Я посмотрел вторую половину списка 100 лучших фильмов 90-х по версии Rolling Stone. Подряд, без единого пропуска

Я посмотрел вторую половину списка 100 лучших фильмов 90-х по версии Rolling Stone. Подряд, без единого пропуска

Первую половину можно прочитать вот тут. Когда я ее опубликовал, я уже посмотрел пару десятков фильмов из второй половины, а сейчас я ее, наконец, закончил.

Напомню правила просмотра…

1) Я смотрю все фильмы, не пропуская ни одного, даже если я смотрел их ранее. Исключение составляют только то кино, которые я уже видел в том же году. Если я смотрел какой-либо фильм более года назад, я смотрю его снова;

2) Я смотрю все фильмы до конца, не пропуская никаких сцен, не перематывая и не бросая на середине, вне зависимости от того, нравится мне этот фильм/жанр или нет

3) Я смотрю все фильмы в списке по порядку, от 100 к 1

…и типы оценок:

Оценки были следующие, от низшей к высшей:

🤮 – Отвратительное кино, непонятно зачем и для кого снятое и зачем существующее. Я не просто потратил время, посмотрев это, я с трудом высидел до конца, и мне противно.

❌ – Просто плохое, скучное или безыдейное кино, посмотрев которое, я для себя ничего не вынес. Возможно, оно понравится кому-то другому, но мне не зашло.

✅ – Не жалею, что посмотрел. Фильм хороший и чем-то меня зацепил. Этим «чем-то» может быть что угодно – от одного актера до всей концепции. Но – не более того.

⭐ – Фильм мне очень понравился. Скорее всего, я отмечу его как один из любимых и буду рекомендовать к просмотру другим людям. Местами – шедевр!

Поехали!

50. L.A. Confidential / Секреты Лос-Анджелеса (1997) ✅

Я посмотрел вторую половину списка 100 лучших фильмов 90-х по версии Rolling Stone. Подряд, без единого пропуска

Кажется, паттерн “Мне нравятся фильмы, которые вызывают у меня ассоциации с играми” не нарушается практически никогда, и L.A. Confidential исключением не будет.

Мой нежно и горячо любимый L.A. Noire во многом вдохновлялся именно “Секретами Лос-Анджелеса”: та же стилизация под 1950-е, тот же полицейский участок, тот же отдел убийств. В общем, как будто смотришь экранизацию игры, а не самостоятельное произведение.

Разумеется, фильмы был снят за 14 лет до создания игры, поэтому зависимость тут обратная. Но если вам нравятся неироничные нуар-фильмы без особого философского подтекста и практически с самым стандартным сюжетом для подобного рода произведений, пропускать такое не стоит. 7/10

49. Heavenly Creatures / Небесные создания (1994) ❌

Я посмотрел вторую половину списка 100 лучших фильмов 90-х по версии Rolling Stone. Подряд, без единого пропуска

Довольно невнятное высказывание Питера Джексона на тему однополой любви, матрицида и школьных конфликтов. Вообще говоря, привычка киви-режиссеров брать, что лежит на виду, не особо нова - кто-то снимает про новозеландцев (“Полет Конкордов”, “Самый Быстрый Индиан”), кто-то про Новую Зеландию (“Когда-то они были воинами”), кто-то - в Новой Зеландии (собственно ПиДжей с “Властелином Колец”, например).

Однако эту, на мой взгляд, довольно далекую от мужского восприятия тему лучше раскрыла уже упоминавшаяся в этом канале София Коппола в “Девственницах-самоубийцах”, а маньячная макабристика - самому Питеру Джексону в “Милых костях”.

Тускло. 3/10

48. Poison / Отрава (1990) 🤮

Я посмотрел вторую половину списка 100 лучших фильмов 90-х по версии Rolling Stone. Подряд, без единого пропуска

Очень странное эссе на все ту же тему гомосексуальных отношений. Такое ощущение, что автор поставил себе целью эпатаж ради эпатажа.

Допускаю, что в 1991 году такое бы и прокатило, но в 21 веке ничем подобным никого уже не удивишь, а взгляд, вероятно, казавшийся смелым тридцать с лишним лет назад, может всколыхнуть чувства разве что оголтелых кинокритиков, с пеной у рта готовых доказывать гениальность фильмов из Criterion collection, чтобы оправдать потраченное на них время. 0/10

47. To Sleep With Anger / Заснуть во гневе (1990) ❌

Я посмотрел вторую половину списка 100 лучших фильмов 90-х по версии Rolling Stone. Подряд, без единого пропуска

И снова мимо кассы. Понятно, что я сам виноват - выбрал себе, значит, список фильмов, важных для западного культурного кода, и теперь тут сижу жалуюсь, что мне они не заходят.

В целом, когда во главу угла ставится какое-то социокультурное высказывание разной сложности, носители другой культуры спокойно могут пропустить весь посыл фильма мимо ушей и даже этого не заметить.

Это все равно что смотреть фильм про Скайрим, не играв в этот самый Скайрим. Или, к примеру, когда ты выучил английский на В1 и идешь читать Шекспира в оригинале. Постоянное сидение в Википедии или словаре не очень-то сочетается с получением удовольствия от просмотра, так что очень быстро подобные нравоучения наскучивают.

Наскучило и мне. 3/10

46. JFK / Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе (1991) ⭐

Я посмотрел вторую половину списка 100 лучших фильмов 90-х по версии Rolling Stone. Подряд, без единого пропуска

Вот это, конечно, один из тех фильмов, который со временем может восприниматься совсем по-другому. Помнится, в Assassin’s Creed 2 мне безумно нравилась так называемая “Истина”, когда ты находишь в потайных местах кусочки местной истории, и оказывается, что и Кеннеди, и Чернобыль, и вообще все бедствия на планете организовывали на самом деле либо ассассины, либо тамплиеры.

Посмотрев JFK, я как будто снова окунулся в эту “Истину”: конспирологическая теория подана там без истерики и желтушных заголовков, а в достаточно продуманной и даже “разумной” форме, с именитыми актерами и восемью номинациями на Оскар.

Но вот незадача: с фигурой Оливера Стоуна связано много “не все так однозначностей”, и за время, прошедшее со съемок этого фильма, он много чего успел наворотить. Не хочу превращать канал в политический, так что если захотите, сами посмотрите про него.

Ну а вот фильм, как мне кажется, заценить все равно надо. Но обязательно в головном уборе из фольги. 9/10

45. Breaking the Waves / Рассекая волны (1996) ✅

Я посмотрел вторую половину списка 100 лучших фильмов 90-х по версии Rolling Stone. Подряд, без единого пропуска

У Ларса фон Триера многие фильмы идут по одному сценарию: взять какую-нибудь женщину с неким ярко выраженным качеством и скинуть на неё кучу проблем, которые заставят ее это качество либо переосмыслить, либо перебороть.

Довольно часто еще кажется, что все женщины у фон Триера - не от мира сего. Да что уж там, какие-то поехавшие. Но на самом деле, это вполне может объясняться тем, что сам Ларс всю свою творческую карьеру пытается понять женскую сущность, заходя то с одного, то с другого угла.

“Рассекая волны” - этакое житие блаженной святой великомученицы, со всеми необходимыми элементами: послушанием, страданием, грехопадением, искуплением, обретением и потерей веры. Осталось помножить это на скандинавскую подачу с молчаниями, долгими кадрами и тишиной вместо музыки.

В общем, это похоже на иммерсивную экскурсию по монастырю, но мне понравилось. 7/10

44. The Double Life of Veronique / Двойная жизнь Вероники (1991) ❌

Я посмотрел вторую половину списка 100 лучших фильмов 90-х по версии Rolling Stone. Подряд, без единого пропуска

Невероятно сложный для восприятия фильм с потенциально интересным и закрученным сюжетом про не то доппельгангеров, не то реинкарнацию, не то шизофрению.

Фестивальное кино по своей сути достаточно тяжело для понимания даже в тех случаях, когда там нет сложного монтажа, рваного повествования и многоуровневых смыслов… хотя без всего этого какое это, к черту, фестивальное кино.

