От классики фэнтези до исторической литературы: любимые книги Джорджа Мартина

Чем вдохновлялся автор «Песни льда и огня» и что он советует почитать в ожидании «Ветров зимы».

От классики фэнтези до исторической литературы: любимые книги Джорджа Мартина

Джордж Мартин неоднократно говорил, что у него нет любимой книги: отвечая на подобные вопросы, он обычно советует прочитать пару десятков произведений. Однако в многочисленных выступлениях писателя несколько книг упоминаются чаще других — те, с которыми связаны определённые моменты его жизни. Рассказываем о вкусах автора «Песни льда и пламени» с комментариями самого Мартина.

В статье книги расположены в алфавитном порядке без разделения на «любимые» и «рекомендации для фанатов фэнтези». Мы остановились на тех произведениях, о которых Мартин подробно рассказывал в интервью или в личном блоге.

«Айвенго»

От классики фэнтези до исторической литературы: любимые книги Джорджа Мартина

Мартин узнал о знаменитом рыцарском романе Вальтера Скотта благодаря экранизации 1952 года с Элизабет Тейлор. Тогда ему было всего девять лет, и его восхитила красота актрисы. Сюжет будущему писателю тоже понравился, и в старшей школе он прочитал роман.

Автор советует ознакомиться с книгой тем, кому нравится «Песнь льда и пламени», хотя он понимает, что нынешнему читателю она может показаться непростой.

Современным читателям может быть сложновато «пробиться» через «Айвенго»: текст очень викторианский и нагруженный. Но если вам это удастся, то вы узнаете интересную историю. В романе есть всё, что в кино и даже больше: геральдика, рыцарские турниры и понимание автором того времени. В этом отношении «Айвенго» послужил вдохновением и для моих книг.

Джордж Мартин, писатель

«Властелин колец»

Самые известные в 60-х обложки трилогии, <a href="https://www.nytimes.com/2020/02/15/books/barbara-remington-dead.html" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">нарисованные</a> Барбарой Ремингтон
Самые известные в 60-х обложки трилогии, нарисованные Барбарой Ремингтон

В последние годы Мартин критикует «Властелина колец» Толкина: в основном его не устраивает то, что профессор решил написать обычный счастливый конец, а не углубиться в детали мира. К примеру, Мартин хотел бы узнать, как Арагорн, став королём, разбирался с оставшимися орками и какую налоговую политику он вёл.

Однако подобные претензии не отменяют того факта, что «Властелин колец» — очень важное для Мартина произведение. Именно эта трилогия вдохновила его стать писателем, а временная смерть Гэндальфа определила его авторский стиль: ещё в подростковом возрасте он понял, что главных героев можно убивать ради усиления саспенса и раскрытия персонажей в новых обстоятельствах.

Гэндальф умирает! Не могу даже объяснить, как это повлияло на меня в 13-летнем возрасте. Вы не можете просто так убить Гэндальфа. Конан же не умирал в своих книгах, понимаете? Толкин нарушил это негласное правило, и за это я его буду любить всегда. С того момента, как Гэндальф умирает, напряжение только усиливается: теперь погибнуть может кто угодно. Конечно, этот эпизод сильно повлиял на мою готовность без раздумий убивать персонажей.

Джордж Мартин, писатель

«Великий Гэтсби»

От классики фэнтези до исторической литературы: любимые книги Джорджа Мартина

Мартин очень любит культовое произведение Фрэнсиса Скотта Фицджеральда об американской мечте и образе жизни высшего общества. Автор книги исследует эти темы, описывая жизнь богача Джея Гэтсби и его попытки завоевать любовь девушки по имени Дейзи.

Мартин рассказывал, что «Великого Гэтсби» он прочитал в 20 с небольшим лет. Тогда он переживал болезненное расставание с подругой, и роман Фицджеральда произвёл на него неизгладимое впечатление. Как и «Властелина колец», «Великого Гэтсби» писатель перечитывает раз в несколько лет. Концовка романа, которую он считает одной из лучших во всей англоязычной литературе, каждый раз «разбивает ему сердце». Схожие эмоции вызвала у него и экранизация База Лурмана с Леонардо Ди Каприо.

Фильм разбивает мне сердце так же, как и роман, когда я его перечитываю: это происходит с самого начала 70-х. Признаюсь, что я предвзят. «Великий Гэтсби» — одна из моих любимых книг, которая сильно повлияла на меня. Мой внутренний романтик ассоциирует себя с Джеем Гэтсби (а иногда и с Ником Каррауэем). Я знаю, каково преследовать зелёный огонёк, поэтому даже не буду притворяться незаинтересованным лицом. Я люблю книгу, саму историю и эту экранизацию.

Джордж Мартин, писатель

«Князь света»

От классики фэнтези до исторической литературы: любимые книги Джорджа Мартина

«Князь света» — первый роман Роджера Желязны, который прочитал Мартин, и именно он произвёл на него наибольшее впечатление. В книге рассказывается о том, как люди после гибели Земли прилетают на новую планету и начинают её колонизировать.

