Клон Mario и Contra с кровью: история Робокопа в играх

Как на разных платформах менялись игры о приключениях робота-полицейского Алекса Мёрфи.

В начале июля в рамках презентации Nacon Connect 2021 представили первый тизер игры RoboCop: Rogue City. Судя по всему, это будет первая за 18 лет большая игра про классического Робокопа, каким он был ещё в оригинальном фильме 1987 года.

В связи с анонсом предлагаем вспомнить, какой путь прошёл классический Робокоп в мире видеоигр.

RoboCop: Rogue City
RoboCop: Rogue City

Классическая трилогия

Робокоп пришёл в игры благодаря британской компании Ocean Software Limited. Она занималась выпуском игр по лицензии и портировала на персональные компьютеры аркады с игровых автоматов. Например, в 1985 она выпустила top-down шутер Rambo по мотивам фильма «Рэмбо: Первая кровь», а двумя годами позже сделала игру по фантастическому фильму «Короткое замыкание» — смесь квеста и раннера про робота, сбегающего из лаборатории.

RoboCop (Data East)
RoboCop (Data East)

Гэри Брейси, который в то время работал в Ocean менеджером по программному обеспечению и курировал производство игровых адаптаций, обожал кино и постоянно искал фильмы, по которым можно было бы делать игры. Для этого он от корки до корки читал сценарии ко всем готовящимся к релизу фильмам. Так к нему в руки однажды попал сценарий Эдварда Ноймайера «Робокоп».

Я был фанатом кино и всегда получал сценарии, поскольку был единственным в компании человеком, который читал все эти чёртовы штуки. У меня всё ещё есть оригинальные сценарии «Робокопа», «Молчания ягнят» и так далее. В общем, я помню, что примерно десять лет спустя коллега Джон Вудс показал мне сценарий «Робокопа», который я ему когда-то дал. И на обложке была моя жёлтая пометка: «Мы должны получить его — этот фильм может сорвать куш!»

Гэри Брейси, менеджер по программному обеспечению в Ocean
RoboCop (Data East)
RoboCop (Data East)

По мнению Гэри Брейси, в «Робокопе» идеально сочеталось всё то, что можно назвать подходящим материалом для видеоигры: научно-фантастический сеттинг, локации, экшен с упором на стрельбу. Ещё более привлекательным «Робокопа» делало одно обстоятельство: фильм по тем временам считался малобюджетным, а значит, на покупке лицензии можно было неплохо сэкономить.

Так компания Ocean получила международные права на производство игры на всех возможных электронных носителях. Фильм вышел, пока игра находилась в разработке, и очень скоро стал популярным, так что тут Гэри Брейси не прогадал.

Сценарий точно не был шедевром современной литературы, но в нём была та же суровость, что и в «Бегущем по лезвию». То есть, если сделать его хорошо, то свой след в истории он наверняка бы оставил. Так оно и случилось.

Гэри Брейси, менеджер по программному обеспечению в Ocean
RoboCop (Data East)
RoboCop (Data East)

Любопытно, что в итоге не Ocean сделала первую игру про Робокопа, а японская компания Data East Corporation, которая специализировалась на создании игр для аркадных автоматов. Компании давно сотрудничали, и Ocean предоставила Data East право сделать игру по фильму, чтобы потом взять её наработки и сделать на их основе ворох игр для ПК.

Тир в версии от Data East
Тир в версии от Data East

Robocop от Data East вышел в 1988-м, спустя год после релиза фильма. В качестве игрового автомата Data East использовали аппарат, на котором в том же году вышел Bad Dudes Vs. DragonNinja — сайд-скроллинговый beat ‘em up, в котором нужно было идти слева направо и избивать толпы противников.

Только в игре про Робокопа упор делался не на рукопашный бой, а на стрельбу из фирменного пистолета героя. У него было несколько режимов, но по умолчанию он просто выдавал почти бесконечную очередь из пуль. Противники, как и полагается в подобных играх, набегали со всех сторон.

Игровой автомат от Data East засветился во втором фильме про Робокопа
Игровой автомат от Data East засветился во втором фильме про Робокопа

Сам Робокоп всю дорогу передвигался на своих двоих. Прыгать-то он прыгал, но по ощущениям скорее напоминал медленно движущийся по улице танк.

В конце каждого уровня была битва с боссом. Например, в первой же локации им стал робот ED-209 (их на игру было пять штук трёх разных видов). В некоторых уровнях надо было двигаться не слева направо, а подниматься снизу вверх, штурмуя один этаж за другим. Иногда добавлялись элементы платформера: нужно было успеть пробежать под металлическим прессом или не попасть под опускающийся магнит.

RoboCop (Data East)
RoboCop (Data East)

Кроме того, в ней были мини-игры. Иногда в режиме с видом от первого лица игрокам предлагалось пострелять по мишеням в полицейском тире.

Говорить о каком-то сюжете и нарративе в играх по лицензии того времени бессмысленно. В лучшем случае авторы пытались визуально повторить сцены из фильма. В начале Robocop от Data East с помощью картинок и текста вкратце пересказывали завязку фильма, объясняя, кто такой Робокоп. Затем шла череда не связанных друг с другом городских локаций.

RoboCop (Data East)
RoboCop (Data East)

А заканчивалось всё сценой из финала первого фильма. Главный злодей Дик Джонс брал главу компании OCP в заложники, Робокоп вырубал Дика. Глава OCP спрашивал у Робокопа, как того зовут. Тот отвечал: «Мёрфи. Алекс Мерфи». Если фильм не смотрел, то понять, кто все эти люди, было трудно.

Data East пару раз посещала съёмочную площадку, и ей предоставили доступ к предрелизным кадрам. Самое крутое, что я там увидел — оригинальную, не перемонтированную сцену смерти Мёрфи. Для тех дней она была чересчур жестокой. Её существенно отредактировали перед релизом в кинотеатрах.

