегает Годзилла и разрушает его. Мне нравилось следить за тем, чтобы с городом всё было в порядке.
Бэйкер изучал политические науки, и однажды ему задали написать работу о трёх типах развития городов. К заданию он подошёл нестандартно: построил три разных города в разных сценариях SimCity, а затем отошёл от дел и стал описывать, что происходило в этих городах без его участия. Будущий член городского совета получил высшую оценку.
Николь Пэйн, представитель Национальной ассоциации транспортных чиновников США в Нью-Йорке, утверждает, что она никогда бы не оказалась там, где она сейчас, если бы не SimCity. В юности у Пэйн не было ни малейшего представления о будущей карьере — она рисовала карты городов в качестве хобби, но даже не задумывалась о том, что это занятие может быть связано с какой-либо реальной специальностью. Однажды её карты увидел сотрудник библиотеки — он рассказал юной Николь об игре, в которой тоже нужно проектировать города, и посоветовал в неё сыграть.
Кыонг Чинь, ныне занимающий должность старшего планировщика транспортных систем в пригороде Лос-Анджелеса, в молодости испытывал проблемы с перемещением по стране. Из-за этого Чинь стал плотно интересоваться транспортными вопросами — и играть в SimCity.
По словам журналистки, она опросила более десяти чиновников, экспертов, планировщиков городов и транспортных систем, на карьеру которых повлияла SimCity, и все из них говорили о достоинствах игры примерно одно и то же. Она наглядно демонстрирует, «как одно изменение может повлиять на целый город», и что в городе всё взаимосвязано — транспорт, благоустройство, экономика.
Журналистка также отмечает, что никому из опрошенных не нравился режим «бедствий», в котором на город можно было обрушивать различные катастрофы — все будущие градостроители предпочитали сценам разрушений спокойное и разумное управление.
Впрочем, у Sim City как у «учебника» по планированию городов есть и последовательные противники. Например, Джаррет Уокер, консультант по дизайну транспортных систем и автор блога Human Transit, критиковал игру на протяжении долгих лет.
В своих материалах «SimCity отупляет нас?» и «SimCity продолжает вводить в заблуждение о транспорте» урбанист предполагает, что игра могла заложить игрокам в корне неправильные представления о некоторых аспектах развития городов — например, о том, что создание систем общественного транспорта стоит значительно больше, чем их содержание.
Более того, эксперт обвиняет SimCity в «реакционном промывании мозгов» — якобы все заблуждения, продемонстрированные авторами игры, проистекают из устаревших представлений о планировании городов. В то время как урбанистика отказывалась от старых догм, в игроков SimCity закладывались устаревшие идеи «из середины XX века».
По мнению Уокера, SimCity может быть полезной для тех, кто собирается всерьёз заниматься планированием городов — «они поймут, что в игре показано правильно, а что нет». Но основной массе игроков, для которых знакомство с темой могло ограничиться игрой в SimCity, этот опыт мог навредить. Они могут подсознательно считать, что реальные города устроены примерно так же, как и в игре.
Таким образом, SimCity «переходит из области развлечений в область идеологии». Например, игра, по мнению урбаниста, «скрывает» негативный эффект, который на городскую среду оказывает транспортная система, ориентированная на автомобилистов.
Аарон Браун, транспортный активист из Портленда, впервые заинтересовался темой урбанизма благодаря SimCity — однако теперь он также считает её в какой-то степени вредной. По его мнению, при создании игры Уилл Райт чересчур сильно опирался на устаревшие идеи Роберта Мозеса и урбанистов Чикагской школы.
Игра предлагает «бинарные» решения проблем: чтобы побороть преступность, нужно строить больше полицейских участков; чтобы бороться с пробками, нужно строить больше дорог. Современная урбанистика смотрит на подобные проблемы иначе — по словам Брауна, к «очевидным» логическим взаимосвязям из SimCity стоит подходить с осторожностью, если речь идёт о реальном мире.
Журналистка также отмечает, что игра местами чрезмерно упрощала ситуации из реального мира. Например, в городах из SimCity нет велодорожек, а огромное количество машин не приводит к появлению огромных парковок. Последнюю особенность ведущий геймдизайнер SimCity (2013) однажды объяснил тем, что парковки — это слишком скучно.
Изначально мы собирались моделировать реальные города, но очень быстро поняли, что в реальном мире слишком много парковок. Мы поняли, что наша игра стала бы очень скучной, если бы мы добавили в неё реалистичное количество парковок.