Воры в замке: впечатления от первых эпизодов Persona 5 The Animation

Как аниме по Persona 5 выглядит на фоне игры и предыдущих экранизаций серии.

Воры в замке: впечатления от первых эпизодов Persona 5 The Animation

Серия Persona, как и большинство других известных японских франшиз, за свою жизнь обросла огромным количеством спин-оффов и сопутствующей продукции. По вселенной Persona, в дополнение к крупным сайд-проектам, выходили аудиодраммы, манга, спектакли, мобильные игры. Ну и, конечно же, были аниме-экранизации, причем различного толка. Сериальные и киношные, альтернативные вселенные и расширенные вариации вышедших сериалов. Пятая часть серии тоже не избежала такой судьбы, и ее адаптация уже четвертый месяц как выходит на телеэкраны.

Первый основной опенинг Persona 5 The Animation, под песню Break In to Break Out.

Persona 5 вышла в 2016 году на территории Японии, и в 2017 в остальном мире. Игра рассказывает о похождениях группы школьников, называющих себя Фантомными Ворами (Phantom Thieves), возглавляемой главным героем (названым в аниме Рен Амамия). Участники группы обладают возможностью посещать миры, созданные особо сильными и испорченными желаниями людей, и менять посредством этого их мировоззрение. Игра получила крайне высокие оценки критиков и игроков, считается одним из самых сильных эксклюзивов консолей от Sony, а так же одной из лучших JRPG на данный момент.

Геймплейный кадр Persona 5.
Геймплейный кадр Persona 5.

Аниме-сериал Persona 5 The Animation создается студией CloverWorks, дочерним подразделением А-1 Pictures. С A-1 у серии вообще долгая история – эта студия анимировала катсцены в оригинальной Persona 4 для PS2, а так же так или иначе работала над всеми аниме адаптациями серии, кроме Persona 4 The Animation и Persona 3 The Movie: No. 1, Spring of Birth (которые были созданы студией AIC ASTA). И если три оставшихся фильма по Persona 3 были приняты в основном тепло, то Persona: Trinity Soul и Persona 4 The Golden Animation уже были встречены более прохладно. Так что экранизация Persona 5 ожидалась со своими долями скептицизма и надежды. И результат получился, скажем, очень неоднозначным. Но обо всем по порядку.

Картинка и анимация

Когда экранизацией игры занимается А-1 Pictures, то подсознательно уже как-то понимаешь, чего стоит ожидать от картинки. Конечно, фильмы по Persona 3 были высокобюджетными, но вот экранизации Ace Attorney и Persona 4 Golden высмеивались в интернете со страшной силой.

И с Persona 5 The Animation, что касается технической стороны, все в принципе ожидаемо слабо. Передние планы еще выглядят достаточно приемлимо, но вот с задними в большинстве случаев беда. Задние планы прорисованы совсем плохо, и с этим в теории можно было бы жить, но когда студия не может нормально изобразить персонажа даже вблизи, или делает глупейшую опечатку в слове Skull (написав Scull), то настроение прощать аниматоров и художников куда-то улетучивается.

Персоны здесь, как и в игре, окутаны постоянным синим пламенем. Только вот то, что смотрелось органично в игре, очень сильно выделяется в формате аниме.
Персоны здесь, как и в игре, окутаны постоянным синим пламенем. Только вот то, что смотрелось органично в игре, очень сильно выделяется в формате аниме.

Анимации тоже выглядят странно. В боях возникает ощущение, будто некоторые фреймы тупо вырезали, за счет чего анимация выглядит очень дерганной. Плюс к тому, когда на экране появляются 3D модели, то вообще уже не знаешь как реагировать, ибо они часто выглядят просто недоделанными, и слишком сильно отличаются от рисованых персонажей и задников.