Гэри Брейси, менеджер по программному обеспечению в Ocean
RoboCop (Data East)
RoboCop (Data East)

Впрочем, не за сюжетом тогда дети выстраивались в очередь к игровым автоматам, а за геймплеем. А он был достаточно увлекательным. Плюс графика смотрится хорошо даже сейчас.

Кстати, команда разработчиков из Ocean, которая адаптировала игру от Data East для домашних компьютеров, сама к отснятым материалам доступа не получала. Впрочем, не так уж им это и нужно было, ведь они просто повторяли то, что уже сделали японские разработчики.

Они выпустили свою версию игры на шести разных платформах, а годом позже свои версии ещё для шести других выпустили компании Quicksilver Software и Sakata SAS Co. Причём по сути они не портировали игру на разные устройства, а практически каждый раз делали её заново.

RoboCop (Amiga)
RoboCop (Amiga)

Версии для Amiga, Atari, PC DOS и Commodore 64, например, могут похвастаться более сочной картинкой, нежели версии для Tandy Color Computer, Apple II или ZX Spectrum, в которых из-за ограничений системы всё игровое поле было чёрно-белым (лишь элементы интерфейса сделали цветными). Зато в той же версии для ZX Spectrum мини-игры были удачнее, чем, допустим, на Commodore 64.

Тир в версии на Amiga
Тир в версии на Amiga

Для понимания: если в Robocop на аркадном автомате был тир в полицейском участке, то в играх от Ocean вместо него сделали полноценную мини-игру. Она повторяла сцену со спасением заложницы из фильма, когда Робокоп, прострелив девушке платье, попал насильнику позади неё в пах.

RoboCop (Commodore 64)
RoboCop (Commodore 64)

Повторить этот трюк здесь нельзя, хотя многие и пытались: целиться надо в плечо или голову преступника, выглядывающего у заложницы из-за спины.

В версии для Commodore 64 для этой сцены использовали спрайты преступника и заложницы того же размера, что и во всех остальных сценах игры. И это при том, что сцена подаётся как бы с видом от первого лица — в первые секунды кажется, будто из-за ошибки спрайт Робокопа просто исчез.

RoboCop (ZX Spectrum)
RoboCop (ZX Spectrum)

А в версии для ZX Spectrum разработчики постарались имитировать вид от первого лица более тщательно. Они нарисовали отдельный бэкграунд; отдельных, более крупных персонажей. Да и вся мини-игра уже не чёрно-белая, а чёрно-желтая, что выделяет её.

Плюс девушка и преступник у неё за спиной двигаются не синхронно, как в версии для Commodore 64, из-за чего игроку нужно ещё постараться улучить момент, когда злодея можно подстрелить.

RoboCop (Amiga)
RoboCop (Amiga)

Стоит отметить ещё одну мини-игру, эксклюзивную для компьютеров — на игровых автоматах её не было. В ней нужно составить фоторобот преступника из отдельных элементов.

RoboCop (Amiga)
RoboCop (Amiga)

Несмотря на то, что основой для нашей игры стала игра с автомата, мы хотели, чтобы версии для домашних компьютеров от неё отличались. И нам пришла в голову идея включить дополнительные уникальные сцены.

Гэри Брейси, менеджер по программному обеспечению в Ocean
RoboCop (ZX Spectrum)
RoboCop (ZX Spectrum)

Версии первого «Робокопа» для домашних компьютеров встретили тепло — особенно ту, что была на ZX Spectrum. Но проблем у них хватало. На ZX Spectrum, например, главный герой замирал всякий раз, когда в него попадали. Особенно неприятно это было во время битвы с боссом — роботом ED-209.

Он стоял на месте и стрелял в вас очередями, а вам нужно было, периодически приседая, подобраться к нему вплотную и несколько раз ударить. Причём бить из положения сидя по ногам было бессмысленно: удары он принимал только по корпусу, а для этого нужно было встать, оказавшись на линии огня. Но если одна пуля задевала Робокопа, то он замирал и стоял, пока его не настигнет следующая очередь. Ну а на Commodore 64 по какой-то причине на прохождение выделили всего одну жизнь.

RoboCop (ZX Spectrum)
RoboCop (ZX Spectrum)

Первоначальное игровое тестирование показало, что игра была слишком лёгкой. Так что мы усложнили задачу, и я думаю, что всё получилось почти правильно. Когда вы выясните характер врагов, всё будет довольно просто.

Майк Лэмб, программист

Игры по первому «Робокопу» хорошо продавались, так что неудивительно, что к выходу второго фильма Ocean решила повторить успех. Как и в случае с первой частью, для каждой актуальной игровой системы выпустили, по сути, свою игру.

RoboCop (Atari)
RoboCop (Atari)

Хотя основные моменты для всех версий были общие. Robocop 2 состоит из трёх платформенных уровней со стрельбой по противникам, двух головоломок между ними и двух тиров с видом от первого лица. Понятное дело, из-за технических особенностей графически игра на каждой системе выглядела по-своему.

Самая детальная и красочная картинка была в версии для Amiga, а версия для ZX Spectrum, как и раньше, могла выдавать спрайты максимум из двух цветов. Если в версии для Amiga нарколаборатория в конце первого уровня — это большой стол с химическими приборами, пробирками и ретортами, то на ZX Spectrum это просто какой-то электронный шкаф.

RoboCop 2 (Amiga)
RoboCop 2 (Amiga)

Но различия были и в игровом процессе. Так как это были не порты, а именно игры, созданные разными людьми с нуля по общему техзаданию, игроки получили девять разных её интерпретаций.

Из-за этого, например, полностью отличается архитектура локаций. На ZX Spectrum это просто несколько этажей, соединённых друг с другом лестницами и лифтами. На Amiga структура сложнее: там есть, например, летающие платформы.

RoboCop 2 (Amiga)
RoboCop 2 (Amiga)

Головоломка, которая встречается два раза за игру — это некая разновидность «Змейки», где на поле из клеток, стилизованном под электроплату, надо собрать нужные чипы и при этом не наступить на клетки, по которым ты уже прошёл.