Я обычно оцениваю подобные произведения как современное искусство, то есть на чисто эмоциональном уровне. На стадии “пост-процессинга” я порой даже понимаю, чем именно мне понравилось то или иное “странное” кино - аудиовизуальной составляющей, может быть, каким-то отдельным образом или игрой одного актера, какой-то необычной локацией или нетривиальной идеей.

К сожалению, “Двойная жизнь Вероники” у меня ничего такого не оставила. 5/10

43. Starship Troopers / Звездный десант (1997) ✅

Я посмотрел вторую половину списка 100 лучших фильмов 90-х по версии Rolling Stone. Подряд, без единого пропуска

“Звездный десант” входит в, к моему стыду, не самый короткий перечень фильмов, которые надо было посмотреть уже давно, а я его глянул только в рамках просмотра своего списка.

Я получил совсем не то, что ожидал: я-то думал, что это очередной фильм про то, как бравые американцы надирают задницы инопланетянам... Хотя погодите, по существу, так это и оказалось, но необычная сатирическая подача здесь меняет все: недаром не один кадр из этого фильма стал впоследствии мемом.

В общем, I’m doing my part и ставлю галку - хорош! 8/10

42. Lion King / Король Лев (1994) ⭐

Я посмотрел вторую половину списка 100 лучших фильмов 90-х по версии Rolling Stone. Подряд, без единого пропуска

В детстве у меня была кассета с этим мультфильмом, так что в свое время я засмотрел “Короля Льва” до дыр. Может показаться, что рецепт успеха прост: видел и любил что-то в детстве - звездочка обеспечена (с “Титаником” так прокатило же). Однако фильмов у меня было много, а звездочек в списке - куда меньше.

“Король Лев” - один из лучших мультфильмов олдскульного Диснея, который и сегодня смотрится на одном дыхании. Тут сложно сказать что-то новое: вряд ли кто-то еще этот мультик не смотрел. Разве что побрюзжать на современные технологии и отговорить вас смотреть лайв-экшен ремейк, где без магии анимации история “Короля Льва” напоминает какой-то RYTP по мотивам передачи National Geographic. 9/10

41. Naked / Обнаженная (1993) ✅

Я посмотрел вторую половину списка 100 лучших фильмов 90-х по версии Rolling Stone. Подряд, без единого пропуска

Я помню, что когда я впервые поиграл в Prey (тот, который 2017 года), мне на ум пришло жанровое определение “симулятор бомжа”, потому что такого количества обшаривания помоек и пользы от мусора я не видел ни в одной игре до того. Если что, я любя: Prey - одна из моих самых любимых игр вообще.

Второй раз словосочетание “симулятор бомжа” мне пришло после просмотра фильма “Обнаженная”, где в роли бомжа выступает Дэвид наш Тьюлис, он же профессор Люпин. Весь фильм он шляется от одного дома к другому, валяется в грязи, общается с люмпенами (ха, Люпин общается с люмпенами) и вообще всячески разлагается и деградирует.

Но фильм мне, как ни парадоксально, понравился. То ли за возможность заглянуть за ширму приличия и посмотреть на людей, там обитающих. Как в Доте. То ли за то, что я тоже люблю поразлагаться и подеградировать. В Доте. А потом отряхнуться, снять грязную одежду, помыться, и снова быть уважаемым профессором Люпином. 7/10

40. Unforgiven / Непрощенный (1992) ❌

Я посмотрел вторую половину списка 100 лучших фильмов 90-х по версии Rolling Stone. Подряд, без единого пропуска

Этот фильм по совокупности факторов должен понравиться всем пацанам: крутой жанр (вестерн), крутой главный герой, крутой режиссер, крутой продюсер (это все один и тот же человек, дяденька Иствуд), крутой сеттинг и крутое название - поди признайся в школе, что тебе не нравится Метла - тебя поганой метлой и погонят сразу из приличного общества.

Но на деле это просто… скучно. Такое ощущение, что все вестерны на серьезных щщах к 1992 году уже сняли, и заново пережевывать одну и ту же жвачку могут разве что коровы в стойлах у главных героев на экране. Сам жанр уже был осмыслен и переосмыслен, и нынче получил новую жизнь в творениях его безусловного современного лидера, Александра Курицына. Под постироничным соусом он, конечно, нынче смотрибелен.

А если у нас все всерьез, то я вас умоляю, дайте я крестиком распишусь. 4/10

39. Crash / Автокатастрофа (1996) ✅

Я посмотрел вторую половину списка 100 лучших фильмов 90-х по версии Rolling Stone. Подряд, без единого пропуска

Известный мсье, знающий толк в извращениях, Дэвид Кроненберг, снял в 1996 году фильм про людей, сексуально возбуждающихся при виде автокатастроф. А музыку к нему написал аж Говард Шор, известный своим саундтреком, например, к Властелину Колец.

Тема автокатастроф мне довольно близка: в детстве я много ездил по трассам и насмотрелся на всякие страсти. Впоследствии я много времени проводил на разных сайтах и ютуб-каналах, посвященных авариям и их последствиям. У меня есть в голове некий личный “топ”, которым я даже хотел поделиться здесь.

Не могу сказать, что аварии меня возбуждают сексуально - они скорее являются тем “запретным плодом”: они меня одновременно и страшат, и притягивают. Поэтому мне с детства нравилось все, что с ними связано - фильм “Доказательство смерти”, клип на My favourite game, игры FlatOut и BeamNG Drive и так далее.

Неудивительно, что и фильм мне понравился: я, как ни странно, могу понять всех этих людей, хотя по общим ощущениям он близок к уже упомянутой выше “Обнаженной”. Кроненберг - необычный парень, но мне его стиль и манера повествования куда ближе линчевской. 7/10

38. Fireworks / Фейерверк (1997) ❌

Я посмотрел вторую половину списка 100 лучших фильмов 90-х по версии Rolling Stone. Подряд, без единого пропуска

Жуткая чернуха, где депрессивно и печально примерно все. Вроде как человека, посмотревшего разных там представителей русского кино, чернухой не удивишь, но здесь слишком даже для меня.

Вроде как это Такеши Китано, и “Затойчи” я до сих пор вспоминаю с нежностью, но здесь для меня случился перебор депрессивными элементами, так что ничего не могу с собой поделать - минусую. 4/10

37. All About My Mother / Все о моей матери (1999) ❌

Я посмотрел вторую половину списка 100 лучших фильмов 90-х по версии Rolling Stone. Подряд, без единого пропуска

Альмодовар - парень странный. Судя по всему, он, как и Ларс фон Триер, постоянно пытается понять сущность женщины, и снимает фильм за фильмом, чтобы хоть в чем-то разобраться. В отличие от фон Триера, правда, он уходит в эротизм, да такой, что Зигмунд Фрейд поперхнулся бы табачком.

Фильм “Все о моей матери” - гендерная мешанина под флагом того, что нынче принято называть словом “повесточка”. К сожалению, сейчас значение этого слова подвыветрилось и разбавилось в совершенно гомеопатических масштабах: люди увидят одну женщину или одного, не дай Боже, афроамериканца в фильме на главных ролях, и уже клеймят его этим позорным клеймом.

Тут же фильм создавался ради этого, наполнен этим и даже посвящен этому. И вновь фильм наступает на те же грабли, что и прежде: то, чему в 1999 году можно было аплодировать в Каннах или Венеции, почти четверть века спустя вызывает только недоумённое “И чё?” 3/10

36. The Blair Witch Project / Ведьма из Блэр: Курсовая с того света (1999) ✅

Я посмотрел вторую половину списка 100 лучших фильмов 90-х по версии Rolling Stone. Подряд, без единого пропуска

Как-то раз один мой одноклассник дал мне кассету и сказал “Братан, посмотри этот фильм, тебе понравится”. Кассета была без упаковки, и я прекрасным зимним деньком после уроков пришел и засунул кассету в магнитофон. Это оказался фильм “Звонок”. Пока я смотрел фильм, стемнело, и мне пришлось дожидаться мамы, чтобы она вернулась домой и включила свет: сам я встать и пойти к выключателю не мог. Настолько мне было страшно.

