Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим!" - история и эволюция религии бога Яхве. Часть 4.2
Но вернёмся к самому Яхве. Даже Всевышний из еврейской мифологии в оригинале имеет много общего с языческими верховными богами, которых по сюжету ТаНаХа искренне ненавидел. Как мы уже сказали, это - и шумерский Наннар, и даже Энлиль, который отделил небо от земли, создал сельское хозяйство, насылал стихийное бедствие (Потоп) за то, что люди помешали ему спать шумом.
Затем был египетский Птах из Мемфиса - как и Яхве, он сотворил мир одним только Словом, и это - задолго до формирования Библии! Схожи с Яхве и ацтекские божества - Уицилопочтли и Теотль. Первый был национальным божеством войны, второго же нельзя было изображать. Но особое сходство еврейского Яхве мы наблюдаем с богами греческой мифологии.
Во-первых, именно с развитием яхвизма возникла какая-никакая космогония, то есть собственный миф о Сотворении мира. До этого в Ханаане были горы - близнецы Таргизи и Тарумаги, что держат небесный свод над океаном. Плюс существовало и ещё одно горное божество - Эль Шаддай, но его фигура спорная. После того, как культ Яхве поглотил ханаанское наследие и заметно отдалился от него, Эль Шаддай стало эпитетом Яхве.
Теперь же есть две версии Сотворения мира в Берешит/Книге Бытия: согласно одной, была водная бездна (Техом), эквивалент греческого Хаоса, либо - бесплодная земля, орошаемая дождём, посланным Яхве. Канонической считается первая версия с временным промежутком - 6 дней (не календарных, разумеется). Вторая же, вероятно, была записана позже - после яростной схватки Яхве и Баала, ханаанского бога бурь и персонажа целого эпоса.
Небесный свод на иврите называется "Шамаим", а земля/суша - либо "Эрес" (как материк в целом), либо "Адама" (как почва или глина). Древние евреи представляли себе мир как плоский диск с небесами и подземным миром, омываемым водой. Шамаим являлся также незримой обителью Яхве. И, хоть многие боги Ханаанского пантеона были повержены, отсылки на них все же упоминались в ТаНаХе.
Например, тот же Мот, бог смерти. По мифам он - хтоническое ненасытное чудовище, похожее на Йогг Сарона, с гигантской пастью. Ханаанеяне верили, что когда человек умирает, Мот пожирает его или проглатывает целиком. Также Мот - это метафора и самой смерти, и подземного мира, который населял этот бог. С появлением Яхве же многое переменилось.
Сначала Мот трансформировался в Шеол в Книге пророка Исайи 5,4 и также разевал пасть свою, а потом и вовсе таинственно исчез с поля зрения, став просто "Мавет", обозначением смерти как естественного процесса, без мистификации и персонализации.
Однако, сам Шеол остался и нередко упоминался в Ветхом Завете как место вечной тьмы и горя, согласно Книге Иова 21,22.
Туда попадали все без исключения - и праведные евреи, и грешные. Не было чёткого разделения и принципа воздаяния по заслугам. Единственное, что ожидало умерших - забвение и жалкое существование в виде бесплотных теней - рефаимов. Да и сам Яхве никогда не населял и даже не контролировал подземный мир. Также Шеол являлся и метафорой братской могилы еврейской общины.
Да и есть предположение, что наименование бездны -"Техом" - это искажение слова Тиамат, богини Хаоса в Вавилоне в образе дракона. По сюжету эпоса "Энума Элиш" бог Мардук разрубил Тиамат надвое и сотворил небо и землю.
Далее, еврейский Яхве уподобился греческому богу Зевсу - оба суровые и властные, вершат суд и правят людскими судьбами, у обоих есть низшие божества - вестники и те, кто отнимает жизнь умерших и ведёт их в загробный мир (Танатос и Малах ха Мавет, Ангел смерти).
Оба тождественны даже в том плане, что в биографии израильского Господа есть место теомахии и хаоскампфа. Что это значит? Вспомните, как Зевсу досталась власть? Он сверг верховного небожителя, своего отца Кроноса. А тот, в свою очередь, оскопил и сверг своего отца, титана и бога одновременно - владыку неба Урана. В мифологии такая борьба получила свое название - Титаномахия.
Яхве же вступал в противоборство сразу с двумя верховными богами Ханаана - пассивным финикийским Элем (Элоахом, Илу) и Баалом Хаддадом, обладавшим также по совместительству характеристиками бога бури. Далее у нас следует сюжет с чудовищами в виде змей. Богиня земли Гея в отместку за гибель и заточение своих детей породила страшного Тифона, и его одолел Зевс и заключил в Тартар.
В Ханаане же морской бог Ямм наслал двух змей 🐍- Лотана и Таннина - в отместку Баалу за отнятую власть над морем и убийство. Не остался в стороне и Яхве - Псалмы 73:12-17, 74:13 и Книга Иова 26:12 повествуют о борьбе Всевышнего с Танином, Левиафаном и Раавом, восхваляя Его мощь. Также досталось и Ямму: Яхве одолел его и установил границы моря.
После этого Техом и Морские Змеи навеки исчезли из повествования Ветхого Завета. Хотя, Левиафана позже таки отождествляли с семиглавым Драконом/Змеем из "Книги Откровения". И писали, что Яхве суждено вторично его одолеть, на сей раз - с чудовищем Бегемотом (и это не чёрный кот из романа Михаила Булгакова!).