В процессе некоторые из них достигают технического могущества и бессмертия, а затем объявляют себя богами и начинают управлять остальными. Но вскоре среди божеств возникает конфликт: некоторые из них хотят делиться с людьми своими знаниями. Вокруг этой темы и развиваются события книги.

Роджер Желязны
Роджер Желязны

После смерти Желязны в 1995-м Мартин написал некролог, в котором поделился своими воспоминаниями о писателе. Они познакомились в середине 70-х, и Желязны уже тогда знал о работах Мартина, который в те годы только начинал свою карьеру. Позднее они оба жили в Санта-Фе и много общались: Желязны даже занимал деньги молодому автору.

Однако близкими друзьями они не были. Мартин упоминал, что Желязны любил помогать окружающим и с радостью общался с ними. Именно поэтому у него возникало ощущение, что они были лучшими друзьями уже много лет.

Когда я впервые прочитал слова «Князь света», то меня пробила дрожь, и я почувствовал, что с этого момента научная фантастика не будет прежней для меня. Именно это и случилось. Роджер оставил свой след в жанре, что удалось сделать немногим.

Джордж Мартин, писатель

«Левая рука тьмы»

От классики фэнтези до исторической литературы: любимые книги Джорджа Мартина

В последние годы Джордж Мартин часто пишет некрологи после смерти коллег. Не стала исключением и Урсула Ле Гуин, чей роман «Левая рука тьмы» писатель отметил в своём тексте.

Действие книги происходит на планете Зима, куда посланник Лиги Миров прибывает заключить союз. Однако обитатели этого мира с недоверием относятся к пришельцу: он вроде бы похож на них, но выглядит как мужчина. Дело в том, что у жителей Зимы нет пола: ту или иную внешность они принимают только в период сексуальной активности. После публикации в 1969-м рецензенты хвалили Ле Гуин за исследование общества, в котором пол не важен.

Урсула Ле Гуин
Урсула Ле Гуин

Однако и критики хватало: так, некоторым не понравилось, что андрогинных персонажей книги автор называет мужскими местоимениями. Но подобные претензии не помешали роману стать, вероятно, самым известным произведением Ле Гуин, отмеченным престижными премиями «Небьюла» и «Хьюго».

Урсула Ле Гуин была одним из гигантов жанра. Она была одарённой рассказчицей, преданной своей работе, и повлияла на целое поколение писателей, включая меня. По моему мнению, «Левая рука тьмы» — один из лучших научно-фантастических романов в истории. То же самое можно сказать и про её цикл о Земноморье.

Джордж Мартин, писатель

«Обитатели холмов»

От классики фэнтези до исторической литературы: любимые книги Джорджа Мартина

В этом романе Ричард Адамс рассказывает о приключениях группы антропоморфных кроликов, которые стремятся найти новый дом. Может показаться, что это детская история, но автор подробно раскрывает устройство кроличьего общества и его интриги.

Это дебютное произведение писателя, и несколько издательств даже отказались его печатать. Однако потом оно завоевало несколько наград и читательскую любовь.

Ричард Адамс
Ричард Адамс

Одним из поклонников романа оказался и Джордж Мартин. Когда Адамс умер в конце 2016-го, Мартин в своём блоге рассказал, что считает «Обитателей холмов» шедевром. Ещё он указал на то, что автора недооценивали при жизни.

Я согласен, что «Обитатели холмов» входит в список трёх великих фэнтези-произведений XX века вместе с «Властелином колец» и «Королём былого и грядущего». Это по-настоящему удивительная книга, которую, кажется, постоянно забывают упомянуть в подобных обсуждениях. Может быть, из-за того, что в ней есть говорящие кролики? Даже не знаю…

Адамс не был «одним из нас» в том смысле, что он не посещал конвенции и не состоял в нашем сообществе фэнтези-писателей. Может быть, поэтому на Всемирном конвенте фэнтези ему так и не вручили награду за вклад в жанр, которую он заслуживал.

Джордж Мартин, писатель

«Повесть о двух городах» и «Уловка-22»

У исторического романа Чарльза Диккенса и сатирической книги Джозефа Хеллера о Второй мировой войне есть общая черта: они постоянно встречаются в списках рекомендуемых Мартином книг, но отдельно он про них не говорил — лишь упоминал о любви к этим произведениям.

От классики фэнтези до исторической литературы: любимые книги Джорджа Мартина

В «Повести о двух городах» Диккенс рассказывает о судьбе одной семьи во времена Французской революции и размышляет о сущности этого масштабного и трагического события. Главным героем «Уловки-22» выступает герой, который хочет вернуться с войны, но его начальство увеличивает норму боевых вылетов, необходимых для увольнения.

От классики фэнтези до исторической литературы: любимые книги Джорджа Мартина

Однако эти книги можно и нужно читать независимо от рекомендаций Джорджа Мартина. К примеру, первое произведение считается одним из самых продаваемых в истории, а второе вошло в список 200 лучших книг по версии BBC, заняв одиннадцатое место.

