Как одни люди управляют другими: разбираю четыре основных приёма на примере аниме «Человек-бензопила»

Объясняю поведение Дэндзи и Аки с точки зрения практикующего психолога и нарратолога.

Как одни люди управляют другими: разбираю четыре основных приёма на примере аниме «Человек-бензопила»

Первая часть манги Тацуки Фудзимото о Человеке-бензопиле выходила с 2018 по 2020 годы и успела получить почётное звание «деконструктора жанра сёнен». Главный герой всё ещё сражается с могущественными злодеями и проливает море крови — но не ради безопасности общества или мести врагам.

Он хочет простых вещей: потрогать женскую грудь и распробовать вкус первого поцелуя. И это кажется странным ровно до тех пор, пока не вспомнишь, что парню 16 лет. Он обрёл крутость, а взамен хочет внимания от девушек.

Однако это аниме реалистично не только с точки зрения желаний и целей главного героя. Здесь очень правдоподобно и наглядно прописана коммуникация между персонажами, механизмы которой универсальны в том числе и для западных зрителей.

Дабы свести спойлеры к минимуму для тех, кто не читал мангу, но при этом сделать разбор интересным, полезным и прикладным, я решила разобрать один конкретный аспект из коммуникации персонажей между собой — управление. А также хочу показать разницу между способами управления Дэндзи и Аки, центральных персонажей истории.

Дэндзи, Пауэр и Аки
Дэндзи, Пауэр и Аки

Сначала посмотрим на уже знакомые нам рефлексивные перспективы (если слышите эти слова впервые, то можете почитать о них в последнем разборе) немного с другого угла. Человек с авторской рефлексивной перспективой создаёт определённый контекст. Внутри него находятся другие люди, между которыми есть коммуникация, а так же появляются задачи, которые нужно кому-то решать. Решают их люди с агентской РП, которые отвечают за результат выполнения той или иной задачи. А делают они это либо сами, либо с помощью людей с актёрской и актёр-агентской РП.

Самая простая аналогия — кино. Есть сценарист (авторская РП) — человек, который придумывает произведение (контекст). Чтобы получилось кино, нужно выполнить множество задач: создать декорации, пошить костюмы, отснять всё это дело, сыграть роли.

Организацией этого процесса занимается режиссёр (агентская РП) — он ответственнен за конечный результат и его в итоге будет ругать или хвалить BadComedian. А выполняет он эти задачи при помощи людей, которые владеют определённым инструментарием — рисование, шитьё, съёмка (актёр-агентская РП), и обладают нужными свойствами — актёров (актёрская РП).

Но чтобы всё это работало, агентский текст должен как-то управлять текстами актёрскими. Этих способов 4:

  • ⚡ — запугивание,
  • 💸 — подкуп,
  • 🎭 — обман,
  • 💥 — уничтожение.

Запугиванием пользовался якудза. В этой коммуникации он выступал в агентской РП, а Дэндзи — в актёрской. Он — маленький мальчик, сирота, у которого нет никакого инструмента. Но есть важное свойство — он сын мёртвого должника. Поэтому якудза вписывает его в свой текст с помощью запугивания (⚡) и даёт ему при этом инструмент, с помощью которого Дэндзи может закрыть поставленную задачу (🔧). Он «поднимает» его с актёрской до актёр-агентской РП.

⚡ — запугивание, 🔧 — инструменты для решения задачи
⚡ — запугивание, 🔧 — инструменты для решения задачи

Способ срабатывает, и несколько лет Дэндзи существует в том же тексте, попутно приобретая новый набор инструментов: он продаёт свои органы, рубит лес, охотится на демонов. До тех пор, пока его не переманивает другой агент — Макима. Её способ — подкуп.

⚡ — запугивание, 💸 — подкуп
⚡ — запугивание, 💸 — подкуп

Она даёт ему то, чего он хочет: тёплый кров, еду, друзей, девушек. И создаёт при этом иллюзию выбора из разряда «девочка, ты хочешь на дачу, или чтобы тебе голову оторвали?», лишь иллюзию агентского договора. Хотя настоящий агентский договор Дэндзи умеет строить — такой договор у него с Почитой. И здесь возникает интересная параллель.

Насколько я поняла из манги, Почита, демон бензопилы, раньше был очень могущественным. Но потом ослабел и вот в таком состоянии дополз до Дэндзи. Ситуация похожа на ту, когда Макима находит израненного Дэндзи. Но в случае с Почитой договор равный: все цели видны и ни у кого из участников коммуникации нет тайных намерений.

«Мы заключили контракт. В обмен на то, что я спас тебя, ты поможешь мне».
«Мы заключили контракт. В обмен на то, что я спас тебя, ты поможешь мне».

В профессиональной плоскости у них договор «агент-агент». А в сфере близости Дэндзи остаётся в агентской РП, а Почита спускается на актёр-агентскую. В их маленькой семье он — расширенное «я» Дэндзи. И действительно хорошо исполняет роль собаки, которая вписана в текст хозяина и вместе с ним терпит лишения.

И с Макимой ситуация немного схожа, вот только теперь собака — Дэндзи. И Макима вписывает его в текст через причастность к большой группе. Когда Дэндзи работал на якудза, сам он не был членом якудза. Он работал на это сообщество, но не стал его частью.