Принцип во всех версиях Robocop 2 одинаковый, но благодаря детальной графике в версии для Amiga этот процесс визуально понятнее: микросхемы там похожи сами на себя и не так абстрактны, как на ZX Spectrum.

Головоломка в RoboCop 2 (Amiga)
Головоломка в RoboCop 2 (Amiga)
Головоломка в RoboCop 2 (ZX Spectrum)
Головоломка в RoboCop 2 (ZX Spectrum)

У нас было 3,5 месяца, чтобы завершить игру, что казалось довольно трудным для лицензии, хотя мы всё распланировали […] Мы видели предварительный монтаж фильма: в нём было мало или вообще не было спецэффектов, и многие сцены просто отсутствовали. У нас также был сценарий. […] Оценки у игры были великолепными. Нам говорили, что это лучшая игра по лицензии в году и что это «масштабная игра». Мне трудно принять похвалу, но я полагаю, что никогда не считал её «масштабной» или лучшей. Однако мы сделали её по формуле, которая нравилась людям, и технически улучшили её с помощью предыдущих игр такого типа.

Ян Моран, программист из Special FX, создавшей Robocop 2 для Amiga и Atari ST

Если все версии первой игры были просто попыткой повторить на домашних компьютерах и консолях то, что сделали на аркадном автомате разработчики из Data East, то вторая игра пошла другим путём. Она изначально ориентировалась на тот геймплей, который обычно предлагали компьютеры — более вдумчивый и менее ориентированный на непрерывное действие.

Локации остались линейными, но теперь это не был сайд-скроллер с чётко заданным направлением движения. Условно говоря, уровень можно было исследовать, ведь теперь он напоминал лабиринт, а не туннель.

RoboCop 2 (ZX Spectrum)
RoboCop 2 (ZX Spectrum)

Сюжет повторял то, что было во втором фильме — разработчики получили предрелизную версию фильма с несколькими удалёнными сценами.

Как и первая игра, Robocop 2 не могла похвастаться цельной историей. Каждый её уровень просто каким-то образом отражал одно из событий кинокартины. Первый уровень — уничтожение нарколаборатории. Второй — головоломка, которая символически повторяет сцену, где Робокоп пытается вспомнить, кто он такой.

Финальная битва с Кейном на ZX Spectrum
Финальная битва с Кейном на ZX Spectrum

Третий аркадный уровень — задержание главного злодея Кейна. Потом снова уровень-головоломка, в котором Робокоп пытается вспомнить лицо своей жены (тоже оформлено в виде «Змейки»), а затем — финальный аркадный уровень, где надо найти Кейна, ставшего роботом, и победить его. Всё это чередуется с уровнем-тиром, в котором мы в полицейском участке тренируемся в стрельбе по мишеням.

Версия для Atari ST похожа на ту, что была на Amiga, но игроки, проходившие её тогда, жаловались, что пули часто пролетают сквозь противников, а сам Робокоп проваливается сквозь платформы. Хитбоксы не срабатывали.

RoboCop 2 (Amstrad GX 4000)
RoboCop 2 (Amstrad GX 4000)

Особняком стояла версия для Amstrad GX4000 — игровой приставки, сделанной на основе компьютера Amstrad CPC 6128+. Это единственная версия игры Robocop 2, которую тогда можно было встретить лишь на картриджах.

Противников на уровнях здесь практически не было. Робокоп ходил с пистолетом наготове, но стрелять было и не в кого. Знай себе, прыгай по платформам да спасай заложников, которые машут руками и взывают о помощи, хотя никого из злодеев рядом нет. Вернее, они были, но ровно шесть штук на всю игру.

Финальная битва с Кейном на Amstrad GX 4000. На эти платформы в стене не запрыгнуть
Финальная битва с Кейном на Amstrad GX 4000. На эти платформы в стене не запрыгнуть

Как будто чтобы компенсировать нехватку противников, уровни в этой версии напичкали всевозможными шипами, двигающимися пилами, какими-то зелеными ядовитыми шариками, которые скатывались по лестницам, и разрядами молний, бьющими из потолка. Сплошная полоса препятствий.

Самое разочаровывающее в этой версии — финальная битва с Кейном-роботом. Здесь он огромный, раза в три крупнее Робокопа, и он просто идёт на вас. А вы просто в него стреляете. Вроде как на локации есть платформы, на которые можно запрыгивать, чтобы уворачиваться от Кейна, но до них вы просто не достанете — они чуть выше высоты вашего прыжка. Поэтому секрет победы здесь простой: прийти к боссу с полным здоровьем и стрелять, не прекращая.

Финальная битва с Кейном на Amiga
Финальная битва с Кейном на Amiga

Самое обидное — то, что после всего этого он не разлетится на запчасти, как в версии для Amiga, и не погибнет в огромном взрыве, состоящем из кучи маленьких взрывов, как на ZX Spectrum. Нет. Тут всё крайне бюджетно. В какой-то момент экран резко потемнеет, и вам скажут, что уровень пройден.

Но ещё сильнее отличалась версия Robocop 2, вышедшая на Commodore 64 и NES. Это было подобие игры про Марио. Робокоп просто бежал слева направо, прыгал по платформам и стрелял во встречающихся преступников шариками. Локации тоже выглядели иначе.

RoboCop 2 (Commodore 64)
RoboCop 2 (Commodore 64)

Если до этого нарколаборатория находилась внутри огромного здания, и мы исследовали его этаж за этажом, то теперь всё происходило на улице под голубым и ясным небом. А ещё Робокопу периодически приходилось перепрыгивать ямы с водой.

При этом на каждом уровне нужно было уничтожить три контейнера с ньюком, наркотиком из фильма, а также арестовать трёх подозреваемых — просто пройтись по ним. Если этого не сделать, то придётся проходить мини-игру с тиром, как бы доказывая эффективность Робокопа перед начальством. Если и тут провалитесь, то весь уровень надо будет начинать сначала.

