Cтрашно быть девочкой-подростком: насколько плох сериал «Обитель зла» от Netflix

Предки вечно заняты работой, взрослые врут, одноклассники дразнят, никто не понимает, корпорации злые и всех нас зомбируют.

 Внимание: в тексте есть спойлеры к сериалу «Обитель зла».
Cтрашно быть девочкой-подростком: насколько плох сериал «Обитель зла» от Netflix

По традиции тексты про новые экранизации Resident Evil начинают с рассказа о том, что серии никогда с ними не везло. Я же всегда считал, что первый фильм неплох, а посмотрев до конца новый сериал от Netflix, вообще стал фанатом Пола Андерсона.

Сериал собрал бинго из проблем неудачных экранизаций, плохих сериалов Netflix и просто сценарных штампов. Даже при попытках описать его легко скатиться в клише. Скажем, сейчас модно говорить, что фильм будто сделала нейросеть, — и «Обитель зла» идеально попадает под это сравнение.

Сериал настолько предсказуемый, скучный и беспомощный, что поначалу вообще неясно, зачем и для кого его снимали. Но постепенно задумка авторов становится понятнее: это стереотипная подростковая драма о школьницах, и сделана она для таких же стереотипных девочек-подростков.

Я не такая

Действие «Обители зла» происходит в двух временных линиях: мрачное будущее и наши беззаботные дни. Весь сезон нам поочерёдно показывают, как развиваются события до и после зомби-апокалипсиса, а связующим звеном выступает история двух сестёр — Джейд и Билли. Это дочери учёного Альберта Вескера, которого здесь играет Лэнс Реддик («Прослушка»). И в какой-то момент их дороги разойдутся — прямо как в «Аркейн».

Джейд слева, Билли справа
Джейд слева, Билли справа

В будущем Джейд завела семью и занимается изучением зомби, чтобы найти против них эффективное оружие и остановить пандемию. Всё идёт не по плану, и на след героини выходят солдаты зловещей корпорации Umbrella. Большую часть сезона к этому всё и сводится: нам просто показывают одну экшен-сцену за другой, пока Джейд пытается сбежать от преследователей.

Взрослая Джейд спаслась от толпы зомби, но пробудила гигантскую личинку
Взрослая Джейд спаслась от толпы зомби, но пробудила гигантскую личинку

Почти все важные для сюжета события сосредоточены в линии «современной», где малолетняя Джейд и её сестра Билли переезжают с отцом в Нью-Раккун-Сити и пытаются освоиться на новом месте.

Юная Джейд — хамоватая, наглая и невоспитанная девчонка, которая всем готова рассказать, что читает порно по «Зверополису», хоть её никто и не спрашивает. Билли — бесхребетная нелюдимая веганка, которую в первый же день в новой школе непременно начинают травить. Но у сестёр много и общего: обе ни во что не ставят отца, очень любят выяснять отношения и обижаться на всех подряд, а ведут себя как беспросветные тупицы.

Альберт Вескер реагирует на очередную выходку Джейд. Я сидел с таким же лицом
Альберт Вескер реагирует на очередную выходку Джейд. Я сидел с таким же лицом

Большую часть сериала нам предлагают смотреть, как девочки бесконечно спорят и обвиняют в чём-то друг друга, качают права отцу и пытаются выяснить, чем на самом деле занимается Umbrella. И это главный недостаток сериала: за героинями просто неинтересно следить, а их слова и поступки вызывают лишь раздражение.

Джейд по ходу дела френдзонит в школе юного хакера, и тот помогает ей взломать систему безопасности Umbrella
Джейд по ходу дела френдзонит в школе юного хакера, и тот помогает ей взломать систему безопасности Umbrella

Их характеры плоские, действия предсказуемы, а поступки мотивированы только глупостью и наглостью. Сценаристы сериала проделали удивительную работу, — настолько отталкивающих главных героев даже среди подростков редко встретишь.

