«Опасные советские вещи» и «Русская культура заговора» мнение

Не так много хорошего научпопа на тему социальных явлений. Тем более на русском языке. Но есть приятные исключения. Так случилось, что наткнулся на эти две книги практически одновременно. На мой взгляд они отлично дополняют друг друга. Ниже небольшое мнение о прочитанном. Если коротко — читать крайне рекомендовано.

«Опасные советские вещи» и «Русская культура заговора» мнение

«Опасные советские вещи»

На эту книгу наткнулся в апреле 2022 года. И когда начал читать, ещё раз утвердился в мысли, что времена могут быть разными, но процессы остаются похожими. У книги сильная связь с современностью и слово "советские" можно ставить в кавычки. В различных вариантах все эти легенды живут до сих пор. А некоторые, рождаются на наших глазах. Авторы проделали огромную работу по вычленению различных сюжетов городских легенд. Попытались их интерпретировать и проследить их горизонтальное и вертикальное распространение.

У этой книги можно встретить низкие оценки на различных сайтах и отзывы с формулировками "нудно" или "не то что ожидал". В аннотации книги довольно четко всё изложено. Стиль изложения ближе к научно-популярному, но при этом, дается обширный список использованной литературы, из которого можно подчерпнуть некоторые интересные источники. Могу предположить, что специалистам в этой области книга может показаться не достаточно точной, или смутить не академический стиль. Но кажется, что книга рассчитана на массового читателя, что невероятно ценно, поскольку грамотный научпоп по культурологии(?) крайне редкая вещь в наше время.

«Русская культура заговора»

В книге даются названия для ряда явлений (например, «осажденная крепость»), которые вроде бы понятны, но пока они остаются неназваными, их как будто не существует. Эта книга как хороший гид-справочник называет явления и события постсоветской политической и медиа истории. В книге меня привлекли несколько факторов. Первое, автор — ученый, специализирующийся на изучении теории заговоров, медиа, политики. Второе — баланс между популярностью изложения и академическим стилем. Книга больше похожа на журналистское расследование, но иногда позволяет себе быть достаточно сухой. Третье — объёмный список литературы. Книга была издана на английском языке в 2018 (Fortress Russia: Conspiracy Theories in the Post-Soviet World). Затем переведена на русский, поэтому добралась до русскоязычного читателя только в 2020. За это время некоторая информация устарела. Но общий посыл книги при этом остается актуальным. В книге рассмотрен период российской истории с конца 80х до 2016-2017 гг.

88 показов
3.8K3.8K открытий
22 репоста
32 комментария

Автор книги про заговоры приходил в Куджи. Интересно было послушать:

https://www.youtube.com/watch?v=Fl9l71ci8Nk&ab_channel=kujipodcast

Ответить

кстати, а где куджи?

Ответить

Так и че стоит читать или это просто набер баек из народа?

Ответить

Там байки из народа разбираются с точки зрения культуры, сравниваются с аналогичными историями из других стран и рассматриваются как инструмент выражения истинных, но подавляемых настроений.

Интересно, но написано довольно тяжелым научным языком. Это не сборник ололоек и хиханек того времени (чего многие ждали), а их анализ. И на каждую байку приходится по 3-5 страниц подробного разбора.

Ответить

Однозначно стоит. Можете посмотреть её канал в телеграме (Не)занимательная антропология. Простите, ссылку не даю :)

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Скачал, по объему тянет на просто большую статью.
Побасенки, но с источниками и примечаниями.
Часть источников херня, многие выводы тупые, куча ошибок и ситуации, что что-то слышали (как дальше про БОВ и страх химической войны все 20-е годы), и тут же привязываем.
Во-первых, в распространении той же Псковской чумы обвиняли татар, а не евреев. Ну и ведьм.
Про то, что это отнюдь не просто "предвосхищение химической войны", а простой факт, что воду в колодцах часто отравляли при боевых действиях (теми же трупами) - это так. Не укладывается в картину. Или то, как при осаде Каффы монголы кидали чумные трупы осажденным европейцам.
Ходили жуткие слухи не только об отравлении газом, но и о том, что враги научились наконец делать из холеры биологическое оружие

Когда была эпидемия легочной чумы в Манчжурии в 1910 году, японская делегация врачей занималась в основном экспериментами, а не лечением китайцев.
после чего химические атаки проводились и Англией, и ФранциейРоссией тоже, тащемта. Фосген, хлорпикрин, синильная кислота, смешанная с "утежелителями", чтобы не улетучивалась легко.

Жуки и холера: техники скрытого зараженияВ 1915 году гимназистка Наталья Миротворская из города Скопина (ныне Рязанская область) записала в своем дневнике целый перечень новых для начала XX века страхов, связанных с возможностью массового отравления:
Каких только ужасов на войне не бывает! Теперь немцы с аэропланов льют горючую жидкость, которая все на своем пути истребляет до мелочей. Неприятеля губят удушливыми газами. Эти газы часто истребляли целые полки, хотя теперь против газов применяются повязки. Еще немецкие шпионы во всей Руси хотят отравить воду в колодцах, реках, родниках и т. д. Недавно у нас в Скопине схватили двух шпионов. Их еще заметили в пути. Они все время очень хорошо разговаривали по-русски. Рядом с их номером сняла номер тайная полиция. Когда услыхали, что приезжие стали говорить по-немецки, их арестовали, но один в окно успел убежать. Оказалось, что это евреи и они отравили воду в одном колодце, но яду было пущено немного, так что успели воду обеззаразить587.
В этом тексте пересказы вестей с фронта оказываются в одной связке с традиционными стереотипами об «отравителях воды в колодце», которые возникают всегда, когда появляется опасность массового заражения. Вредитель, представитель чужой этнической (евреи) или социальной (например, врачи) группы, заражающий опасными болезнями, — частый персонаж хроник XIV века; в то время в европейских городах при возникновении эпидемий евреев нередко обвиняли в отравлении рек и колодцев, хотя встречались и более экзотические обвинения. Так, в одной хронике сказано, что евреи хотели отравить всех христиан через подмешивание в сыр лягушек и пауков588. Такие обвинения не перестали звучать и в XIX веке. Во время Отечественной войны 1812 года русские крестьяне обвиняли в отравлении водоемов французов, а через пятнадцать лет, в разгар холерной эпидемии 1831 года, — поляков. Даже в начале XX века фиксировались случаи, когда крестьяне готовы были растерзать чужака, заподозренного в отравлении воды. Так случилось, например, в маленьком белорусском местечке, где еврей, обвиненный в отравлении колодца, едва спасся от разъяренной толпы589.
Отметим, что в этих легендах уже возникает представление о способности врага не просто убить, но совершить массовое убийство — с помощью некоего «химического оружия» (массовое отравление воды ядами) или «биологического» (заражение еды пауками и лягушками) — за несколько веков до того, как настоящее химическое и биологическое оружие было изобретено и применено. Неудивительно, что в тот момент, когда применение оружия массового поражения, пусть и в ограниченных масштабах, стало реальностью, образ врага, занимающегося массовыми убийствами, — назовем его «инфекционным террористом» — прочно стал частью современного фольклора.

Ответить