Die by the Sword, "Это просто раны..."⁠⁠

Подтягиваем, вспоминаем и играем в Die by the Sword

Die by the Sword, "Это просто раны..."⁠⁠

— Давай!
— Что?
— Защищайся!
— Ты очень храбрый, сэр рыцарь, но победа моя!
— Испугался?
— Ты болван! У тебя нет рук!
— Нет, есть.
— Посмотри же!
— Это просто раны!
— Перестань!
— Трус! Трус! Жалкий трус!

© Монти Пайтон и Священный Грааль (1975г)

Небольшое отступление: я тут совсем недавно и в основном обитаю на другом, не менее известном развлекательном сообществе. Этот пост для меня, можно сказать, дебютный. Так что извиняйте, если что не так. И сразу сообщаю — это не полноценный обзор игры, но основные моменты я, конечно же, затрону.
P. S А вообще, у меня много чего такого интересненького есть в запасе ; )

Наверное многие слышали или даже играли в Severance: Blade of Darkness и уже знают про ее сложное в освоении управление, да и про общую сложность игры в целом. Но уже мало кто вспомнит игру, чья механика боя была по-настоящему уникальна и по сложности не уступала механике Blade of Darkness, а где-то была даже более продуманной в технологическом плане. Сегодня мы вспоминаем и прихорашиваем игру, которая в свое время сожгла немало нервных клеток игроков в далеком 1998-ом году — Die by the Sword!

◿Немного об игре◺

Die by the Sword вышла в феврале 1998-го года, а разработчиком выступила известная уже сейчас студия Treyarch. Главным источником вдохновения для руководителя проекта Питера Акеманна послужила древняя аркада The Bilestoad для Apple II, где нужно было сражаться на арене используя холодное оружие.

The Bilestoad (1982)
The Bilestoad (1982)

Акеманн написал физический движок, который и был использован в Die by the Sword для реализации механики боя. Разработчикам не нужно было записывать анимации для каждого варианта удара, игрок совершал все движения оружием самостоятельно с помощью мыши, клавиатуры или джойстика. Идея эта была весьма интересна и на то время уникальна, но эта система привела и к негативным последствиям — Die by the Sword была слишком сложна в освоении. Для некоторого упрощения игрового процесса, в игре был реализован аркадный режим управления, но даже с ним игра давала жару. Суровый рыцарь Энрик и его прекрасная дама сердца Майя решили устроить пикник на природе… ночью… в странном темном лесу… рядом с какими-то развалинами и пещерами… Романтичную обстановку нарушило появление мерзкого кобольда, который стал корчить рожи нашей парочке и всячески подначивать Энрика. Рыцарь не смог сдержать свой праведный гнев и ринулся в погоню за мелким пакостником. Ему не удалось догнать кобольда, но когда он вернулся, то обнаружил что его возлюбленную украли. В последний момент Энрик успевает запрыгнуть в проход пещеры, откуда были слышны удаляющиеся крики девушки. Выход завален камнями, впереди свирепые монстры, подземелья, глубокие гроты и смертельная опасность. Теперь только вперед, во тьму… Игра базируется на некоем движке Vsim, благодаря нему Die by the Sword выглядела… ну… выглядела она… Давайте все же попробуем сравнить ее с какой-нибудь похожей по жанру игрой того же года, ведь все познается в сравнении. Что там выходило: The Fifth Element, MediEvil, Deathtrap Dungeon, ну и Heretic II на id Tech 2 и, в принципе, этого может быть уже достаточно, чтобы примерно понять что графика Die by the Sword была весьма средненькая для 1998-го года. Да что уж там говорить, порой мне казалось, что визуальной частью игры занимались те самые кобольды из пещеры. Размытые текстуры, которые игра могла отображать лишь в 8-bit цвете (256-цветов), угловатые модели монстров, страшненькие спрайтовые эффекты, ограничение в 20 FPS, плоские спрайтовые предметы и некоторые объекты и т. д. При этом в игре можно было заметить простенькие динамические тени, которые реагировали на источники света. Но самое интересное это физический движок игры, с коллизиями и обратной кинематикой (ее работу можно увидеть ниже, на скриншотах) и это все в 1998-ом, заметьте. Да, движок не позволял разрушить все объекты на локации, но с его помощью была реализована весьма реалистичная физика оружия и воздействия на модельки. Обнаженный клинок героя мог просто задеть ящик и он услужливо разламывался на куски, меч мог упереться в любой живой и неживой объект при этом соответствующе реагируя на прикосновения, тоже самое и с моделями монстров. Можно было отрубить врагу конечность, взять ее в руки и отдубасить ею же монстра. При этом супостат будет пытаться сражаться с героем даже потеряв ногу или руку. Но самая главная фишка игры это механика боя. Меня хватило на полчаса игры, прежде чем я с воплями кинулся в кладовку искать хоть какой-нибудь плешивый геймпад. Если не использовать аркадный режим, то управлять движениями клинка можно мышью, клавишами клавиатуры или джойстиком и это, нужно признать, адски неудобно, сложно и непонятно. Каждая схватка превращается в настоящее испытание, особенно если врагов двое, трое, четверо… Даже аркадный режим требует максимальной концентрации. Признаюсь сразу, Die by the Sword я прошел первый как раз за день перед написанием поста (в юношестве не осилил), на легком уровне сложности, с аркадным типом управления и даже это было весьма сложно для меня. В Die by the Sword придется много прыгать, разгадывать незатейливые головоломки, избегать разнообразные ловушки, сражаться с огромными ограми, орками, гномами и даже тентаклями. Игра так же предлагает различные игровые режимы: арена — где можно участвовать в боях на небольшой ограниченной локации, турниры — где можно участвовать в серии боев с врагами, а их число, сила и AI растёт с каждым уровнем и локацией. Дополнение Limb from Limb, помимо новой сюжетной линии, добавляет дополнительный режим «хоккей», где главная задача — запульнуть кобольда в ворота противника. Суровость и мрачность игры хорошо разбавляют шутливые монологи Энрика, оригинальная озвучка просто замечательная!