Отчасти это заслуга и актрис: они весь сериал зачитывают реплики с постными лицами. Взрослые актёры здесь много гримасничают и переигрывают, а на контрасте с этими юными звёздами они и вовсе воспринимаются как клоуны.

Одна из самых эмоциональных сцен сериала. По сути кульминация сюжета и актёрской игры Джейд и Билли
Одна из самых эмоциональных сцен сериала. По сути кульминация сюжета и актёрской игры Джейд и Билли

Помогает делу и оператор: камера периодически приближается на опасное расстояние к лицам девушек и ищет самый неуютный ракурс, чтобы зритель мог пересчитать прыщи на их лицах.

Чтобы зритель понимал, что герои с ним на одной волне, здесь иногда вспоминают аниме, Google, соцсети, Илона Маска и прочие неважные для сюжета вещи. А саундтрек всеми силами подчёркивает, что сериал «в теме»: в первой же серии нам показывают юных бунтарок под песню Билли Айлиш Oxytocin, которую в наушниках слушает Билли Вескер.

She couldn't look away, look away, look away
She'd wanna get involved, involved, involved
And what would people say, people say, people say

И да, песня пророческая: вскоре Билли замечает в корпорации Umbrella кролика. Девочка подбивает сестру украсть ключи отца и пробраться ночью в офис, чтобы спасти бедное животное, а компанию вывести на чистую воду — ведь Umbrella славится тем, что не ставит опыты на животных.

В результате Билли кусает заражённая Т-вирусом собака, но у девушки уникальная генетика, и вирус не превращает её в рядового зомби.

Билли Вескер весь сериал косит под свою любимую певицу
Билли Вескер весь сериал косит под свою любимую певицу

У шоураннеров для каждой знаковой сцены заготовлен нужный трек. Вот Билли Вескер мучается от Т-вируса под меланхоличную песню активистки Холзи The Tradition.

Oh, the loneliest girl in town
Is bought for pennies a price

Если некий персонаж пытается договориться с Umbrella, его слова обрывает слезоточивый трек про неудавшуюся сделку с дьяволом. А в финале сезона Джейд с помощью феромонов призывает к себе целую орду зомби под символичную песню My Heart Has Teeth.

You've never met someone like me
My heart has teeth, my heart has teeth
And it's looking for something to eat
My heart has teeth, my heart has teeth

Уверен, от этих строчек плакала половина массовки

В общем, саундтрек здесь глубокий и «со смыслом». Он усиливает атмосферу школьной драмы, явно метит в плейлисты целевой аудитории и жирно подчёркивает акценты сюжета. А история «Обители зла» затрагивает множество тем: буллинг, подростковое бунтарство, конфликт поколений, корпоративное лицемерие, все сорта неравенства, важность семьи.

К сожалению, создателям сериала нечего сказать на эти темы, кроме абстрактного «все мы хотим как лучше, а выходит как всегда». На бумаге шоу пытается объяснить подрастающему поколению, что у всех семей есть странности и тайны, но важно принимать близких такими, какие они есть, доверять им и поддерживать.

А чтобы до зрителя дошло, один из главных героев буквально проговаривает мораль истории ближе к финалу. Только героиням это не особо помогает.

Но даже эта простая истина никак не влияет на характеры сестёр Вескер: они ведут себя как неадекватные стервы с первой до последней серии, в прошлом и в будущем, всегда и везде
Но даже эта простая истина никак не влияет на характеры сестёр Вескер: они ведут себя как неадекватные стервы с первой до последней серии, в прошлом и в будущем, всегда и везде

При этом шоураннеры пытались нагнетать саспенс и превратить сюжетную арку подростков в некое подобие «Очень странных дел», но на деле сериалы даже сравнивать смешно.

Скажем, у «Обители зла» очень странные приоритеты. Сцены, которые теоретически могли быть напряжёнными или даже жуткими, поставлены либо нелепо, либо максимально скомкано. В то же время бесконечные выяснения отношений растянуты до неприличия, а темы для разговоров и мнения персонажей за восемь серий почти не меняются.

