Классическая музыка для чайников: Йозеф Гайдн
Как Йозефа чуть было не кастрировали, и почему сам Бетховен называл его «папа», а также рекомендуемые к прослушиванию произведения.
Продолжая тему: «Краткая история классической музыки для таких же «чайников», как я».
Текст взят из книги: «Классическая музыка для чайников», авторы Пог Дэвид, Спек Скотт.
Йозеф Гайдн (1732–1809) был славным и неунывающим парнем, одним из тех, чьей дружбе рад каждый. Он всегда подтрунивал не только над окружавшими его людьми, но и над собой. И эта ирония звучит в его музыке.
Гайдн рос в той сельской части Австрии, которая граничит с Хорватией, Словакией и Венгрией. Мальчиком он слышал несметное число образцов народной крестьянской музыки и пришел к уверенному заключению, что...
музыка должна доставлять удовольствие
Он обладал чудесными вокальными данными, и в возрасте восьми лет его отобрали в капеллу венского кафедрального собора святого Стефана.
В Вене Гайдн познакомился со всеми музыкальными шедеврами того времени и принял решение стать композитором, и вскоре его чуть было не кастрировали (об этом чуть ниже).
Подобно многим своим предшественникам на композиторском поприще, Гайдн видел свое будущее в качестве придворного музыканта. Его наиболее продолжительная по времени — и довольно выгодная — служба проходила в замке князя Эстерхази.
Сопрано Гайдна
Юным мальчиком Йозеф Гайдн получил престижное место солиста в хоре кафедрального собора св. Стефана в Вене. Когда он повзрослел, учитель подсказал ему, что можно сохранить его прекрасный голос с помощью «очень простой маленькой операции». Не будучи посвященным в суть дела, молодой Гайдн наивно поверил, что такое чудо возможно. Он уже был готов пройти операцию, когда — буквально за несколько часов до прихода хирурга — отец Гайдна узнал о происходящем и предотвратил безобразие.
Вообразим, что случилось бы, будь Гайдн кастрирован! Конечно, он сохранил бы свой чудесный высокий голос. Но он, вероятно, никогда не был бы приглашен в качестве композитора князем Эстергази. Он никогда не получил бы возможности использовать придворный оркестр для проведения своих музыкальных опытов. Он никогда не создал бы известные нам сегодня струнные квартеты и симфонии. И никто — в том числе и Бетховен — никогда не смог бы назвать его «папа».
Певцы-кастраты
Позволю себе небольшое отступление от Гайдна в пользу такой любопытной темы.
Певцы-кастраты (ит. Castrato) — исполнители вокальных партий, в раннем возрасте подвергнутые кастрации и в силу этого обладавшие высоким женоподобным голосом. Обычно голоса кастратов — это сопрано и контральто.
Алессандро Морески (итал. Alessandro Moreschi, 1858—1922) — один из последних певцов-кастратов и единственный, чей голос записан на фонограф.
Он родился с врождённой паховой грыжей, что серьёзно угрожало его жизни. Чтобы спасти его жизнь, Алессандро пришлось кастрировать. В 1883 году Алессандро Морески поступил в Сикстинскую Капеллу, в которой прослужил 30 лет. В 1902 году его голос был записан на фонограф, благодаря чему в истории сохранился один из примеров голоса кастрата-певца (можно прослушать ниже).
Когда была сделана запись, Алессандро Морески было 44 года, и некоторые критики отмечали «старение» его голоса. Другие говорили, что он пел в «плачущей интонации». Третьи считали, что он никогда не был особо интересным певцом.
Жизнь в замке Эстергази
Официально должность Гайдна именовалась «слуга», но обходились с ним, как с королем. У него были собственные горничная и лакей, он получал высокое жалованье. Гайдн проводил время, сочиняя музыку и исполняя ее для князя (или вместе с ним, хотя князь был посредственным музыкантом).
Такая работа давала Гайдну удачную возможность экспериментировать с различными музыкальными формами. На протяжении 30 лет, проведенных у Эстергази, Гайдн практически без посторонней помощи унифицировал структуры симфонии и струнного квартета. Вот почему он известен теперь как отец симфонии и вот почему Бетховен (и другие) обращались к нему «папа». И до сих пор музыкальные критики иногда называют композитора «папа Гайдн». Но так к нему обращались ещё при жизни.
Увы, после внезапной смерти князя Эстергази подошла к концу и приятная служба Гайдна в замке. Он вернулся в Вену, где и провел остаток своих дней.
