Ретро-обзор на "Братву и Кольцо"

Ретро-обзор на "Братву и Кольцо"

Я вас категорически приветствую!

Творчество Дмитрия Юрьевича , я думаю, не нуждается в представлении. О гоблинских переводах "Властелина Колец", "Матрицы" и "Звездных войн" в нашей школе слагали легенды, а диски с вожделенными фильмами переходили из рук в руки и казались сокровищем. И в то время, когда популярность этих "шедевров" ещё держалась на плаву, ДимЮрич решил перенести своё творчество в сферу видеоигр. Первый блин - "Бумер. Сорванные башни" - вышел таким комом, что его и обсуждать стало моветоном (хотя я в своё время прошёл его неоднократно - каюсь). Зато вторая игра"Братва и Кольцо" пользовалась не меньшим успехом, чем фильм-первоисточник. Для меня в школьные годы добыть вожделенный диск от 1С казалось целью всей жизни, но, увы, поиграть в неё у меня так и не получилось.

Получилось лишь спустя десятилетия. Пройдя игру до конца, я задался вопросом: стала бы она для меня шедевром ещё в 2006 году? Потому что сейчас кроме лёгкого снисхождения "Братва и Кольцо" не вызвала у меня ничего. Это нишевый, бюджетный и отчасти халтурный продукт, от которого веяло ностальгией по тем временам, когда шутки про карапузов, урков и нацистов казались самыми смешными на свете.

Но обо всём по-порядку.

"История стала легендой, легенда — фарсом. А потом уже и анекдотов насочиняли."

Скажу сразу: если вы никогда не смотрели "Братву и кольцо", то происходящее в игре покажется вам дешёвым, бессвязным и абсолютно бессмысленным фарсом. Наследуя старые косяки от "Бумера", "Братва..." напрочь забывает о том, что в игре должен быть сюжет, или хотя бы намёк на него. Несмотря на то, что уровни следуют друг за другом согласно первоисточнику (события начинаются с резни в баре "Копытом в рыло" и заканчиваются побегом Фёдора от Баралгина), Gaijin напрочь отказывается объяснять что вообще происходит и кто все эти люди. Не спасают и "брифинги" от Гоблина, которые появляются перед каждым уровнем. Вместо краткого пересказа оригинальной пародии бравый камрад зачитывает какую-то чушь вроде: "Наш отряд прошёл через лёс, но Фёдор решил сходить по большому и нарвался на группу очень агрессивных урков!", от которой ни горячо, ни холодно.

Ретро-обзор на "Братву и Кольцо"

Диалоги? Забудьте. Персонажи несут бессвязную чушь, которые полностью состоят из типичных "гоблиновских" шуток про "сортир", "гестаповцев" и "педофилов". Да что говорить, тут даже финального ролика нет! После победы над финальным боссом появляются финальные титры, которые заканчиваются многозначным "Продолжение следует...". Не Lada Racing Club, но тоже не приятно, если учесть, что финальный бой в лучших традициях дешёвых российских игр пестрит багами и нелогичностью.

Единственное, что может утешить - небольшая продолжительность. Десять уровней (плюс один бонусный) легко проходятся за один вечер и больше похожи на вагонетки американских гонок - резко стартуют, вмиг проносятся перед глазами и резко тормозят.

"Умею разжигать костёр с одной спички. Только спички нужны гондурасские!"

Злые языки говорят, что геймплей "Братвы" начисто слизан с The Lord of the Rings: The Return of the King, дескать там и камера такая неуклюжая, и бои проходят по принципу "бей-блокируй", и даже графика осталась на таком же уровне. Честно говоря, проверить у меня не было ни времени, ни желания, но даже если это так, во время прохождения вас не покинет ощущение, что вы по шею увязли в какой-то халтуре.

С точки зрения освоения всё просто - это "типа" слэшер с двумя типами атак (быстрые лёгкие удары и медленные сильные удары) и возможностью использования "огнестрельного" оружия, вроде лука или электробластера в виде волшебной дубинки. Оружие строго привязано к каждому персонажу и какая-либо возможность её модифицировать или заменить полностью отсутствует. Но есть возможность прокачать персонажа! За волшебные баллы можно увеличить не только количество HP и силу ударов, но даже выучить новые виды атак.