Cтрашно быть девочкой-подростком: насколько плох сериал «Обитель зла» от Netflix

Большую часть сериала нам предлагают слушать, как герои обсасывают одни и те же проблемы в пустопорожних спорах, а время от времени кто-то решает сделать какую-нибудь импульсивную глупость, и тогда сюжет двигается с мёртвой точки. При желании эту эпопею можно сократить до полуторачасового фильма — и не потерять ничего важного.

А что самое смешное, первый сезон не закрывает почти ни одну из основных сюжетных арок. Например, до самого финала мы так и не узнаем, что привело к размолвке сестёр Вескер и как вирус уничтожил цивилизацию. Ответы на все вопросы, которые теоретически должны волновать зрителя, переносятся на второй сезон. Если он вообще будет.

Я другая

В сериале на удивление много отсылок к играм, и создатели зачем-то пытаются вплести происходящее в сеттинг Resident Evil. Скажем, события здесь происходят после инцидента в Раккун-Сити, и постепенно девочки-Вескеры узнают, что произошло в городе и чем всё закончилось. В одной сцене они даже смотрят запись, на которой Альберт Вескер встретил мутировавшую Лизу Тревор. Сериал упоминает кучу самых разных мест и событий, включая смерть Вескера в жерле вулкана в RE5. А возглавляет корпорацию Umbrella дочка Джеймса Маркуса.

Сам образ корпорации Umbrella ожидаемо осовременили, чтобы добавить социальный комментарий на актуальные темы. После неудачи с биооружием глава компании сосредоточилась на выпуске уникального антидепрессанта на основе T-вируса. Разумеется, в сериале есть стёбная реклама, милые маскоты и прочие шутки над корпоративным лицемерием. На фоне всего остального они смотрятся весьма органично и уместно.

Неясно лишь, зачем это всё. Resident Evil никогда не был камерной драмой про истерики школьниц и остросоциальный юмор. Из-за такого диссонанса сериал воспринимается как любительская экранизация подросткового фанфика.

Особенно это заметно ближе к финалу, когда нам показывают флешбек с настоящим Альбертом Вескером. Лэнс Реддик в этом образе смотрится как престарелый косплеер Блэйда в очередном продукте студии The Asylum.

Постановка соответствующая

То же касается примерно всего экшена в сериале. Здесь нарочито дешёвая и мыльная графика, банальная невзрачная постановка и скомканная подача. Из-за этого даже самые жестокие и «зрелищные» моменты вызывают разве что приступы неловкости. Даром что большая часть экшена сосредоточена в четвёртом и восьмом эпизодах.

В сериале показали целую коллекцию монстров из Resident Evil, но из-за очевидно скромного бюджета появляются они редко, мелькают недолго, а умирают глупо.

Паук разрывает на части статиста и вскоре умирает в дежурной погоне
Гигантский крокодил выглядит лучше, чем все остальные монстры в сериале, но его появление в сюжете больше похоже на шутку

Иногда сериал не просто заигрывает со знаковыми образами из Resident Evil, но и откровенно высмеивает их.

Лизунов показывают в третьем эпизоде только чтобы те помелькали на фоне, а один из них смачно получил дверью по голове
В четвёртом эпизоде нас готовят к встрече Джейд с Бензопильщиком, — но тот умирает с пары выстрелов

При этом никакого саспенса и уж тем более намёков на хоррор здесь нет и в помине. Даже самая жуткая сцена в сериале выглядит дёшево и банально, а заканчивается просто смешно.

Даром что расчленёнка есть

Лучшая и самая проработанная боевая сцена за весь сериал появляется в четвёртом эпизоде. В ней упитанный сотрудник Umbrella отбивается от толпы зомби под джаз-фанк. Как и весь саундтрек «Обители зла», песня насыщена глубоким смыслом и называется Feels Just Like it Should.