«Повелитель приливов»

От классики фэнтези до исторической литературы: любимые книги Джорджа Мартина

«Повелитель приливов» рассказывает о жизни и семье мужчины средних лет по имени Том. Его увольняют с работы, и он из Южной Каролины уезжает в Нью-Йорк. Там он собирается приглядывать за сестрой Саванной, которая едва не совершает самоубийство.

Том помогает её психотерапевту Сьюзан разобраться в причинах произошедшего, вспоминая события проблемного детства. Со временем герой сближается со Сьюзан.

Пэт Конрой
Пэт Конрой

Автор романа Пэт Конрой считается одним из ведущих писателей конца XX века, рассказывающих о проблемах южных штатов США. «Повелитель приливов», как и другие его книги, стал бестселлером и получил одноимённую экранизацию, номинированную на несколько премий «Оскар». Мартин также называл эту книгу одной из лучших в XX веке и восхищался мастерством автора: обо всём этом он написал в своём блоге после смерти Конроя в 2016-м.

Пэт Конрой был выдающимся человеком и великолепным писателем. По моему мнению, его «Повелитель приливов» — один из величайших романов XX века. Да и другие его работы были чертовски хороши. Некоторые из них экранизировали, и даже самые неудачные фильмы стоит посмотреть: немногие писатели могут похвастаться подобным.

Его сложные отношения с семьёй, особенно с отцом, выступали эмоциональной основой его лучших работ. Редко встретишь более яркий пример того, как творческий человек превращает личную боль в нечто прекрасное. Я не думаю, что Пэт был счастлив, но он был храбрым и честным писателем, который сделал мир лучше.

Джордж Мартин, писатель

«Проклятые короли»

От классики фэнтези до исторической литературы: любимые книги Джорджа Мартина

Джордж Мартин — большой поклонник Мориса Дрюона: он называл его лучшим историческим писателем Франции со времён Александра Дюма. Цикл Дрюона под названием «Проклятые короли» послужил одним из главных вдохновений для «Песни льда и пламени»: Мартин даже называл книги «оригинальной „Игрой престолов“».

Морис Дрюон
Морис Дрюон

Действие семи романов цикла происходит в XIV веке. В них рассказывается о Франции и её правителях после кончины Филиппа IV Красивого, которого, по слухам, прокляли. Действие цикла начинается в 1314 году и заканчивается во времена Столетней войны (1337–1453). Дрюон был историком, поэтому неудивительно, что у него получилась масштабная серия, удачно раскрывающая детали реальных событий.

Если вы хотите почитать что-нибудь, чтобы убить время в ожидании «Ветров зимы», или просто ищите хорошую книгу, то вам следует выбрать Мориса Дрюона. Вы не ошибётесь: он лучший исторический писатель Франции со времён Александра Дюма.

Джордж Мартин, писатель

Разумеется, это далеко не все рекомендации Джорджа Мартина. За свою жизнь он прочитал тысячи книг и советует читателям поступать так же. Помимо указанных произведений, он лестно отзывался о работах Роберта Ирвина Говарда (серия о Конане-варваре и Соломоне Кейне), Джека Вэнса («Умирающая Земля»), Фрица Лейбера (серия «Фафхрд и Серый Мышелов»), Теренса Хэнбери Уайта («Король былого и грядущего»), Тэда Уильямса (цикл «Память, Скорбь и Терн»), Дэниела Абрахама (цикл «Суровая расплата»), Джо Аберкромби («Лучше подавать холодным», «Герои»), Патрика Ротфусса (трилогия «Хроника Убийцы Короля») и многих других.

Также Мартин с удовольствием читает произведения вне жанра фэнтези. Так, за последние годы ему понравились «Страна радости» Стивена Кинга, «Исчезнувшая» Гиллиан Флинн, «Армада» Эрнеста Клайна и «Девушка в поезде» Полы Хокинс. Поэтому, если вам не хватило рекомендаций в основном тексте, всегда можно обратиться к творчеству этих авторов: вероятно, Джордж Мартин одобрил бы ваш выбор.

182
64 комментария

Уже топы составляет, главное чтобы не писать

53
Ответить

Да давно он уже всё дописал. Через денёк-другой после кончины Мартина - доверенное лицо опубликует сразу три тома в качестве прощального подарка.
Вы же не думаете на полном серьёзе, что человек способный написать нечто подобное - настолько безответственный, чтобы продолжать гонять по интервью и продюссерским креслам, пока магнум опус не дописан?
Ну, я бы точно так сделал если бы 2 мажорика Биба и Боба обогнали меня в рассказе МОЕЙ истории в каком-то там тв-шоу, вдобавок засрав донельзя концовку убогой сумбурной подачей.

5
Ответить

В последние годы Мартин критикует «Властелина колец» Толкина: в основном его не устраивает то, что профессор решил написать обычный счастливый конец

Обычный счастливый конец, ну-ну..

19
Ответить
7
Ответить

Ну по мнению Мартина там Гэндальф умер, чего вы хотите ))))))

1
Ответить

Патрика Ротфусса (трилогия «Хроника Убийцы Короля») Трилогия

19
Ответить

Мартин хотел бы узнать, как Арагорн, став королём, разбирался с оставшимися орками

16
Ответить