Финальная битва с Кейном на Commodore 64
Финальная битва с Кейном на Commodore 64

Финальную битву с Кейном здесь разделили на три отдельных и абсолютно одинаковых сражения, которые проходят в одних и тех же декорациях. Кейн стоит в правой части экрана и стреляет в вас ракетами. Вы перепрыгиваете через них и стреляете в него из пистолета. После победы вам сообщают, что Кейн смог убежать, а вы его смогли догнать, поэтому давайте снова сражайтесь с ним. А потом ещё и в третий раз, но сейчас-то уж точно последний.

Вероятно, таким образом разработчики попытались повторить эффект из версии на Amiga и ZX Spectrum. Там во время финальной битвы Робокоп и Кейн несколько раз проваливались под пол, оказываясь в новой локации. Примечательно также, что в этой версии игры нет ни головоломок, ни тира: это чистый платформер.

RoboCop 2 (Game Boy)
RoboCop 2 (Game Boy)

Версия для Game Boy тоже стоит особняком. Структура уровней и декорации здесь отличаются от всего, что мы видели ранее. Есть подводные уровни и уровни, где можно полетать на джетпаке (и это за два года до выхода третьего фильма, где он на нём летал).

Но головоломки здесь оставили, только в изменённом виде. Теперь это не «Змейка», а пятнашки, в которых надо составить фотографию из перемешанных в неправильном порядке фрагментов.

Головоломка в версии на Game Boy
Головоломка в версии на Game Boy

В конце каждого уровня мы сражаемся с боссом, в роли которого здесь ED-209 — и это просто одна и та же повторяющаяся битва. В финале игры эта битва с боссом снова повторяется, но спрайт у противника другой — робот Кейна.

На аркадных автоматах Robocop 2 тоже был. Его, как и в первый раз, выпустила Data East с разрешения Ocean Software. Это был shoot ‘em up с возможностью схватить и эффектно швырнуть о землю подошедшего слишком близко противника.

Битва с Кейном на аркадном автомате
Битва с Кейном на аркадном автомате

Ещё в игре есть QTE. В одном из них нужно, резко нажимая кнопку, смять об стену машину, которая пытается сбить Робокопа. Были уровни с ездой на мотоцикле с видом от первого лица. В некоторых эпизодах игра превращалась в тир, в котором камера как бы перемещалась за спину Робокопа.

Тут был тот же принцип, что и в самой первой Contra: уровни с видом сбоку чередовались с уровнями с видом из-за спины. Играть в Robocop 2 можно было и вдвоём в кооперативе — тогда по экрану ходило два Робокопа. Сюжетно Robocop 2 от Data East повторяла фильм, хотя в ней встречались и свои идеи: уровни с зомби, мутантами и целым ворохом роботов-противников.

Этап с тиром на аркадном автомате
Этап с тиром на аркадном автомате

Очевидно, что на игровых автоматах у Robocop 2 была самая продвинутая графика. Сам автомат выходил в трёх версиях — американской, японской и евразийской. Версия для американцев встречала игроков надписью «Победители не употребляют наркотики». Японская же отличалась тем, что сама игра стартовала с финальной сцены из первой части про Робокопа, когда тот пришёл в офис Дика Джонса.

Также в японской версии была пасхалка. Если пройти игру, ни разу не проиграв, то появится фотография робота Кейна с подписями разработчиков.

RoboCop 2 (Data East)
RoboCop 2 (Data East)

Пусть качество фильмов про Робокопа, по мнению фанатов, с каждой частью становилось всё хуже, игры по мотивам продолжали радовать всех. Поэтому и к выходу третьего фильма их выпустили множество. Они на первый взгляд были одинаковые, но отличались в графике и в мелочах.

Для сравнения возьмём версию Robocop 3 для Commodore 64. Первый уровень в ней — обычный тир, где надо отстреливать преступников, появляющихся в окнах домов и на улице. Второй — классический сайд-скроллинг платформер со стрельбой, в конце которого нас поджидал босс — ниндзя с катаной, как в кино.

RoboCop 3 (Commodore 64)
RoboCop 3 (Commodore 64)

Третий уровень — полёты на джетпаке с отстрелом врагов. У них, вопреки сюжету фильма, тоже есть джетпаки. Заканчивалась игра штурмом штаб-квартиры OCP, в которой нашими противниками были ED-209 и ниндзя с катанами.

Находка третьей части — статистика повреждений: по итогу каждого уровня игра показывала, какие части тела Робокопа пострадали в перестрелке сильнее всего. Их нужно было ремонтировать отдельно друг от друга. На это тратились специальные очки, поэтому сразу привести в порядок всё механическое тело было нельзя.

Ремонт Робокопа в версии для Commodore 64
Ремонт Робокопа в версии для Commodore 64

В версии для ZX Spectrum в целом было всё то же самое, за исключением более простой графики и ещё пары моментов. Например, при ремонте Робокопа мы сами должны были указывать курсором, какую часть тела надо починить, ориентируясь на её внешний вид — сильно ли измочалена, — а не выбирая из списка, как на Commodore 64. Там уже было указание, как сильно повреждена конечность в процентном соотношении.

Финальная битва с ниндзя на Commodore 64
Финальная битва с ниндзя на Commodore 64

Кроме того, здесь на уровнях основными противниками были ниндзя, в то время как на Commodore 64 основными противниками были рядовые головорезы, которые могли стрелять.

Указывать курсором, какую часть тела нужно починить, можно было и в версии для NES. А уровень с полётом на джетпаке разительно отличался от того, что было на Commodore 64 и ZX Spectrum.

Уровень с джетпаком на ZX Spectrum
Уровень с джетпаком на ZX Spectrum

Если там вы всё время летали на разной высоте, стреляя по врагам, то здесь джетпак просто позволял делать более высокие прыжки, благодаря чему можно было быстро забраться на платформу, до которой раньше было не достать.

Самое забавное, что пройдя таким образом уровень в одну сторону и сразившись с боссом-танком, который был и на Commodore 64, и на ZX Spectrum, вам затем нужно было пройти этот уровень в обратную сторону, но уже без джетпака.

