«Плезантвиль» – город твоей мечты

Текст, после которого вам захочется пересмотреть фантастическую комедию с Тоби Магуайром, Риз Уизерспун и Полом Уокером.
10 гифок со звуком, доказывающих гениальность картины – уже внутри.

Глядя на зрительский рейтинг и количество кино-наград, «Плезантвиль» трудно назвать недооцененным.

У картины рейтинг 7.8 на Кинопоиске и 86% свежести на Rotten Tomatoes, три номинации на Оскар и две премии Сатурн, плюс несколько наград поменьше.

Фильм часто мелькает в различных топах ромкомов и подборках в духе «лучшие воодушевляющие фильмы», а пару лет назад буквально ни один обзор сериала «ВандаВижн» не обходился без сравнения с «Плезантвилем».

Но при этом «Плезантвиль» явно недополучил славы и, если хотите, меметичности по сравнению с фильмами, на которые он идейно или по настроению похож: «Шоу Трумана», «Вечное сияние чистого разума», «День сурка», «Форрест Гамп», «Зеленая миля» или даже «Назад в будущее».

Понимаю, после такого сравнения у кого-то из вас резко повысится температура в области седалищного нерва, мол, «Плезантвиль» и в подметки не годится ВСЧР или другим перечисленным выше фильмам (и совсем на них не похож). Имеете право.

Но в этой статье я как раз и хочу рассказать (а, главное, показать), почему считаю «Плезантвиль» ничуть не хуже любой другой картины из ТОП-250 Кинопоиска или IMDb.

Если вы еще не смотрели «Плезантвиль» (или смотрели, но очень давно) – дальше будут неизбежные спойлеры, хотя я и обойдусь без подробного пересказа сюжета.

«Плезантвиль» – город твоей мечты

«Плезантвиль» – режиссерский дебют Гэри Росса, человека, который прославился в Голливуде в первую очередь крутыми сценариями (Росс дважды был номинирован на Оскар за лучший оригинальный сценарий).

Картина жестко провалилась в прокате: при бюджете в 60 миллионов долларов собрала в США всего 40, еще 9 миллионов добавили кассовые сборы в мире.

Главой причиной тому называют невнятную рекламную кампанию, но подкосил сборы фильма еще и выход на экраны сразу же после «Шоу Трумана», с которым «Плезантвиль» сравнивают чаще всего: знаменитая трагикомедия с Джимом Керри вышла в июне 1998, а «Плезантвиль» – буквально следом, в сентябре того же года.

Часть зрителей и критиков посчитали фильм вторичным по отношению к «Труману». Сразу же вспомнили и еще один фильм со схожим смешением реальности и кино – «Пурпурную розу Каира» Вуди Аллена. Хотя, если задуматься, размышления на тему «человека из телевизора» в 90-е годы, когда произошел резкий скачок в развитии цифровых технологий, Интернета и всего такого были обыденным делом.

«Плезантвиль» – город твоей мечты

Например, в 1994 году французы сняли «Луи XIX, король радиоволн», который пять лет спустя адаптируют в Голливуде под названием «Эд из телевизора» с Мэттью Макконахи и Вуди Харрельсоном.

«Эд из телевизора» – комедия про человека, за которым 24/7 следуют камеры, снимая каждый шаг его жизни и транслируя это все по федеральному телеканалу. Что-то напоминает, не правда ли?

«Эд» вышел в 1999, год спустя после «Шоу Трумана» и «Плезантвиля». Мешает ли ему такая «вторичность» быть при этом хорошей комедией или просто классным фильмом?

Кроме сравнения с «Труманом», в «Плезантвиле» можно отыскать и другие параллели: например, загадочный ТВ-мастер, меняющий жизнь главных героев, непременно заставит вспомнить комедию «Мистер судьба» с Джеймсом Белуши.

Еще одним частым упреком в адрес «Плезантвиля» стала его излишняя, по мнению части зрителей, наивность и прямолинейность. В том смысле, что во многом схожие идеи и посылы в «Трумане» преподнесены более изящно и иронично, а «Плезантвиль» на его фоне выглядит слишком уж нравоучительной «агиткой» в лоб.