Но при этом, в лучшие моменты Persona 5 The Animation радует мои глаза. Картинка хоть и простая, но пытается в некоторую стилизацию, за счет чего выглядит более приближенной к игре. Эффект достигается в основном приглушенной цветовой палитрой, которая сразу же бросается в глаза. При этом Замки и Мементос показаны куда более контрастно, и создают правильный дисссонанс между реальным миром, и мирами сердец злодеев. Стильных эффектов, которыми выделялась сама Persona 5, правда, маловато, и используются они как-то не оригинально. Но духа игры в картинке P5A ощущается немного больше, чем в аниме катсценах самой Persona 5, хоть игровому процессу, в результате, оба варианта проигрывают.

Музыка и звук

Саунд директором Persona 5 The Animation значится Сатоки Иида (Satoki Iida), и он работал над всеми экранизациями Persona кроме Persona: Trinity Soul. Да и вообще, послужной список у человека широкий, и о нем отзываются как о профессионале, который прекрасно работает со звуком. Даже я, как человек не слишком увлеченный аниме заметил, что работа со звуком и музыкой в предыдущих экранизациях Persona была проведена достойная. И в связи с этим возникает вопрос – а почему у Persona 5 The Animation все настолько плохо?

Посмотрим на этот вопрос так – у Persona 5 великолепный саундтрек, и в игре он работал на атмосферу как надо. Аниме будто бы вообще не знает как использовать темы из саундтрека, и за счет этого некоторые сцены выглядят заметно слабее, чем могли бы. Печальную Alleycat использовали чуть ли ни для всех личных моментов, хотя подходящих тем в саундтреке более чем достаточно. В боях с каким-то непостоянством чередуются только Last Surprise и Blooming Villain, а другие боевые темы, вроде Will Power будто бы забываются. Причем частое использование основной боевой темы игры вызывает свою крупную проблему.

В одной из боевых сцен используются ремиксы Blooming Villain и Life Will Change, которые засветились в Persona 5: Dancing in Starlight.

Дело в том, что Last Surprise, которая въедалась в голову в игре, не работает таким образом в аниме. Если раз за разом в сериале слышишь одну и ту же тему, которая еще и резко обрывается по ходу боя, то это не работает как ушной червь, а только лишь раздражает. Это демонстрирует непонимание создателями простых вещей: то, что работает в игре с частыми пошаговыми боями, может просто не иметь такого же эффекта в аниме.

Светлые моменты, конечно, есть. Попадаются эпизоды, в которых музыка из игры используется со вкусом, и с юмором. Да и новые работы самого Сёдзи Мегуро продолжают радовать. Темы опенинга и закрывающих титров, как и в игре, исполнены корейской певицей Лин Инаизуми (Lyn Inaizumi). И конкретно к этим песням даже не хочется придираться. Break In to Break Out отлично попадает в дух сверхестественного криминального приключения, второй опенинг Dark Sun отражает куда более мрачную часть истории Фантомных Воров, а эндинг Infinity работает как интригующее многоточие в конце каждого эпизода. С песнями у Мегуро, к счастью, все до сих пор порядке, так что, возможно, ситуация будет со временем исправляться.

Второй опенинг Persona 5 The Animation, под песню Dark Sun.

Основной сюжет и перенос механик

Перенос сточасовой JRPG с огромным количеством персонажей и диалогов в анимационный формат в любом случае будет проблемой, сколько эпизодов не возьми. Persona 5 исключением не стала.

В принципе, сюжетные события в аниме уложены в достаточном объеме, но вот само повествование кажется очень ускоренным, и временами рваным. В результате, жажда вместить как можно большее в эпизод приводит к таким бредовым моментам, как Тае Такеми, передающая главному герою пакетик с лекарствами прямо на глазах у его попечителя. Да и вообще, две следующие за Камошидой сюжетные арки пролетают перед глазами махом, за счет того, что им Замкам практически не уделяется внимания. Конечно, некоторая часть внутреннего мира злодеев таким образом теряется, но по настоящему сильного ущерба это не наносит.

