Огонь, вода и медные бензопилы! – Творческий путь Фудзимото Тацуки (“Человек-бензопила”, “Огненный удар”)
И вот тут уже мы возвращаемся к Тацуки Фудзимото. Этот парень очень любил делать ваншоты. Но не для того, чтобы презентовать их редактору в надежде превратить ваншот в сериализацию, а просто для того, чтобы рассказать короткую и законченную историю.
Да, Фудзимото хорошо даются короткие и замкнутые истории, которые вытекают из одной-единственной мысли, которая порой засядет в голове у автора и избавиться от которой можно лишь выплеснув её на страницы произведения, подарив им форму.
Теттелепосан / Tettereposannu (2011)
И перед тем, как мы двинемся дальше, нужно упомянуть созданную в том же 2011 году мангу под названием “Теттелепосан”. В официальных источниках не указывается, что данная манга вышла из под пера Тацуки Фудзимото, но согласно неофициальным данным, это всё же его работа, которая была опубликована в интернете.
Данное произведение сложно назвать полноценной работой, это скорее скетч, как в визуальном, так и в повествовательном плане. Это история о девочке, которая в заснеженном мире разговаривает со странным существом, а существо усердно пытается её понять, потому что всё, что может сказать девочка, это — “теттелепосан”. Вот такой вот “Я есть Грут” от Фудзимото.
После загадочного “Теттелепосана” в 2013-ом году у Фудзимото было два небольших ваншота: “Взгляд на справедливость” и “Бумажные самолётики”. К сожалению, оба ваншота невозможно найти в сети, как бы фанаты не старались. Но раз автор и издательство считают, что эти работы не стоят внимания на фоне остальных, то и нам придётся отправиться дальше.
Сасаки-кун останавливает пулю / Sasaki-kun ga Juudan Tometa (2013)
“Сасаки-кун останавливает пулю” вышел в том же 2013-ом году и с этого произведения мы, вместе с нашим автором, ступаем на кривую дорожку поиска себя и своего стиля. Поэтому большинству людей будет сложно читать ранние работы Фудзимото, особенно не зная, куда они в итоге его приведут.
Ваншот рассказывает про школьника по имени Сасаки-кун, который влюблён в свою учительницу настолько, что считает её божеством. Однажды в их класс врывается преступник и, угрожая оружием, начинает требовать от учительницы интимной близости. Сасаки-куна такое развитие событий не устраивает, и он встаёт между преступником и учительницей. Разъяренный преступник стреляет в героя, но он неожиданно для себя ловит пулю.
После этого мальчик начинает врать, что он из будущего и поэтому мог предсказать полёт пули. А также Сасаки, к удивлению читателя, начинает выдумывать и рассказывать будущее преступника. Да, его посадят, но он потратит время в тюрьме на обучение, выйдет примерным гражданином, поступит в Токийский Университет, получит хорошую работу и найдет себе хорошую жену. После такой проникновенной речи преступник сдаётся.
А мы делаем скачок в будущее, где видим главного героя, который стал космонавтом, как всегда и мечтал. Конец.
Да, вы уже прекрасно поняли, что пытаться рассказать сюжеты ранних работ Фудзимото — бесполезное занятие. Это работы об эмоциях и идеях, в которых есть искра безумия и неожиданных поворотов.
Как и большинство ранних работ Фудзимото, они открыты к интерпретации и у них нет однозначной трактовки. В основе творчества Фудзимото лежит идея, а форму ему ещё только предстоит найти.
Мы можем интерпретировать само понятие пули, которую нужно остановить, как проблему, которую нужно решить. А сравнение учительницы с “Богом” и необходимость её божественного вмешательства, чтобы герой смог остановить пулю, может быть метафорой поддержки и веры со стороны близких, без которых зачастую сложно добиться успеха. Именно поэтому, в будущем став космонавтом, герой знает, что перед ним нет препятствий, которые он не сможет одолеть — нет пуль, которые не сможет остановить. Ну, или если хотите, можно предположить, что протагониста застрелили, и все события — это предсмертная агония.
Любовь слепа / Koi wa Moumoku (2013)
Следующей печатной работой Фудзимото в 2013-ом году стала "Любовь Слепа", за которую он получил почетное упоминание на премии Crown Newcomer Manga Award. Напечатан ваншот был в журнале Jump SQ.
Эта романтическая комедия рассказывала о парне, который был полон решимости! И его решимость отправиться с вместе девушкой домой после школы была настолько сильна, что его невозможно было остановить. Учитель просит задержаться? Нет! Смерим его решительным взглядом! Грабитель с ножом требует денег? Герой решительно отдаёт свою одежду на продажу, чтобы его с возлюбленной оставили на едине.
И казалось бы перед нами простая и добрая история, вся фишка которой это решительные лица, которые корчит главный герой. Но тут Фудзимото с радостным криком «Вот если я так сделаю, будет интересно» устраивает вторжение пришельцев, которые хотят уничтожить Землю, чтобы построить шоссе! И да, зная Фудзимото, можно предположить, что уничтожение Земли ради постройки галактического шоссе, это наверняка отсылка на фильм и книгу "Автостопом по галактике" (2005).
Но даже вторжению пришельцев не остановить решимость главного героя, ведь он собирается признаться девушке! А грабитель с ножом и пришелец будут настолько смущены происходящим, что сложно не сдержать смеха, глядя на их лица.
Растроганные такой чистой любовью и такой решительностью, пришельцы передумывают уничтожать Землю, а грабитель отдает герою свои деньги! В своей решительности герой сегодня был слеп ко всему! Ко всему, кроме своей любви.
И эта приятная и забавная история, как всегда, открыта к интерпретации. Наверное, лежащая на поверхности суть в том, что нужно быть решительным на пути к своей цели. И это продолжает мотивирующий посыл из предыдущей работы автора. А мы отправляемся дальше.
Квалификация / Shikaku (2014)
Следующий ваншот Фудзимото “Квалификация” был написан в 2014-ом году и выпущен всё в том же журнале Jump SQ.
История вращается вокруг молодой девушки по имени Шикаку, которая с детства не испытывала жалости и сострадания, поэтому, к ужасу своих родителей, она с улыбкой мучительно убивала разных насекомых.
Неудивительно, что когда лишенная эмпатии девочка выросла, она стала профессиональным наемным убийцей. И вот однажды она сталкивается с одним очень необычным заказом. Один влиятельный и очень богатый человек предлагает ей 100 миллионов, если она сможет убить… его самого. Вот только подвох в том, что наниматель — бессмертный вампир. Нож в голову или заряд дроби в лицо — ему всё нипочем, и даже оторванная голова снова отрастает на месте.
Вампир, который устал от жизни и девушка, что не знает, как жить. Волею автора их пути пересеклись, что дало начало настоящей любви. Как можно заметить, с данной работы произведения Фудзимото стали менее упоротыми и более структурированными, на что не в последнюю очередь повлиял редактор мангаки.
Так же мне хочется отметить любопытную мысль: познав неизвестное для себя чувство любви, героиня-киллер так же познала и боль. А познав боль, даже попыталась извиниться перед теми, кому раньше причиняла боль без зазрения совести. На мой взгляд, из этой работы вполне могла получиться неплохая сериализация, например, по типу манги “Нежить и неудача”/”Undead Unluck” (2020), по которой в 2023-ем выходит аниме.
А мы плавно переходим к следующему произведению.
Рапсодия русалки / Ningyo Rhapsody (2014)
“Рапсодия русалки” — это следующее опубликованное произведение за авторством Фудзимото. Этот ваншот вышел в 2014-ом году всё в том же Jump SQ.
Это была история про мальчика из сельской местности, который вместо школы любил убегать к воде. Там он нырял к древним подводным руинам и играл на рояле красивую мелодию. В такие моменты мальчику казалось, что он становится ближе со своей умершей матерью, ведь она была русалкой.
Однажды во время своей игры на рояле мальчик случайно чуть не тонет, и его спасает русалка-цундере, которая была привлечена его игрой. Мальчик-человек и девочка-русалка, куда же их заведут их отношения, где мальчик обещает научить девочку играть на рояле, а девочка обещает, что не съест мальчика. Хотя последнее, на поверку, будет сделать ой как не просто.
Перед нами была по-настоящему хорошая и добрая работа. История выстроена, персонажи мотивированы. Это уже не просто зарисовки и не просто бесструктурный поток мыслей. Это полноценная история с завязкой, конфликтом, кульминацией и развязкой. Конечно, автор уделяет чуточку внимания отношениям между жителями деревни и русалками, но, к сожалению, затрагивает эти отношения слишком поверхностно, потому что место в манге не резиновое. И поэтому эти события лишь далекий фон для мальчика и девочки.