Ретро-обзор на "Братву и Кольцо"

Но и здесь закрался нюанс. Дело в том, что перед каждой миссией игра даёт возможность выбрать одного из восьми персонажей, известных нам по первоисточнику (начиная от Фёдора и заканчивая Баралгином); но прелесть в том, что выбора, зачастую, как такового нет - каждый персонаж строго привязан к определённой миссии, и лишь изредка (примерно два-три раза) нам позволяют выбрать любого из двух и более героев. Казалось бы всё ничего, но ближе к концу игра начинает подставлять нам подножку.

Поначалу "Братва..." кажется максимально лёгкой игрой. Враги тупят, слабо бьют, да и вообще предпочитают стоять вдалеке и ковырять в носу; зато герой, аки машина для убийств, крошит врагов в капусту, благо что заветная аптечка или "мега-бонус" выпадают чуть ли не каждые две секунды. Всё, что требуется от игрока - это судорожно жать ЛКМ (или ПКМ) и ждать заветной таблицы очков. Всё просто? Ан-нет. Примерно на третьем или четвёртом уровне игра даёт резкий поддых и бросает ваш труп в канаву, полный прожорливых крыс. После серии весёлых побегушек по кишкообразным уровням игра внезапно заставляет обороняться от своры голодных оборотней, где для победы нужно убить n-ое количество тварей. И всё бы ничего, но на это накладывается и спасение ваших товарищей. Боты, как правило, страшно тупят и с неохотой бьют по супостатам, и стоит кому-нибудь их окружить, как до гнетущего гейм-овера остаются считанные секунды. И тут приходит понимание, что на уровнях напрочь отсутствуют чекпоинты, а малейшая заминка смачным пинком отправляет вас в самое начало без права на ошибку.

Ретро-обзор на "Братву и Кольцо"

Или вот другой пример. За всё прохождение я ни разу не выбирал Баралгина, и когда мне его подсунули на предпоследней миссии с целью защитить Фёдора от орды урков, я понял, что игра меня жёстко обманула, забросив совершенно бессильного и неподготовленного персонажа в локальный зубодробительный ад. Тут я возвращаюсь к вопросу о прокачке персонажа - она, всё-таки, играет роль. Бессильный Баралгин оказался неспособен спасти Фёдора (это просто нереально, если учесть, что против нас выставляют самых сильных врагов, которые мрут от 10 или больше ударов, а Фёдор, как и любой NPC умирает от пары тычков), и поэтому мне пришлось возвращаться на пару миссий назад и "прокачивать" бравого гондоровца до максимального уровня. И игра вас об этом не предупредит. Не прокачали Баралгина раньше? Ну, ваши проблемы.

Ретро-обзор на "Братву и Кольцо"

Впрочем, есть и приятные исключения. Во-первых, по-настоящему несправедливо сложных уровней тут очень мало. Во-вторых, большую часть времени предстоит побегать по разнообразным локациям и резать каждого, кто попадётся на пути. Если желаете отвлечься от рутинной реальности и хотите чего-нибудь яркого и весёленького, то абсурдно-жестокая простота "Братвы..." может прийти по вкусу. Толпы врагов, литры крови, весёлый ремикс известных советских мелодий - что ещё нужно для счастья?

"Всё воруют да кидают, режут друг друга да вешают… В общем, идёт нормальная цивилизованная жизнь!"

Вообще, как вы уже поняли, "Братва..." - это несерьезная и специфическая игра, а главное - продукт своего времени, ибо подобное сейчас уже кажется моветоном и дурновкусием. Но когда видишь Гиви с надувным кругом на поясе или Агронома в грязном плаще красноармейца, или Леговаса, который переквалифицировался в якудзу невольно хочется отрубить мозг... и перенестись на 17 лет назад, когда подобное казалось нормой. Уж простите за еретические речи, но в подобных проектах даже был свой шарм, который и наделял их какой-то особенной атмосферой - атмосферой дешёвого абсурда. Тем более, что в отличие от "Бумера" "Братва" пропитана этим всем с ног до головы.

