Чёрные солнезащитные очки как признак неимоверной крутости персонажа
«Вот ведь стильный засранец!», – подумал кот, глядя на Кроули.
Посмотрел я, значит, на днях «Благие знамения», а там герой Теннанта расхаживает в чёрных очках. И подумалось мне, а ведь этот атрибут давно уже ассоциируется с дерзкими и обаятельными, не обязательно злодеями, но всегда неимоверно крутыми засранцами. Решил разобраться почему так и даже написать огромный лонгридище на DTF, этакий opus magnum всей моей жизни, но вовремя одумался. Я же кот, у меня лапки, да и дел много, поэтому ограничусь парой абзацев и парой ссылок.
Немного истории
Итак, если верить википедии, то первые солнцезащитные очки использовались ещё в доисторические времена жителями крайнего севера для защиты от снежной слепоты. И, судя по крутым фоткам, инуиты пользуются ими до сих пор.
Более похожими на современный вариант очками пользовались судьи в Древнем Китае (они были темными, линзы изготавливались из дымчатого кварца), правда не для защиты от солнца, а чтобы скрыть свой взгляд во время судебных слушаний и тем самым сделать свои эмоции менее понятными окружающим. Возможно в этом кроется одна из причин крутости очков современных.
В Европе тоже периодически пользовались солнцезащитным очками. Нерон смотрел с их помощью гладиаторские бои, Наполеон заказал как-то партию для своих солдат прежде чем отправить их в Египет. В XIX веке очки с окрашенными линзами начали применять для защиты глаз пассажиров первых железных дорог от дыма с ослепляющими искрами и угольной пылью. А во время первой мировой солнцезащитными очками активно пользовались пилоты самолётов.
Массовое производство солнцезащитных очков запустила компания Foster Grant в 1929 году. Особой популярностью такие очки пользовались у звезд Голливуда – их глаза краснели и уставали при мощном свете дуговых ламп, поэтому они старались защищать глаза, хотя бы вне съемочной площадки.
Немного ссылок
Что же дальше? А дальше XX век, расцвет кинематографа, куча крутых киногероев в чёрных солнцезащитных очках. Например этот полурекламный текст рассказывает о таких героях, группируя их по архетипам: роковая женщина, крутой парень, молодой бунтарь, а так же немного затрагивает тему очков в отечественном кино.
На wonderzine есть статья-интервью (хотя больше похоже на конспект) с Ванессой Браун, автором книги «Cool Shades, the History and Meaning of Sunglasses», в которой она рассматривает этот модный атрибут опять же через призму поп-культуры.
А на эсквайре просто решили перечислить несколько культовых киногероев и подобрать ближайшие аналоги их очков из реального мира (так что снова не обошлось без рекламы). Если хотите себе очки как у Нео или Уолтера Собчака, то милости просим.
Но только кино эта тема, понятное дело, не ограничивается. Героев в чёрных очках полно так же в книгах, мультфильмах, комиксах и видеоиграх. Полные списки можно посмотреть на tvtrops или его отечественном аналоге.
«Хм, а ведь здесь можно посмотреть какие герои художественных произведений носили чёрные очки до кино, – подумалось мне с запозданием. – Возможно они и являются первопричиной?»
Таких нашлось всего двое (что неудивительно, если учесть, что массовое производство чёрных очков началось после 1929 года). Один из них – Суббота, персонаж романа «Человек, который был Четвергом». Вот как описывает его главный герой при первой встрече.
Странного в нем не было ровно ничего, кроме темных, непроницаемых очков. Возможно, у Сайма от страха разгулялась фантазия, но эти черные диски напоминали ему полузабытые рассказы о медяках, которые кладут на глаза покойнику. У едва живого профессора или изможденного Секретаря такие очки были бы уместны. Но у молодого, здорового человека они казались загадкой. Из-за них никто не смог бы понять, какое же у него лицо; не смог бы понять, что значит его улыбка или его серьезность. От этого ли или из-за своей пошловатой мужественности, которой не было ни в ком другом, Суббота казался самым зловещим из злодеев, и Сайм подумал на мгновение, что глаза его прикрыты, потому что в них слишком страшно смотреть.
Второй персонаж – Гриффин, герой романа «Человек-невидимка», человек безумный, жестокий и опасный. В обоих случаях очки добавяют героям не столько «крутости», сколько подчеркивают их зловещий образ в глазах окружающих, из чего можно сделать вывод, что до кино очки ассоциировались в основном с отрицательными персонажами, так что оба примера мимо.
Кстати, какие у Вас любимые герои в крутых чёрных очках?
Мне, первым делом вспомнились кот Базилио из «Приключений Буратино» и Кэссиди из «Проповедника». Оба подходят под тег «обаятельные засранцы», но при этом очки для них были не просто модным акссесуаром – первый притворялся слепым, второй скрывал свои красные глаза.
Немного выводов
- Тёмные очки помогают скрыть глаза, а соответственно и эмоции, за счёт чего можно выглядеть невозмутимым и уверенным.
- Тёмными очками пользовались представители почитаемых в народе профессий – военные летчики и актеры.
- До массового производства очков в художественных произведениях очки в основном были "злодейским" атрибутом.
На этом всё. Пока!