Japan Animator Expo: великая антология короткометражной анимации. Часть I

Nihon Animator Mihonichi («Выставка японских аниматоров») — крупнейшая онлайн-выставка короткометражной японской анимации с полной свободой творчества участников и свободным входом для каждого.

Japan Animator Expo: великая антология короткометражной анимации. Часть I

О выставке

Мероприятие запускалось силами двух людей и их компаний:

Анно Хидэаки
Глава анимационной студии Khara

Легендарный аниматор и режиссёр. В прошлом — один из ключевых сотрудников студии Gainax. Большинству людей известен как создатель «Евангелиона».

Он являлся исполнительным продюсером: отвечал за общее направление выставки, условия проведения и организационные моменты.

Каваками Нобуо
Генеральный директор медиакомпании Dwango

Dwango является владельцем японского видеохостинга Nico Nico Douga — именно через него осуществлялась публикация и распространение работ выставки.

Каваками, наряду с Анно, был на должности исполнительного продюсера. Занимался финансовой стороной проекта, включая спонсирование. Также осуществлял общий контроль всех организационных процессов.

Выставка была анонсирована в октябре 2014 года на 27-ом Токийском международном Кинофестивале в рамках мероприятия «Мир Анно Хидэаки».

Целью проекта было показать миру возможности будущего визуального искусства, а также авангард индустрии — начинающих, но перспективных деятелей, экспериментальные методы работы, смелые решения и так далее.

Самое важное — участникам была обеспечена полная свобода творчества. Каждому предоставили возможность высказаться так, как ему вздумается и на абсолютно любую тему, при этом всё было сдобрено внушительным безвозмездным финансированием.

Как я уже писал выше, по масштабности этому мероприятию не было равных. В нём приняло участие 32 режиссёра и около 40 различных анимационных студий.

Состав режиссёров был очень разнообразным: были и легенды индустрии, и начинающие постановщики, и даже те, кто никогда ранее режиссурой не занимался.

В качестве логотипа и маскота выставки выступил Тор-кун. Его разрабатывали сразу три важных человека: образ маскота придумал гендиректор Dwango Каваками Нобуо, само лого нарисовал знаменитый режиссёр Миядзаки Хаяо, а раскрасил его Судзуки Тосио — президент студии Ghibli.

Человечек с (ーター) вместо головы и есть Тор-кун.
Человечек с (ーター) вместо головы и есть Тор-кун.

Каждая из работ выставки начиналась с открывающей заставки, которая представляла собой небольшой мультфильм с Тор-куном.

Озвучиванием работ, несмотря на их огромное количество, занимались всего два человека:

  • Хаясибара Мэгуми — очень известная сэйю и певица. Она озвучивала Аянами Рэй в «Евангелионе», Фэй Валентайн в «Ковбое Бибопе», Лину Инверс в «Рубаках» и множество других знаменитых персонажей.
  • Ямадэра Коити — не менее известный актёр дубляжа и давний коллега Хаясибары. Его голосом говорит Спайк Шпигель в «Ковбое Бибопе», Тогуса в «Призраке в доспехах», Рёдзи Кадзи в «Евангелионе» и так далее.

Они профессионалы очень высокого уровня, потому при просмотре вы даже не заметите, как они время от времени буквально говорят сами с собой.

О работах

Работы выставки поочерёдно выпускались на специальном домене на базе Nico Nico Douga по привычному для японской анимации графику — раз в неделю. Вся выставка при этом была разбита на 3 «кура» — по 11-12 эпизодов. Мероприятие стартовало 7 ноября 2014 года и завершилось спустя почти год — 9 октября 2015 года.

Просмотр был бесплатным и не сопровождался какой-либо рекламой, при этом с самого начала были доступны официальные английские субтитры. Ныне сайт выставки уже не функционирует, к сожалению.