Зато мне нравится, как мангаке удалось показать идею о любви человека и условного “хищника”, который будет причинять боль, пусть и не осознанно. Просто плюсы и хорошие стороны могут перевешивать минусы и плохие стороны. Так и отец главного героя боялся быть съеденным, но уж очень любил улыбку своей жены-русалки.
И да, уже по этому произведению заметно, что Фудзимото сделал существенный шаг в плане рисунка и построения кадра. Один только вид мальчика, что играет на рояле под водой, захватывает дух. Конечно, не на уровне лучших мангак-художников, но всё же!
А мы переходим к последнему ваншоту раннего Фудзимото и к настоящему переломному моменту.
Пророчество о Наюте / Yogen no Nayuta (2015)
Ваншот “Пророчество о Наюте” был опубликован на следующий год, в 2015-ом, всё в том же Jump SQ (Jump Square).
Это была история брата и его младшей сестры, которым очень тяжело живётся. Родителей нет, денег мало, а в городе их очень не любят. Всё дело в том, что младшая сестра протагониста родилась с рогами на голове, а вместо нормальной речи из её уст постоянно вылетают мрачные и не связанные между собой слова о кровавой бойне, конце света и мрачных временах и прочее. И, согласно пророчеству, эта девочка однажды уничтожит мир.
Мать погибла при рождении девочки, отца закололи обезумевшие от пророчества люди. Поэтому мальчику приходится совмещать учёбу и работу, чтобы хоть как-то заботиться о сестре, от которой вместо благодарности он слышит только — “Копьё, Убить, Кровь, Мясо!”.
К слову, примерно так и разговаривает персонаж игры 2012 года Borderlands 2 по имени Криг.
Стресс и постоянное давление — вот что испытывает мальчик. Ощущение вселенской несправедливости и вопрос — “почему я?”, “Почему это происходит со мной?”. Внутри него эти эмоции борются с простым желанием защитить свою родную сестру. А в ответ он слышит — “Чистилище Бойня Пытки!”.
Забавно, но если сперва набор фраз Наюты кажется совершенно рандомным, то со временем мы, как читатели, словно начинаем её немного понимать.
Например, в тот момент, когда мальчик говорит о своём увольнении, и поэтому они некоторое время не смогут покупать мороженное. Мы, глядя на фрейм с Наютой, аж слышим её шокированное “Хаос, взрывное убийство”. И это очень здоровское чувство, мастерски вызванное автором, путём грамотного и постепенного показа сцен с бытом наших героев.
Несмотря на кажущуюся идиллию, героям придётся пройти через суровое испытание, в котором на кон будет поставлена жизнь всего мира. Пройдя это испытание, герои наконец придут к взаимопониманию.
“Пророчество о Наюте” — моё любимое произведение раннего Фудзимото. Оно прекрасно выверено от начала и до конца, это лучшая история раннего автора в плане подачи и построения истории, словно прошлая работа “Рапсодия русалки”, но отполированная до блеска.
Произведение также снова открыто для интерпретации. Конечно, тема семьи и защиты близких является основной, но мне показались интересными и нотки отношений в семье, где есть нуждающийся в заботе инвалид. Например, “Наюту” и “пророчество” можно заменить на ребёнка с психическими расстройствами, который убивает животных, и поэтому о нёмтяжело заботиться, к тому же от окружающих получаешь не поддержку, а только ненависть. И произведя данную замену, манга всё ещё будет работать практически так же, правда, она стала бы более предсказуемой. А это уже не стиль Фудзимото!
“Пророчество о Наюте” стало важным и переломным моментом в творчестве автора. В одном из интервью Фудзимото сказал, что думал о неплохом шансе получить сериализацию этой манги. А так же он получил много поддержки от своего редактора Сихэя Хаяси (так же известного, как Сихэй Лин). И несмотря на то, что сериализации не случилось, и автор и редактор отметили данное произведение как переломное, после которого отбракованного материала стало в разы меньше.
В одном из интервью Фудзимото сказал, что работая над “Наютой” он наконец-то понял, как “воплощать себя и рисовать любимые произведения, любимые сцены”, словно понял, как это должно работать, чтобы правильно брать мысли из своей головы и переносить их на бумагу.
Соглашается с ним и его постоянный редактор, отмечая следующее:
«Бумажный Самолётик» или «Рапсодия Русалки» имели цельную историю, но не сказать, что были сильно интересными. И именно на “Наюте” я почувствовал прогресс. Именно после этого ваншота в произведениях Фудзимото появилась душа.
Поскольку это произведение важно для автора, как самое удачное, как минимум по мнению редактора, то не удивительно, что Фудзмиото использовал много элементов из этого в ваншота в своих следующих работах. Как минимум, идея о рогатой девочке, из уст которой вырываются ручательства и прочая гадость, не канула в лету и будет использована автором в другой работе, но об этом позже.
Огненный удар / Fire Punch (2016)
Поняв, что он твёрдо стоит на ногах как автор, и получив признание со стороны редактора, в 2016-ом году Фудзимото начинает публиковать свою первую сериализацию, которой стала манга “Огненный удар”, выпускавшаяся на сайте Shōnen Jump+.
Об этом произведении я уже подробно рассказывал вот здесь.
Но вкратце повторюсь. В недалеком будущем начали рождаться люди со сверхъестественными способностями, которых назвали одарёнными. И в один день одаренная по имени Ледяная Ведьма с помощью своей силы обрушила на Землю новый ледниковый период. По крайней мере, именно так и рассказывают последние выжившие. И отныне в мире, полном снега, голода и безумия людям приходится пытаться существовать так, как люди это всегда умели, используя право сильного.
Именно здесь и начинается наша история, у которой не может быть счастливого финала. В небольшой деревушке посреди белой пустоши живет группа стариков, а также молодой парень со своей младшей сестрой.
Парень, по совместительству главный герой этой истории, и его сестра являются одарёнными и обладают редкой способностью к регенерации. Если сестра получит рану, то она затянется за несколько дней, а вот повреждения парня восстанавливаются прямо на глазах. И поэтому, не придумав ничего лучше, как прокормить деревню стариков, герой просит свою сестру почти ежедневно отрубать ему руку, чтобы этим мясом можно было прокормить односельчан. И так раз за разом.
Неидеальный, но мирный быт деревни в один день был прерван. Неизвестно откуда появившиеся солдаты собрали всех жителей деревни и потребовали, чтобы им отдали припасы, топливо, и прочие расходники, если они есть в деревне. Лидер солдат заявил, что они пришли из последнего оставшегося города, который называется Бегемдорг и что они уже много лет ведут битву с Ледяной Ведьмой, а когда они победят, то в этот проклятый мир наконец-то вернётся зеленый цвет.
И, казалось бы, конфликт исчерпан: жителей деревни не тронут, если солдаты получат необходимые ресурсы, а главный герой уже даже подумывает о том, чтобы присоединиться к священной войне. Как вдруг один из солдат заявляет, что видел останки костей и плоти в домах. После этого командир объявляет деревню и её жителей каннибалами и сбродом, недостойным лика Бога. И через миг вся деревня была сожжена. Командир солдат был одарённым со способностью создавать неугасимое пламя. Любой человек, на которого направлен его огонь, будет гореть, пока от него не останутся лишь обугленные кости.
Старики и сестра главного героя сгорели и погибли в муках. И только бессмертный главный герой не смог позволить себе такую роскошь. Огонь превращал его плоть в пепел, и в тот же миг начиналась регенерация. И это повторялось раз за разом. Он не мог думать. Он не мог говорить. Всё, что он мог – это молиться.
Боль. Ярость. Отчаяние. Год первый – все, что он мог, — просто кричать от боли, даже пурга и вьюга не способны потушить неугасимое пламя. Год третий – он бродит, отхаркивая кровь, бесчисленное множество раз он кусал себя за язык, пытаясь забыть о боли. Год пятый – его мозг научился жить с постоянной болью, а тело обрело свободу движения, но пламя всё ещё не даёт вздохнуть свободно. Год восьмой…
По заснеженным равнинам бредет человек, объятый пламенем, которого двигает вперёд лишь ненависть и желание отомстить. Его имя Агни, и он наш главный герой.