RoboCop 3 (NES)
RoboCop 3 (NES)

Но если в других версиях это было оправданно, так как в полёте садиться на платформы вы не могли, то в версии для NES вы по сути дважды проходили один и тот же уровень с одним и тем же игровым опытом, но уже без высоких прыжков.

Ещё одно кардинальное отличие — в финальном босс-файте.

Финальный бой с ниндзями в версии на NES. Справа внизу сидит девочка-хакер
Финальный бой с ниндзями в версии на NES. Справа внизу сидит девочка-хакер

В версиях для ZX Spectrum и Commodore 64 вы просто сражались с ниндзями-киборгами в офисе OCP. В версии для NES их было сразу два, как в фильме. И побеждать их было не нужно: достаточно было не погибнуть самому, пока девочка хакер не взломает компьютер и не заставит ниндзя уничтожить друг друга.

Ремонт Робокопа в версии для NES
Ремонт Робокопа в версии для NES

Версия для SNES внезапно вспомнила об истоках всей игровой серии. Прыжков по платформам здесь минимум. Основной геймплей — идём слева направо и стреляем во всё, что движется, как в первом Robocop на аркадном автомате от Data East. Плюс два раза за игру нам давали полетать на джетпаке. Здесь эти этапы сделаны в виде классического скролл-шутера с видом сверху.

Финальный бой с ниндзя на SNES. Справа сидит и улыбается девочка-хакер
Финальный бой с ниндзя на SNES. Справа сидит и улыбается девочка-хакер

Robocop 3, вышедший на Game Gear, Master System и Mega Drive, был основан на версии для SNES. Только в первых двух версиях графика была чуть хуже, а на консоли от Sega — чуть лучше.

Но, пожалуй, самая известная версия Robocop 3 вышла на системах Amiga, Atari ST и DOS. В 1991 году она предлагала вид от первого лица и трёхмерную графику. Её разработала компания Digital Image Design.

Мы показывали издателю в Ocean другую нашу игру Mechadroid, и я взял и пошутил — отметил, что главный герой похож на робота из «Звёздных войн». Издатель сказал, что тогда Джордж Лукас засудит нас. Ну я взял и сказал, что можно сделать робота похожим на Робокопа. Представьте Робокопа в полном 3D. Их уши навострились, и они сразу пошли за лицензией для нас.

Мартин Кенрайт, дизайнер Robocop 3 от Digital Image Design
RoboCop 3 (DOS)
RoboCop 3 (DOS)

Не то чтобы на игровом рынке это было в новинку. В тот же год вышел Catacomb 3D от id Software — шутер с видом от первого лица про боевого мага. Но если там трёхмерность была просто хитрой 2D-иллюзией, как и в более позднем Doom, то RoboCop 3 от Digital Image Design мог похвастаться тем, что объекты в игре были сделаны из настоящих полигонов.

RoboCop 3 DID создала на том же движке, что и предыдущую свою игру — авиасимулятор F29 Retaliator, вышедший в 1990 году. Разработчики говорили, что благодаря этому легко могли сделать в «Робокопе» локации размером хоть в 29 192 квадратных километра.

Но таких больших уровней им, понятное дело, не требовалось. Была у движка и проблема: изначально главный герой двигался слишком быстро, почти как самолет. Поэтому разработчикам пришлось замедлить его.

RoboCop 3 (DOS)
RoboCop 3 (DOS)

Сюжет подавался в небольших брифингах между уровнями. Сами уровни были трёх типов. Первый — ты едешь на машине по городу, пытаясь догнать автомобиль преступников. Второй — движешься по коридорам здания, расстреливая преступников, как в House of the Dead. Тут важно было не попасть в мирных жителей. Загвоздка была в том, что и те и другие выглядели как тёмные силуэты, поэтому пока преступники не бросали в вас гранату или не начинали стрелять, вычислить их было довольно сложно.

Третий тип уровней — подобие авиасимулятора. Летая на джетпаке с видом от первого лица, мы расстреливаем вертолёты.

Финальная битва с ниндзя на DOS с видом от первого лица, да ещё и в 3D!
Финальная битва с ниндзя на DOS с видом от первого лица, да ещё и в 3D!

В наследство от F29 Retaliator игре про Робокопа от Digital Image Design досталась возможность включать различные виды камеры во время поездок на машине. Так, например, при виде сбоку за рулём можно было увидеть самого Робокопа. Вид от третьего лица можно было включить и в уровне-тире.

Также Робокопа можно было рассмотреть в редких сценках на движке, но из-за небольшого количества полигонов и невысокого уровня трёхмерной графики того времени он мало походил на самого себя. Впрочем, всё, что не было трёхмерным объектом, смотрелось отлично.

В сценах на движке мы использовали нарисованные от руки фоны, поверх которых накладывались 3D-персонажи. Такой подход оказался более эффективным и намного менее затратным. На фон оружейной комнаты мы накладывали трехмерного робота ED-209. У него была своя собственная тень, он мог ходить вокруг предметов и создавать довольно убедительное ощущение глубины.

Шон Голливуд, разработчик, отвечавший за дизайн и графику в RoboCop 3 от DID
ED-209 полностью трехмерный. Стены позади него нарисованы в 2D
ED-209 полностью трехмерный. Стены позади него нарисованы в 2D

С созданием этой игры у студии были сложности. Например, фильма разработчикам никто не показывал — только отдельные кадры и описания сцен. Поэтому многое им приходилось додумывать самим. Самый известный случай: прочитав, что у Робокопа будет некий «gyrocycle», разработчики подумали, что речь о футуристичном мотоцикле, хотя так в описании назвали джетпак. Недели работы над мотоциклом пошли псу под хвост.

Ещё RoboCop 3 известна тем, что издатель попытался защитить её от взлома пиратами при помощи специального электронного ключа. Маленькое устройство, прилагавшееся к дискете, нужно было вставлять в один из портов для джойстика. При запуске программа проверяла, на месте ли ключ, и только после этого запускала игру.