Слушая Гайдна
Симфонию Сюрприз (№ 94) послушайте обязательно: это одно из лучших произведений Гайдна и характерный образец его стиля. С этим произведением связана и одна занимательная история: выступая в Лондоне, Гайдн обратил внимание, что послеобеденная публика впадает в спячку, когда музыка звучит медленно и тихо. В отместку он написал произведение, в котором музыка по ходу исполнения становится все медленнее и все тише. И действительно, многие слушатели начали клевать носом — прямо перед внезапным оглушающим крещендо всего оркестра. Как раз в соответствии с озорной задумкой композитора, мощный аккорд разбудил (и привел в замешательство) всех, кто находился в зале.
- Симфония № 94 соль мажор (Сюрприз), Hob. I:94
Исполняется Бостонский симфонический оркестр, дирижирует Серж Кусевицкий.
Старея, Гайдн все чаще использовал в своих произведениях народные мелодии, которые он слышал в юности. Яркий пример — финал его последней, Лондонской, симфонии № 104.
- Симфония № 104 ре мажор (Лондонская), Hob. I: 104
Если вам по душе такая музыка, обратите внимание ещё на несколько произведений Йозефа Гайдна:
- Концерт для трубы с оркестром ми-бемоль мажор, Hob. VIIe: 1
- Концерт для скрипки с оркестром соль мажор, Hob. VIIa: 4
- Концерт для виолончели с оркестром № 5 до мажор, Hob. VIIb: 5
- Нельсон-месса (Nelson Mass) в честь лорда Нельсона, для солистов, хора и оркестра, Hob. XXII: 11
Так как это концерт, он состоит из нескольких частей и представляет собой объемное произведение. Выступления длятся от 45 до 60 минут. Хор поет во всех частях. Рекомендую к просмотру и прослушиванию следующий концерт.
Обратите внимание, в описании видео можно выбрать для прослушивания конкретную часть концерта.
- Симфония № 48 до мажор (Мария Терезия), Hob. I: 48
Hob. обозначает номер по каталогу Hoboken, который поможет вам в поисках нужной пластинки или аудиозаписи в интернете.
Каталог Хобокена (нем. Hoboken-Verzeichnis, сокр. Hob. или H.) — каталог музыкальных произведений композитора Франца Йозефа Гайдна. Составлен голландским музыковедом Антони ван Хобокеном. Опубликован в трёх томах, в 1957, 1971 и 1978 годах соответственно.
Любопытно, что такие композиторы, как Гайдн, менее популярны и знамениты в настоящее время.
Когда у Бетховена 664 тыс. слушателей за июнь, у Гайдна лишь 39 тыс. Однако, сам Бетховен называл его «папа», отец симфоний... Величие некоторых композиторов не так очевидно для нас, чайников, и данная рубрика преследует цель узнать немного больше о мире музыке и её гениях.
Следующим композитором в этой рубрике станет Вольфганг Амадей Моцарт.
Мой интерес к этой теме вызван простым любопытством, потому что сама я учусь играть на фортепьяно. Моя цель — ознакомиться с самыми известными произведениями выдающихся композиторов, и иметь хотя бы небольшое представление о том, чем они выделяются среди остальных. И я подумала, что кому-нибудь из вас это тоже может быть интересно.
Также, Вы можете ознакомиться с предыдущими публикациями из этой рубрики:
- Краткая история классической музыки для таких же «чайников», как я
- Рыжий-рыжий Антонио Вивальди
- Вспыльчивый и раздражительный Георг Фридрих Гендель
- Иоганн Себастьян Бах — парень с летающими ногами
Не могла тебе написать к материалу по Баху, так что напишу тута. Прелюдию из сюиты для виолончели Баха, которая BWV 1007, играет Фернандо Дельгадо в миссии Урожайный год из Hitman: Blood Money.
Наверное, с тех пор я и полюбила классическую музыку.
А за материалы спасибо:)
рада, что интересно)
на самом деле так часто случается с литературой и музыкой, что встречаем их в других в фильмах, играх и влюбляемся) у меня также с литературой было
Комментарий недоступен
потому что Анечка написала
Теперь твоя жизнь стала другой. Страдай.
Комментарий недоступен
таю) однако первоначальный ажиотаж всегда пропадает и остается всего несколько человек, кому это правда интересно. думаю, что в случае с этой рубрикой, совсем немногие правда прочитают текст и прослушают композиции. но мне самой нравится писать эти посты, правда оформлять бывало довольно муторно. но если ещё несколько человек узнают что-то новое для себя, то и совсем не жалко потраченного времени)