Я помню, насколько сильно в первый раз меня поразило осознание, что передо мной не очередной “Человек-Факел” из Marvel. Что истинные силы протагониста в этой манге — это не огонь, как казалось по обложке и названию, а регенерация. Агни покрыт чужим пламенем, он горит чужим огнём и страдает; он живёт, бесконечно регенерируя и бесконечно страдая. И двигает его вперед лишь ненависть и желание мести, по крайне мере, так кажется на первый взгляд, ведь на самом деле даже сам главный герой далеко не сразу поймет, ради чего он продолжает идти вперёд.
Говоря о теме ненависти и движении вперед из жажды мести, Фудзимото в одном из интервью отметил, что при создании манги “Огненный Удар” он сильно вдохновлялся южнокорейским фильмом “Преследователь” /”The Chaser” 2008-го года. Сам Фудзимото говорит в интервью следующее:
«В этом фильме главный герой преследует злодея, но через тридцать минут фильма он его ловит. Обычно предполагается, что такое событие должно произойти в конце фильма, поэтому зрители задаются вопросом: “что будет дальше?”. Многие люди говорят, что в корейских фильмах они не могут сказать, о чем думает режиссер, но на самом деле, если вы досмотрите фильм до конца, то вы поймете. Я хотел сделать что-то подобное».
Воистину мангака часто говорит, что черпает вдохновение в фильмах, и так же часто визуально цитирует их. Например, момент когда Агни оказался морально и ментально сломленным, принимая иллюзию за реальность, на его лице можно заметить натужную улыбку, прям как в другом южнокорейском фильме “Олдбой” 2003-го года.
А также Фудзимото любит вставлять отсылки и даже цитирования разных фильмов прямо в своё творчество.
Так же Фудзимото любит “статичные фреймы”, а точнее, сменяющееся действие внутри фреймов манги, показанное с одного ракурса, словно из глаз невидимого оператора. И да, такое часто распространено в кино, но в мангах — большая редкость.
Также мне хочется отметить, что идея манги “Огненный удар” сильно основана на вере, религиозности и поиске себя. И такие темы, воистину, очень близки западному кинематографу. Религиозный символизм – это основа практически любой философской притчи. И манга это отражает не только в аллюзиях, по типу того, что протагонист скармливает голодающим людям свою плоть, делая аллюзию на “плоть христа”, или параллелями с индуизмом, ведь там Агни — это бог огня, домашнего очага и жертвенного костра. И на самом деле, вера двигает вперёд множество людей в этой манге. Даже если их вера лишь ложь или самовнушение. И какой же сильный укол снобиского удовольствия я получил от осознания в конце, что религия, созданная вокруг Агни, не более чем отражение веры города “Бегемдорга”, основанного на трешовом фильме.
Так же нужно отметить, что у манги были проблемы перед её выпуском. Если верить информации, то изначально Fire Punch должен был публиковаться в Jump Square, но не был выбран редакцией, которая указывала на чрезмерную жестокость данного произведения. И это не удивительно, ведь Jump SQ журнал сёнэн манги, для юношей от 12 до 18 лет, в то время как жестокость в “Огненном ударе” зачастую достигала уровня сэйнэна 18+. Но на сайте Jump+ это произведение смогло раскрыться.
Оценили это раскрытие и критики. В 2017 году “Fire Punch” был номинирован на премию Тайсё, а также манга заняла 15-е место в рейтинге «Комиксы, рекомендуемые сотрудниками общенационального книжного магазина в 2017 году», проведенном книжным интернет-магазином Honya Club. Ну а на престижной премии Kono Manga ga Sugoi в 2017-ом году манга заняла 3-е в категории сёнен.
И несмотря на то, что серия “Огненный удар” официально завершилась в январе 2018 года, Фудзимото решил ненадолго вернуться к корням и параллельно сделать парочку ваншотов, о которых мы и поговорим.
Болезнь “Когда я проснулся, то стал девочкой”/ Me ga Sametara Onnanoko ni Natteita Yamai(2017)
Ваншот “Болезнь “Когда я проснулся, то стал девочкой”” был опубликован в 2017-ом году, еще во время работы над “Огненным ударом”, и был размещён на сайте Shōnen Jump+.
Как и следует из названия, история рассказывает о том, как парень проснулся однажды утром и понял что, превратился в девочку, потому что заболел болезнью “Когда я проснулся, то стал девочкой”, и от этой болезни нет лекарства! С девушкой теперь проблемы, в школе смеются. Да ещё и парни, которые издевались раньше, теперь хотят совсем другого. Кругом одни проблемы. От явного буллинга спасает пришедший на выручку сенпай, который уж сильно напоминает напоминает решительного главного героя ваншота “Любовь слепа”.
А ещё этот сенпай является братом девушки главного героя, застрявшего в женском теле. И неожиданно для него самого в его сердце начинают вспыхивать чувства уже и к сенпаю.
Смущение. Исследование гендерной идентичности. Шутки и проблемы взросления. Таких произведений великое множество, где мальчик попадает в тело девочки или ещё чаще — меняется телом с девочкой. Достаточно вспомнить аниме 2016-го года “Твоё имя”. И, казалось бы, всё просто, поверхностно и шаблонно, особенно учитывая короткий формат ваншота. Но в произведении всё же был момент, который смог меня зацепить. В один момент девушка главного героя (который, скорее всего, навсегда застрял в теле женщины) в слезах убегает прочь. И брат девушки, глядя в глаза протагониста, спрашивает — “Мужчина ты или женщина? Если ты женщина, то просто сядь и продолжай плакать. Но если ты мужчина, то беги за ней прямо сейчас.”
Возможно, ради этого и затевалась вся зарисовка. Тело не важно, а важна решимость быть с любимым человеком. Пинок под зад главного героя, который выбил из него дурь и дал мотивацию не упустить самого дорогого и важного человека, свою девушку, которая была готова любить его в любом теле и в любом виде.
Хорошая и добрая история. Но как-то слабо для Фудзимото. Да и рисунок в ваншоте довольно посредственный, совершенно не сравнить с той же “Наютой”. Это ещё раз показывает, что мангака делал этот ваншот параллельно с “Огненным ударом”.
А мы переходим ко второму ваншоту.
Старшая сестра младшей сестры / Imōto no Ane (2018)
Короткая зарисовка “Старшая сестра младшей сестры” была опубликована в 2018-ом году в журнале Jump Square.
Главная героиня этой истории попадает в очень щекотливое положение. Всё дело в том, что её младшая сестра выиграла важный художественный конкурс. И поэтому, в качестве традиции, её профессиональная картина будет целый год висеть на главном входе школы. И всё бы ничего, вот только на картине изображена обнаженная главная героиня!
Дело в том, что никто не осуждает героиню, никто над ней не смеётся. Ничего такого, но героиня чувствует, что на неё постоянно смотрят и обсуждают, и ей от этого не по себе. Ещё и вся родня пришла гордо сфотографироваться с картиной, которая заняла первое место! Стыд-то какой! И единственная, кого это беспокоит — сама главная героиня. Поэтому в голове героини появляется план мести! Если так можно его назвать.
В основе своей перед нами очередная история о том, как младшие дети стремятся быть похожими на старших, потому что восхищаются ими. Не редки случаи, что у тех самых младших все получается куда проще и лучше, чем у старших. И не смотря на то, что данное произведение мне не очень понравилось при первом прочтении, я должен отметить свойственный для Фудзимото упоротый, но отличный финал, с которого смеялся просто в голос. Как минимум, Фудзимото позволил себе порисовать масляными красками, в обращении с которыми, как вы помните из начала статьи, у него уже был опыт в детстве. Сам же Фудзимото в своих интервью говорил, что перед созданием произведения он всегда начинает с темы. И уже после темы придумываются персонажи и история. И основной темой “Старшей сестре младшей сестры” было “Нельзя уйти от семейных уз. В плохом смысле. В произведениях часто это показывают в хорошем плане, но ведь у большинства людей с этим только плохие ассоциации”.
После того, как в печать были сданы два новых ваншота и завершена сериализация “Огненного Удара”, мангаку позвали перейти с электронной версии Shonen Jump + непосредственно в основной журнал. Таким образом Фудзимото Тацуки и приступил к созданию следующей сериализации, которая стала выходить в самом престижном манга-журнале страны.
Человек-бензопила / Chainsaw Man (2018)
Манга “Человек-бензопила” начала выходить в 2018 году в печатном журнале Weekly Shōnen Jump.