RoboCop 3 (DOS)
RoboCop 3 (DOS)

Создатели электронного ключа уверяли, что у него 50 различных уровней защиты и что они сами ради эксперимента пытались взломать их, но за две недели смогли преодолеть только первый уровень. Об этом они восторженно рассказывали в прессе, посвящённой играм и компьютерным технологиям. Ирония в том, что пиратская версия RoboCop 3 в итоге всё равно оказалась на прилавках за неделю до официального релиза игры.

А многие из тех, кто всё-таки заплатил за официальную копию для Amiga, узнавали, что электронный ключ устарел и просто не подключается к обновлённой версии компьютера, которая тогда уже была в ходу. Откровенно говоря, как игра RoboCop 3 была не очень. Но в прессе её хвалили за новый подход к созданию игр по лицензии.

RoboCop 3 (NES)
RoboCop 3 (NES)

Когда Мёрфи встретил Арни

Противостояние двух главных голливудских роботов, Робокопа и Терминатора, не состоялось на больших экранах, зато случилось в комиксах Фрэнка Миллера от Dark Horse Comics, а потом и в видеоигре, основанной на них. Её выпустили на Mega Drive, Sega Game Gear, Sega Master System, SNES и Game Boy.

RoboCop Versus The Terminator (SNES)
RoboCop Versus The Terminator (SNES)

Как и раньше, на каждой системе была по сути своя игра. Пожалуй, самая известная и популярная вышла на Mega Drive. Права на её создание приобрела компания Virgin Games USA, входившая в конгломерат миллиардера Ричарда Брэнсона.

Лицензия им обошлась в два миллиона долларов, при этом она не предусматривала использование в игре каких-либо материалов из комикса, включая сюжет.

Поэтому рассматривать её следует скорее как полностью самостоятельное произведение, которое с оригинальным комиксом связывает лишь название и общая идея: Скайнет создали на основе технологии, применявшейся при создании Робокопа.

RoboCop versus The Terminator (Mega Drive)
RoboCop versus The Terminator (Mega Drive)

Терминаторы, отправленные в прошлое для подавления сопротивления, сталкиваются с Робокопом, который уничтожает их. После этого Алекс Мёрфи решает положить конец Скайнету, но попадает в ловушку и оказывается в будущем, где продолжает войну с терминаторами.

В сюжете этой версии не было персонажей из оригинального комикса, зато, например, был Каин из второго фильма, превращённый в робота.

Мы не могли использовать никакого контента от Dark Horse. Поэтому как-то ночью мы сели и стали анализировать одну из наших любимых игр — Contra III: The Alien Wars. Мы хотели понять, что делало игру такой увлекательной.

Джон Ботти, ведущий дизайнер и программист

У Contra III разработчики позаимствовали механику так называемой «векторной» стрельбы, когда пули вылетают из оружия с такой частотой, что начинают напоминать натянутый канат. Предполагалось, что подобная стрельба даёт игроку обратную связь лучше, чем классическая — а именно она была в предыдущих играх про Робокопа.

RoboCop versus The Terminator делали на движке Mega Drive engine, созданном Дэвидом Перри, одним из отцов «Червяка Джима». Ранее на нём выходили платформеры Cool Spot, в котором мы управляли маскотом из рекламы газировки 7 UP, и Global Gladiators. Это тоже платформер, основанный на рекламе, на этот раз «Макдоналдс».

У меня были собственные инструменты, оставшиеся от предыдущего проекта, но движок Дэвида был чётким и использовался при создании других игр на Mega Drive. Я улучшил его, создав объект со связанным списком спрайтов, что позволило сделать огромных монстров в конце некоторых уровней.

Джон Ботти, ведущий дизайнер и программист
RoboCop Versus The Terminator (Mega Drive)
RoboCop Versus The Terminator (Mega Drive)

Компания Virgin Games USA до этого специализировалась на играх для всей семьи. Проект, основанный на двух довольно кровавых фильмах про роботов-убийц, в их списке был не на первом месте — например, игра про Аладдина для руководства компании была важнее. Поэтому в разработке Robocop vs Terminator были задействованы всего четыре человека. Они отмечали, что в компании к их проекту относились как к нежеланному пасынку.

Правда, был у нас ещё и один неофициальный пятый человек в команде, который пришёл откуда не ждали. Каждый день, когда уборщик заканчивал свою работу, он заглядывал в наш офис около 23:00, чтобы посмотреть на новейшие клёвые штуки, которые мы добавили в игру. Однажды ночью я показывал ему, как Робокоп может загореться.

Джон Ботти, ведущий дизайнер и программист
RoboCop Versus The Terminator (Mega Drive)
RoboCop Versus The Terminator (Mega Drive)

Такое отношение начальства давало разработчикам определённого рода свободу: они могли сделать игру настолько кровавой, насколько им этого хотелось. В итоге, когда Робокоп стреляет в людей, те лопаются, будто наполненные кровью шарики. А убитые в окнах противники оставляют на занавесках яркий кровавый след.

Чтобы начальство раньше времени не прознало о том, насколько недетскую игру делают в стенах компании, разработчики даже добавили в рабочую версию возможность по нажатию одной кнопки выключить всю жестокость. Благодаря этому они могли быстро убрать всю кровь с экрана, если вдруг руководство заглядывало к ним в офис.

RoboCop Versus The Terminator (Mega Drive)
RoboCop Versus The Terminator (Mega Drive)

Строить управление персонажем разработчики учились у игр, выходивших на аркадных автоматах того времени. Они хотели понять, как разнообразить последовательность действий из «идешь-стреляешь-идешь». Опираясь на то, что они видели на аркадных автоматах, разработчики добавили вражеские снаряды, которые заставляли Робокопа постоянно подпрыгивать и пригибаться. Плюс они хотели так отшлифовать геймплей, чтобы любое ранение Робокопа было виной самого игрока, а не следствием плохого геймдизайна.

На первый взгляд, RoboCop versus The Terminator на Mega Drive мало чем отличается от своих предшественниц: такой же вид сбоку, так же идёшь и стреляешь во врагов, которые лезут изо всех щелей. Но ощущения игра давала совсем иные. Робокоп уже не воспринимался тяжеловесным танком, а стрельба по врагам вознаграждала игрока брызгами крови, как в фильме.