Поскольку авторов не ограничивали в идеях, направленность работ на выставке получилась очень разнообразной. Во время просмотра вам может попасться что угодно: от жестокого сюра, мрачной супергероики и откровенных триллеров до детских зарисовок, воздушной повседневности и философской комедии.

Ниже я перечислю все фильмы, параллельно делясь подробностями об авторах, своим мнением и интересными фактами. По возможности буду стараться сподвигнуть вас на просмотр, поскольку искренне считаю, что это стоит того.

№1: The Dragon Dentist

Режиссёр: Маидзё Отаро.

Первая работа выставки и сразу режиссёрский дебют. До выставки Маидзё был малоизвестным сценаристом без громких проектов за спиной.

История повествует об уникальном мире, в котором по небу бороздят огромные драконы, и об особой касте служащих — драконьих зубных врачей, которые призваны беречь ротовую полость небесных исполинов.

Из 6-минутного хронометража этой работы вам мало что будет понятно, однако сеттинг здорово заинтригует. Так или иначе, здесь в недосказанности нет ничего страшного, поскольку это одна из немногих работ выставки, которая смогла развиться в полноценную историю.

В 2017 году студия Khara выпустила два 50-минутных эпизода, которые расширили сюжет короткометражки. Правда, пост режиссёра в этот раз перешёл к другому участнику выставки — Цурумаки Кадзуя. Маидзё Отаро же занял привычную для себя позицию сценариста.

№2: HILL CLIMB GIRL

Режиссёр: Тани Адзума.

Сравнительно опытный постановщик, однако до выставки не имел за плечами громких проектов. Одна из последних его работ на текущий момент — сериал «Гостиница Окко».

История о здравом соперничестве двух учащихся. Девушка всё никак не может одолеть товарища в гонке на велосипедах по дороге до школы.

Фильм почти полностью исполнен в CGI. Несмотря на давность продакшена, анимация даже сейчас выглядит вполне сносно для компьютерной графики.

Высокая динамика и хорошая работа с камерой перекрывают все прочие недостатки.

№3: ME!ME!ME!

Режиссёр: Ёсидзаки Хибики.

Является режиссёром-фрилансером, который специализируется на компьютерной графике, композитинге и дизайне. До выставки принимал участие в создании «Евангелиона 3.33».

Фильм является музыкальным клипом композиции диджея TeddyLoid и исполнительницы Daoko.

Без преувеличения, это самая известная и популярная работа выставки. Благодаря шокирующему эротическому видеоряду, она утекла даже туда, где про японскую анимацию толком не слышали.

Несмотря на явную сексплуатацию, в ней есть своеобразный шарм. Кроме того, здесь очень много интересных решений по дизайну и визуалу в целом.

№4: Carnage

Режиссёр: Хомма Акира.

В первую очередь он является высококлассным аниматором. В своё время трудился над проектами Юасы Масааки, Кона Сатоси, Исо Мицуо и других крутых постановщиков. Выставка дала ему возможность попробовать себя в качестве режиссёра

История повествует о мести с явным вдохновением работами Квентина Тарантино.

Фильм привлекает выраженной текстурной стилистикой с приглушёнными тонами. Анимация и фоны, вероятно, реализовывались традиционными материалами.

№5: Gundam Gensatsu-shu

Видеоряд состоит из фрагментов ключевой анимации аниматоров Ясухико Ёсикадзу и Итано Итиро из самого первого «Гандама» (1979) и некоторых последующих фильмов. В этом видео их рисунки сопоставляются с итоговым видеорядом.

Сразу отмечу, что это далеко не рядовые аниматоры, а самые настоящие рок-звёзды индустрии.

Ясухико Ёсикадзу был главным режиссёром анимации и дизайнером персонажей в первом «Гандаме». Он был одним из ключевых людей, которые создали такую популярную и невероятно значимую для японской анимации франшизу.