Я уже подробно рассказывал про мангу “Человек-бензопила”, и с данным материалом можно познакомиться здесь
Но вкратце повторюсь. История в манге вращается вокруг парня по имени Дэнджи. Несмотря на свой юный возраст, он уже с лихвой успел вкусить всей несправедливости этого мира. Единственный родственник Дэнджи — это его отец, который покончил с собой и оставил сыну огромные долги. В итоге ребёнок был вынужден продать часть своих органов и прозябать на жалкие гроши в собственноручно построенной лачуге, довольствуясь редкими объедками. Так же протагонисту приходится работать на якудз и убивать… демонов. И были бы дела главного героя совсем плохи, но ему в нелёгком труде помогает верный пёсик – Почита, который тоже является маленьким демонёнком с торчащей из головы бензопилой.
Словно два беспризорных пса, голодая, замерзая от холода и теснее прижимаясь к друг к другу, Дэнджи и Почита мечтают о вкусной еде, о теплом крове и о любви. Но жизнь Дэнджи резко меняется в один день, когда он становится наполовину демоном, и теперь у него впервые в жизни появились перспективы будущего. Потому что красивая девушка Макима любезно дарит ему тёплое объятие и вкусняшку, прося взамен лишь убивать демонов для неё. Так наш герой и начинает долгий путь своего взросления. Путь превращения послушного пса в человека. И путь этот будет завален трупами, кишками, безумием и черным юмором!
Первое, что бросается в глаза при прочтении данного произведения — это фундаментальные отличия в построении главного героя от типичного сёнэн-протагониста. Среди когорты именитых и ярких героев, которые исповедуют альтруизм и идут вперед, сражаются, превозмогают и не сдаются, ради друзей, ради единой мечты и великой цели, ради признания… Стремления Дэнджи, в свою очередь, более приземлённые: он мечтает о вкусной еде и теплой постели. Он убивает демонов не потому, что ненавидит их, или стремится защитить людей, или спасти кого-то; он убивает демонов, потому что его попросила Макима. А всё потому, что в начале истории Дэнджи специально показан не человеком, а псом, который будет исполнять приказы от красивой девушки за награду или вкусняшку.
Быть стандартным архетипом «Иван-Дурак» — это, конечно, классика японского сёнэн-протагониста. Но и на этом поле Дэнджи умудряется блистать как почти никто до этого. Ввиду пережитых психологических травм у Дэнджи полностью нарушены социальные нормы. Протагонист практически лишен эмпатии: он может спасти ребенка, если его об этом попросят, но при этом спокойно может бросить во врага машину, в которой сидит живой человек. Но вот сисечки пожамкать — это мотивация у него, это да. Вот только он сам не знает, зачем ему это нужно; когда в итоге он получит желаемое, то даже до конца не поймет, этого ли он хотел или нет. Потому что никогда до этого не задумывался и не понимал, что просто пожамкать грудь и пожамкать грудь любимой девушки — это две совершенно разные вещи. Поэтому главного героя, как щенка, приходится постоянно учить и воспитывать. Объяснять и на примерах показывать, что такое хорошо, а что такое плохо. И, к несчастью для протагониста, далеко не все примеры будут гуманными.
На протяжении истории Фудзимото проводит героя через испытания и бытовые ситуации, медленно, но верно изменяя протагониста на его пути героя. Даруя ему осознание истинных ценностей жизни, которые в полной мере можно понять, лишь потеряв их. Ведь в начале истории герой задаётся вопросом: будет ли он плакать, если все окружающие его люди погибнут? И ответом всегда был – нет. Даже если Макима, его светоч и любовь, умрет, он расстроится, но после вкусной еды всё пройдет. Поэтому Дэнджи из начала истории никогда бы не подумал выплевывать еду из-за горя. Герой из начала истории и представить себе не смог бы состояния, когда кусок в горло не лезет. Но тем не менее, таков наш герой в итоге. И такие моменты — это тонкая и однозначно мастерская работа автора.
Да. Это история о парне, который хотел пощупать женскую грудь, а еще у него вырастают бензопилы из рук и он побеждает демонов. Пошлый и черный юмор, обнаженка, рвота, куча крови, кишок и треша. Но стоит лишь смахнуть толстый слой кишок с экрана, как можно будет заметить перед собой историю о человеке с нарушенными социальными навыками. История о человеке, у которого никогда ничего не было и поэтому он мечтал о малом, но, получая все больше благ, он начинал желать всё большего, потому что это свойственно человеческой природе. “Человек-бензопила” — это история о том, как пёс учился быть человеком. История о том, как начать сражаться не потому, что тебя попросили и не потому, что тебе обещали награду, а потому, что ты сам этого желаешь! Это история, о дружбе, о смерти, и, конечно же, о любви.
О визуальной составляющей манги стоит поговорить отдельно. Здесь есть традиционные для Фудзимото мои любимые «статичные фреймы»: это фреймы, в которых множественные, последовательные действия показаны на нескольких фреймах, но с закреплённой камерой. Посмотрите, как все три фрейма этой страницы показаны словно из глаз стрелка, стоящего на одном месте.
В своих интервью на вопросы о визуальных вдохновениях для своих работ Фудзимото отвечал, что он всегда собирает понравившиеся дизайны — персонажей, например, — из фильмов или игр. И из трёх-четырёх таких дизайнов собирается в итоге оригинальный дизайн персонажа манги. И он постоянно сохраняет классные рисунки и фото, которые находит в интернете или в купленных артбуках. Например, Фудзимото похвастался, что недавно купил артбуки по «Хеллбою» и «Alice: Madness Returns», потому что всегда собирает классные дизайны.
В том числе и поэтому в работах Фудзимото можно встретить много отсылок на кино и на образы из разных медиа, из которых автор мог почерпнуть вдохновение. А в образе капитана Кишибэ и вовсе можно заподозрить актёра Мадса Миккельсена.
Также в интервью Фудзимото рассказывал, что при создании образа Дэнджи и Почиты, как мальчика и его волшебного пса, он отталкивался от образа главных героев мультсериала “Время Приключений” — Финна и Джейка. А ещё Фудзимото признался, что при создании образа персонажа Пауэр, он отталкивался от образа Картмана из “Южного парка”. Раздражающий персонаж, который в каждой дырке затычка, не признающий свою вину и постоянно сваливающий ответственность на других, при этом остающийся одним из самых любимых персонажей у зрителя. Но даже взяв за основу эти элементы, Фудзимото очень далеко ушел от изначального заимствованного концепта. Впрочем, автор так делал практически всегда.
Манга “Человек-бензопила” принесла Фудзимото заслуженную мировую известность и несколько престижных премий. В 2021-ом манга получила премию Shogakukan Manga Award как лучшая сёнэн-манга. Так же, как и на 27-ом культурном фестивале “Manga Barcelona”, “Бензопила” получает премию как лучшая сёнэн-манга. В завершении года наград, манга “Человек Бензопила” взяла премию Kono Manga ga Sugoi!, как самая высоко оцененная манга в категории сёнен.
В следующем году, в 2022-ом, на “Japan Expo Awards” работа Фудзимото получает призы за лучший рисунок, лучший сценарий и лучшую экшн мангу. Также второй год подряд манга берёт американскую премию Харви, вырвав победу у одного из своих старых ассистентов мангаки Эндо Тацуи и его манги “Семья шпиона” / “Spy x Family”.
«Премия Харви» — престижная американская награда, присуждаемая c 1988 года за достижения в области индустрии комиксов, хотя категория “лучшая манга” появилась на премии совсем недавно. И предыдущими ее победителями становились такие близкие западным комиксам работы, как, например, нашумевшая в своё время манга “Моя интимная жизнь с одиночеством”/”Sabishisugite Lesbian Fuuzoku ni Ikimashita Report” и например, “Моя геройская академия” /”Boku no Hero Academia”.
От критиков не отстаёт и любовь читателей. Ведь продажи томов манги постоянно увеличиваются, и по состоянию на январь 2023-го года уже было продано свыше 23 миллионов копий. Правда, такой скачок, как обычно и бывает, это заслуга вышедшего в конце 2022-го года аниме. О котором мы сейчас немножко и поговорим.
Аниме
Одноименное аниме по манге “Человек-бензопила” вышло 12 октября 2022 года, и труд по его созданию взяла на себя опытная и именитая студия МAPPA. В последние годы она особенно на коне, не в последнюю очередь благодаря большому успеху сериала и фильма по манге “Магическая битва” / “Jujutsu Kaisen”. Представители студии МAPPA настолько любят творчество Фудзимото, что с удовольствием экранизировали бы все его работы, но, скорее всего, эти планы будут зависеть от успеха аниме “Человек-бензопила”.