◿Сравнение◺

Оригинальную Die by the Sword уже давно нельзя запустить на современном ПК без какого-нибудь враппера, что уж говорить про графику самой игры (в GOG-версии скорее всего какой-то свой враппер). Хорошо что мне на глаза попался замечательный порт Xtended от пользователя Hazard’а, который помимо нового DirectX9 рендерера (изменения можно посмотреть на странице порта), вносит в Die by the Sword множество исправлений и нововведений, делающих игру вполне проходимой на современной системе. Изучив руководство порта, я нашел упоминание о поддержке внешних текстур, чем сразу же решил воспользоваться.

Особенности мода:

1) Порт Xtended v1.6.0

2) Актуальная версия dgVoodoo2

3) Мой пак оригинальных 4х апскейл-текстур (BSRGAN, RealESRGAN и Gigapixel AI)

Апскейлил все оригинальные текстуры: окружение, модели, предметы, оружие, спрайты эффектов и т. д. Множество текстур редактировал вручную. Не трогал шрифты, элементы GUI и меню.

4) Мои карты нормалей для BUMP-эффекта текстур

К сожалению у меня не было под рукой GOG-издания игры, а только Retail версия и на нее не получилось поставить русификатор от 7Wolf. Хотя, стоит признать, русская озвучка там просто ужасная («кровавый ад», что?), а текста в игре не очень-то и много.

Скриншоты для сравнения:

⇑ Сверху оригинал ⇑ — Retail v 1.4, враппер dgVoodoo2 (DirectX 5), разрешение 3840x2160, все настройки на MAX

⇓ Снизу обновленный вариант ⇓ — Retail v 1.4, порт Xtended v1.6.0 (DirectX 9), разрешение 3840x2160, все настройки на MAX, 4x upscale текстуры, карты нормалей.

P. S Почему-то порт Xtended не работает с тенями и настройками гаммы, а «подгон» картинки под соотношение 16x9 несколько сужает ее сверху и снизу.

Die by the Sword, "Это просто раны..."⁠⁠
Die by the Sword, "Это просто раны..."⁠⁠
Die by the Sword, "Это просто раны..."⁠⁠
Die by the Sword, "Это просто раны..."⁠⁠
Die by the Sword, "Это просто раны..."⁠⁠
Die by the Sword, "Это просто раны..."⁠⁠
Die by the Sword, "Это просто раны..."⁠⁠
Die by the Sword, "Это просто раны..."⁠⁠
Die by the Sword, "Это просто раны..."⁠⁠
Die by the Sword, "Это просто раны..."⁠⁠
Die by the Sword, "Это просто раны..."⁠⁠
Die by the Sword, "Это просто раны..."⁠⁠
Die by the Sword, "Это просто раны..."⁠⁠
Die by the Sword, "Это просто раны..."⁠⁠
Die by the Sword, "Это просто раны..."⁠⁠
Die by the Sword, "Это просто раны..."⁠⁠
Die by the Sword, "Это просто раны..."⁠⁠
Die by the Sword, "Это просто раны..."⁠⁠
Die by the Sword, "Это просто раны..."⁠⁠
Die by the Sword, "Это просто раны..."⁠⁠

