Полный киберпсихоз — обзор Cyberpunk: Edgerunners

Один из самых красивых аниме-боевиков современности.

Полный киберпсихоз — обзор Cyberpunk: Edgerunners

Уникальный пример

Выход Cyberpunk: Edgerunners ознаменовал сразу несколько важных вещей, которые с японской анимацией ранее не случались. После просмотра сериала я всерьёз задался вопросом: а так ли много существует аниме-экранизаций видеоигр, которые имеют самостоятельный сюжет, заполняют пробелы первоисточника, исправляют его мелкие недостатки, и ориентированы на широкий круг зрителей?

То есть, работы, которые не просто выделяются достойным качеством и низким порогом вхождения для новичка, но ещё и служат отличным дополнением к оригиналу. В идеале — отправной точкой для знакомства с игровой вселенной.

Безусловно, за всю историю аниме вышло более сотни адаптаций видеоигр, но имеют ли они какую-то ценность для оригинала? Увы, почти никогда. Большинство из них либо скомканные адаптации визуальных новелл и дейт-симов, либо вольные экранизации файтингов и JRPG. Достойные и оригинальные сюжеты (не пересказы) можно пересчитать по пальцем.

Например, есть франшиза Pokemon и качественный мини-сериал по Darkstalkers. Есть Street Fighter II: The Movie, который получился настолько успешным и важным, что его сделали официальным каноном, а сцены из него растащили по будущим играм в серии.

Можно было бы привести в пример Halo Legends, Kingsglaive: Final Fantasy XV и Mass Effect: Paragon, если бы у них был вменяемый сценарий. Кто-то вспомнит Final Fantasy VII: Advent Children, но без знания игры в нём невозможно разобраться. Что ещё? Четыре сезона Castlevania? В целом, да, только это не аниме, а корейско-американский мультсериал.

Вот и получается, что Cyberpunk: Edgerunners — одно из тех аниме, в котором есть все перечисленные слагаемые для успеха. Его можно спокойно смотреть без знания первоисточника, а со знанием — наслаждаться небольшими отсылками и знакомыми пейзажами из игры. Оно полностью соответствует духу оригинала, не перечит ему, чинит мелкие проблемы, и раскрывает новые подробности любимой вселенной. Таких ответвлений всегда не хватает.

По улочкам Найт-Сити

Сюжет Edgerunners довольно зауряден — это задорный и жестокий боевик про наёмников, которые хотят выбраться из грязи в князи. Главный герой здесь типичное «дитя улиц» — 17-летний подросток-бунтарь Дэвид Мартинес. На глазах Дэвида трагически погибла мать, его выгнали из академии, будущее туманно, а денег нет даже на оплату квартиры. Но он решил не сдаваться, и свой путь к успеху собрался начать со вживления «Сэндивистана» — военного киберимпланта, способного ускорять движения владельца и создавать эффект слоу-мо во время использования.

Вот только найденный Дэвидом имплант предназначался Мейну — главе банды наёмников «эджраннеров», которые берут заказы у различных фиксеров. И об этом прознала воровка и талантливый нетраннер Люси, с которой Дэвид случайно познакомился в поезде. Люси пригласила его в свою квартиру, куда вскоре и вызвала Мейна.

После довольно «неприятного» знакомства с бандой, Дэвид напросился в ученики к главарю, и решил во что бы то ни стало забраться на самую верхушку Найт-Сити. Для достижения этой цели ему буквально нужно пройти по трупам, выполнить море сложных заказов, и изменить своё тело.

В общем, классическая фабула любой криминальной истории с традиционной поправкой на то, что опасная гонка за статусом «легенды» вряд ли приведёт к чему-то хорошему.

Тем не менее, даже заурядный сюжет Edgerunners лишний раз доказал один очевидный момент — в сеттинге Cyberpunk 2077 можно снять или написать почти бесконечное количество историй. И совсем необязательно про Ви или Джонни Сильверхенда. Достаточно иметь сносный сценарий, тонну качественно поставленного экшена, и харизматичных персонажей.

Да, сюжету Edgerunners не достаёт глубины, витиеватости оригинала, и достойно прописанных мотиваций героев. Но так ли оно нужно? Это всего лишь ураганный боевик в хорошей вселенной — не больше, не меньше.

Но одна из главных заслуг Edgerunners не в сюжете, а в том, что сериал делает много вещей, которые не удалось в той или иной мере воплотить в игре. Мне всегда казалось, что второй пролог «Дитя улиц» — самый слабый, короткий и скомканный в игре. Аниме же полностью посвящено восхождению героя из трущоб до топового наёмника Найт-Сити. Вот такое хотелось бы видеть в одном из прологов игры, а не короткую миссию про неудачный угон, где вообще не чувствуется развитие персонажа.

Дальше — больше. Аниме блестяще показывает постепенное развитие синдрома киберпсихоза — расстройства личности, которое возникает из-за чрезмерной установки киберимплантов. Не сказать, что в игре этой темы коснулись вскользь, но полноценно всё равно так и не раскрыли.