Но, к сожалению, из-за своей загруженности я так и не нашел времени посмотреть это аниме полностью, хотя и собирался изначально это сделать для данной работы. Но всё же у меня есть, что сказать.
Для опенинга аниме студия МAPPA постарались действительно на славу. Слушая, как часто Фудзимото ссылается на кино, и насколько часто важную роль в его творчестве играют кинотеатры, порой даже выступая метафорой посмертия, студия решила наполнить сцены опенинга огромным количеством отсылок на кино. И интернет в ту же минуту взорвался, разбирая увиденное по косточкам. (В видео версии выглядит лучше :D)
В опенинге можно увидеть картину 1320 года “Божественная комедия” (“The Divine Comedy”). И ложится эта картина хорошо именно потому, что в самой манге ближе к концу можно встретить картину Гюстава Доре к поэме «Потерянный рай» 1866 года.
Потом следует визуальное цитирование фильма “Техасская резня бензопилой” 1974-го (“The Texas Chainsaw Massacre” (1974)), фильма, который по словам Фудзимото и послужил вдохновением для манги. Отсылку на главного антагониста фильма, которого называли Кожаное лицо, также можно заметить в манге, ближе к финалу истории..
Дальше у нас “Криминальное чтиво” / “Pulp Fiction” (1994), Квентина Тарантино.
И следом его же “Бешенные Псы” / “Reservoir Dogs” (1992), в кадрах, где персонажи в черных костюмах пафосно идут под музыку.
Прыжок над колодцем отсылает на аналогичный кадры из фильма ужасов “Садако против Каяко” / “Sadako vs Kayako” (2016) года.
Сидение на уголке кровати в пустой комнате мотеля — это явное цитирование фильма братьев Коэнов “Старикам тут не место” / “No Country for Old Men” (2007).
И снова Тарантино и его ракурс камеры на спины сидящих в машине людей из фильма “Однажды в Голливуде” / “Once Upon a Time in Hollywood” (2019).
Персонаж, залезаюший на стол, отсылает нас к старой черной комедии с элементами научной фантастики “Атака помидоров-убийц”/”Attack of the Killer Tomatoes” (1978)
Далее, вид кричащих протагонистов отсылает на японский фильм ужасов “Не смотри вверх”/ “Don’t Look Up” (1996)
А демон Ангела, сидящий на лестнице — это уже фильм “Лестница Иакова”/ “Jacob’s Ladder” (1990).
Аки и Химено на крыше под ночным небом отсылают нас к кадрам из фильма “Константин” / “Constantine” (2005) с Киану Ривсом.
А Дэнджи, натирающий шар для боулинга, — это сцена из ещё одного фильма братьев Коэнов — “Большой Лебовски” / “The Big Lebowski” (1998)
В сцене на пляже изображение Пауэр окружено молниями и выполнено в стилистике, совпадающей с названием фильма “Тор 4: Любовь и Гром”(2022).
Рождение из черного яйца подозрительно похоже на сцену из “Евангелиона” /”Neon Genesis Evangelion” (1995)
А в завершении, так же можно видеть кадр а-ля “Крутые Парни не смотрят на взрывы”, который появлялся уже в нескольких работах Фудзимото.
Также в конце можно заметить отсылку на известную иллюстрацию, наглядно показывающую пользу чтения книг.
Также отдельного упоминания, на мой взгляд, заслуживает и песня, выбранная в опенинге, особенно если слушать полную версию этой песни.
Энергия и безумие этой мелодии подчеркиваются частой сменой формы и стиля. Это звучит, словно заводящаяся бензопила. В один момент даже кажется, что трек начинает играть задом наперед, а в другую секунду рок-поп запилы сменяются лирической арией. И это очень подходит для безумного веселья. Но при этом странно, что для создания трека не позвали Сусуму Хирасаву, например, ведь ещё задолго до выхода аниме я говорил, как хорошо песня “Парад” из аниме “Паприка” (2006) подошла бы для “Бензопилы”. Хотя, глядя на оба трека в сравнении, понимаешь, что в “Параде” хватает энергии безумия, но не хватает “экшена”. Поэтому — дорогу молодым!
Несмотря на явные и яркие плюсы аниме, нашлись и те, кто выступил с резкой критикой. Некоторые люди настолько недовольны адаптацией, что создали петицию с требованием переделать сериал.
Создатели петиции называют аниме провалом и требуют полностью переснять аниме и сделать его более близким к оригиналу, а так же назначить нового режиссёра, который лучше поймёт первоисточник. Среди основных претензий указывают на то что из‑за чрезмерного реализма и эротизма сериала потерялись шарм и «приколы» оригинала. Экшен не впечатляет, в большинстве сцен неправильно переданы эмоции персонажей. Так же создатели петиции недовольны подбором актеров озвучки и плохо переданными интонациями в диалогах. Авторы петиции так же считают, что вместо студии MAPPA с работой лучше бы справилась студия Trigger. Так же отмечается, что MAPPA не в первый раз оказывается в центре критики. Не так давно на студию обрушился скандал, связанный с первой частью финального сезона «Атаки титанов». После этих событий сотрудники студии принялись за жесткую чистку и модерацию, удаляя все негативные реакции из социальных сетей.
Как я уже сказал ранее, из-за нехватки времени я ещё не посмотрел сериал полностью. Но по некоторым доступным кадрам, а также сериям, которые я посмотрел, можно сделать вывод, что MAPPA действительно старались и сделали всё, что могли. При этом активно завалив проект деньгами, порой показывая картинку уровня полнометражных работ, а так же не пожалели времени, сил и денег для создания уникальных эндингов для каждой серии. Да, невооруженным взглядом видны незначительные расхождения как в плане подачи истории, так и в смене визуального нарратива в некоторых моментах. Смена поз, смена эмоций и ракурсов, легкое изменение диалогов. На мой субъективный взгляд, все эти изменения незначительны. Сильная основа первоисточника и отличный визуал и анимация от студии делают своё дело. В мире, где есть 2-ой сезон “Обещанного Неверленда”, называть экранизацию “Бензопилы” плохой не поворачивается язык.
К слову, вот замеченное мной болезненное визуальное расхождение — это сцена, когда Человек-Катана атакует группу Дэнджи. В аниме сцена атаки выполнена привычным рубленным монтажом.
В манге же атака показывалась из камеры, закрепленной в глазах стрелка. Следовательно, в аниме мы потеряли мои любимые статичные фреймы. И вот уже такие изменения уже делают мне больно, ведь сознательный отказ от момента, который был специально создан максимально кинематографичным, мне кажется странным. Хотя люди, не читавшие мангу, даже не заметят тут проблемы.
Сперва я так же хотел привести пример нескольких изменений в диалогах, но всё же решил, что этот момент требует более глубокого изучения. Как минимум, я должен узнать, что персонажи говорят на японском, ведь иначе это может быть не существенное различие, а лишь ошибка перевода. Поэтому оставим детальное сравнение аниме и манги как-нибудь на другой раз.
Ну а пока, двигаемся дальше!
На волне популярности “Человека-бензопилы” в 2021-ом году издательство Shueisha решило выпустить сборник ваншотов автора в печатном формате. И получил этот сборник название “Короткие истории от Тацуки Фудзимото” / Fujimoto Tatsuki Tanpenshū (2021), в который вошли уже упомянутые ваншоты — “Два цыплёнка во дворе”, “Сасаки-кун останавливает пулю”, “Любовь слепа”, “Квалификация”, “Рапсодия русалки”, “Пророчество о Наюте”, а также выпущенные потом “Болезнь “Когда я проснулся, то стал девочкой”” и “Старшая сестра младшей сестры”.
Сам же Фудзимото, торжественно завершив “Человека-бензопилу”, не спешил писать обещанное продолжение. Он погрузился в настоящее творчество и окунулся в свои любимые ваншоты. И сперва 2021-ом, а следом в 2022-ом году он выпустил два ваншота, о которых мы сейчас и поговорим.
Оглянись/Look Back (2021)
Ваншот “Оглянись” вышел в 2021-ом году на всё там же сайте Shōnen Jump+. Занявшая внушительные 143 страницы, это была история девочки по имени Фудзино.