«Плезантвиль» – город твоей мечты

Что ж, имеет место быть и такая точка зрения, хотя, на мой взгляд, это не более, чем дело вкуса – художественные приемы и язык каждого режиссера индивидуален. Да, «Плезантвиль» – это красивая добрая сказка, которая может показаться для кого-то чересчур наивной или «ванильной», но как по мне – это, скорее, «фишка» сеттинга фильма, чем его недостаток.

Ну а теперь перейдем к пруфам в виде гифок со звуком, которые я обещал в заголовке

В «Плезантвиле» без преувеличения топовый каст

Тоби Магуайр, Риз Уизерспун, Уильям Мэйси, Джоан Аллен, Джефф Дэниэлс, Пол Уокер.

Сюжет фильма – эдакое «Шоу Трумана наоборот». Герой Тоби Магуайра – застенчивый гик-подросток, сутками пересматривающий все серии классического ситкома «Плезантвиль» в надежде победить в викторине на знание сериала. Его сестра (Риз Уизерспун) – полная противоположность, развязная старшеклассница, у которой одни только мальчики (и секс с ними) на уме.

Волшебным образом брат с сестрой попадают в этот самый Плезантвиль, городок из наивного черно-белого сериала эпохи, когда в Америке строго соблюдали Кодекс Хейса.

Постепенно, брат с сестрой начинают менять жизнь обитателей Плезантвиля, показывая им, что вовсе не обязательно каждый день следовать одним и тем же привычкам, что жизнь может быть намного интересней, смелее и ярче во всех смыслах этого слова. Когда очередной житель меняет что-то внутри себя к лучшему, проявляет настоящие эмоции и дает волю настоящим чувствам – он и сам разукрашивается на экране, превращаясь из черно-белого в цветного персонажа.

Такая вот, наивная для кого-то, метафора¯\_(ツ)_/¯

Фильм напичкан различными отсылками

Часть из них считывается моментально, а какие-то вы можете и не узнать.

Имя героини Риз Уизерспун в мире «Плезантвиля» – Мэри-Сью Паркер.

Думаю, большинство из вас обратили на это внимание с первого же упоминания. Мэри Сью – распространенный архетип персонажа, которого автор произведения наделяет гипертрофированными способностями, внешностью и везением.

Кстати, персонажа Пола Уокера зовут Скип Мартин, а ведь Марти Сью – это мужская версия Мэри Сью. Возможно, и здесь заложен символизм имени.

Еще более кричащей и очевидной отсылкой является сцена, в которой взбунтовавшиеся черно-белые жители города начинают сжигать книги на городской площади.

Ну а по поводу сцены, в которой буквально «косплеят» Еву, предлагающую Адаму вкусить запретный плод, возмущается даже один из персонажей фильма:

Кстати, книги, содержание которых герой Тоби Магуайра пересказывает местным жителям – «Над пропастью во ржи» и «Приключения Гекльберри Финна» – тоже выбраны не случайно, именно они чаще всего возглавляли списки запрещенной литературы в различных учебных заведениях Америки.

В конце фильма Мэри-Сью решает остаться в мире «Плезантвиля» и уезжает в Спрингфилд. Возможно, в данном случае проявляется мой СПГС, но ведь Спрингфилд – еще один культовый для американцев вымышленный город.

Ну и забавно отметить тот факт, что за четыре года до первого «Человека-паука» Тоби Магуайр сыграл в «Плезантвиле» персонажа по фамилии Паркер.

Pleasantville effect

Благодаря «Плезантвилю», в кинематографе и обработке изображений в целом закрепился термин «плезантвиль-эффект» (Pleasantville effect), означающий совмещение в кадре двух стилей картинки – цветного и черно-белого.

Разумеется, вы сразу же вспомните как минимум знаменитые кадры девочки в красном пальто из «Списка Шиндлера», который появился на экранах раньше «Плезантвиля»; или копнете еще глубже, во времена Эйзенштейна – и будете правы, именно поэтому я и написал «закрепился», а не «появился».

В картине Росса на этом сочетании ч/б и цветного построена половина кадров, этот самый Pleasantville effect в принципе главный художественный прием фильма. Конечно, за счет того, что он используется на протяжении всей картины, не создается столь же сильного эмоционального всплеска, как это вышло у того же Спилберга.