В игре был обширный арсенал оружия, который помимо знаменитого пистолета Робокопа включал в себя ракетницы, гранатомёты и огнемёт. Было даже рукопашное оружие — шип, вмонтированный в руку, с помощью которого Робокоп в первом фильме подключался к компьютеру.

За раз Робокоп мог нести только две пушки, так что к выбору оружия надо было подходить с умом. Например, пистолет, полезный на первых уровнях, становился хламом на более поздних. Оказаться с ним в руках наедине с боссом для игрока означало моментальное поражение.

Битва с Кейном в версии для Mega Drive
Битва с Кейном в версии для Mega Drive

Среди противников были как люди, так и терминаторы разных видов. Условно их можно разделить на простых и опасных: первые — это металлические скелеты, обтянутые кожей (она слетала после попадания пули), а вторые — это красные терминаторы.

На уровнях игроку предлагалось выполнять задания вроде спасения заложников и уничтожения камер видеонаблюдения. Игру тепло встретили, она и до сих пор считается одной из лучших не только по франшизе Робокопа, но и в целом на приставке Mega Drive.

Битва с Кейном в версии для Sega Master System
Битва с Кейном в версии для Sega Master System

На основе игры на Mega Drive создали версии для консоли Sega Master System и портативной Sega Game Gear. Графика в них была попроще, из-за чего некоторые сцены выглядели иначе. Например, финальный босс, гигантская голова робота-терминатора, в этих версиях была меньше.

Версия для GameBoy была простым платформером со стрельбой. В конце игры мы дрались с гигантским летающим мозгом.

RoboCop Versus The Terminator (Game Boy)
RoboCop Versus The Terminator (Game Boy)

Версия для SNES отличалась приятной и детальной графикой, в которой не было такого упора на мрачность, как на Mega Drive. Никакого кроваво-красного закатного неба, никаких окровавленных занавесок в окнах. И даже противники-люди не взрываются алыми фонтанами. Зато здесь среди врагов были женщины модельной внешности, затянутые в латекс.

RoboCop Versus The Terminator (SNES)
RoboCop Versus The Terminator (SNES)

Эта версия была основана именно на сюжете комикса, поэтому нарратива здесь было гораздо больше, чем на Mega Drive. Там вся история выкладывалась во вступительном тексте, а на SNES нам периодически показывали комикс-вставки.

Клон Mario и Contra с кровью: история Робокопа в играх

Новое тысячелетие

В 1999 году французская компания Titus Interactive приобрела у Orion Pictures Corporation права на создание игр про Робокопа. Сама OPC уже два года как принадлежала Metro-Goldwyn-Mayer, которая с потрохами купила её после банкротства.

Titus искала мощную лицензию. В то время как раз анонсировали PS2, и Titus поняла, что с новой сильной платформой сможет создать мощную игру. Поэтому она искала то, что нравилось людям. Обычно это игра, основанная на фильме с сильным персонажем. А с Робокопом вы получаете и сильного персонажа, и персонажа, который нравится людям, и персонажа, которого ещё не воплощали в 3D.

Жан-Бенуа Сильвестр, продюсер игры RoboСop от Titus

Titus принялась делать шутер с видом от первого лица для консолей и ПК. Параллельно с этим она решила выпустить по лицензии две других игры про Робокопа. Так, в 2001-м они сделали RoboCop для Game Boy Color.

RoboCop (Game Boy Color)
RoboCop (Game Boy Color)

Визуально она напоминала JRPG, хотя на деле это был top-down shooter. В нём мы между миссиями могли «походить» по полицейскому участку, поговорить с другими персонажами, почитать почту.

Курсором можно выбрать, чем заняться в полицейском участке — почитать электронную почту или зайти к Льюис поболтать
Курсором можно выбрать, чем заняться в полицейском участке — почитать электронную почту или зайти к Льюис поболтать

Реализовали это, как в Wing Commander: мы просто кликали курсором по разным дверям и предметам. Вторая игра должна была выйти на Game Boy Advance и повторить всё то, что сделали Data East на аркадном автомате ещё в 1988-м: мы бы просто шли слева направо и стреляли.

Игра для GBA — совершенно новая и оригинальная. Это не порт или адаптация аркадной игры от Data East. Уровни, оружие и сюжет разные. Тем не менее мы специально хотели воплотить тот же дух и сделать похожим игровой процесс. Она вызовет ностальгию у всех «старых» геймеров, которые раньше тратили десятки монет на аркадном автомате.

Эрик Лапорте, один из разработчиков Robocop для GBA
RoboCop (Game Boy Advance)
RoboCop (Game Boy Advance)

Но на GBA игра так и не вышла: её отменили в 2002-м. Что же до шутера, то он вышел в 2003 году сразу для Play Station 2, Xbox и компьютеров на Windows. Вспоминают его сейчас, как правило, в негативном ключе и с обязательным упоминанием того, что та же компания Titus ранее сделала Superman 64 — игру, которая считается одной из худших в истории.

RoboCop (Game Boy Advance)
RoboCop (Game Boy Advance)

Справедливости ради, бракоделом Titus назвать нельзя. За плечами у неё порядка 70 разработанных либо изданных игр, поэтому оглядываться только на Superman 64 при оценке RoboCop от Titus не совсем корректно. Но да, игра получилась плохой, хотя и сейчас можно найти тех, кто проходил её в детстве и вспоминает о ней с теплотой.

Если же отставить эмоции в сторону, то минусов у первого шутера по «Робокопу» можно найти немало. Во-первых, графика. Неплохо смотрелся лишь главный герой: у него была достаточно детальная модель с чёткими текстурами. Но вот все остальные персонажи были детализированы гораздо хуже.

RoboCop (2003)
RoboCop (2003)

То же касается и окружения. Картинка чем-то напоминает по качеству самый первый Deus Ex, вышедший в 2000 году. При этом встречались очень странные моменты. Например, система частиц у горящих бочек отправляла все огненные всполохи ровно по одной траектории вверх — будто огненные бусы уходили до самого неба.