Что наносит ущерб повествованию, так это странное использование Бархатной Комнаты в сюжете. В игре, на секундочку, эта локация, вместе с ее обитателями и окружением, была крайне важна, причем как геймплейно, так и сюжетно. В аниме же какой-то важности от Комнаты попросту не ощущается. И не только из-за совсем редких появлений в сюжете, нет. Просто сбор и смешение Персон будто бы вообще не имеют места в сериале.

Ну то есть как – они как бы есть. В одной серии Рен уговаривает Пикси перейти на его сторону, а в другой даже кого-то создает посреди боя. Но в последующих сериях эти механики не появляются, и даже не упоминаются, а Персон герой получает просто по мановению волшебной палочки сценаристов. В экранизациях Persona 3 и 4 Персоны были привязаны к определенным социальным связям и арканам, и, что самое главное, об этом герою (а соответственно и зрителю) рассказывали сами обитатели Бархатной Комнаты. P5A в этом плане смотрится совсем провально.

Воры в замке: впечатления от первых эпизодов Persona 5 The Animation

Разрешатся ли проблемы с повествованием или нет, это хороший вопрос, ответ на который не настолько однозначен. Длительность Persona 5 The Animation пока не известна, и масштабы проблем сериала будут разниться в зависимости от его продолжительности.

Пока что рассматривается два варианта. Если сериал будет идти стандартные 25 серий, то у него огромные проблемы. За 14 серий была покрыта от силы треть основного сюжета игры, и четыре-пять Конфидантов. Если у студии в запасе осталось лишь 11 эпизодов, то историю придется либо урезать, оставляя настоящую концовку для OVA, либо ужимать со страшной силой, за счет чего повествование станет еще хуже.

Но, учитывая что последними сериями создатели бросили даже не один, а два филлера, направленных на развитие конфидантов, более правдоподобным выглядит вариант, что шоу будет состоять из 36 эпизодов, или возможно даже двух 24-серийных сезонов. В таком случае, можно надеяться, что ситуация хотя бы не станет сильно хуже. Улучшение тоже возможно, но это довольно маловероятно.

Воры в замке: впечатления от первых эпизодов Persona 5 The Animation

Персонажи и социальные элементы

Персонажи, а в особенности сами Фантомные Воры, являются одной и наиболее важных составляющих частей Persona 5, поэтому логично надеяться на достоверный их перенос в адаптацию. И, сказать честно, с ними ситуация обстоит довольно неплохо.

То есть да, герои показаны не идеально. Тут в права вступает все та же самая проблема со рваным и ускоренным повествованием, которая не позволяет достаточно сильно раскрыть поведение персонажей, или показать все их поступки. При этом большинство черт характера показаны в достаточной степени, хоть отрицательные их стороны почти не демонстрируются. Результат – персонажи вроде на свои игровые аналоги похожи, но ощущаются немного односторонне. Но учитывая последующие за вышедшими эпизодами события, можно предположить, что ситуация изменится.

Подпортился разве что образ Соджиро. Строгий но справедливый бариста превратился в пассивного наблюдателя, который даже на экране появляется редко. Хотя, со следующей аркой все может измениться.
Подпортился разве что образ Соджиро. Строгий но справедливый бариста превратился в пассивного наблюдателя, который даже на экране появляется редко. Хотя, со следующей аркой все может измениться.

А с главным героем уже сложнее. Рен Амамия (Ren Amamiya) характер свой проявляет куда реже, чем даже Макото Юки (Makoto Yuki) из Persona 3, а ведь у него апатичность была чуть ли ни основной чертой. Конечно, сюжетно поведение Рена в обществе вполне себе обосновано – как никак человек судим, и отбывает наказание. Но почему Рен настолько пассивен даже в Замках и при общении с друзьями? В игре его персонаж в большинстве реплик источал сарказм и абсолютную уверенность в собственных действиях. Здесь же Рен куда более осторожен и спокоен, старается не сболтнуть лишнего, но при этом на различные авантюры может согласиться, если это прикует его интерес. Персонаж ощущается чуть более реальным, но за счет этого станоится менее запоминающимся. И, если уж совсем быть честным, это не плохо. Подобная интерпретация имеет право на жизнь, и есть шанс, что характер Рен все таки со временем разовьет, и будет принят сообществом на уровне Ю Наруками (Yu Narukami) из Persona 4 The Animation.