А в Штабе общественной безопасности, куда привлекает его Макима, герой убивает демонов, при этом являясь охотником на демонов — частью Штаба общественной безопасности. Она выдаёт ему форму (как агент, вписывая его актёром в большой текст «общебеза»), а также вписывает в свой собственный авторский текст, приставляя к нему своего агента — Аки.

Да, в данной коммуникации Макима выступает в авторской рефлексивной перспективе, так как Четвёртое экспериментальное подразделение, куда входит Дэнзди, — это её идея и реализация.

Как одни люди управляют другими: разбираю четыре основных приёма на примере аниме «Человек-бензопила»

С Аки тоже всё неоднозначно. Когда они дерутся, то дерутся они на равных — как два актёра. Они оба влюблены в Макиму, но при этом у них нет инструмента коммуникации, чтобы добиться её любви. При этом в остальном Аки для Дэндзи — агент. И в сфере близости (они как старший и младший брат), и в сфере профессиональной, где Аки готов использовать Дэндзи как инструмент для достижения своей цели (в манге это можно увидеть в главах про бесконечный этаж).

Аки — классический герой сёнена. У него есть цель: это месть. И он ради этой высокой цели готов пойти на многие жертвы. Он вписывается в большой текст «общебеза», пока их цели совпадают. Однако он может передоговориться, если у него появятся более приоритетные цели.

У Аки было плюс-минус благополучное детство, нормальная жизнь среднестатистического японца. И он её потерял. Он знает, что этого у него уже не будет, и выбирает месть. Из актёрской РП (маленького мальчика) он идёт через овладение инструментом (бойцовские навыки для борьбы с демонами) к своей цели (мести), трезво принимая тот факт, что цели этой он может не достигнуть. Но при этом сам уровень жизни у него не падает. Для него это не является ценностью.

У Дэндзи же ситуация противоположная. У него не было нормальной жизни. Он жил в нищете с отцом-алкоголиком, рано лишился матери, не ходил в школу. Он прекрасно умеет быть в агентской РП и заботиться самостоятельно и о себе, и о близких. Без этого уровня рефлексивной перспективы на улице просто не выжить. Но он не хочет делать этого сейчас, потому что в обмен на нормальную жизнь от него требуют абсолютной покорности.

Выходит, что Аки нельзя здесь подкупить, а Дэндзи — можно, потому что для него уровень жизни — это ценность. Аки хочет достичь того, чего нет. А Дэндзи не хочет потерять то, что есть. Ему достаточно просто предоставить норму для того, чтобы он выполнял приказ. Ну и Дэндзи, конечно, непохож на классического героя сёнена, ведь у него очень реалистичные потребности и цели, которые характерны для 16-летнего подростка и ребёнка, выживающего с собакой на улице.

Вернёмся к способам управления. Обман. Это излюбленный способ Пауэр. Она заставляет Дэндзи прийти в логово демона Летучей мыши, тоже имитировав агентский договор.

🎭 — обман
🎭 — обман

Ладно грудь, но она соврала и о роли Дэндзи в спасении Мявки (🎭). Что логично, ведь иначе он бы не пошёл. Пауэр, кстати, — тоже пример персонажа, у которого есть агентская перспектива, ведь она много лет выживала на улице. Но при этом и дома у Аки, и в «общебезе» она находится в актёр-агентской РП.

Справедливости ради (и чтобы быть совсем точной теоретически) нужно отметить, что Пауэр и Дэндзи в «общебезе» взращивают новые я-позиции. Они оба оказались оторваны от социума. Их агентские РП и способы заботы о себе неприемлемы для граждан Токио. Поэтому, когда их встраивают в новый текст, они выращивают новые я-позиции.

А если выстраиваешь что-то новое с нуля, то начинать приходится с актёрской РП: «а правильно ли я делаю?», «я — хороший?», «я — молодец?». Потому что поначалу без оценки никак не узнать, корректно ты встраиваешься в это общество или нет.

Ну и последний способ — уничтожение (💥). Правда, пока уничтожения не ожидается. Но если вы читали мангу и помните день рождения Дэндзи, то вот оно — уничтожение. И здесь речь не о буквальном уничтожении, не о смерти. А скорее об уничтожении я-позиции, которая сейчас в коммуникации. Но в аниме мы, скорее всего, мы увидим эту сцену только через пару лет!

Пока что я не стала затрагивать тему гипотетической патологии Дэндзи, ведь то, что мы узнаём в манге про закрытую дверь... я не уверена, что это правда. Всё-таки это тоже может быть обманом — для того, чтобы вписать героя в чужой текст.

❓

Как вам аниме? Как манга, если читали? Что ещё хотите, чтобы я разобрала в этом произведении? Делитесь впечатлениями и вопросами в комментариях!

Сообщество развивается при поддержке «Кинопоиска»

9797 показов
15K15K открытий
99 репостов
246 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить
Ответить
Ответить

*на хуй (мой)

Ответить

психолог пытается разобрать способы манипуляцииТем временем Макима

Ответить

DeadP47 Moment

Ответить

Ну зачем. Сейчас недрочабрь, а ты байтишь

Ответить