Я специально залил сцену на YouTube, чтобы вы могли сами увидеть во всей красе, — как, по мнению шоураннеров сериала, должен ощущаться экшен в Resident Evil. Уровень постановки соответствует.

«Обитель зла» от Netflix — худшая киноадаптация Resident Evil на данный момент. Прошлогодний фильм «Раккун-сити» был дешёвым, скомканным и плохо снятым хоррором, но Йоханнес Робертс хотя бы пытался воссоздать атмосферу игр. Авторы же сериала пустились во все тяжкие и ни в чём себе не отказывали, им было куда интереснее снять историю взросления двух девочек, которые противостоят людоедскому капитализму.

К сожалению, даже с этой задачей шоураннеры не справились: получилось сплошное недоразумение, скучное и невзрачное.

Может показаться, что у сериала вообще нет положительных сторон, но это не так. Здесь есть сцена, в которой главная героиня обвешивает себя нелепой защитой и пытается достать макгаффин из кармана зомби.

В одной из моих любимых сцен глуповатый клон Альберта Вескера комично убивает агентов Umbrella и успокаивает девочек.

В сериале даже взрослые постоянно ведут себя как конченые идиоты, а главная героиня по своей же глупости чуть не обрекает на смерть собственную дочь и вообще всех, кто ей дорог. Почему? Просто ей легче тайком протащить на корабль зомби ради эксперимента, чем просто лечь спать и наутро сделать всё то же самое с помощью коллег.

В конце концов, здесь не в меру упитанный сотрудник Umbrella расстреливает толпу зомби под джаз-фанк. А знаете, какая у него мотивация? Мужик просто хочет доставить Джейд Вескер к начальству и вернуться домой к своим двум собакам. Если бы сериал снимали про него, получилось бы намного интереснее.

Потому что в свои лучшие моменты «Обитель зла» от Netflix способен развлечь отборным кринжовым юмором. К сожалению, большая часть сериала снята с серьёзным лицом и вызывает только смесь скуки и раздражения. Но ближе к финалу создатели перестают себя сдерживать, и в седьмом эпизоде начинается натуральный кринжфест.

Лучшая сцена во всём первом сезоне — танец главы Umbrella. Смотреть строго со звуком

И именно это у шоураннеров «Обители зла» получается лучше всего! Если бы весь первый сезон был таким, а каждую неловкую шутку и нарочито идиотскую сцену сопровождал закадровый смех, сериал было бы просто весело смотреть. Создателям стоило расслабиться и брать пример с авторов адаптации «Ковбоя Бибопа»: снимать полноценный ситком.

Закадровый смех сделал бы эту сцену только лучше

Пусть все актёры переигрывают, танцуют и гримасничают. Пусть в каждой сцене будет хотя бы одна безвкусная шутка. Пусть культовые персонажи станут пародиями на самих себя. Именно такие моменты всегда были жемчужинами в адаптациях от Netflix. Это то, что у авторов платформы получается лучше всего. Никто не помнит, что там было в «Тетради смерти» от Netflix, но визжащий Лайт стал мемом, и вспоминать его приятно до сих пор.

К сожалению, «Обитель зла» не так часто балует неловким юмором, чтобы оправдать свой восьмичасовой хронометраж. И это — самое обидное.

Сообщество развивается при поддержке «Кинопоиска»

409409 показов
37K37K открытий
88 репостов
294 комментария

насколько плох сериал «Обитель зла» от NetflixАнтон в твиттере его похвалил. Вот настолько.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

А это он хвалил?

Ответить

А что Блейд забыл в сериале?

Ответить

У Антона,очередной раз нефтликс порвал вселенную?
Внимание: в тексте есть спойлеры к сериалу «Обитель зла».

Ответить

«Здоровенный Нигер разьебывает твою любимую франшизу .. твои действия ?»

Ответить

Походу он стал защитником "качественного" контента.

Ответить