Итано Итиро является одним из самых мощных и известных аниматоров Японии, а также создателем «Цирка Итано» — уникального и впечатляющего приёма изображения воздушного боя, где объект уклоняется от бесчисленного количества летящих в него снарядов.

Итано впервые реализовал его в «Идеоне» (1980), затем закрепил в «Макросе» (1982). С тех пор различные аниматоры применяют его чуть ли не повсеместно.

Примеры приёма. В самом начале идёт оригинальная анимация от Итано.

К слову, есть забавная история о том, как он его «изобрёл».

Как-то раз он отдыхал с другом на пляже, в какой-то момент им пришла в голову мысль прицепить фейерверки к своим мотоциклам в качестве оружия, разогнаться как следует и повоевать. Итано нацепил на свой 50 штук, и вот в процессе боя он, по его словам, этот самый «Цирк» и увидел.

Разумеется, они были изрядно поддатые, и по окончанию боевых действий одежда на Итано была спалена. Когда его в интервью спросили, зачем он прицепил к байку 50 фейерверков, он с недоумением ответил, что больше прицепить у него не получилось.

Возвращаясь к 5 работе выставки, по сути, это просто фансервисный ролик для профессиональных аниматоров, ценителей и фанатов. Без такого видео «Выставка японской анимации» просто не могла быть полноценной.

№6: 20min Walk From Nishi-Ogikubo Station, 2 Bedrooms, Living Room, Dining Room, Kitchen, 2mos Deposit, No Pets Allowed

Небольшое примечание по столь длинному названию фильма: оно иллюстрирует типичное токийское объявление о сдачи квартиры в аренду. На японском оно выглядит существенно короче.

Режиссуру делили поровну:

Маэда Махиро — весьма известный дизайнер, аниматор и режиссёр. Ветеран индустрии. Рисовал ключевую анимацию в проектах Ghibli, прорабатывал сеттинг в «Наде с загадочного моря», рисовал концепты в «Изгнаннике», режиссировал «Графа Монте-Кристо» и «Последнюю субмарину». У него за плечами огромный творческий бэкграунд.

Хонда Такэси — прирождённый аниматор. Он получил должность режиссёра анимации уже в 22 года и с тех пор поучаствовал во множестве крутых проектов. Среди них «Актриса тысячелетия», «Кибер-виток», «Евангелион» и множество других. Стоит отметить, что помимо режиссуры анимации он нередко занимался и дизайном персонажей.

Очень мягкая работа, в которой проработанная динамика приятно сочетается с лёгкой карандашной стилистикой. Над ней трудились очень крутые аниматоры, потому там много великолепных сцен, которые хочется бесконечно пересматривать.

Сама история весьма забавная и поставлена как комедия, но есть в ней и лёгкая нотка грусти. Как мне кажется, авторы отчасти вдохновлялись «Превращением» Франца Кафки.

№7: until You come to me

Режиссёр: Хирамацу Тадаси.

Аниматор высокого уровня. Он работал на всех вехах «Евангелиона»: от оригинального сериала 1995 года до «ребилдов». Помимо этого, он внёс объёмную лепту в создание «FLCL», «Гуррен Лаганна», «Абэнобаси» и множества других крутых проектов.

Фильм представляет собой серию красивых образов на тему пост-ребилда под приятную оркестровую музыку.

Очевидно, он должен был просто привлечь людей к серии кинотеатральных «Евангелионов», которые тогда выходили очень активно. Зрители даже не подозревали, что 4-ю часть придётся ждать ещё 7 лет.

№8: Tomorrow From There

Режиссёр: Хаяси Акэми.

Почти всю свою карьеру она занимается анимацией. Долгое время работала в студии Gainax. Была главным режиссёром анимации в фильме «Одноклассники» и в сериале «Banana Fish». До этой выставки принимала участие в другой известной антологии коротких метров — Ani*Kuri15.

Работа рассказывает о молодой девушке, которая погружается в самостоятельную жизнь и преодолевает сопутствующие бытовые тяготы.