Фудзино живёт жизнь простой четвероклассницы, и в свободное время занимается тем, что рисует енкому для школьной газеты. Точнее, просто делает простенькие наброски за 10 минут и самодовольно купается в лучах похвалы от одноклассников и родственников. Ведь это естественно, что в таком возрасте детей хвалят за любое начинание. Но всё меняется, когда учитель просит Фудзино дать немного места в школьной газете для ещё одной девочки — затворницы Кёмото, которая не ходит в школу, но мечтает рисовать мангу, и поэтому хочет начать со школьной газеты. Фудзино великодушно позволяет новичку-дилетанту рисовать рядом с её енкомой. Но когда новый выпуск газеты выходит, разница в способностях оказывается колоссальная, вот только совсем не так, как рассчитывала Фудзино: затворница Кёмото оказалась талантливой художницей.
Не смотря на то, что Фудзино рисует кривые, глупые, упоротые, но всё же полноценные и забавные сюжеты, в сравнении с Кёмото её рисунок ужасен. Даже если учитывать, что затворница рисует только здания и интерьер. Поэтому Фудзино всерьез решила научиться рисовать, чтобы догнать и перегнать свою новую соперницу. Она нагуглила обучающую информацию в интернете, накупила книг, а главное — она начала постоянно рисовать. И дома, и в школе, и на улице, она старательно рисовала, чтобы стать лучше.
За два года усердного труда она изрисовала несколько десятков альбомов, становясь лучше. И тут, казалось бы, снова простая мораль — “усердный труд вознаграждается”. Но нет, рисуя каждый день, всё своё свободное время, героиня потеряла всех друзей, её оценки стали существенно хуже и даже родители озабочены будущим своего ребёнка. А главное, что даже после траты столько сил и трудов Фудзино так и не приблизилась к качеству рисунка затворницы Кёмото, потому что она тоже стала ещё лучше. Но если всё же отойти от качества непосредственно рисунка, то можно заметить, что Фудзино сильно улучшила композицию и работу с эмоциями своих персонажей, но ей этого, увы, недостаточно, и поэтому, глядя на разницу в навыках, она решает сдаться и забросить рисование.
Так Фудзино и вернулась к жизни простой школьницы, посвящая свободное время клубам, друзьям и прочим радостям. Так незаметно пролетело время, и наступил выпускной средней школы. И на этом выпускном учитель просит Фудзино отнести аттестат затворнице Кёмото, ведь она так и не пришла в школу, но, возможно, она примет аттестат от человека, который тоже рисовал для школьной газеты, пусть и давно.
Пусть и с неохотой, но Фудзино соглашается отправиться в дом затворницы Кёмото. В её большом и пустом доме она обнаруживает целый коридор, заставленный сотнями заполненных альбомов для рисования. Пока Фудзино старалась и рисовала практически всё свободное время, Кёмото тратила на рисование абсолютно ВСЁ время, которое у неё было.
И это не самое главное, ведь, к удивлению Фудзино, затворница Кёмото оказывается большой фанаткой её юмористических енком, которые раньше публиковались в школьной газете. Затворница Кёмото не прекращала петь дифирамбы и восхищалась работами Фудзино, она даже отметила момент, когда и рисунок и постановка сильно возросли. А сама же Фудзино слушала это, сохраняя хладнокровие.
И хотя во время общения с Кёмото наша героиня и смогла сохранить лицо, но на обратном пути мы видим её истинные чувства, которые автор филигранно изобразил на этих передающих эмоции панелях.
Мангака Фудзино вернулась!
И главное, я рассказал лишь первую половину этой великолепной истории, чтобы вы могли сами насладиться ею полностью и узнать, чем именно закончилась история этих двух девушек. Ведь события в итоге охватят много лет и целую жизнь.
И да, если вас интересует, есть ли в произведении уже классический для работ Фудзимто кинотеатр, то да, этой пасхалке нашлось место в истории, пусть и лишь в качестве камео.
Очень интересно, как много информации Фудзимото умудряется показать полностью без слов, передавая все эмоции и события через действия. Такой подход можно часто встретить в кино, как, например, в уже ставшей культовой открывающей сцене пиксаровского мультфильма “Вверх”, когда за 10 минут показали всю жизнь персонажа, при этом не сказав не единого слова. И мне также кажется, что если бы Фудзимото хотел, то смог бы написать в таком стиле целый ваншот.
Подводя всё вышесказанное, я должен сказать, что манга “Оглянись” просто великолепна. Целое отдельное видео можно посвятить разбору этого ваншота, полностью охватив все события. На мой субъективный взгляд, это уже по-настоящему мастерская работа, вызывающая кучу эмоций. А от финала и последних кадров у меня аж перехватило дыхание. Именно поэтому я не скажу ни слова о второй половине истории. Это была история о дружбе, тяжком труде, о невозможности двигаться вперёд, о развитии и поиске ответа — “Зачем автор рисует мангу?”. Поразительно, как много тем одновременно умудряется поднять это произведение. Эта манга настолько выверена в подаче истории в начале и настолько сильна в изложении мысли и идеи во второй половине, что стала моим самым любимым произведением из всех работ Фудзимото. Это очень сильное и стильное произведение, которому хочется аплодировать.
Есть вероятность, что история про талантливого мангаку и отличного художника намекает на встречу самого Фудзимото с кем-то из своих ассистентов, которые помогали ему рисовать задники для “Бензопилы”. Ведь недаром имя героини Фудзино так созвучно с именем Фудзимото. А ещё, совсем уж натягивая Почиту на глобус, можно предположить, что тут есть и отсылка на одного из кумиров Фудзимото, а именно на отношения мангаки ONE и Мураты при работе над мангой “Onepunchman”, ведь манга ONE буквально спасла Мурату от депрессии. И гениальный художник Юсуке Мурата всегда восхищался постановкой, юмором и энергией, которые несут в себе персонажи Вана.
Нужно также отметить, что в момент выхода манга оказалась в центре небольшого скандала. Постараюсь не вдаваться в подробности и спойлеры, но во второй половине истории фигурирует очень острый момент, а именно — психопат, нападающий на школу искусств с целью мести. Множество читателей отметили, что эти события сильно похожи на события 2019-го года, когда один человек поджег офис студии Kyoto Animation с заявлением о плагиате его работы. В итоге издательство Shonen Jump заявило, что вместе с автором они немного изменят данный эпизод, сделав заявления преступника в манге более абстрактными. А также, чтобы не обидеть людей с психическими заболеваниями, из манги были удалены любые упоминания о том, что нападавший был чем-то психически болен.
И к данному примеру жесткой цензуры можно относиться по-разному, но главное то, что от этого не пострадал сюжет и основная линия повествования, а изменения, по сути, лишь “косметические“.
Так или иначе, манга «Оглянись» имела успех. В первый же день выхода на сайте её прочитали 2,5 миллиона человек, а за два дня уже более 4 миллионов. Так же произведение заняло первое место в рейтинге Kono Manga ga Sugoi! в 2022-ом году в категории сёнэн, а журнал «Да Винчи» включил мангу в список “30 лучших книг 2022-года”. А также писатель и редактор Казуши Симада поставил эту мангу на первое место в своей 10-ке лучших манг 2022 года.
А мы двигаемся дальше.
Прощай, Эри / Sayonara Eri (2022)
Спустя год, в 2022-ом году, на уже привычном сайте Shōnen Jump+ выходит следующий ваншот автора под названием “Прощай, Эри”.
Я часто говорю, как мне нравится интересная постановка “статичных фреймов” Фудзимото, когда всё действие на панелях показывается с одного ракурса, словно с закрепленной камеры. И это был вопрос времени, когда Фудзимото с помощью такого стиля снимет свой фильм, свою артхаусную короткометражку, сделанную в жанре документальной съемки. Вот только вместо камеры наш автор, разумеется, использовал страницы манги.
История вращается вокруг парня по имени Юта, которому родители на двенадцатилетие подарили телефон с хорошей камерой и дали ответственное задание. Отныне он должен постоянно снимать на видео свою мать, у которой диагностировали неизлечимую болезнь.
“Юта, ты ведь понимаешь, что я больна и могу умереть?” — это буквально первое, что слышим мы от матери главного героя.
И вот в такой атмосфере протагонисту и придётся расти, попутно снимая всё происходящее на видео. Так проходят годы, и в итоге герою нужно из отснятого материала смонтировать фильм и показать его на школьном фестивале.
Наверное, любой другой автор на этом бы и завершил историю. Мальчик записывает последнее время своей матери, монтирует из этого фильм, и в конце истории срывает чувственные овации в кульминации фильма, наверное, попутно делая выводы по принципу — “цените отведенное время”.