А после борьбы с силами Хаоса (который выступает уже не как первичное состояние Вселенной до эпохи Сотворения мира, а как метафора зла), олицетворенными в змеях, любое верховное божество по сюжету древних мифов обязательно отправляется на покой и на высокой горе воздвигает себе престол и роскошный дворец.
Так, греческий Зевс унаследовал Олимп, обителью ханаанского Эля стала гора Сафон, месопотамский Энлиль воздвиг себе храм Экур на одном из холмов Ниппура. В мифах Ближнего Востока это - символ соединения земли и неба, которые находятся во владении верховного национального божества страны.
Для своего Яхве кочевые племена евреев также не стали делать исключение. Так, в Книге пророка Захарии 6:1-6, обителью Яхве являются две медные горы. Не отсылка ли это на Таргизи и Тарумаги из ханаанских верований?! Но официальная "резиденция" Всевышнего расположена на горе Синай. И она заметно отличается от греческого Олимпа! Если последний был высокий и его расположение обнаружили учёные, то с Синаем история другая.
На данный момент гору связывают с Синайским полуостровом, проводят экскурсию для туристов, даже возвели храм и мечеть у подножия и на вершине горы. Согласно местной легенде, если встретить восход на Синае и вознести молитвы Яхве, то можно получить свыше отпущение грехов и вернуться обратно домой просветлённым человеком.
Однако, Танах не указывает конкретного географического местоположения горы Синай. Исследователь и богослов Иосиф Флавий предположил, что Синай расположен где-то между Египтом и Аравией. Другое название горы известно как Хорив. Оно упомянуто лишь дважды - в Книге Дварим/Второзаконие. Яхвисты и их последователи предпочитают называть гору именно Синаем.
В Книге Мэ -ам - Лоэз/Книге Шмот 19:17 изложена легенда об избрании Всевышним горы Синай (ещё задолго до событий в Египте!). Она очень похожа на немецкую сказку про Крапивника и Орла (которую перевели на русский язык как "Королёк") в их борьбе за титул Царя Птиц. Две высокие горы - Тавор и Кармель - крупно поссорились в процессе спора за то, какую из них выберет Яхве для Своего удела.
При этом сам Синай даже не был упомянут и стол в стороне.
Ему нечем было похвастаться - низкий и незаметный был среди своих собратьев. В итоге выбор был сделан на Синае по двум причинам - и за скромность, способности к восприятию чужих идей, и потому, что на двух высоких горах воздвигли статуи богов, а Яхве отвергал попытки культистов изобразить Себя.
Когда Яхве поселился на Синае и дождался, пока пророк Моше/Моисей приведёт народ Израиля из Египта, то в момент восхождения пророка на гору происходили жуткие вещи: сначала Синай был окутан облаком, затем поднялся дым, вспыхивали молнии, а раскаты грома вторили звукам шофара - музыкального инструмента, сделанного из рога жертвенного животного- овна (барана). В праздничные дни, кроме Шаббата, евреи трубили в шофар. Эта традиция сохранилась позже на изображениях Ангелов.
Но вернёмся к Яхве. Описанные в Книге Исход 19:16 события на горе Синай дают нам право отождествить Всевышнего с Зевсом. В 5 главе книги Судей 5:4-5 бог Яхве представлен следующим образом:
"Когда вышел Ты, Господи (Яхве), из Сеира, когда выступил Ты из земли Эдома, дрожала земля, и с неба лило — облака изливали воду. Горы дрожали пред Господом (Яхве), перед Тем, Кто с Синая, пред Господом (Яхве) Богом (Элохим) Израиля!". Что это, как не описание греческого бога Посейдона, брата Зевса?
Согласно библейской истории, Моисей отправился на гору Синай и оставался там 40 дней и ночей, чтобы получить Десять заповедей, и он сделал это дважды. Синай упомянут в Ветхом Завете 10 раз, а в Новом - только два. И тоже исчез с поля зрения.
Такие мифологические мотивы по-разному рассматриваются как поздние пережитки периода, когда Яхве занимал важное место в израильской теологии, сравнимое с местом Эля или Баала Хаддада в Угарите.
Спасибо за лонг. В дальнейшем было бы интересно было бы почитать подобный анализ и других мифологий.
Я именно так и поступлю чуть позже
По моему, в самой идее этой серии статей лежат две фундаментальные ошибки.
Первая. Ты притягиваешь сюда какую-то войну Богов, прямо как Скляров в своих "Запретных Темах Истории". Однако напрочь упускаешь тот момент, что после изгнания из Рая люди рассеялись по земле, и потомки их стали забывать о Боге, искажать знание о Нём, в итоге придумывать себе новых Богов и поклоняться им.
Вторая. Библию, как и все прочие книги, писали люди. Со своим восприятием, своей интерпретацией, своими убеждениями. И основывалось всё это на устных преданиях, которые со временем неизбежно менялись. А ещё потом эти книги переписывали, и переводили. Одно и то же событие можно описать по разному. А уж при переписывании... не будем забывать, что всё это делалось от руки.
Да, но борьба богов и заимствования тоже были. Точнее, культ Яхве свергал чужих богов, уничтожал культурное наследие предков на корню (изображать же Бога нельзя было), да и вообще заимствований чересчур много, нет конкретного развития вселенной. Все откуда-то да взято