Спустя несколько лет тот же одноклассник спросил меня, что бы такого посмотреть в палаточном походе. Я посоветовал ему “Ведьму из Блэр”, сказав, что это отличное хэллоуинское кино для семейного просмотра, что-то вроде “Фокуса-Покуса”. Один-один, битчез!

“Ведьма из Блэр” совершенно точно не самый лучший фильм в жанре “потерянной записи”, но и сейчас, спустя целую кучу снятых по ее образу и подобию фильмов, держится бодрячком. Даже обидно: представляю, как было бы круто посмотреть этот фильм тогда, когда этот троп еще не был так распространен. 8/10

35. Player / Игрок (1992) ❌

Я посмотрел вторую половину списка 100 лучших фильмов 90-х по версии Rolling Stone. Подряд, без единого пропуска

Вот бывают легкие крестики, а бывают те, которые чуть ли не сквозь слезы ставишь. Но не дотягивает “Игрок” до галочки, к моему большому сожалению. Компоненты как будто все на месте - особенно Тим Роббинс, который мне очень нравится (потому что не Шоушенком единым, “Дорога на Арлингтон” и “Лестница Иакова” диво как хороши).

Я думаю, дело тут в тематике: фильмы, которые сняты про фильмы и их создание, редко мне заходят. Такое ощущение, что они изначально метят в конкретную целевую аудиторию - кинофестивальное (в частности, оскаровское) жюри.

Из таких фильмов мне, пожалуй, нравится только “Артист”, “Однажды в Голливуде” и - с натяжкой - “Ла Ла Лэнд” (ну потому, что он лишь косвенно связан с Голливудом). Но в целом меня постоянно не покидает ощущение, что режиссер мне говорит “Дядь, уходи отсюда, не душни, пожалуйста, не для тебя роза моего фильма цвела, бывай”.

Так и здесь. Но могло бы быть лучше, вот вам крест! 6/10

34. Crumb / Крамб (1994) ❌

Я посмотрел вторую половину списка 100 лучших фильмов 90-х по версии Rolling Stone. Подряд, без единого пропуска

“Крамб” - не первый фильм, во время которого меня не покидал вопрос “как это вообще попало в список?”, но точно первый и пока единственный, где я ни в процессе, ни после него так и не нашел ответ на этот вопрос.

Ладно там про Мохаммеда Али, про Мадонну - но это-то что за хер с горы? Даже после просмотра не очень понятно, чем этот Крамб так хорош - в общем, самый непонятный фильм из всей подборки.

Этому даже “рвоту” не поставишь - для нее хоть сильные эмоции нужны. Тут же - полное непонимание и неприятие. 1/10

33. Trainspotting / На игле (1996) ⭐

Я посмотрел вторую половину списка 100 лучших фильмов 90-х по версии Rolling Stone. Подряд, без единого пропуска

Дэнни Бойл - красавчик. Когда я вспоминаю своих любимых режиссеров, я все время о нем забываю, но этот парень оставил немало приятных воспоминаний в целой плеяде фильмов своего авторства. Причем фильмы у него такие разнообразные, что не сразу поверишь, что их снял один режиссер: сами посудите, у “На игле”, “Миллионера из трущоб” и, скажем, “28 дней спустя” - один и тот же режиссёр.

Отдельно хочу порекомендовать “Неглубокую могилу” - она не так известна, как многие другие фильмы Бойла, но, как говорится, май пёрсонал фейворит.

Вернемся, однако же, к “Трейнспоттингу”. О, помню, как я впервые посмотрел этот фильм, когда приучил себя смотреть фильмы в оригинале - и позорно отступил. Понять это даже с субтитрами было сложно, а без субтитров и браться не стоило. Но даже тогда фильм мне безумно понравился: показать взаимоотношения человека с наркотиками с такой интересной стороны - очень смелое решение.

Там, где “Реквием по мечте” и “Дневники баскетболиста” строго грозят пальчиком, “На игле” ходит по офигенно тонкому льду. Вывод в концовке, мягко говоря, неоднозначен: до глорификации наркотиков ему, конечно, далеко, но до дидактического “атата, дети, так нельзя” ему и того дальше. 9/10

32. The Sweet Hereafter / Славное будущее (1997) ✅

Я посмотрел вторую половину списка 100 лучших фильмов 90-х по версии Rolling Stone. Подряд, без единого пропуска

То ли потому, что пока что канадское кино из списка мне умеренно заходит (см. “Последнюю ночь” в предыдущем списке), то ли потому, что здесь снова про аварии и сломанные судьбы, но “Славное будущее” мне очень понравилось.

В центре сюжета - авария школьного автобуса: он вылетает с дороги на лёд и тонет в проруби, не оставляя в живых никого, кроме водителя и единственной девочки. Драматичности тут прибавляет то, что в маленьких городах в подобных авариях могут погибнуть все дети сразу в нескольких семьях, такое вот коллективное горе. Ну и еще, конечно, то, что это все основано на реальных событиях.

Отдельно подкупает то, что это все представлено по-канадски мягко и без излишней жести. Да, помимо темы скорби, отцов и детей, там еще примешивается (ха!) тема инцеста, но и с такой неоднозначной тематикой режиссер обходится очень аккуратно.

В общем, чистокровный канадец Атом Эгоян - большой молодец. 7.5/10

31. The Big Lebowski / Большой Лебовски (1998) ⭐

Я посмотрел вторую половину списка 100 лучших фильмов 90-х по версии Rolling Stone. Подряд, без единого пропуска

Чего уж тут говорить - этот фильм задавал стиль всему списку. Посмотрел его в первый раз - и он мне не понравился. Еще думал, почему все так от этого фильма без ума, что в нем вообще должно нравиться.

Посмотрел второй раз. Что-то уже в моем сердечке перевернулось. И вот в рамках просмотра списка глянул его в переводе Гоблина. И тут-то все встало на свои места: вот в каком виде надо смотреть этот фильм, вот почему он многим запал в душу.

В гоблинском переводе Лебовски раскрывается во всей своей полноте, а в иных местах и вовсе приобретает черты “русского народного кино”. Не думаю, что он универсально понравится всем и каждому: даже мой драндулет одобрения не завелся с первого раза. Но уж если зайдет, так зайдет по-настоящему. 9/10

30. My Own Private Idaho / Мой личный штат Айдахо (1991) ❌

Я посмотрел вторую половину списка 100 лучших фильмов 90-х по версии Rolling Stone. Подряд, без единого пропуска

И вновь мне впору аки Карина-стримерша воздевать руки к небу и возопить “Сложно, сложно, право слово, господа, ничего не понятно!”.

Киану Ривз и Ривер Феникс (брат Хоакина, погибший в 1993 от передоза) играют тут роль хастлеров, то есть гей-проституток, которые в течение фильма занимаются, так сказать, своей работой.

А еще тут, говорят, есть отсылки к Шекспиру, но я так хорошо матчасть не знаю, так что их не заметил. Мне не понравилось. 3/10

29. Princess Mononoke / Принцесса Мононоке (1997) ❌

Я посмотрел вторую половину списка 100 лучших фильмов 90-х по версии Rolling Stone. Подряд, без единого пропуска

Прекрасно понимаю, за что это аниме любят. Прекрасно понимаю, почему Миядзаки гений. Прекрасно представляю, что это культовое произведение.

Но я просто не люблю аниме. И не могу им проникнуться, даже если в итоге решаю его смотреть. И даже написать мне про него, в общем-то, нечего. 2/10

28. Heat / Схватка (1995) ✅

Я посмотрел вторую половину списка 100 лучших фильмов 90-х по версии Rolling Stone. Подряд, без единого пропуска

По моим ощущениям, нынче жанр боевика уже измельчал и как какая-нибудь оперетта считается “низким жанром”, в котором не снимаются монументальные произведения, а если снимаются - то маскируются под “криминальную драму”.

А вот “Схватка” Майкла Манна - вполне себе монументальный боевик. Ощущения после просмотра чем-то напоминают спидран ГТА 3 без багов: на несколько часов ты погружаешься в мир криминала с кучей действующих лиц, каждый из которых, конечно, обладает ярко выраженным характером, но сюжет идет лишь фоном, оттеняемый погонями, мочиловом да перестрелками.