Но, как вы понимаете, с Фудзимото всегда непросто! Потому что в конце фильма герой демонстративно не идёт в больницу, чтобы запечатлеть последние мгновения матери, он бежит прочь с криком “Прощай, мама!”, а зрители видят смачный взрыв больницы!
В зале повисает томительное напряжение, а зрители не знают, как реагировать на увиденное. И да, за неуважение к матери и неуважение к жизни главный герой получит от учителей и одноклассников существенный заряд критики в адрес своего творчества, которым он занимался на протяжении нескольких последних лет. Получив такой разгром в свой адрес, протагонист не находит ничего лучше, чем спрыгнуть с крыши больницы, чтобы у всех критиков взыграла совесть. Там-то он и встречает девушку по имени Эри, которая предлагает ему снять ещё один фильм. Потому что ей очень понравилась его работа.
И поэтому впереди у этих двоих долгий путь, на котором протагонисту придётся научиться снимать фильмы лучше, и для этого герои будут смотреть много —МНОГО фильмов.
“Ты не можешь снять хороший фильм, который всем понравится, пока не пересмотришь кучу других фильмов”. Это не просто слова Эри, направленные главному герою: это одно из основных кредо Фудзимото, который часто повторяет эту фразу на своих интервью — “Читайте больше манги и смотрите больше фильмов”.
“Прощай, Эри” — просто великолепное произведение, которое умело играет на эмоциях и умудряется даже в такой, казалось бы, простой сюжет запрятать повороты, о которых даже есть намеки в начале и которые мог заметить внимательный читатель. Так же произведение отлично играет на принципе “ненадежного рассказчика” — это литературный и художественный приём, когда автор произведения осознанно обманывает читателя или зрителя. Так же и “Прощай, Эри” сперва нарочно показывает читателю определённые события, а потом заявляет, что всё сказанное или сделанное было не правдой, а было сделано и сказано только для фильма и персонажи лишь отыгрывали роль.
Поэтому данное произведение можно назвать самым открытым для интерпретации среди всех работ Фудзимото. В итоге читатель сам решает, что именно было правдой, а что нет. Ведь в итоге все события манги и даже её финал могли быть просто фильмом. И да, мне понравилась отличная мысль, которую передаёт автор — что мы сами решаем, как нам запомнить людей в итоге.
Ну и главное, что исскуство — это взрыв!
Вкус и чувство ритма истории пришли к Фудзимото в основном из кино. Поэтому, неожиданно для мангаки, автору умопомрачительно хорошо даются ваншоты, где история подаётся за раз и в состоянии полностью раскрыться. С этим вновь были согласны критики. В течение дня после выпуска на сайте Shōnen Jump+ манга набрала более двух миллионов просмотров. А в 2023-ем году произведение заняло второе место на премии Kono Manga ga Sugoi в категории “сёнэн”.
И пока Фудзимото самодовольно собирает заслуженное признание, мы переходим к последнему ваншоту, который в этот раз немного непривычный для творчества автора.
Просто послушай / Just Listen to the Song (Listen to Me Normally) (2022)
В том же 2022-ом году Тацуки Фудзимото поработал в паре с другим мангакой по имени Тода Ото, который двумя годами ранее в 2020-ом выпустил на сайте Shonen Jump + мангу-антологию “To Strip the Flesh”.
И такие коллаборации тоже происходят довольно часто, когда несколько людей хотят поработать вместе. Взять, например, манги “Король Волков” и “Япония”, которые рисовал Кэнтаро Миура, автор “Берсерка”, а сценарий писал Буронсон, автор истории “Кулака Северной Звезды”.
Так и в ваншоте ”Просто послушай” Фудзимото отвечал за сценарий, а Ото взял на себя роль художника. Вышла эта 18 страничная история на уже привычном нам сайте Shonen Jump +.
История в ваншоте вращалась вокруг старшекласника, который признаётся девушке в любви. Вот только решает он это сделать самым романтичным, на его взгляд, способом. А именно — он написал и сыграл на гитаре песню-признание и залил его на ютуб. Разумеется, на следующий же день это чувственное и личное признание посмотрела уже вся школа, потому что “Гы-гы-гы, кринж”. Парень расстроен: мало того, что девушка над ним посмеялась, так ещё и вся школа теперь шушукается за его спиной.
Но тут произошло неожиданное. Его ролик с песней попал в тренды ютуба, но вовсе не из-за высокого качества самой песни или музыки. Сперва на видео стали видеть призрака. Потом обычные люди и блогеры стали вирусить данное видео, рассказывая о заложенных в песне тайных смыслах. Мол, если проиграть песню в обратном порядке и перевести на испанский, то будет слышна критика капитализма и прочие политические высказывания. Или, например, пробегающий в кадре кот тоже символизирует что-то особенное, по типу солнца. И прочие радости катящегося снежного кома, который невозможно остановить. Хотя, на самом деле, есть возможность остановить такой поток… нужно просто выпустить ещё одно видео, с ещё одной песней.
В этом коротком, но забавном ваншоте Фудзимото и Ото от души посмеялись над людьми, которые видят и слышат то, что хотят видеть и слышать, и ищут тройные и даже десятерные скрытые смыслы, например, называя “Демона Пушку” из “Человека-бензопилы” аллюзией на зверства США во Вьетнаме и массовые расстрелы по всему миру и прочее. И, в том числе, авторы посмеялись и над нами, простыми людьми и блогерами, которые с удовольствием ищут скрытые смыслы там, где автор их порой и не закладывал. И я нисколько этому не обижен, а наоборот, от души посмеялся сам.
А главное, суть истории красиво завершается на мысли — не важно, что подумают и скажут другие, важно, чтобы послание в итоге дошло до того, кому оно и было изначально адресовано. И это хорошо.
Человек-бензопила 2 / Chainsaw Man 2 (2022)
Манга “Человек-бензопила 2”, получившая условный подзаголовок “Арка школы”, начала выходить в июле 2022-го года.Для второй части автор решил даже не прерывать нумерологию и начал историю с 98-ой главы, непосредственно после завершения первой части, и даже сам автор говорит, что разбиение на части манги условное. Хоть и выходит продолжение уже не в самом печатном журнале Weekly Shōnen Jump, а вернулось на уже привычным нам сайт Shonen Jump +.Но, тем не менее, первая часть “Человека-бензопилы” имеет полноценный финал, несмотря на некоторые незаконченные сюжетные линии, оставшиеся висеть в воздухе. Поэтому и вторую часть надо было не просто продолжать, а переизобретать заново, с чем Фудзимото, к моему счастью, удачно справился.
История в манге “Человек-бензопила 2” начинается с представления нашей новой главной героини, старшеклассницы по имени Аса. Она немного нелюдимая, гордая и периодически неуклюжая. И ещё она очень и очень ненавидит демонов, в том числе и городского героя — Человека-Бензопилу. И главное, из-за случившихся неудач её теперь ненавидит весь класс настолько, что дело доходит до старой доброй школьной травли.
В итоге череда взаимосвязанных событий приводит героиню к трагичной смерти и мысли — “Вот бы пожить ещё чуть-чуть в своё удовольствие”. И так же, как в своё время с Дэнджи, на своём смертном одре Аса заключает контракт с появившимся демоном.
Этим демоном оказывается один из всадников апокалипсиса — Демон Войны. И отныне Аса обязана помогать Войне в её нелёгком труде. Каком? Всё просто, Война стремится только к мести единственному демону, который однажды смог её победить — Бензопиле! Так и начинается история двух подруг, которые будут бороться за контроль над телом, постоянно спорить, но поддерживать друг друга, постепенно привыкая к новому положению вещей. Ведь помимо основной задачи, неплохо было бы и пожить обычной жизнью старшеклассницы!
“А что там Дэнджи?” — спросите вы. Он явно никуда не денется из истории, хоть и любезно предоставил всё начало манги знакомству читателей с Асой и Войной.
Дэнджи занят очень важной задачей! Он убивает демонов, спасает город и очень старается, чтобы все узнали, что Дэнджи и есть Человек-Бензопила. Правда, агентство охотников запретило ему это делать, поэтому герой пытается придумать, как бы ему этого достигнуть, но при этом чтобы всё выглядело, как случайность! Поэтому у него есть хитроплан, и он его придерживается. Зачем он это делает? Конечно же, чтобы на него девушки сами вешались! И да, ситуации, в которые он попадает из-за этого, уморительны.
Хотя пока что именно Аса ощущается, как новый протагонист истории: очень много событий показываются с её перспективы, мы очень часто слышим именно её мысли, при встрече с Дэнджи мы, как читатели, уходим домой именно с ней, а не с ним. Но отношения Асы, Войны и Дэнжи явно станут основой для всей второй части, и, зная автора, я уже предвкушаю почитать, куда же всё это зайдёт.
