Re:Creators

Аниме, созданное авторами для авторов.

Re:Creators

Студия-автор: TROYCA
Локализовано в России под названием: Возрождающие
Год выхода: 2017
Редактура текста: Helga Sasuke

I'm not the first to have come here

Слышали ли вы когда-нибудь о студии TROYCA? Вот и я не слышал, но создана она была еще в 2013 году, а с 2015 стала неспешно выпускать собственные аниме. У студии нет особой специализации. А первая же её работа под названием «Труп под ногами Сакурако» является победителем турнира самых недооценённых аниме на Shikimori. Но речь сегодня пойдёт о первом аниме студии, основанном на оригинальном сценарии — «Re:Creators». Лично я вообще ничего не ждал от данного тайтла, так как его синопсис располагал к огромному количеству экшена и героев, намешанных из самых разных сеттингов. Но раз уж я пишу этот обзор, значит, аниме оказалось не таким плохим, верно? В этом мы сейчас и попробуем разобраться!

In the tavern “Armageddon”

Начинается аниме так: в наш мир начали попадать герои из разных выдуманных вселенных. Манга, игры, ранобэ, аниме — чего там только не было. Благодаря этому сформировался довольно необычный сеттинг, в котором есть и мехи, и волшебники, и даже ёкаи. За всем этим стоит некая беловолосая девушка в военной форме. Но причём тут самоубийство в начале первой серии? В этот смертоносный водоворот событий оказывается втянут мальчик по имени Сота, которого теперь ждёт много новых знакомств и целая военная операция. Однако, действительно ли именно он нужен, чтобы спасти мир от неминуемый катастрофы? И будет ли эта катастрофа вообще?

Сама по себе завязка совсем не новая, ведь ещё в фильме 2008 года «Чернильное сердце» была похожая идея. Но более узнаваемый фильм про ожившие книги — «Ужастики» 2015 года. Но, честно говоря, достойной реализации подобной идеи я нигде не видел, да и обычно она сконцентрирована на книгах и не охватывает всю популярную культуру. «Re: creators» тоже изначально не внушало доверия и выглядело как самое обычное экшен аниме, где все проблемы решаются с помощью кулаков или оружия, а диалоги служат лишь для раскрытия мотивации драться. Но чем больше вслушиваешься в речи персонажей и вникаешь в мир, тем больше понимаешь, что не всё так просто. Мир не прямолинеен и тебе хочется в нем разобраться, а авторы это понимают и дают тебе такую возможность, постепенно расставляя все точки над i.

«В вашем мире нет кофе?»
«В вашем мире нет кофе?»

Диалогов в аниме огромное количество, что для кого-то может показаться недостатком. Мир и герои раскрываются здесь довольно медленно, а остальные разговоры можно было бы смело называть водой. Но есть одно но, которое мне этого сделать не даёт — поднимаемые проблемы. Ведь этот тайтл не просто про персонажей произведений, но и про их авторов, для которых характерны такие вещи как творческое выгорание, стремление к совершенству, заниженная самооценка. Из-за этого они даже могут сталкиваться с кибербуллингом, которому в тайтле уделена целая арка. Я же до сих пор считаю это актуальной проблемой, поэтому, на мой взгляд, важность этой сюжетной линии сложно переоценить. Некоторые герои размышляют о своём прошлом, загоняются по поводу тех или иных поступков, но благодаря ряду событий они справляются со своими проблемами и живут дальше. А для творческих людей авторы подготовили весьма странные дилеммы по типу «будешь ли ты и дальше портить мир для своих героев, если узнаешь, что они от этого страдают?» или «могут ли мысли стать материальными при правильной подаче?».

Нет, это аниме вряд ли поможет вам узнать себя лучше. Но излечение и не является его целью. Авторы делают всё возможное, чтобы высмеять самих себя и сюжетные дыры в своей работе, которые таковыми на самом деле не являются, но осознаёшь это не сразу. Например, здешние герои нередко проговаривают то, что было бы ужасно делать кроссоверы между огромным количеством героев из разных сеттингов, потому что зрителям это не будет интересно. При этом, аниме само по себе является адской мешаниной из всевозможных миров и персонажей. И такого в тайтле масса - чуть ли не каждый диалог так или иначе это высмеивает. А к концу это достигает своей кульминации. Там авторы аниме отлично переиначивают классическую спланированную битву из шоненов, намеренно делая её результат максимально тупым и неожиданным. И даже забытый герой ощущается забытым специально — настолько авторы органично вплетают в тайтл свои косяки.

Авторы обсуждают сюжет
Авторы обсуждают сюжет

Через весь сюжет тянется много мотивации, ведь местные герои-творцы постоянно проговаривают разные умные мысли, необходимые начинающим авторам. Мне например чётко запомнилась идея о том, что не стоит загоняться по поводу хейтеров и переставать из-за этого творить, и тем более отказываться делиться переживаниями со своими друзьями. Да, идея уж очень банальная и всем известная, но не каждый автор понимает её реальную ценность, а в аниме это демонстрируется, причём очень жестоко.