Очень яркий и воздушный видеоряд, который достаточно легко и точно передаёт мысль режиссёра. Кроме того, работа приятно дополнена песней SKY5 группы Avaivartika.

№9: Gridman: boys invent great hero

Режиссёр: Амэмия Акира.

Мощный аниматор и перспективный режиссёр. Начинал в Gainax, позже перешёл в Trigger. Там срежиссировал «Inferno Cop» и «Ninja Slayer».

Эта короткометражка — концепт, который спустя 4 года переродится в анимационный телесериал «Гридмен».

В целом, работа является анимационной экранизацией экшн-сцен оригинального игрового сериала, который выходил в 93-94 годах. Художественной ценности тут мало, короткометражка выглядит скорее как питч для привлечения денег в проект будущей полноценной экранизации. Как показало время, питч был вполне удачным.

Немного отходя от темы выставки, Амэмия — дикий фанат токусацу и аниме по «Гридмену» — это его попытка перенести жанр в современное анимационное поле. Сериал сам по себе получился неоднозначным, но чего не скрыть, так это наличие эстетики старых японских фантастических сериалов.

Монстры и сам Гридмен нарочно анимировались таким образом, чтобы снаружи они казались резиновыми, а внутри ощущался актёр. Это чувствуется как в этой короткометражке, так и в анимационном телесериале.

№10: Yamadeloid

Ещё одна работа, в которой было сразу два главных режиссёра:

Хориути Такаси — специалист в области композитинга, монтажа и спецэффектов. Работал над «Изгнанником», «Кровь+», «Твоя апрельская ложь» и множеством других проектов.

Эмото Масахиро — опытный аниматор. Принимал участие в создании «Redline», «Эврика 7», «Технолайз» и других проектов. Также отвечал за дизайн персонажей и постановку анимации в «Tokyo Tribe 2».

Короткометражка похожа на фольклорный мюзикл, который сочетает в себе мотивы фантастики и периода Эдо. Под стать им, там сочетается традиционная и компьютерная анимация. Сюжетной нагрузки в работе мало, режиссёры сделали упор на визуальную часть — всё ярко, динамично и под воодушевляющую песню.

№11: POWER PLANT No.33

Режиссёр: Ёсиура Ясухиро.

Сравнительно известный инди-режиссёр и глава анимационной студии Studio Rikka. Как правило, он сам придумывает сюжеты, сам пишет сценарии и сам их потом режиссирует. На ранних этапах карьеры он ещё и анимировал их полностью сам.

Наиболее известными его произведениями являются «Время Евы» и «Патэма наоборот».

История развивается в уникальном сеттинге, который я бы описал как «электро-кайдзю-панк». Ёсиура придумал его вместе с художником-постановщиком Канэко Юдзи.

В центре внимания город, который питается энергией огромного спящего монстра. Вокруг него всё пропитано электричеством: устройства, здания, машины и даже воздух.

Если из монстра не выкачивать достаточно энергии — он пробудится. Именно это и происходит в сюжете — с неба падает огромный робот, который рушит линии электропередач, что приводит к пробуждению местной «электростанции».

Короткометражка создавалась усилиями двух студий — Studio Rikka и Trigger (Канэко Юдзи как раз оттуда). Хоть тут и нет какой-то интересной сюжетной завязки, сеттинг сам по себе источает ауру, в которую хочется окунуться.

Проделана великолепная работа над дизайнами объектов окружения и мира в целом. Очень жаль, что за столько лет работа так и не нашла развития.

№12: Evangelion: Another Impact

Режиссёр: Арамаки Синдзи.

Очень опытный режиссёр и дизайнер. В области дизайна специализируется на механизмах, роботах, транспорте и прочей технике. Несмотря на то, что работать начал ещё во времена традиционной анимации, он очень сильно тяготеет к технологиям компьютерной графики. В 2009 году с другом основал CGI-студию Sola Digital Arts.