Про взаимодействие персонажей и реализацию конфидантов хочется поговорить отдельно. В первую очередь, конечно, по той причине, что с этим аспектом игры создатели справились просто на «ура». Технически ничего нового они не придумали – принцип объединения нескольких конфидантов в одну сюжетную линию, которой не было в оригинальной игре использовался еще в Persona 4 The Animation, и зрителям он тогда полюбился. Собственно в случае Persona 5 велосипед изобретать не стали, и пошли почти тем же путем. Благо что и новые истории вышли достойными. Наблюдать за тем, как сценаристы объединяют творческий путь Юсуке с детективными похождениями Рена и Акечи, это особый вид удовольствия для фанатов игры. И есть все основания полагать, что последующие подобные эпизоды будут выполнены как минимум на том же уровне.

Экшн-сцены

Вот и самая больная тема. С экшн частью у сериала все совсем плохо. И даже сложно сказать по какой конкретно причине.

Экшн-сцена из второго эпизода сериала.

Давайте начнем с самой (как мне кажется) логичной: с эффектов. Чисто внешне магические атаки Персон анимированы достаточно неплохо, да и довольно схожи с анимациями из самой игры. Но, по какой-то странной причине, эти же самые атаки попросту никак не ощущаются. За ними нет веса, или какой-либо угрозы, они просто появляются и исчезают, не принося никакого удовлетворения. Для достижения необходимого эффекта было бы достаточно каких-нибудь громких звуковых эффектов, или же даже простого потряхивания кадра. Но этого попросту нет! В результате магия выглядит не потоком энергии, которая наносит ущерб врагам, а прилетевшим облачком, которое кочему-то забирает противников с собой. По этой самой причине и враги не выглядят хоть сколько-нибудь опасными, так как уничтожаются с пол плевка, и без каких-либо особо видимых усилий.

Вторая проблема, которую можно считать придиркой, это эфемерность Персон. В P5A они не взаимодействуют с противниками физически, а только пуляются магией. В экранизациях Persona 3 и Persona 4, на секундочку, Персоны били морды Теням на постоянной основе, и ощущались чем-то действительно мощным. Даже Орфей избивал боссов своей лирой, что уж говорить об Изанаги и его копье. А здесь даже Арсен уходит во фьюз в первых эпизодах, и больше никогда не возвращается на экран. Соответственно и сами Персоны за счет этого не ощущаются настолько мощными, насколько могли бы.

Третья и финальная проблема, это непостоянство. Иногда Воры хватаются за свое холодное оружие, а иногда нет; иногда они вспоминают про огнестрел, а иногда нет; иногда добивание противника происходит с All-Out Attack, а иногда нет. У фильмов Persona 3, например, такой проблемы не возникало – холодное оружие в боевых сценах использовалось постоянно, хоть и не слишком часто. Герои P4A полагались только на своих Персон, отсиживаясь во время битвы в сторонке, или общаясь со злодеем. Боевка же P5A это бардак, и возникает ощущение, что авторы просто не знают, что с ней делать. Ситуация понемногу выправляется, но даже с боссами бои идут не больше пары минут, и какой-то кульминации от них не ощущается.

