Специалисты Digital Foundry установили Windows 98 на Xbox Series X — и запустили Quake, C&C, Half-Life и другие игры

Не заработала лишь Diablo II.

Специалисты Digital Foundry установили Windows 98 на Xbox Series X — и запустили Quake, C&C, Half-Life и другие игры

В середине июня состоялся релиз DOSBox Pure версии 0.9.5, в которой разработчики эмулятора добавили поддержку Windows 95 / 98 и графики 3dfx Voodoo. Сотрудники технического подразделения Eurogamer решили испытать работу утилиты — но не на ПК, а на Xbox Series X, через оболочку RetroArch, которую можно установить на многие консоли.

Журналист Алекс Батталия не только проверил, насколько стабильно работает на консоли Microsoft «классическая» ОС, но и сравнил производительность в играх с настоящим ПК-«железом» конца девяностых.

Установка

В DF отметили, что установка Win98 и игр на Xbox — это многоступенчатый процесс, на который потребуется время. Сначала на консоль необходимо поставить RetroArch (для чего авторы воспользовались специальным руководством), затем — DOSBox, а затем — саму операционную систему.

Специалисты Digital Foundry установили Windows 98 на Xbox Series X — и запустили Quake, C&C, Half-Life и другие игры

При этом всё ПО, от Windows до игр, придётся устанавливать по отдельности с помощью ISO-образов дисков. Их нужно будет переносить на устройство — например, через FTP.

Плюс, по словам Батталии, заключается в том, что ОС на Xbox должна поддерживать любые программы, которые запустились бы на ПК под Win98. Включая Microsoft Office 97: автор даже написал сценарий для своего видео в Word прямо на консоли.

Одним из главных недостатков в DF назвали отсутствие поддержки мыши, но признали, что правый стик геймпада не так уж плохо справляется с перемещением курсора. Как отметил Батталия, во время пользования интерфейсом ОС и игры в шутеры он не испытывал неудобств, а вот к RTS и играм с изометрической перспективой пришлось приспосабливаться.

Эмуляция и игры

Как выяснили специалисты Digital Foundry, с запуском игр через Win98 на консоли связан целый ряд ограничений. Помимо того, что сама DOSBox Pure никак не задействует графический процессор Series X, а только его CPU, консоли приходится выполнять эмуляцию «в несколько слоёв»:

  • виртуальное «железо»;
  • Windows 98;
  • API и драйверы (для 3D-ускорителя Voodoo, которые нужно установить на виртуальную ОС);
  • пиксели и треугольники.

У «железа», которое эмулирует DOSBox Pure, в свою очередь, есть свои особенности. «Процессор» там должен быть аналогом Pentium с частотой 66 МГц, а за графику отвечает виртуальная 2D-карта с подключенным к ней ускорителем 3dfx Voodoo с 12 МБ памяти и максимальным разрешением 800x600 (в теории — аналог Voodoo 2).

Однако на деле 3D-ускоритель работает значительно медленнее — как раз из-за «многослойной» эмуляции и того, что у Xbox нет возможности использовать всю свою мощность. А вот виртуальный CPU, наоборот, может быть значительно более производительным, чем указано в описании системы.

В играх тех лет, работавших на Voodoo, производительность оставляет желать лучшего, хотя и разнится. По мнению автора Digital Foundry, основные трудности возникают с обработкой мультитекстур.

К примеру, показатель fps в Unreal на Series X с эмулятором более чем в два раза ниже, чем на ПК, где установлен 3dfx Voodoo 3 с частотой, пониженной примерно до уровня Voodoo 2.

Многие более требовательные игры работают на эмуляторе не лучшим образом — к примеру, Sega Rally в разрешении 480p выдаёт около 20 fps. А вот с ранними играми вроде Turok всё значительно лучше (35-38 fps при 384p).

Однако, если в игре есть поддержка программного рендеринга, то ситуация меняется. Без необходимости заниматься эмуляцией 3D-ускорителя и его драйверов, процессор консоли может направить всю доступную в DOSBox Pure мощность на саму игру.

Это значит, что все практически все RTS тех лет будут работать почти безупречно, так как в них 3D-графики нет. В C&C: Tiberian Sun никаких проблем не обнаружили — в том числе при воспроизведении роликов.

А вот в шутерах, например, Quake и Half-Life, специалисты DF рекомендуют выбрать опцию «software rendering» в настройках, так как за счёт этого производительность сразу повысится. Игра от Valve стала работать в среднем на 33% быстрее.

Как показала проверка Digital Foundry, при включённом рендеринге без помощи GPU в подобных играх эмуляция на Series X значительно превосходит даже показатели ПК тех времён.

Quake (программный рендеринг, 480p)

  • ПК с Pentium II 450 МГц — 25-35 fps
  • Xbox Series X с эмулятором — 50-58 fps

Half-Life (программный рендеринг, 480p)

  • ПК с Pentium II 450 МГц — 21-30 fps
  • Xbox Series X с эмулятором — 40-59 fps

В итоге получается, что Xbox Series X с Win98, запущенной на DOSBox Pure, в условном 1998 году был бы аналогом ПК с устаревшей видеокартой, но процессором «из будущего». Графика работает в играх примерно на уровне оригинального Voodoo, а CPU — на уровне Pentium 3 с частотой в 1 ГГц.

Специалисты из Digital Foundry проверили работу эмулятора и на Xbox Series S, но разница оказалась не слишком большой, хотя и ощутимой. Протестировав оба устройства с помощью Half-Life, они пришли к выводу, что «младшая» консоль уступает «старшей» примерно 5% при включённом программном рендеринге, и 8-10% при рендеринге с виртуальным 3D-ускорителем.

В общей сложности сотрудники DF опробовали больше десятка игр, и запустить не удалось только Diablo II, которая установилась, но так и не заработала. Связано ли это с самим эмулятором или способом установки, они не поняли.

Специалисты Digital Foundry пришли к выводу, что попробовать эмуляцию Windows 98 для игры на Xbox Series определённо стоит. А если разработчикам DOSBox Pure удастся оптимизировать работу виртуальной Voodoo и добавить поддержку USB-мышей, то это будет «один из лучших способов сыграть в классические ПК-игры на сегодняшний день».

351351
116 комментариев