Это не так уж и плохо, как минимум, для разнообразия. Можно посмотреть один такой большой и насыщенный боевик вместо пары-тройки других. 7/10

27. Three Colours: Blue / Три цвета: синий (1993) ❌

Я посмотрел вторую половину списка 100 лучших фильмов 90-х по версии Rolling Stone. Подряд, без единого пропуска

О, а кто это у нас тут такой созерцательный, неужто снова маэстро Кесьлёвский к нам в гости пожаловал? Да, не успел я отойти от “Двойной жизни Вероники”, как пан Кшиштоф снова выдал мне на лопате пафосный фестивальный блин.

Признаться, сначала я хотел посмотреть всю трилогию. Ну как же, она в цветах французского флага, либерте-эгалите-фратерните, визуальные рифмы, которые все время нужно ловить. Ну типа там в синем бассейне с белыми бортиками мальчики в красных трусах плавают, типа флаг Франции получается, видели, видели?

Но если я захочу что-то повыискивать в фильме, я лучше какую-нибудь “маму!” Аронофски посмотрю, где приятно не только замечать библейские аллюзии, но и сам фильм смотреть.

Здесь же создается такое ощущение, что поляк дорвался до одобрения французских киноэлит, а тем только того и надо было - надо ж кого-то для разнообразия на фестивалях показывать. 4/10

26. Magnolia / Магнолия (1999) ⭐

Я посмотрел вторую половину списка 100 лучших фильмов 90-х по версии Rolling Stone. Подряд, без единого пропуска

Ради таких случаев я и затевал просмотр списка подряд, без пропусков. Про “Магнолию” я до сей поры не слышал практически ничего.

Когда вспоминают лучшие фильмы 1999 года, обычно перечисляют “Матрицу”, “Бойцовский клуб”, “Зеленую милю”, “Красоту по-американски”, “Звездные войны”… (черт, вот это был год, конечно). Когда задумаешься о лучших ролях Тома Круза - ну, “Миссия невыполнима”, “Топ Ган”, “Особое мнение”. А когда вспоминаешь, кто такой Пол Томас Андерсон, то на первый план, конечно, выходит потрясающая “Нефть”.

И вот, лишь благодаря этому списку я посмотрел “Магнолию”, ставшую для меня в один ряд с лучшими фильмами 1999 года, примером ярчайшей роли Тома Круза и отличным конкурентом “Нефти”. Фильм с абсолютно незапоминающимся названием, но с потрясающей режиссурой и лихо закрученным сюжетом, построенном на невероятных совпадениях.

Словами тут не передашь: как говорится в одном анекдоте категории Б, тут “показывать надо”. Спасибо, челлендж! 9/10

25. Out of Sight / Вне поля зрения (1998) ❌

Я посмотрел вторую половину списка 100 лучших фильмов 90-х по версии Rolling Stone. Подряд, без единого пропуска

Тут все, на первый взгляд, могло получиться неплохо - как-никак, тут звездный каст (Джордж Клуни, Джей Ло, Лютер из “Миссии Невыполнима” и даже Сэмюел Л. Джексон) в фильме про мошенников, снятый режиссером нескольких “Оушенов”.

Но вместе это все как-то не работает. Даже сам Содерберг, кажется, решил через 4 года нащупать новый подход, поняв, что старый не работает, и, собственно, снял “Одиннадцать друзей”. Здесь же слишком неироничная подача попросту не воспринимается всерьез, особенно когда бандит и федеральный агент с внешностью Клуни и Лопез соответственно занимаются на экране чем угодно, но не тем, что ожидаешь от фильма с таким сеттингом.

Обманка. 5/10

24. Rushmore / Академия Рашмор (1998) ✅

Я посмотрел вторую половину списка 100 лучших фильмов 90-х по версии Rolling Stone. Подряд, без единого пропуска

В принципе, Уэс Андерсон может показать в камеру палец и продолжить снимать его в разных ракурсах в своем стиле, и многим людям этого будет достаточно, чтобы фильм понравился.

Я фанатом этого режиссера не являюсь, но “Академия Рашмор” - неплохой фильм, в котором уже начинают наклевываться нотки его стилистического видения, впоследствии проявившиеся во множестве картин.

Да, это снова “фильм, проходящий осенью в маленьком американском городке” (то есть, ровно то, что мне нравится), так что в моей оценке я буду необъективен. Но вообще если попытаться абстрагироваться, то фильм все равно чем-то цепляет: то ли умением выстроить красивую композицию, то ли подачей сюжета, то ли общим стилем того, что происходит на экране…

Погодите. Черт, так это ж получается, я все же фанат Уэса Андерсона? 7/10

23. Eyes Wide Shut / C широко закрытыми глазами (1999) ⭐

Я посмотрел вторую половину списка 100 лучших фильмов 90-х по версии Rolling Stone. Подряд, без единого пропуска

Сюрреалистическое полотно о супружеской верности, снятое Стэнли Кубриком, где сны переплетаются с реальностью, и ничего непонятно, но очень интересно.

Сначала смотришь и даже забываешь, что это Кубрик: вот вроде бы вполне обычная мелодрама, хоть и выверенно снятая. А потом видишь сцену в особняке и вспоминаешь: о, точно же, это ж мистер лунная мистификация, тогда все понятно.

Для меня все фильмы Кубрика оставляют после себя некое потустороннее впечатление, лучше всего описываемое английском словом “eerie”. Такое бывает, когда снится странный сон, который кажется логичным, но после пробуждения оставляет в недоумении. И все же этот сон напоминает о себе в течение дня, а некоторые его детали могут остаться и на куда более долгий срок.

Не, ну это круто, конечно. 9/10

22. Kids / Детки (1995) ❌

Я посмотрел вторую половину списка 100 лучших фильмов 90-х по версии Rolling Stone. Подряд, без единого пропуска

Зарисовка из страшного сна бабки у подъезда, считающей, что вся молодежь вокруг наркоманы и проститутки, только в фильме всё ровно так и происходит. Все подростки в фильме с радостью предаются разнообразным порокам, а кто-то даже нескольким одновременно, и происходит это всё на фоне того, что одна из этой компании - ВИЧ-инфицированная.

В целом, надо отдать должное - подростки тут сняты весьма убедительно, хотя мне сложно поверить, что в обсуждениях в это время циркулирует исключительно секс и больше ВООБЩЕ ничего. Ну, то есть, не в основном секс, не чаще всего секс, не в том числе секс, а вообще ничего, кроме секса, как в самой ядрёной серии Бивиса с Баттхедом.

Хотя может это я был невинным дитя и играл в игрульки, а все вокруг на вписках в это время… Ух, подумать даже страшно. А про ВИЧ на сегодняшний день сказано немало, и мне лично куда интереснее аллегорические произведения, вроде “It follows”. 5/10

21. Barton Fink / Бартон Финк (1991) ✅

Я посмотрел вторую половину списка 100 лучших фильмов 90-х по версии Rolling Stone. Подряд, без единого пропуска

“Бартона Финка” особенно интересно было посмотреть сейчас, когда в Голливуде отгремела забастовка сценаристов. В фильме как раз и показано, пусть и в гротескно-абсурдистском Коэновском стиле, как к сценаристам относятся в этом прекрасном местечке и какие там сценарии нужны на самом деле.

В фильме просто божественный кастинг, и дело тут даже не в Джоне Туртурро или Джоне Гудмане на главных ролях, здесь все типажи само совершенство, хотя в процессе то и дело возникает ощущение, что ты смотришь не фильм, а пьесу.

Хотя, учитывая тематику “Бартона Финка”, это даже в тему. 7.5/10

20. Dead Man / Мертвец (1995) ❌

Я посмотрел вторую половину списка 100 лучших фильмов 90-х по версии Rolling Stone. Подряд, без единого пропуска

Мда. Джим Джармуш гений, лучшая роль Джонни Деппа, великое философское эссе, путешествие в мир тончайшего и нематериального - это всё то, чем фильм, по моему мнению, не является.