Из его известных работ: «Яблочное зёрнышко», «Космический пират Харлок» (2013), «Ультрамен» и «Призрак в доспехах: Синдром одиночки 2045». Последние две он ставил совместно с Камиямой Кэндзи.

Эпизод показывает неудачную активацию неизвестного Евангелиона. Фактически — это технодемка для портфолио студии Sola Digital Arts.

Посмотреть интересно будет тем, кто на про-уровне увлекается CGI. Ещё работа даёт представление того, что было бы с «Евангелионом» в формате дорогого японского лайв-экшена тех лет.

№13: Kanón

Режиссёр: Маэда Махиро.

О нём я уже упоминал ранее. Это его вторая работа на выставке. Первая — под номером 6.

Работа является вольной интерпретацией пьесы чешских писателей Карела и Йозефа Чапеков «Adam Stvořitel» («Адам-творец»).

Сатирический эпизод с, пожалуй, самым большим объёмом реплик. Не удивлюсь, если сэйю наговорили здесь больше, чем во всех остальных работах выставки вместе взятых. В целом — гротескно и специфично, но при этом достаточно смешно.

№14: Sex&VIOLENCE with MACHSPEED

Режиссёр: Имаиси Хироюки.

Собственно, это тот самый человек, что срежиссировал «Panty&Stocking», «Гуррен-Лаганн», «Kill la Kill» и множество других неординарных проектов. Эта работа исключением является лишь по той части, что в этот раз автор не был чем-либо ограничен. Ни цензурой телеканалов, ни нормами морали. Результат оказался предсказуемым.

Работа смело может побороться за титул самой долбанутой не то что на выставке, а вообще в аниме.

Где ещё вы увидите, как надувная секс-кукла, акула-мошенник и обезьяна, трансформирующаяся в монстра от массажа простаты, сбегают от клана мафии после случайного убийства их босса и его сына?

Если вам по нраву творчество Имаиси, то и эту работу вы, скорее всего, оцените. Тут, очевидно, он со своими коллегами из Trigger сделал вещь от чистого сердца.

Если вспомнить, каких принципов работы придерживается он и его команда, то всё встаёт на свои места.

P.S. Строго не рекомендую смотреть эту работу людям с чувствительностью к мигающим изображениям.

№15: Obake-chan

Режиссёр: Кояма Сигето.

Крутой дизайнер и художник-постановщик. Один из многих участников выставки без опыта режиссуры, которым тут представился шанс попробовать себя на новой должности.

Ранее был в Gainax, сейчас в Trigger. Работал над «Дайбастером», «Гуррен-Лаганном», «Kill la Kill», «Лулуко» и множеством других проектов.

Работа представляет собой серию забавных сценок о милом приведенье.

Автор в смешной форме обыгрывает различные тропы и делает отсылки разной тонкости. К сожалению, распознать мне удалось далеко не все.

Так или иначе, смотрится фильм очень легко, а финал даже немного удивляет.

В титрах звучит чудесный инструментальный кавер на Komm Süsser Tod от Kuricorder Quartet.

№16: Tokio of the Moon's Shadow

Режиссёр: Таканобу Мидзуно.

Опытный специалист в области CG из студии Kamikaze Douga. Работал зачастую над видеоиграми. Сценарий к этой работе он писал совместно с геймдизайнером Судой Гоити, который более известен как Suda 51.

Очень гротескная работа, которая напоминает серию детских рисунков — всё абсурдно, красочно, просто и наивно. Настолько смелые эксперименты редко встречаются вне выставок и фестивалей.

№17: Three Fallen Witnesses

Режиссёр: Уцуномия Сатору.

Один из выдающихся аниматоров старой школы. Имеет свой характерный стиль, который можно узнать вне зависимости от произведения. В отличии от многих своих коллег, предпочитает анимировать по памяти — без использования референсов. Его анимацию можно встретить в «Акире», «Megazone 23», «Беги, Мелос!» (1992), «Долгих лет жизни, предки!» и множестве других крутых проектов.