И вот что в результате самое странное, так это существование OVA Persona 5 The Day Breakers, которая была выпущена еще в 2016 году, в пику релиза игры в Японии. Это 25-минутный эпизод, посвященный вылазке Фантомных Воров в Мементос. Сюжетно OVA, конечно, незамысловата, но ее кульминацию составляет отлично поставленная экшн-сцена, которая не обладает ни одним из указанных недостатков. Заклинания Персон сотрясают землю, и явно ранят соперников. Персонажи ведут себя в сражении по разному – Анн с Морганой полагаются на своих Персон, Рюджи с Юсуке пользуются трубой и катаной соответственно, а Рен предпочитает пистолет. Вроде мелочь, но эта мелочь демонстрирует персонажей как с точки зрения характеров, так и с точки зрения геймплейных принципов (Анн с Морганой в игре полагаются на магию, а Рюджи с Юсуке являются мощными физическими бойцами). И, что важно, вся схватка построена на механике Baton Pass, благодаря которой она начинается и заканчивается лидером группы - Джокером. Эта сцена, да и весь эпизод в широкой перспективе вызывают лишь недоумение, и один общий, но крайне важный вопрос – а что мешало сделать так же?

Экшн-сцена из Persona 5 The Day Breakers

И этот вопрос относится не только к экшн аспекту данной экранизации. Картинка в Day Breakers далеко не идеальна, но ей очень идет на пользу стилизация под выцветший комикс, эффекты старой кинопленки, а так же своевременное использование фирменного красного фона. Рен ведет себя куда смелее, причем как в бою, так и в реальном мире, а в музыкальном плане даже Last Surprise умудряется работать как надо. Почему создатели, из той же самой A-1, настолько сильно поменяли все что можно для полноценной экранизации – это вопрос, который, к сожалению, останется без ответа.

Как ни странно, но даже Persona 4 The Golden Animation от той же A-1 не отличалась настолько радикально от <a href="https://dtf.ru/flood/12190-krasota-sudby-chem-horosha-persona-4-the-animation" rel="nofollow noopener" target="_blank">первой экранизации игры</a>.
Как ни странно, но даже Persona 4 The Golden Animation от той же A-1 не отличалась настолько радикально от первой экранизации игры.

Главное слово, которое относится к Persona 5 The Animation это непостоянство. Оно проявляется абсолютно во всем – в картинке, в музыке, в поведении персонажей и организации боев. Сериал бросает из стороны в сторону, и в результате цельной картины не удается составить даже после 14 эпизодов. Есть, конечно, шанс, что ситуация выправится в лучшую сторону, и что многие проблемы будут решены при выходе сериала на Blu-Ray, и я буду на этот шанс надеяться. Но у большинства фанатов терпение куда слабее, и возможно эти релизы уже не будут никому нужны. Грустно, если честно, ведь потенциал то у экранизации есть. Жаль лишь, что создатели пользуются этим потенциалом крайне редко.

5959
44 комментария

Если говорить конкретно о картинке, то пятерка попала в ловушку своего первоисточника. Если предыдущие части аниме выходили по заведомо плохим в графическом плане частям, то дотянуть до внезапно качественной картинки игры пятерка не сумела.

10

Да, согласен, но только отчасти. Игра очень сильно тащила стилем и анимациями, за счет чего и смотрелась достойно, хоть и была технически устаревшей. Здесь и технически картинка слабовата, и стилистические моменты перенесены далеко не все (не то чтобы игровые интерфейс и меню возможно перенести в аниме формат)

3

А еще иногда авторы допускают интереснейшие перлы в рисовке.

4

Комментарий недоступен

13

я все думал, стоит ли вставлять такие кадры в материал, или нет:D решил настолько конкретно все не показывать)
но да, по "красотам" задних планов P5A на YouTube уже ролики делают)
https://www.youtube.com/watch?v=zWL61wveFgA

1

А что на первой картинке не так? Видел ее уже несколько раз, но так и не понял.

Проблема экранизации ещё в том, что происходящее выглядит как набор кат-сцен, слабо адаптированных под формат аниме, при этом все игровые механики наглухо слиты в мешанину, из которой происходящее слабо понятно. А что поделать, если А1 способны не испортить только тот исходник, с которым в принципе при переносе трудно облажаться.

4