Начало у “Мертвеца”, впрочем, отличное: немногословное, загадочное, под любопытный медитативный саундтрек. А потом всё скатывается в какой-то псевдоинтеллектуальный бурлеск, как будто я играю в Zeno Clash с саундтреком из Snowrunner.

Парадоксально, что ни один из фильмов из списка с Джонни Деппом в главной роли мне не понравился, хотя самого Джонни я очень люблю, и в других фильмах он мне очень нравится. Здесь же происходит что-то невнятное: для сюжетного фильма не хватает сюжетности, для созерцательного - созерцательности. Даже Гоблин нее помог. 4/10

19. Fight Club / Бойцовский клуб (1999) ⭐

Я посмотрел вторую половину списка 100 лучших фильмов 90-х по версии Rolling Stone. Подряд, без единого пропуска

Сложно поверить, насколько прекрасным для индустрии был 1999 год. Кажется, даже почти невероятно, что я застал этот год не только в рамках своей жизни, но и в относительно сознательном возрасте, пусть мне тогда и было всего 9 годиков. Наверное, такого количества прекрасных фильмов в новейшей истории в рамках одного года не появлялось никогда, и “Бойцовский клуб” здесь исключением не стал.

Это абсолютно вневременное творение Финчера, которое может зайти практически любой аудитории: от подростков и псевдоинтеллектуалов до… неподростков и непсевдоинтеллектуалов. Восхитительный первоисточник, помноженный на гениальность режиссуры и невероятную актерскую игру выдают нам, как бы банально это ни звучало, шедевр на все времена.

В общем, я очень рад, что “Бойцовский клуб” выдержал испытание временем и зашел мне во взрослом возрасте точно так же, как и 20 лет назад. Финчер красавчик. 9.5/10

18. Paris is Burning / Париж горит (1990) ❌

Я посмотрел вторую половину списка 100 лучших фильмов 90-х по версии Rolling Stone. Подряд, без единого пропуска

Документалка про трансов, черных геев и черных трансов и их несладкую житуху в Америке конца восьмидесятых годов. По описанию я думал, что мне придется пересиливать себя, чтобы это досмотреть, но в процессе понял, что вообще говоря тема интересная.

В целом, получился этакий кинематографический глорихоул в мир ребят, перечисленных выше, и смотрится он тоже соответствующе. Печальный черный властелин с грустными глазами, молодой блондинистый транс с мечтами о простой семейной жизни, целая куча людей с самым разным прошлым, но объединенные социальным положением: кажется, все они делают то, что делают, не от хорошей жизни.

Смотреть это, честно говоря, немного печально. Потом почитал про актеров: все, кого я нашел, либо были убиты, либо умерли от спида, подавляющее большинство - в течение трех лет с даты выхода фильма. Интересно, но рекомендовать не буду. 6/10

17. Toy Story / История игрушек (1995) ⭐

Я посмотрел вторую половину списка 100 лучших фильмов 90-х по версии Rolling Stone. Подряд, без единого пропуска

К каждому фильму из списка на оригинальном сайте идет небольшая рецензия, написанная, как правило, довольно вычурным английским языком, как это и принято делать у кинокритиков в принципе и на западе в частности. Обычно я не обращаю на них внимания и никогда не цитирую здесь. Но сейчас процитирую: когда “История игрушек” вышла, она не была похожа ни на один мультик, а спустя почти тридцать лет, все мультики похожи на неё.

Ладно, понятно, что история про Вуди и Базза Лайтера - веха в истории анимации, но я тут хотел оценивать все произведения по самоценности. Есть ли она тут? Безусловно. даже на текущий момент немногие произведения Пиксара могут похвастаться тем, что превзошли “Историю игрушек”: тут вам и поучительный сюжет, и отличные шутки для всех возрастов, и очень трогательная концовка.

Проседает, пожалуй, разве что графика. Но это не главное. 9/10

16. Reservoir Dogs / Бешеные псы (1992) ✅

Я посмотрел вторую половину списка 100 лучших фильмов 90-х по версии Rolling Stone. Подряд, без единого пропуска

Про “Бешеных псов” сказано немало, и если вкратце, то это твердая галка с потенциалом звезды, но жанр немного не мой, пусть и снято мастером этого самого жанра.

Хочу в связи с “Псами” поговорить про две вещи. Во-первых, переводы Гоблина. Я упоминал их пару раз выше, но здесь хотел остановиться чуть подробнее. Я посмотрел несколько фильмов с английскими сабами и переводом Гоблина и хочу вам сказать, ребята, этот перевод просто восхитителен.

Раньше я (вероятно сбитый “Братвой и кольцом”, “Горьким-18” и прочими “смешными” переводами) думал, что гоблинские версии всегда сильно отходят от оригинала. Надо признать, качеством перевода я был приятно удивлен. Можно по-разному относиться к Дмитрий Юричу, особенно сейчас, но переводы в свое время он делал превосходные.

Второе - это диалоги. Да, то, “как Тарантино снимает диалоги”, уже стало своего рода мемом, но чёрт, диалоги-то и правда прекрасные. Их отличительная особенность в том, что они - про всякую херню. Именно так и разговаривают люди, а не комментируют окружающую обстановку, как в каком-нибудь Horizon: Zero Dawn. Диалоги о всякой херне впоследствии станут визитной карточкой Тарантино, но тут они выше всяких похвал. 8/10

15. Matrix / Матрица (1999) ✅

Я посмотрел вторую половину списка 100 лучших фильмов 90-х по версии Rolling Stone. Подряд, без единого пропуска

Фильмы из списка я старался смотреть, не обращая внимания на их культурное влияние. Скажу честно: сложнее всего это было сделать с “Матрицей”, фильмом, повлиявшим на такое количество окружающих меня вещей, что мне сложно даже представить себе масштабы этого влияния.

От игр в “Нео” на паутинке во дворе до КП2077, от слоу-мо в половине игр до зеленого фильтра как символа хакинга - для меня лично всё так или иначе сводится к “Матрице”, которую я до списка смотрел никак не меньше 10 раз.

Признаюсь честно, подобные фильмы крайне сложно оценивать: трудно заставить себя смотреть “Матрицу” как фильм, а не как культовое произведение, в котором сложно удержаться от фанбойского визга и подпрыгивания в каждой сцене. Поэтому я поставлю здесь малодушную галку. 9.5/10

14. Boogie Nights / Ночи в стиле буги (1997) ✅

Я посмотрел вторую половину списка 100 лучших фильмов 90-х по версии Rolling Stone. Подряд, без единого пропуска

Есть такой довольно известный фильм “Области тьмы”, он же “Limitless”, где главный герой получает таблетку, открывающую 100% потенциала его мозга, и сразу становится во всем хорош, а потом там можно увидеть этакую моральную мораль в стиле “на самом деле, ты справишься и без таблетки, дружок, просто разбуди в себе исполина”.

А есть менее известный русский фильм “Пыль”, в котором с одним неудачником приключается то же самое, и он постепенно подсаживается, вспоминает о случившемся кратковременном преображении как о самом прекрасном событии в своей жизни, но не делает никаких жизнеутверждающих выводов.

Уверен, попади завязка “Ночей в стиле буги”, например, Балабанову, получилось бы “Про уродов и людей”. Но тут события развиваются слишком уж хорошо и благополучно в сравнении с тем, как могли бы.

Впрочем, это не так уж и важно - все равно режиссура Пола Томаса Андерсона, прекрасный каст и постоянные реминисценции на восьмидесятые, намертво связанные в моей голове с Вайс Сити, делают этот фильм как минимум достойным просмотра. 7/10

13. Fargo / Фарго (1996) ⭐

Я посмотрел вторую половину списка 100 лучших фильмов 90-х по версии Rolling Stone. Подряд, без единого пропуска

Что-то мне подсказывает, что в списке все же есть некое внутреннее ранжирование, потому что чем ближе я к его концу (или началу, тут как посмотреть), тем меньше мне хочется ставить крестов.