В этой работе он взял на себя не только режиссуру, но и сценарий, дизайн персонажей и постановку анимации.

На фоне трендов индустрии, работа выглядит очень необычно и смело, в большей степени из-за того, что она просто сочится стилем Уцуномии, который построен вокруг точности движений при крайне упрощённом изображении персонажей и объектов.

Ещё у него есть черта добавлять в анимацию кучу бессознательных движений, из-за чего персонажи ведут себя в кадре очень реалистично. В этой работе это хорошо прослеживается.

Тем, кто увлекается анимацией профессионально, работу однозначно стоит посмотреть.

№18: The Diary of Ochibi

Режиссёр: Кавамура Масаси.

Известный в Японии дизайнер и креативный директор. В основном работает над клипами и рекламой. В прошлом делал татами-анимацию в эндинге аниме «Сказ о четырех с половиной татами».

Это просто красочная история об Отиби, который путешествует по временам года. Исполнена она в технике стоп-моушен.

Работа поставлена по одноимённой манге Анно Моёко — жены Анно Хидэаки. Производство финансировалось через краудфандинг, инициатором сборов был сам Кавамура.

№19: I can Friday by day!

Режиссёр: Цурумаки Кадзуя.

Миру известен как автор и режиссёр «FLCL», а так, он один из ветеранов Gainax и участвовал в создании почти всех громких проектов этой студии на различных позициях. После того, как Анно основал студию Khara — он перешёл туда и утонул в полнометражных «Евангелионах».

Выставка подарила ему возможность ощутить радость режиссуры впервые за последние 10 лет.

Сюжет развивается на земле, вокруг противостояния двух фракций маленьких инопланетян. В качестве оружия они используют замаскированных под школьников мехов.

Очень крутая работа, которая и по задумке интересная, и визуально исполнена великолепно. По моему мнению, один из лучших примеров построения полноценной истории с нуля в пределах 5 минут хронометража.

Интересно то, что в сюжете есть своеобразное двойное дно: на переднем плане хитросплетённые отношения инопланетян с активными боевыми действиями, на втором — школьный любовный треугольник, где две подруги не поделили парня.

В визуальном плане работа тоже отличная. Милая, цветастая стилистика без единого намёка на реализм умело обёрнута вокруг реалистичных и продуманных решений по дизайну.

К слову, действие короткометражки происходит во вселенной FLCL — в сцене после титров на фоне виден силуэт «утюжного» здания Medical Mechanica.

Japan Animator Expo: великая антология короткометражной анимации. Часть I

№20: ME!ME!ME! CHRONIC | Making of Evangelion: Another Impact

На 20 неделю вышло сразу два ролика, но их нельзя назвать полноценными работами выставки:

ME!ME!ME! CHRONIC — обновлённый вариант оригинального клипа для ремикса композиции. В большей части видеоряда использованы шоты оригинального клипа с новой пост-обработкой + дополнительные CGI-шоты.

Making of Evangelion: Another Impact — фильм с некоторыми подробностями продакшена 12 работы выставки.

В целом, мало интересного, потому можно смело считать, что на 20 неделю выставки вышел филлер.

Будет символично взять здесь перерыв от чтения и посмотреть несколько вышеописанных корокткометражек, которые вас заинтересовали.

Остальные работы выставки я продолжу описывать во второй части статьи.

153153
11 комментариев

Надо чекнуть Имаиси, люблю его долбанутый стиль

3
Ответить

Где можно посмотреть?

Ответить

Официально — нигде, насколько я знаю.
Неофициально — выставка есть практически на всех популярных трекерах.

5
Ответить

Некоторые короткометражки на ютубе можно глянуть. 

Ответить

Какой офигенный проект был, помню, как ждал релизов каждой новой короткометражки.

2
Ответить