Забавный факт: неизвестно, сделано ли это по просьбе CD Projekt RED, или это самодеятельность студии Trigger, но в аниме даже высмеивают игровые баги, полицию, которая материализуется из ниоткуда, и неправдоподобную физику автомобилей.

Пропадающие текстуры — теперь и в аниме

В Cyberpunk 2077 киберпсихопаты выполняли функцию мини-боссов и одновременно заданий, с которыми хочется как можно скорее расправиться. Личности, причины, трагедия — всё это вторично. А вот в Edgerunners деградации сознания отвели чуть ли не центральное место в истории.

А ещё в сериале есть несколько неиспользованных в игре локаций и печально известное метро, которое так пиарили в трейлерах, но в итоге под корень вырезали к релизу. И смешно, и грустно. Ну, пусть хоть в аниме оно будет.

Кстати, поражает то, как CD Projekt RED раскидала сеттинг 2077 по разным побочным работам. Светская жизнь и жёлтая пресса Найт-Сити хорошо представлена в официальном гайдбуке про мир игры, будни медиков из «Траума Тим» в отдельном комиксе, а развитие киберпсихоза, вырезанный контент, и вся сюжетная линия «Дитя Улиц» уже реализованы в аниме.

Но если вернуться к упомянутым важным вещам, то второй из них будет великолепно нарисованный Найт-Сити. Пять лет назад я рассказывал о феномене Seichi Junrei (聖地巡礼), что дословно переводится как «паломничество к священным местам». Если вкратце, то большинство фонов для современного аниме рисуют с натуры, и есть сотни людей, которые увлекаются поиском этой натуры в Японии. Они готовы объехать половину страны или вообще отправиться на другой край света для того, что вживую найти кадр из любимого аниме.

Edgerunners одновременно как занизил, так и ввёл новую планку для подобного Seichi Junrei — теперь паломничество можно устроить не вставая с дивана, ведь все фоны и локации из аниме есть в самой игре. Вот такого точно никогда не было в аниме, и, надеюсь, ещё будет.

Вы можете поставить сериал на паузу, взять геймпад, включить PS5, и самостоятельно найти красивые пейзажи по ориентирам — от роскошного Вестбрука до индустриального Санто-Доминго. Да, можно критиковать аниматоров якобы за «обводку» скриншотов, но зачем, если все пейзажи уместны и замечательно работают на атмосферу аниме? Их точно не засунули в сериал по принципу «чтобы было».

А так хочется похвалить общую аутентичность всего, что есть в почти каждом кадре Edgerunners. Машины, мода, оружие, интерфейс киберимплантов, банды, NPC, архитектура и многое другое — всё дотошно перенесено из игры в аниме. И для эстетического наслаждения совершенно не нужно проходить оригинал.

Да, вы пропустите несколько забавных отсылок и камео. Минимальную важность для этой истории несёт разве что киборг Адам Смэшер, но о нём в сериале и так подробно расскажут.

Нетипичный Trigger

Честно признаюсь: я устал от аниме студии Trigger и проектов Хироюки Имаиси. 10 лет подряд Trigger будто бы вновь и вновь переснимает знаменитый сериал «Гуррен-Лаганн», который команда Имаиси создала ещё в на студии GAINAX. Тогда это аниме сильно завирусилось благодаря зашкаливающему «пафосу ради пафоса», великой силе дружбы, превозмоганий выше человеческих сил, бесконечных криков про «веру в себя», и абсурдных нарушений всех законов физики.

Культовая вещь, слава которой всё никак не отпустит её создателей. Самоповторы забавно смотрелось в их Kill la Kill, уже вызывали вопросы ближе к концу Little Witch Academia, и откровенно раздражали в Promare и короткометражке Star Wars: Visions. Впрочем, даже если Имаиси снимет ещё десять подобных работ, то их всё равно будет интересно смотреть ради сногсшибательной постановки.

Но c Edgerunners уже поднадоевшая формула почему-то сломалась, либо её поставили на вынужденный тормоз. Вполне возможно, что это сделали сами CD Projekt RED, которые не только отвечали за продюсирование аниме, но и за сценарий. Гипертрофированный пафос всё ещё на месте, но его мало, он появляется в последних сериях, и совсем не раздражает.

Если сравнивать с предыдущими работами студии, то новую хочется искренне похвалить за две важные вещи. Во-первых, за блистательную режиссуру Имаиси, великолепную колористику и работу со светом. Перенести город из игры в аниме — лишь половина дела. Без грамотного подбора цвета и света вся магия оригинала просто разрушится.

К постановке сражений не придраться — зрелищно, мощно, и с минимумом компьютерной анимации. Отдельные сцены хочется пересматривать, хотя заметен сильный перекос в сторону безбашенных перестрелок. Но тут уже моя личная придирка, так как большую часть игры я прошёл скрытно и с холодным оружием.