Сразу скажу, что сериал “Фарго” я не смотрел, а сам фильм одно время даже путал с операцией “Арго”, но это уже мои личные проблемы. Сложно поверить, что “Фарго” - продукт американского кинематографа. Не потому, что американцы “ну тупые” и такого не снимают - просто всё вокруг: и холодная отчужденная атмосфера, и специфичность детективной составляющей, и даже имена с фамилиями - всё какое-то нарочито скандинавское.

Если доведется посмотреть “Фарго” в оригинале, послушаете очень любопытные акценты у почти всех героев. А если нет - то вы все равно, уверен, получите удовольствие от сочетания стильной аудиовизуальной составляющей и прекрасной коэновской подачи. 8/10

12. Beau Travail / Хорошая работа (1999) ❌

Я посмотрел вторую половину списка 100 лучших фильмов 90-х по версии Rolling Stone. Подряд, без единого пропуска

Ну конечно, куда уж без фестивальщины в топ-15, я уже успел соскучиться. “Хорошая работа” - типичный образчик такого кино: невыносимо скучная бессюжетная жвачка про французских воинов иностранного легиона.

Есть некая теория, что “Топ Ган” на самом деле полон гомосексуального подтекста и под прикрытием фильма о летчиках истребителях скрыто выдает нам полноценную гей-драму. В случае с “Хорошей работой” режиссер особо решил не прикрываться - сочные оголенные мужские части тела видны чуть ли не в каждом кадре и явно выставляются публике не просто так.

Судьба подобных фильмов, в целом, понятна - их покажут на высоколобом фестивале, где впоследствии особо ушлая половина публики отойдет в туалет подрюкать на увиденное пипирку, он получит какой-нибудь приз зрительских симпатий, а потом канет в небытие до тех пор, пока кинокритик при составлении какого-нибудь списка не решит его упомянуть, чтобы свои не сочли его за лошка без чувства прекрасного. 4/10

11. Groundhog Day / День сурка (1993) ⭐

Я посмотрел вторую половину списка 100 лучших фильмов 90-х по версии Rolling Stone. Подряд, без единого пропуска

“День сурка” в современной реальности - это скорее явление меметичное. Так, его название стало синонимом повторяющейся изо дня в день реальности, в подавляющем большинстве случаев - с негативным оттенком. А еще это тот самый фильм, который часто идет по какому-нибудь заштатному кабельному каналу весь день 2 февраля.

От этого ценность “Дня сурка” как фильма могла в обыденном сознании несколько выветриться, и очень зря. Это правда очень хороший фильм, да не просто хороший, а совершенно точно один из лучших во всем списке. Он очень жизнеутверждающий, эмоциональный, добрый - настоящее отдохновение посреди криминальных драм, тяжелых трагедий и артхаусных лент.

В общем, даже если “День сурка” вам уже примелькался, но вы давно или (тем более) вообще его не смотрели, то милости прошу - вам почти наверняка понравится. 9/10

10. Piano / Пианино (1993) ✅

Я посмотрел вторую половину списка 100 лучших фильмов 90-х по версии Rolling Stone. Подряд, без единого пропуска

“Пианино” я впервые посмотрел в университете. Я учился в чудесном месте, где помимо языка у нас было еще много так называемого “регионоведения”, то есть культуры и истории тех стран, которые отвечают нашим выбранным языкам.

У меня был английский и немецкий, поэтому в учебной программе у меня был мир Великобритании, США, Австралии, Новой Зеландии, Германии и Австрии. И вот в рамках мира Новой Зеландии мы проходили язык маори, смотрели кучу новозеландских фильмов, фильмов с новозеландскими актрисами и актерами, разучивали хаку (ритуальный танец, который, например, исполняют новозеландцы перед матчами по регби) и делали множество других интересных вещей. В общем, может показаться, что мы занимались в университете всякой фигнёй, но это были действительно потрясающие времена.

О чем это я. Так вот, “Пианино”. В моём личном рейтинге Фильмов с Пианино и Пианистами в Названии, куда входят “Пианино”, “Пианистка”, “Пианист” и “Легенда о пианисте”, фильм 1993 года занимает почетное второе место. В университетские годы, конечно, занял бы первое - я как раз тогда увлекался пианинкой, считал всех пианистов гениями и грустил из-за того, что в 7 лет не смог отстучать ритм “Болеро”, поэтому меня не приняли в музыкальную школу.

В “Пианино” тема… ммм… пианино раскрыта полностью. Фильм очень красиво снят,и некоторые кадры, вроде одиноко стоящего на берегу и мокнущего под дождем инструмента, запомнятся надолго. А еще там очень много надрыва середины 19 века, когда барышни носили капоры, бахались в обморок и очень смешно, по нынешним меркам, сердились на своих обидчиков.

Но вот сам сюжет, конечно, там совсем не смешной и довольно трагический. Сэм Нил и Харви Кейтель играют тут довольно необычные для себя роли, а главная тема настолько хороша, что я уже больше 10 лет ношу ее в основном плейлисте.

Тем не менее, сейчас я уже не тот экзальтированный юноша, что прежде, и при повторном просмотре эмоций я испытал максимум на галочку, а до звезды чуток не дотянул. Все по-честному. 8/10

9. Chungking Express / Чунгкингский экспресс (1994) ❌

Я посмотрел вторую половину списка 100 лучших фильмов 90-х по версии Rolling Stone. Подряд, без единого пропуска

Иногда мне кажется, что именитые кинокритики и составители списков относятся к азиатским режиссерам примерно как азиаты относятся к людям европейской внешности, внезапно говорящим на их родном языке. Они удивляются, тыкают в тебя пальцем и завороженно повторяют: “Он говорящий! Оно разговаривает!”

Так и здесь: стоит режиссеру совершить попытку имитации какого-нибудь западного модного течения, позаимствовать какие-то элементы поп-культуры и переосмыслить их, критики тут же с пеной у рта бегут доказывать, насколько гениальны эти ребята, начинают приглашать их на модные фестивали и постепенно лепить из них звезд с мировым именем.

Вонг Карвая как раз постигла такая участь. Ладно бы он стал известен благодаря “Любовному настроению” (тоже шляпа, но смотрибельная), но получить славу после “Чунгкингского экспресса” можно было только путём играния роли обезьянки в зоопарке.

О, этот чудесный фильм, в котором события порой показаны в 3 фпс со сглаживанием, где 80% времени все в кадре что-то жрут, как будто ты попал на мукбанг-марафон, где саундтрек состоит из одной заевшей пластинки с California Dreaming - звучит как рецепт идеального фильма “не для всех”. Ну, туда ему и дорога. 4/10

8. Malcolm X / Малкольм Икс (1994) ✅

Я посмотрел вторую половину списка 100 лучших фильмов 90-х по версии Rolling Stone. Подряд, без единого пропуска

Увидев заявленные три часа двадцать минут хронометража и тематику фильма, я готовился к страданиям и уже прикидывал, как буду ныть в рецензии о том, что мне пришлось посмотреть очередной эпик, пролетевший мимо кассы, потому что я не понимаю, о чем там идет речь.

Однако я был очень приятно удивлен: “Малкольм Икс” - это действительно отличное кино, снятое режиссером, пожалуй, лучше всех подходящим для такого материала - Спайком Ли. Ли, возможно, многим знаком по недавнему “Черному клановцу”, однако настоящий opus magnum в его карьере - это, конечно, “Икс”.

Короче, почему фильм крутой. Во-первых, это отличный байопик: он монументален, снят без особого подобострастия, но при этом явно я с любовью и уважением к главному герою. Во-вторых, это очень познавательный фильм как раз для тех, кто ни в зуб ногой про историю черного движения в США (то есть, для меня, например). После просмотра многое встает на свои места: “Икс” был снят спустя примерно тридцать лет после смерти Малкольма, а посмотрел я его еще спустя примерно лет тридцать. И, собственно, воз и ныне там: кажется, за это время поменялись лишь декорации.