«Плезантвиль» – город твоей мечты

В какой-то момент особо циничный зритель может и вовсе захотеть закричать экрану: «да, да мы уже поняли, цветные – хорошие, серые – плохие, давайте дальше», но это не отменяет того факта, что в «Плезантвиле» полно кадров, вызывающих визуальное наслаждение.

Классный юмор

В фильме классный юмор и большое количество гэгов, с помощью которых отлично раскрывают персонажей.

Самый яркий пример – первое появления мэра Плезантвиля, когда нам буквально в течение 5 секунд, с помощью одной фразы и жеста становится ясна вся суть персонажа:

Или знакомство с персонажем Джеффа Дэниэлса, когда через короткий диалог и кадр с тряпкой нам раскрывают «роботизированность» персонажа, не способного ни на шаг отойти от привычного распорядка дня:

Или нелепая сцена с пожарными, которые, живя в идеальном кино-мире, даже не понимают, что такое пожар, ведь максимум, что приключалось в их городе – застрявшая на дереве кошка:

Очевидно, что выйди «Плезантвиль» на десяток лет позже, это был бы фильм про людей, которые попали не в сериал, а в RPG – все жители города ведут себя как классические NPC, не способные отклониться от заданной программы:

Открытая концовка

При этом, у меня достаточно вопросов к концовке фильма.

Ну, то есть понятно, глупо анализировать моменты вроде «кто такой этот ТВ-мастер» или задаваться вопросом «и что, теперь это шоу будет продолжать идти по ТВ уже цветным и с измененным сюжетом?», но идеальной историю «Плезантвиля» я бы не назвал.

Линия героини Уизерспун весьма странно развивается – в фильме нет по-настоящему сильной сцены, благодаря которой преображение ее персонажа было бы понятным. Ок, начала читать книгу, надела очки. Достаточно ли этого для кардинального переосмысления всех своих жизненных приоритетов? Не знаю. Словно бы Уизерспун сыграла роль Мэри Сью не только в мире «Плезантвиля», но и в самой истории Росса.

Почему Дженнифер в итоге осталась в мире сериала, а Дэвид вернулся в реальный мир? Как будто логичней было бы сделать наоборот: у Дэвида (Бада) в Плезантвиле появилась любимая девушка, а Дженнифер (Мэри-Сью) там вроде как ничто не держит. Хочешь путешествовать и учиться? Ок, чем тебя в этом плане реальный мир не устраивает, зачем для этого надо оставаться в виртуальной реальности? Как твой брат, в конце концов, будет объяснять твое отсутствие настоящей матери?

Любовный треугольник с участием Бетти Паркер также никак не разрешен. И здесь у меня вновь нет ответа, совсем как у режиссера фильма. Открытый конец в данном случае – это хорошо и это такой сценарный ход, мол, в жизни и не бывает простых решений и хэппи-эндов или же это просто от того, что Росс не смог придумать внятную концовку своей истории? И подвесил в итоге любовную линию в воздухе не от большого желания?

Однако возникают у меня все эти вопросы не потому, что концовка плохая или сценарий не продуман, наоборот – потому что фильм зацепил и о нем хочется рассуждать и говорить.

«Плезантвиль» – не идеальное кино. Вряд ли я назову его в условном топ-10 моих самых любимых фильмов в истории. Но он определенно заслуживает того, чтобы вы потратили на него два часа своей жизни. Это очень хорошее и доброе кино (не хочется лишний раз бросаться «гениальностями» и «шедевральностями» – лучше посмотрите и сделайте выводы сами).

Возможно, сегодня как никогда важно проговаривать такие простые и, казалось бы, понятные вещи: о том, что Любовь и Доброта сильнее Серости и Обыденности, что каждый вправе стать тем, кем он захочет и что, порой, «так заведено» и «всю жизнь так было» – не всегда уместные аргументы.

Спасибо, что прочитали.

53K53K показов
8.6K8.6K открытий
88 репостов
68 комментариев

Да, Плезантвиль — топчик!

Ответить

сыглы

Ответить

Ладно. Убедил посмотреть

Ответить
Ответить

да, стоит посмотреть)

Ответить

Спрингфилдов в США столько же сколько поселков Комсомольский в России. Это буквально дефолт-название городов в США. Собственно поэтому город в Симпсонах так и назван: максимально обезличенно отражает любой городок глубинки США.

Ответить

Фильм из тех, который можно постоянно пересматривать, добавив в коллекцию.

Ответить