Во-вторых, хочется похвалить за смелость. Смелость уровня культовых в узких кругах аниме Genocyber и Violence Jack. Сегодня сложно удивить расчлёненкой и обнажёнкой (а она тут полная), но Edgerunners неожиданно эротичен и непредсказуем. А ещё он более жесток, чем оригинальная игра. Видно, что создатели вдохновлялись классическим OVA-аниме из 80-х и 90-х, когда подобное ещё было возможно без купюр.

Аниматоры с поразительной детальностью смакуют убийства во всех формах: расчленение, сожжение, потрошение, обезглавливание, ментальные пытки, и тому подобное. Во время сражений крупным планом показывают мозги на стенах, сквозные пулевые ранения, жуткую кашу из имплантов и мяса. Люди разлетаются на мелкие кусочки и лопаются как шарики с кровью.

И всё это касается не только обычных врагов-статистов, но и важных для истории персонажей, что вдвойне бьёт по эмоциям зрителя. Перебор с жестоким контентом — одна из уникальных особенностей Edgerunners. Сейчас редко встретишь настолько жестокое аниме.

Далеко не идеал

И всё-таки чуть-чуть не дожали. Главная проблема — слабое раскрытие большинства персонажей и их мотиваций. 10 серий — это чертовски мало. Сюжет развивается так быстро, что на достойную проработку героев совсем не хватило времени. Эх, а так хотелось бы узнать побольше о прошлом наёмников, а конкретно — о Рэбекке, Фарадее, Киви и Дорио.

Кое-как раскрыты только Дэвид, Мейн и Люси, а остальные персонажи — это скорее набор штампованных архетипов, которые запоминаются лишь за определенную харизматичную черту или манеру поведения. Среди них особенно разочаровывает главный злодей, который будто создан по методичке типичных антагонистов из боевиков 80-х.

Драма Дэвида не вызвала таких же сильных эмоций, как драма Мейна или Люси. Отчасти потому, что в истории происходит сразу несколько больших таймскипов, после которых герои немного меняются. Будто какие-то переломные моменты в их жизни произошли за кадром, а мы уже наблюдаем за последствиями. До самой концовки меня не покидало ощущение, что нужно ещё два-три эпизода для того, чтобы ликвидировать все мелкие дыры.

Ближе к середине сериала в спокойных сценах заметно просело качество анимации. Это пытаются выдать за художественный замысел, отдаляя камеру как можно дальше от персонажей, и делая акцент на красивых фонах, но в глаза всё равно бросаются минутные диалоги на фоне абсолютно статичной картинки. Кадр часто строится так, чтобы не показывать лица персонажей или не анимировать им мимику. В целом, качество анимации заметно проседает в середине сериала, но выравнивается ближе к концу.

Смешанные чувства оставляет и саундтрек. Если вы не играли в Cyberpunk 2077, то музыка, скорее всего, вам понравится, потому что её большую часть взяли напрямую с игровых радиостанций.

А вот остальную часть музыки написал сам маэстро Акира Ямаока. К глубочайшему сожалению, он сделал чуть ли не самый стерильный и незапоминающийся саундтрек за всю карьеру. Его композиции постоянно сливаются и теряются на фоне музыки из игры. В какой-то момент я вообще перестал понимать — играет ли сейчас старый саундтрек, или играет Ямаока. «Неплохой проходняк» — это совсем не уровень композитора. Очень печально.

Cyberpunk: Edgerunners — один из самых красивых аниме-боевиков современности. Неожиданно качественный и при этом приземленный киберпанк, не грузящий зрителя экзистенциальной философией, политикой, и бесконечными закулисными «многоходовками». Самостоятельная и интересная работа, которая не требует знания первоисточника, и максимально развлекает вас на протяжении всех четырёх часов.

Полный киберпсихоз — обзор Cyberpunk: Edgerunners

Понравилось

  • Добротный боевик с драйвовым экшеном.
  • Самостоятельное произведение.
  • Идеально воссозданный мир Cyberpunk 2077.
  • Блестящая работа со светом и цветом.
  • Английская озвучка ни в чём не уступает японской.

Не понравилось

  • Хватает статичных кадров и просадок в анимации в паре эпизодов.
  • Неожиданно невзрачный саундтрек Акиры Ямаоки.
  • Половину персонажей не успели раскрыть.
  • Можно было обойтись и без таймскипов.
Полный киберпсихоз — обзор Cyberpunk: Edgerunners

Сообщество развивается при поддержке «Кинопоиска»

808808 показов
51K51K открытий
2323 репоста
476 комментариев

Только что досмотрел, Ребекка лучшая девочка <3

Ответить

За твое здоровье!

Ответить
Ответить

Можно смотреть тем, кто не играл игру?

Ответить

Ребекка лучшая девочкаНу это было слишком легко предсказать еще по трейлерам

Ответить

Лучшая лепёшечка :3

Ответить