Пересматривать бы я это не стал, но фильм очень достойный и может вас заинтересовать, в особенности если вам эта тема интересна или близка. 8/10

7. Slacker / Халявщик (1991) 🤮

Я посмотрел вторую половину списка 100 лучших фильмов 90-х по версии Rolling Stone. Подряд, без единого пропуска

Вообще, конечно, “Зеленого слоника” я уважаю. Да, этот фильм стал известен в первую очередь благодаря вирусности в этих ваших интернетах на заре его развития и в эпоху FTP. Да, есть и другие экспериментальные творения того времени, которые как минимум не хуже (например, “Конструктор красного цвета”).

Но в целом как минимум пятьдесят процентов культового треш-кино и вне культурного контекста вполне себе смотрибельны. Повторить успех первой половины “Слоника”, впрочем, не смогли не только следующие фильмы Басковой, не только подражатели и пародисты, но и, собственно, вторая половина этого самого “Слоника”.

О чем это я? Ах да, “Халявщик”. Перед нами, господа и дамы, в чистом виде зарубежный “Зеленый слоник”. Отличия минимальны: вместо замкнутого пространства - поползновения по какому-то заштатному городишке, вместо одного поехавшего - целая дурка на выгуле, а вместо сладкого хлебушка на завтрак - маточный мазок Мадонны (три слова на одну и ту же букву, коллеги из “Что? Где? Когда?”, записываем).

В остальном “Халявщик” обладает примерно той же эстетической и художественной ценностью, многогранным сюжетом, диалогами и игрой актеров из неповторимого оригинала, сделанного спустя 8 лет после жалкой пародии. Забыть и не вспоминать. 1/10

6. Close-Up / Крупным планом (1990) 🤮

Я посмотрел вторую половину списка 100 лучших фильмов 90-х по версии Rolling Stone. Подряд, без единого пропуска

Этот фильм собрал буллшит-бинго “модного списка” по всем категориям, которые только возможны. Весь сюжет о кино и отношении людей к нему - чек. Смотрится настолько уныло, что ты из кожи вон лезешь - чек. Снято зарубежным режиссером из какой-нибудь этакой страны, чтобы показать свою многогранность мышления - чек.

Ну серьезно, ну что это такое. “Крупным планом” - псевдо-псевдодокументалистика, в которой 90% времени мы наблюдаем за самым неинтересным судом в истории судов, показанных в кино. Даже в минутном эпизоде о том, как судья из “Левиафана” в стиле Rap God зачитывает приговор, и то в десять раз больше смысла и задумки, чем во всем этом иранском поделии.

Открываешь рецензии на русских и международных сайтах - все как один зеленые и пестрят одними и теми же определениями: “ах, как тут показано отношение населения к кинематографу”, “ах, и это в таком месте как Иран, посмотрите!”, “как много великого смысла в том, что в конце пропадает звук!”

Ребята, дорогие студенты режиссерских и сценаристских факультетов, если вас держат в заложниках и заставляют смотреть эту муру, а потом еще и оценивать ее положительно, моргните дважды, пожалуйста. 0/10

5. Pulp Fiction / Криминальное чтиво (1994) ❌

Я посмотрел вторую половину списка 100 лучших фильмов 90-х по версии Rolling Stone. Подряд, без единого пропуска

Фильмы “Марвел” нынче принято делить на до Эндгейма и после. Это, в целом не очень удивительно: все, что было до, медленно, но верно подводило нас к грандиозному финалу, где все пути наконец сошлись воедино, и огромная глава истории полутора десятков фильмов закончилась. Да закончилась так, что аукается до сих пор: многие фанаты все еще ностальгируют по доэндгеймовым временам и говорят, что больше такого уже не снимут.

При этом, сами “Мстители: Финал” - откровенно слабое кинцо, существенно уступающие хотя бы своему предшественнику, “Войне бесконечности”. Зато уж чего в нём было по-настоящему много, так это фансервиса: такого количества отсылок ко всем предыдущим фильмам, комиксам и массовой культуре, пожалуй, не было больше ни в одном фильме Марвел до той поры.

Казалось бы, при чем тут “Криминальное чтиво”? Всё просто: это отличный пример обратного фансервиса, когда фильм попал в ловушку своего же собственного культового статуса. Как уж он этот самый статус получил - вопрос десятый, я просто не могу это объяснить иначе как массовым помрачением, специфической модой и вкусом критиков и публики того времени, а еще влиянием поп-культуры на массовое сознание и восприятие искусства (что-то вроде банок с супом Кэмпбелл от Уорхола).

“Чтиво” стало, пожалуй, самым популярным фильмом в массовой культуре в новейшей истории кинематографа. Его не просто растащили на цитаты, мемы и последующие цитирования - он весь из них состоит. Буквально каждая сцена - “та самая”, буквально каждая фраза знакома с точностью до слова. Но, в общем-то, на этом и всё.

Если попытаться стереть себе память и отделить зерна от плевел - в данном случае, культурный контекст от непосредственно фильм, - перед нами вместо хорошего фильма окажется голая жопа Тарантино, отвратительно состарившаяся за тридцать лет и не несущая в себе ни эстетики, ни удовольствия от просмотра.

При этом, люди, любящие “Чтиво” (порой знакомые с ним только по культурным референсам и полюбившие его потому, что “это круто” или потому что “так сказали”), как правило, воротят нос от негативных рецензий и считают тех, кто фильм не понял, каким-то бескультурным быдлом.

Что ж, сплевываю семками на землю и ставлю этому бездарному мутному говнищу 3 балла из 10. И че ты мне сделаешь, епта? 3/10

4. Silence of the Lambs / Молчание ягнят (1991) ✅

Я посмотрел вторую половину списка 100 лучших фильмов 90-х по версии Rolling Stone. Подряд, без единого пропуска

Этот фильм, кажется, породил сразу два феномена, практически не связанных друг с другом. Во-первых, его посмотрел Крис Картер и придумал “Секретные материалы” и, в частности, главную героиню, Дану Скалли, очень сильно вдохновившись Кларис Старлинг. Во-вторых, фильм показал крайне харизматичного, если можно так выразиться, маньяка, к которому главная героиня еще и прониклась симпатией. И девушки стали массово симпить маньяков, серийных убийц и даже насильников.

Разумеется, второй феномен появился раньше: как минимум Чарльз Мэнсон собирал вокруг себя целую толпу фанатов и, в особенности, фанаток, да и у других известных маньяков порой не было отбоя от свиданий в тюрьмах. Но “Молчание ягнят” вывело это на новый уровень.

Хопкинс сыграл тут, конечно, одну из лучших, если не самую лучшую роль в карьере, а его образ злодея стал настолько каноничным, что даже манера говорить (ее сложно описать, ее надо слышать) стала фирменной фишкой многих киношных и видеоигровых плохишей впоследствии. Доктор Лектер вежлив, образован, культурен и обходителен, но в то же самое время дик и жесток, но обнажает это лишь тогда, когда жертве деваться уже некуда.

Этим он, в принципе, недалеко уходит от вампиров, упырей и прочих оборотней, которых окончательно стало модно романтизировать через полтора десятка лет. Там и сериал “Ганнибал” вышел, уже с лощеным Мадсом Микельсеном, и споры о том, кто лучший Ганнибал, порой не уступают по горячности спорам о лучшем Бетмене или Джокере.

При этом, сам фильм смотрится сейчас очень хорошо и в отрыве от всего этого. Особенно мне запомнились главные герои, Баффало Билл и саундтрек. Очень найс. 8/10

3. Safe / Спасение (1995) ✅

Я посмотрел вторую половину списка 100 лучших фильмов 90-х по версии Rolling Stone. Подряд, без единого пропуска

Вау. Почему-то я совсем не ожидал, что “Спасение” окажется крайне интересным по своей подаче “нестрашным хоррором”, в котором, однако, саспенса столько, что хоть вагоны им грузи.

Почему-то снова вспомнились “Секретные материалы”: там в одном из первых сезонов была серия о том, как бедных работяг как будто травили рептилоиды из розетки, заставляя их агрессивно себя вести, и это практически оказалось правдой. Так и здесь: главным антагонистом в “Спасении” выступают некие испарения, от которых некоторым людям становится плохо.