Первое, на что обращаешь внимания - это картинка. Да, по нынешним меркам, да и по меркам 2005 года графика казалась устаревшей, но на фоне всякого отечественного хлама смотрелась очень достойно. Чтоб вы понимали, Lada Racing Club, вышедшая чуть позже, выглядела, как недоделанный прототип для PS1! А тут и цвета яркие, и модельки радуют 2.5-ми полигонами, да и текстуры не режут глаза.

Ретро-обзор на "Братву и Кольцо"

Особенно приятно рассматривать локаций, на которых нет-нет, да можно встретить какую-нибудь весёлую мелочь, вроде плаката "Полный Пэ" в кабаке, или общественный сортир в лесу рядом с "Конезаправкой", или деревню, полностью состоящую из избушек на курьих ножках, или лагерь урков, похожий на шахтёрский городок. Тысяча их. Тут всё как бы говорит о том, что мы попали в комедийную фантасмагорию, где Гоблин пытается высмеять (в хорошем ключе) всё, что было связано с революцией и СССР и поместить это во вселенную Толкина. Получилось ли? Кому как. Но красит ли это игру? Да, потому что без неё "Братва..." давно затерялась бы во времени и пространстве вместе с кучей других убогих подделок.

Ретро-обзор на "Братву и Кольцо"

И да, слава дизайнерам, но локаций получились и в прям разнообразными. Кабак, кладбище, деревня, лес, пещеры Утопий легко отличаются друг от друга и может быть даже врежутся в память. Лично я никогда не забуду болото с давно затонувшими советскими танками или подземную сокровищницу с ядерными боеголовками. Тоже приятный бонус.

***

Подведём итоги. Итак:

Что я одобряю?

- Небольшую продолжительность;

- Приятную картинку;

- Типичную Гоблинскую атмосферу, без которой игра воспринималась бы совершенно по другому;

- Ремиксы старых советских песен, которые идеально дополняют здешний экшен.

Что я не одобряю:

- Отсутствие сюжета;

- Несправедливую и забагованную сложность некоторых уровней;

- Несмотря на возможность выбора POV, по-факту игру можно пройти двумя-тремя персонажами;

- Да и сами персонажи ничем не отличаются, кроме оружия, которое без прокачки всегда и везде бьёт одинаково;

- По-настоящему занудный финальный босс.

Напоследок скажу, что "Братва..." при всех своих недостатках кажется настоящим артефактом своего времени. Глуповатая, абсурдная, высеченная за копейки ради больших денег, это, по сути, большой пиар Дмитрия Пучкова. Да только в отличие от всякого ужаса, что выпускали наши разработчики, в неё можно играть без вреда для психики.

P.S. Анонс обзора великого и ужасного "Бумера: Сорванные башни" состоится через месяц!

4040
10 комментариев

Сначало подумал что это Элден Ринг на картинке

8
Ответить

Сейчас-то конечно можно со слезой ностальгии побегать-попрыгать в неё, загодя забрав с торрентоф. Тогда это была относительная халтура за настоящие деньги. Даже желания покупать не было, хотя перевод Гоблина «Властелина» любил и в прошлом году ознакомил с ним свою супругу.

4
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Дальше Мории, в своё время, я не проходил, Фёдор продолжал умирать раз за разом. Возвращаясь не так давно к игре, понял, что ничего не изменилось —- спасти Фёдора мне по-прежнему не по силам. Боёвка топорная и бесячая, но улыбнуться с "тупых" шуток и покайфовать от музыки можно, при условии наличия ностальгических чувств. Людям не знакомым с данным "произведением" лучше с ним и не знакомится.
А вот "Две Сорванных Башни" проходил, но кроме кислотной и заблюренной картинки уже ничего и не помню. Вроде было получше, но в целом так же "плохо".

1
Ответить

Две Сорванных Башни

Я её помню по пародирующей манеру письма ДимЮрича рецензии на Удаффе:
https://udaff.com/have_fun/game/102848.html

2
Ответить

Две Сорванных БашниЧто то подсказывает, что он будет не лучше Братвы

1
Ответить

Можно не надо

1
Ответить