Сама же история умело скачет от бытовухи школьников к плану по спасению мира и обратно, постоянно балансируя на грани безумия.Тем самым ненавязчиво продвигая идею о том, что каждый человек важен и нужен другим, ещё дальше отдаляя японцев от суицидальных мыслей.

Пика своего безумия тайтл достигает в 13-ой серии, которая, не поверите, является рекапом. Но рекапом необычным, ибо он не просто пересказывает предыдущие серии, а делает это от лица одной невероятно умной героини, которая так и норовит сделать свою роль более значимой, а облик более привлекательным. При этом девушка постоянно заигрывает напрямую со зрителями, объясняя, что рекап был задуман с самого начала и необходим чтобы режиссёр со сценаристом не померли от усталости. А специально перерисованные под её мечты сцены и тот факт, что сам по себе пересказ является частью сюжета — вообще поражают воображение и оставляют невольный вопрос: «авторы, а вы точно отдохнули?».

Re:Creators

По итогу сюжетная составляющая тайтла действительно шикарна, хоть и кому-то может показаться, что экшена тут маловато.

Reason why my friends all died

Что касается героев, то их тут огромное количество, так что давайте сначала пробежимся по самым интересным и обсудим их.

Сота — обычный японский школьник, он любит рисовать и лелеет мечту создать собственную мангу с героем/героиней, образ которой ничем не будет уступать Селезии — героини из обожаемой им манги. Разумеется, именно Селезия и становится первым персонажем выдуманных вселенных, с которым герой знакомится, и на этом начинается его история. Сам же по себе Сота действительно обычный парень, со своими мечтами и привычками. В нём есть черты, которые могут раздражать, ибо он скрытен, отказывается рисовать, хотя любит, и не хочет объяснять почему, а также думает, что не может играть решающую роль в истории.

Селезия — юная девушка-рыцарь и пилот мехи. Честная, справедливая и дружелюбная. В общем, идеальная героиня для классического шонена, которую можно окунуть в драматичные события, заставить действовать во имя любви или всячески прокачивать силу воли. Для сюжета не играет особой роли, да и сказать про неё особо нечего, но упомянуть было необходимо.

<i>Селезия</i>
Селезия

Метеора — та самая чрезвычайно умная девушка, которая пересказывает события в 13-ом эпизоде. Она работает в высокоуровневой библиотеке из RPG, и в арсенале имеет тысячи различных заклинаний. По характеру Метеора добрая и спокойная, а также рассудительная и смелая. Для сюжета играет огромную роль, потому что не стесняется использовать свои навыки для благого дела. Кому-то может показаться имбовой спасительницей, необходимой только для разрешения трудных ситуаций, но я считаю, что именно Метеора позволяет истории идти так, как запланировано, а её мотивы невероятно чисты. В этом плане девушка может бесить, ибо слишком уж она правильная, но на то она и придуманный герой.

Маганэ — девушка-маньячка из психологического ранобэ, по сюжету которого она убила весь свой класс и сделала это чисто по-приколу. В этом весь её характер — безумное желание веселиться, ради которого Маганэ готова на всё. Поэтому ей нравится мир, в котором она оказалась и покидать его девушка не спешит. Для сюжета играет роль антигероя: не сражается ни на какой из сторон, а просто устраивает хаос и толкает умные монологи. Именно её пламенные речи зачастую дают узнать что-то новое о законах мира, ибо она постоянно пытается их преодолеть, а также помогают героям разобраться в себе и поступить как-то иначе. Таким образом Маганэ является одной из главных движущих сил сюжета, хоть и делает это не напрямую, чем и подкупает.

Да, я не упомянул ни одного мангаку или гейм дизайнера, но это всё по той причине, что они изначально ощущаются командой и хоть каждый из них уникален, времени на их раскрытие недостаточно и запоминаются они скорее как немного чокнутые творцы. На раскрытие всех героев произведений времени тоже не хватает. При этом абсолютно каждый из них так или иначе влияет на концовку, и выглядит это наигранно. Но, как я уже говорил, авторы сами это понимают и делают свой акцент не на исправлении ошибок, а на их высмеивании. По этой же причине они совершенно не боятся убивать различных персонажей, но жалости и грусти это не вызывает, скорее наоборот радуешься, что теперь придётся держать в голове на одного героя меньше.

Сами же персонажи произведений именно таковыми и ощущаются. Не знаю как это объяснить, но чувствуется в них некоторая искусственность, вызывающая небольшой эффект зловещей долины. Однако назвать это недостатком язык не поворачивается, потому что архетипов у героев много и каждый сможет найти любимчика, даже если и бесят стандартные архетипы. При этом некоторые персонажи прописаны сильно лучше других и сначала это смущает, но потом показывают их авторов и всё становится понятно. Например, через одну из героинь авторы показывают типичных фанатов фансервиса, и никогда еще это не демонстрировалось настолько комично и жизненно. У каждого из героев имеется какая-то способность, которую они зачастую используют в битвах, но принцип работы некоторых из них настолько сложен, что даже после трёх объяснений не поймёшь что произошло. Самым ярким примером можно назвать «ложь из лжи» Маганэ, которая вроде бы каким-то образом обращает факты в ложь и наоборот. Но как это работает я до сих пор не понимаю.