Во-вторых, разработчики приняли не самое удачное визуальное решение: через огромные зелёные рамки в интерфейсе выделить вообще всё, с чем вы можете взаимодействовать.

RoboCop (2003)
RoboCop (2003)

Нашей целью было заставить игрока почувствовать, что он и есть Робокоп. Вот почему игра должна была быть от первого лица. Первое лицо также дало нам возможность сделать как в фильме элементы интерфейса, с помощью которых игрок получает новую информацию и цели, а также реализовать систему таргетинга. Мы не смогли бы этого сделать, будь у игры вид от третьего лица.

Жан-Бенуа Сильвестр, продюсер игры RoboСop от Titus

На практике это выглядело так: впереди лежит детское питание, которым можно подлечиться? Огромная зелёная рамка появляется у краев экрана и, уменьшаясь, наводится на предмет. В следующую секунду из-за угла выбежал враг? Снова появляется зелёная рамка и наводится уже на него. Выбежал ещё один враг? Ещё одна рамка.

С этими рамками был явный перебор, тем более что интерфейс не запоминал, какие объекты он для вас уже подсветил. Стоило отвернуться на секунду, а потом снова посмотреть на противника, как вокруг него опять появлялась зелёная рамка.

RoboCop (2003)
RoboCop (2003)

В-третьих, это был просто не самый лучший представитель жанра. Стрельба не ощущалась, а искусственного интеллекта противников хватало только на то, чтобы стоять на месте и стрелять в ответ.

При этом сам Робокоп двигался слишком медленно. Это, конечно, канон, он так и должен двигаться, но во время игры снова казалось, будто ты не робот, а танк, к которому прикрутили автомат. Разнообразие вносило то, что некоторые преступники во время перестрелки сдавались, и тогда их надо было арестовывать. Но никакой отдельной механики, как в SWAT 4, где нужно было достать наручники и надеть их на преступника, тут не было. Просто подошёл к поднявшему руки противнику, нажал кнопку действия, и вот он уже растворяется в воздухе.

Ещё иногда приходилось спасать заложников, но тоже без особой механики: надо было просто подстрелить преступников, стоящих рядом.

RoboCop (2003)
RoboCop (2003)

В-четвёртых — и это, пожалуй, главное, — игра сохранялась только между миссиями. То есть вы могли потратить кучу времени, пройти несколько подзагружаемых локаций и умереть из-за бочки, которая взорвалась рядом с вами — и только для того, чтобы обнаружить, что всё надо проходить с самого начала.

И это при том, что на более поздних уровнях появлялись противники, убивавшие Робокопа с одного попадания. Отдельное издевательство, которое многие до сих пор отмечают, — значок дискеты, появляющийся в углу экрана время от времени. Многие думали, что так игра предупреждает об автосохранении, но она просто обозначала, что загружает следующую часть уровня.

Сюжетно игра рассказывала совершенно новую историю — о борьбе Робокопа с распространением в Детройте нового наркотика brain drain («мозгоглот» в русском переводе). Он вводился через шприц и содержал в себе крошечный чип. С его помощью суперкомпьютер, созданный OCP, хотел подчинить себе жителей Детройта.

Клон Mario и Contra с кровью: история Робокопа в играх

Правда, весь сюжет в основном подавался через выпуски новостей между миссиями и через брифинг, который начальство проводило перед Робокопом в полицейском участке. Что до атмосферы и визуального стиля, то тут игра старалась повторить первый и второй фильм. Этого потребовали правообладатели из Metro-Goldwyn-Mayer.

По правилам сделки, мы могли делать всё, что захотим, но должны были постараться сосредоточиться на первых двух фильмах.

Жан-Бенуа Сильвестр, продюсер игры RoboСop от Titus

RoboCop вышла на ПК, PlayStation 2, Xbox и GameCube, собрала много нелестных отзывов в прессе и стала последней игрой, созданной Titus Interactive. Уже в 2005 году компания объявила себя банкротом, накопив 33 миллиона евро долгов.

RoboCop (2003)
RoboCop (2003)

В рамках этого текста можно вспомнить и игру 2004 года, выпущенную для мобильных телефонов того времени. Её создал Digital Bridges — шотландский издатель, специализировавшийся на мобильных платформах. Всё, что она предлагала, мы уже видели в первых играх про Алекса Мёрфи: мы шли слева направо, стреляли в преступников, арестовывали их, если они поднимали руки вверх.

RoboCop (2004)
RoboCop (2004)

RoboCop 2004-го основывалась на сюжете первого фильма, а сделали её в рамках контракта между Digital Bridges и MGM на создание четырёх игр по популярным фильмам. Помимо Робокопа в сделку входили игры по фильмам «Взвод», «Розовая Пантера» и «Роллерболл».

Из-за того, что для каждой платформы делали свою версию, сложилась интересная ситуация. Если попросить нескольких людей, заставших эпоху первых игр про Робокопа, оценить пройденную ими игру, то можно получить диаметрально противоположные мнения — от «супер» до «ужасно».

И так продолжалось до 2003 года, когда про Робокопа вышла последняя большая игра. Лишь она объединила людей и заставила всех признать, что она ужасна.

Впрочем, история классического Робокопа в играх не закончена: впереди у нас новая игра. Ждём и надеемся, что она тоже объединит людей, но уже потому, что все найдут её замечательной.

272272
69 комментариев

Этот пост не полон без этой музыки:

103

дополню свежей аранжировкой классики 

18

Зашел в комментарии только ради того, чтобы услышать эту мелодию.

3

Откровенно говоря, как игра RoboCop 3 была не очень.

Такое мог написать только чел который либо не играл, либо не смог пройти.(NES)

А вот настоящей парашей про Робокопа была игра на Сеге.

2

моя твоей благодарен, что моя не пришлось искать этот трек что бы добавить 

2

Комментарий недоступен

надеялся увидеть как первый комент из пары слов соберет больше лаиков чем вся эта огромная статья... но ДТФ в этот раз подвел