Сразу же возникают и инфоцыгане, торгующие спасением от выхлопов, и толпы людей, страдающие “аллергией на двадцатый век”, и вообще начинает казаться, что лучше из дома совсем не выходить - целее будешь, ведь все вокруг несет в себе смертельную опасность.

Да, на момент выхода фильма эти загадочные незримые испарения логично было связать со СПИДом, но сейчас, в постковидные времена, “Спасение” смотрится на удивление злободневно. 8/10

2. Hoop Dreams / Баскетбольные мечты (1994) ✅

Я посмотрел вторую половину списка 100 лучших фильмов 90-х по версии Rolling Stone. Подряд, без единого пропуска

Довольно интересная, хоть и жутко долгая, документалка про то, как простые пацаны с гетто мечтают о том, чтобы попасть в НБА. Интересна она тем, что это не просто пустая болтовня: сей опус снимался пять лет, и все пять лет мы наблюдаем за тем, как главные герои учатся в колледже и играют в баскет, как на их долю выпадают всякие трудности и как они пытаются с ними справиться.

“Баскетбольные мечты” - отличный способ “заглянуть за забор” и посмотреть на реальную жизнь людей, которых мы знаем преимущественно по разным кинематографическим стереотипам - в конце концов, с афроамериканцами нашему брату сталкиваться приходится не очень часто. И вот же незадача: все стереотипы воплощаются даже в документалке: помимо того, что большую часть экранного времени ребята играют в баскетбол, батя одного из героев бьет мать и уходит из семьи, а второго грабят со стволом прямо накануне выпускного.

На самом деле, если опустить шуточки, то в процессе просмотра становится плевать и на стереотипы, и на повестку. В таких фильмах всегда самое грустное то, что в фильмах все на что-то надеются, мечтают вырасти крутыми и знаменитыми, а потом смотришь их в Википедии, и там все забили на мечту или не добились того, что хотели. Ну, хотя бы не как герои предыдущей документалки, хоть живы остались. 7/10

1. Goodfellas / Славные парни (1990) ✅

Я посмотрел вторую половину списка 100 лучших фильмов 90-х по версии Rolling Stone. Подряд, без единого пропуска

К сожалению, со Скорсезе у меня сложилась не самая идеальная для "Славных парней" ситуация: их я посмотрел гораздо позже подавляющего большинства других фильмов этого режиссера.

Да, в целом, старина Мартин умеет снимать очень много чего разного, но есть у него один тип фильмов, которые можно описать как "фильм про бандосов от Мартина Скорсезе". Вот они у него все почему-то получаются практически одинаковые: и сюжет похожий, и герои, и арки, и даже актеры из раза в раза те же самые играют те же самые типажи.

По-настоящему, впрочем, впечатляет здесь то, что даже при таких вводных "Славные парни" - прекрасное кино, которое хоть и является для Скорсезе одним из многих, но само по себе способно доставить немало удовольствия от всех своих компонентов: от аудиовизуальной составляющей до режиссёрского почерка.

Главное - не сравнивать его с другими фильмами Скорсезе про бандитов. Пусть остается в счастливом неведении. 8/10

Статистика и итоги

Подведу небольшие итоги просмотра этого списка. Сначала статистика:

Звездами подборки для меня стали 16 фильмов из 100, их я приведу ниже:

  • The Ice Storm / Ледяной Ветер (1997)
  • Casino / Казино (1995)
  • Titanic / Титаник (1997)
  • Raise the Red Lantern / Подними красный фонарь (1991)
  • Terminator 2: Judgment Day / Терминатор 2: Судный день (1991)
  • Schindler's List / Список Шиндлера (1993)
  • Natural Born Killers / Прирожденные убийцы (1994)
  • Being John Malkovich / Быть Джоном Малковичем (1999)
  • JFK / Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе (1991)
  • Lion King / Король Лев (1994)
  • Trainspotting / На игле (1996)
  • The Big Lebowski / Большой Лебовски (1998)
  • Eyes Wide Shut / C широко закрытыми глазами (1999)
  • Fight Club / Бойцовский клуб (1999)
  • Toy Story / История игрушек (1995)
  • Fargo / Фарго (1996)
  • Groundhog Day / День сурка (1993)

В принципе, из списка можно больше ничего и не смотреть, это прям самое-самое лучшее оттуда. Однако оставшиеся 84 фильма можно поделить следующим образом:

Смотрибельными фильмами (нот грейт, нот террибл) оказались 36% списка, разочарованием - 42%. Получается, разочарований чуть больше. Ну ничего страшного, на самом деле. 6 фильмов оказались настолько плохими, что получили от меня почетную оценку “блёв”: это не так много, как я изначально думал.

Отдельно хочу отметить самый поехавший фильм всея подборки, это “Сатанинское танго”. Ничего более поехавшего я так за весь список и не встретил. Пусть это будет приз зрительских симпатий.

Что дальше?

Несмотря на то что добрая половина списка мне не зашла, смотреть фильмы таким образом мне понравилось. Мне кажется, что такое потребление контента развивает критическое мышление и умение отличать плохое от хорошего: когда каждый раз тебе в клювике приносят только самое вкусное, можно разучиться жевать.

Скорее всего, следующим списком для меня станет 100 главных русских фильмов 1992-2013 от Афиши. Мне кажется, в этом списке будет меньше случаев, когда мне будет недоставать культурного контекста для получения удовольствия от фильма, ведь отголосок постсоветских девяностых я хотя бы застал.

Всем большое спасибо, что прочитали.

208208
82 комментария

За Непрощенного и двор стреляю в упор. Странные претензии к жанру вестерн, который никогда не отличался быстрым темпом. К тому же, финал фильма просто вышка. Ну а Чтиво реально хороший фильм. Уж точно лучше документалки про баскет. Возможно не шедевр на все времена, но в нём есть магия. Каждый раз видя его где-то, не могу оторвать взгляд. И досматриваю до конца.

31

Трех часовой "Хороший, плохой, злой" не даст соврать, что вестерны медленные )

10

Чел еще абсолютно просрал антивестерновый посыл Непрощеного. Вообще вроде бы первый антивестерн в кино, разве что Кровавый мередиан маккарти был раньше но это книга. Иствуд деконструировал свой же образ крутого ганслингера из долларовой трилогии, показал последствия такой жизни. Ну и блять как можно было оскароносный перфоманс Джима Хэкмена не оценить, мурашки по коже от его персонажа.
Скачивание посту чисто за тупую и поверхностную оценку Непрощеному, такое я простить не могу. Ну и попытка захейтить популярное потому что оно популярное обосрав Криминальное чтиво тупо стыд. Хотя мне резервуарные псы больше понравились но Чтиво все еще качественное и классное кино не заслуживающее на такую оценку

10

Он ещё и Фейерверк обосрал. После Кикудзиро лучший фильм Китано, как по мне.

1

Первую часть я даже лайкнул за смелость, проглотив наезды на Эдварда Яна, ладно Джармуш и Альмодовар, но Кесьлёвский и Карвай тут... это слишком!)
В общем, выглядит все это вполне натурально от юзера с двумя подписками на подсайты Доты и Мемы, который как слепой котенок только-только бросается в мир кино, немного уважил попсы из топ-10 кп и Кубрика (двумя предложениями абстрактной мазни - НУ ЭТО ЖЕ КУБРИК). Без негатива.
Но почему то это чтиво этакое guilty pleasure, придется опять лайк поставить, эх, продолжай вести наблюдение

26

во ты жесткий, подписки мои посмотрел))

7

Аааа. Какой - то странный по мне способ оценки - кино депрессивное и поэтому херня (и 4 из 10). Это вообще, как ? Смысл поста, просто в том что: вот я посмотрел некий список и всё ? Нахера заморачиваться было и смотреть список из 100 (условно) фильмов, зная свои вкусы и зная, что, как минимум половину ты засрёшь ? Я не критикую, мне реально непонятен загон из такого принципа. Ну это всё субъективщина, я тут мимокрокодил и всё такое. Захотел человек поделиться просмотром некоего списка - хер с ним (я к тому, ччто это не критика), но должна же быть какая то цель подобной заморочки.... если я чёто не понимаю и всё по приколу - без базара, ок.

15