Антагонист в тайтле присутствует с самой первой серии и вплоть до концовки он будто бы творит зло ради зла, а также обладает какими-то необъяснимыми силами даже в сравнении с другими персонажами. Я бы мог на это пожаловаться, но на деле это настолько логичный и изящный твист, к которому нас начинают потихоньку подводить ещё в середине, что бесхарактерность антагониста по ходу тайтла после просмотра сходит на нет. Тем более у него есть свита, которая не просто имеет аргументы в пользу помощи ему, но и также претерпевает изменения по ходу сюжета. Арка персонажа по имени Блиц тому явное подтверждение.

К сожалению, хороших персонажей здесь можно пересчитать по пальцам одной руки и это грустно, ведь именно они должны быть движущей силой сюжета. Ну, они ей и являются, но лишь треть, а то и четверть из всего разнообразия.

The buildings falling down

Несмотря на частое использование одних и тех же кадров, что очень сильно увеличивает количество флэшбеков в тайтле, а также использования дешёвого 3D для создания мех и других сложных вещей, графика в тайтле получилась отменной. Битвы поставлены обалденно и каждая следующая не похожа на предыдущую, что в том числе достигается и с помощью уникальных и в меру фансервисных дизайнов персонажей, подчёркивающих их характеры.

Саундтрек же вызывает у меня ещё большее восхищение. Каждый опенинг идеально вписывается в винегретную концепцию тайтла, ибо они отлично подошли бы как к фэнтези, так и к мехам. «Студийная банда», официально озвучившая аниме на русском языке, перевыполнила свой план и сделала каверы на обе открывающие песни, поэтому оригиналы я послушал уже после полного просмотра тайтла. И я не могу сказать, что переводчики справились плохо, ведь им идеально удалось сохранить весь тот задор и любопытные мысли песен, из-за чего второй опенинг в оригинале я вообще не воспринимаю. Это дерзкое:

“И давно уже

Что ни совет, то мимо ушей”

и даже более хриплый голос певицы — всё играет опенингу на руку. А я ведь редко так положительно отношусь к русским каверам, так что мой респект переводчикам!

Эндинги ничем не примечательны и поэтому сказать о них мне нечего.

Но вот саундтрек внутри серий это нечто невообразимое. Занимался им великолепный японский композитор Хироюки Савано, чьи работы я слышал ранее (саундтреки к «Kill la kill», «Семи смертным грехам», «Жизни без оружия») и даже подумать не мог, что их написал один человек — настолько они разные. Но ни в одном из перечисленных выше тайтлов музыку мне ругать не хочется. А для «Re: creators» маэстро написал целый альбом, среди которых уйма запоминающихся треков на все случаи жизни, но самый главный из них - «Layers». Именно он звучит во всех битвах и именно строчками из него названы блоки этой статьи. А всё по той причине, что он не только звучит великолепно, но и его текст описывает события тайтла. Чтобы не быть голословным приведу пример:

“Want to find the reason why we have to cry

The buildings falling down and no one's there to save us

Gonna find the answer, How to clear this up

You made these crazy worlds

I'm stuck between the two”

Хироюки Савано

Это текст припева и он произносится неким персонажем своему создателю, что можно понять из первого куплета. И это видно в каждой строке, ибо герою же интересно узнать почему он должен плакать, почему здания разрушаются и когда найдётся способ это всё исправить. А последние две строки обвиняют создателя в том, что он сделал этот мир таким жестоким и сумасшедшим. Вот из такого и состоит вся песня, и я нахожу это чертовски крутым.

В итоге техническая часть может ощущаться для кого-то спорной из-за слабой графики и малого количества экшена, но великолепный саундтрек с лихвой это всё компенсирует, оставляя лишь приятное послевкусие.

Re: creators

В итоге, «Re: creators» — это тайтл, который пытается казаться тем, чем на самом деле не является. За маской экшена и мнимого фансервиса кроется действительно сложная история о людях и их персонажах, с лихвой сдобренная необычным юмором и глубокими мыслями. И хоть я так и не понял смысл названия, ибо герои там и правда ничего не возрождают, субъективно мне хочется поставить тайтлу крепкую 10. Но умом я понимаю, что у него есть проблемы и объективно его можно оценить на 7.

Авторское послесловие

Данная статья написана для моего личного паблика ВК, в котором я пишу их раз в две недели. Свой акцент я делаю на расхваливании малоизвестных тайтлов, а также совершенно не пишу негативные обзоры. Так что если вам понравилась статья, буду рад если вы заглянете.

47
12 комментариев