◿Сбор материалов◺

1) Приобретаем Die by the Sword + аддон Limb from Limb

Я использовал Retail версию игры (патч 1.4) + аддон Limb from Limb (без аддона порт не запустился)

2) Скачиваем мой МОД

◿Инсталляция◺

1) Устанавливаете Die by the Sword (максимальная установка)

2) Все из папки Die by the Sword архива мода закидываете в папку с установленной игрой (с заменой)

P.S По идее, это все может работать и с GOG-версией, но я не проверял

◿Запуск и настройка◺

1) Запуск через «xLauncher. exe»

Автор порта настоятельно рекомендует запускать игру через лаунчер. В меню «Options», можно настроить визуальные параметры, вот мои настройки:

Die by the Sword, "Это просто раны..."⁠⁠

Порт работает с оригинальной версией игры, а та, свою очередь, требует оригинальный диск в приводе (NoCD не катит). В папке Die_By_The_Sword_ISO мода я оставил кое-что ;)

◿Рекомендации◺

1) При первом запуске, игра может запросить выбор рендерера, выбирайте DirectX 9 и ставьте галочку внизу окна

2) Клавиша F5 — быстрое сохранение, F11 — выключает шейдерные эффекты (освещение, bumpmapping и т. д)

3) Как было сказано ранее, порт почему-то не поддерживает тени и настройки гаммы (хотя у меня и оригинал с враппером не менял гамму)

4) Рекомендую выставить ограничение FPS для игры в панели настройки драйвера видеокарты, иначе она может улететь

5) Игра может «крашиться» в определенный момент (при частой загрузке сохранений, например). Просто еще раз загрузите сейв

6) В игре могут встречаться визуальные артефакты, но их немного и они не особо мешают

7) Крайне рекомендую использовать геймпад!

◿Используемые материалы◺

◿Заключение◺

Мрачная средневековая атмосфера и хардкорная боевая механика не сделали Die by the Sword по-настоящему культовой и многие уже подзабыли этот суровый слэшер, припоминая лишь Blade of Darkness в качестве примера сложного Hack and Slash, но мы то знаем, кто был настоящим дедушкой хардкорных слэшеров.
Кстати, может кто не знал, но в 2000-ом Treyarch выпустила духовного наследника Die by the Sword для Dreamcast — Draconus: Cult of the Wyrm.

— Ну я тебе покажу за это. Держись!
— Ты что, кровью меня хочешь залить?
— Я непобедимый!
— Да ты болван!
— Чёрный рыцарь всегда побеждает! Защищайся! Защищайся!
*Король перерубает вторую ногу рыцаря*
— Ладно, согласен на ничью!
— Пошли, Пэтси!
— Ааа, убегаешь? Трус несчастный! Иди сюда и получи по заслугам! Я тебе ноги откушу!

© Монти Пайтон и Священный Грааль (1975г)
Die by the Sword, "Это просто раны..."⁠⁠
Die by the Sword, "Это просто раны..."⁠⁠
Die by the Sword, "Это просто раны..."⁠⁠
2K2K показов
987987 открытий
14 комментариев

Как же она мне зад в школе разрывала. Не прошел, но запомнил.

Ответить

А я вон ток недавно и прошел, сборку свою как раз. С геймпадом.
На релизе я ее видел у друга, но мы так и не разобрались с управлением)))
Это был просто ад.

Ответить

Классная игра. Играл в нее почти на релизе - в конце 98-го

Ответить

Ого, на релизе прям. Мое почтение)

Ответить

Офигенная игра. Во многом и сегодня интересная в плане механик.
Вроде был пост про неё не так давно. Я прохождение ещё в районе нового года смотрел.

Ответить

Хм, а я ради интереса поискал и не нашел ту постов конкретно про нее. Хотя это странно, наверное)

Ответить

Ну это вообще ноунейм игра, как и джеди кнайт 1 тех лет. Nightmare creatures многие знают, как бладборн 97 года, да и выглядит поприятнее

Ответить