Хочется также отметить, что просто поразительно, насколько Фудзимото научился создавать женский образ как с нарративной, так и с визуальной стороны. Когда анимешники дорвались до образа Макимы, казалось — вот она, вершина, куча людей радостно бегает по улице и “гавкает”, прося вкусняшку у властной доминаторши. Годы назад могло показаться, что создание такого образа — это лишь удача. И тут появляется Йор, она же “Война”, и снова попадает в десятку. Снова сильный и властный образ, который многим придётся по вкусу. Только в этот раз мангака добавил щепотку слабостей и психологических уязвимостей, сделав, как бы это парадоксально не звучало, образ демона Войны человечнее.
К слову, само имя Йор — это хорошая лингвистическая метафора, потому что имя “Аса” означает “утро”, а “Ёру”, соответственно, “Ночь”. Но так же это может быть и отсылкой на героиню Йор из манги “Семья Шпиона”, чей автор Эндо Тацуя, как мы помним, был одним из ассистентов Фудзимото.
Возвращаясь назад, к Макиме, заявляю, что я сам сторонник посылания её в пешее и далёкое путешествие и не терплю манипуляции, но я, как обычно, отдаю должное автору за создание сильного и запоминающегося литературного образа, потому что это только со стороны кажется простым делом. А ведь в первой части произведения есть и энергичная Пауэр, и зажатая Кобени, и взрывная Резе! И каждую из них хочется назвать по-своему яркой и по-своему ненормальной.
И дело в том, что существует неподтвержденный слух: будто Фудзимото в колледже начала постоянно задирать некая девушка, демонстративно опрокидывавшая его велосипед, и в какой-то момент молодой мангака осознал, что это... вызывает у него странное чувство счастья. Так что во многом отношения в “Бензопиле” — это отражение его личного опыта. “Наверное, я просто люблю давление и безрассудных женщин." — подытожил мангака.
Помимо личных ощущений и кинематографа, Фудзимото, как и любой автор, для своих работ заимствует элементы и из своих предыдущих работ.
И дело не только в отсылках на свои же работы, как вот эти взрывы:
Но и в том, как старательно он показывал отношения двух девушек-мангак в “Оглянись назад” и сколько времени он уделил проработке основного женского персонажа в “Прощай, Эри”. Поэтому, так хорошо потренировавшись и получив одобрение публики, он так хорошо справился с выдвижением персонажа Асы на передний план.
Так же Фудзимото продолжает радовать своим скиллом визуального повествования. Всё чаще он добавляет в свои работы сложные визуальные метафоры, подсмотренные, очевидно, в кинематографе и успешно внедренные в мангу. Например, одна из таких замечательных сцен — это диалог героини Асы со своей подругой Юко. В этот момент Юко рассказывает подруге свой страшный секрет. В данной конкретной сцене обратите внимание на ярко выраженную тень справа.
И по мере нарастания напряжения и раскрытия новых подробностей секрета тень от дома все больше драматически накрывает Юко.
Пока в итоге “тьма” не накрывает её целиком.
И такие визуальные моменты меня очень и очень радуют.
На момент написания этих строк, в манге “Человек-бензопила 2” вышло пока мало глав, но на данный момент история уверенно держит планку в плане напряжения и упоротого юмора. Я с нетерпением буду ждать новых глав, потому что верю, что дальше будет только лучше.
В 2022-ом году на конвенте Jump Festa 2022 показали видео с интервью Фудзимото Тацуки и его редактора Сихэй Лин. Казалось бы, в преддверии выхода аниме именитый автор впервые покажет своё лицо, но увы, на видео вместе с ведущим был лишь рисованный “Почита”, который и отвечал словами Фудзимото. Автор завявил, что «не показывает лица из-за страха быть убитым» — вполне обоснованная осторожность, связанная с письмами с угрозами, которые он получал.
Зато автор поделился некоторыми интересными фактами из первой части манги. Например, Химено должна была быть сестрой Аки, и Фудзимото хотел, чтобы она прожила дольше. А у Кобени должно было быть больше пирсинга. И ещё, автор также не знал, кого из второстепенных персонажей оставить в живых в конце, и спросил совета у своего редактора. И после того, как узнал его мнение, сделал всё в точности наоборот.
Что, опять же, вполне в духе автора.
Так плавно мы и подходим к ответу на вопрос -
“Как изменилось моё отношение к Фудзимото после того, как я прошел с ним его творческий путь.”
В своих интервью Фудзимото часто говорил, что творит сюжеты и события неосознанно. Он сильно полагается на инстинкты и чувство вкуса, которое развито большим количеством манги, книг и фильмов. Он заявлял, что часто смешивает в своей голове образы, которые уже где-то видел, чтобы получить в итоге что-то новое. Возможно, именно поэтому так часто в интернете Фудзимото называют Тарантино от мира манги.
"Я верю в читателя. Я считаю, что если вы слишком много объясняете ради ясности, вы на самом деле дурачите свою аудиторию. Читатели уделяют вашей работе больше внимания, чем вы думаете."
Люди говорят, что мангаки делятся на два типа, которые хорошо показаны в манге “Бакуман”. Есть мастера, которые всё продумывают наперед. Для них история как мозаика, которую они старательно раскладывают. Даже их рабочий стол всегда аккуратный и опрятный.
И есть мангаки, которые действуют по наитию, основываясь на своём чувстве вкуса и ритма. Это люди, у которых постоянно беспорядок в голове и на рабочем столе, но при этом они создают увлекательные вещи.
И вот раньше, читая творчество Фудзимото, я представлял его гением, который продумывает всё наперед, словно Наоки Урасава, автор “Монстра” и “Мальчишек 20-го века”. Но пройдя через все произведения автора и через его интервью, пройдя с ним весь его творческий путь, я понял, что передо мной новый Араки Хирохико — бизарный гений и создатель серии “Невероятные приключения Джо Джо”.
Теперь понятно, почему сцена, где Дэнджи в бою облил себя бензином, так напомнила мне аналогичную сцену из шестой части Джо Джо, где героиня тоже облила себя бензином и подожгла!
Этот автор создаёт превосходных персонажей и даёт им самим действовать в ситуации, порой сам не зная, куда это в итоге его заведёт. Наверное, именно поэтому взаимоотношения персонажей в его мангах так хорошо поданы и воссозданы, ведь они воспитаны киношными диалогами.
И скорее всего, поэтому Фудзимото так мало внимания уделяет проработке мира и лора своих произведений. Например, в той же “Бензопиле” мы слишком мало знаем об организации охотников, о её структуре и иерархии. Вдобавок, сложно поверить, что в мире с самыми настоящими демонами условная церковь не будет иметь астрономическую власть и влияние.
Но хотя бы автор делает неплохие реверансы в сторону альтернативной истории: например, из-за окончательного уничтожения демона Нацизма, Второй Мировой войны во вселенной “Бензопилы” так и не случилось.
У Фудзимото Тацуки невероятно выверенные и продуманные ваншоты, во многом благодаря его любви к кино, и поэтому с долгоиграющими сериализациями ему сложнее совладать.
Но всё равно, даже при всех минусах, я заявляю, что Фудзимото Тацуки — один из моих самых любимых мангак современности. Не потому, что он опрятный гений, который продумал каждую мелочь сериала заранее, а просто потому, что мы с ним на одной волне.
А мы будем подводить итог.
Подводя Итог
Это была большая и сложная работа, которая заняла у меня много месяцев. И всё равно я наверняка многое упустил или просто забыл рассказать. Но я всё же надеюсь, что вам это было интересно.
Я начал этот путь, думая, что рассказываю историю про гения, который всё идеально продумал наперёд. А в итоге обнаружил гения, который благодаря знаниям и чувству вкуса, полученных из фильмов, умудряется создавать настоящие и сложные шедевры, порой пряча их под тонной насилия и треша.
Это была история 30-ти летнего Тацуки Фудзимото, о котором сейчас говорит весь мир, и я хочу пожелать ему удачи на сложном и трудном пути профессионального мангаки. Потому что мне хочется верить, что при даже таком признании от критиков и публики его Творческий Путь только начинается!
Всем спасибо и услышимся в следующих статьях.
—-------------------------------------------------------------------
Интервью и литература
Очередной многомесячный труд завершён. :D Материал я начал собирать ещё прошлым летом, и думал плотно заняться текстом во время отпуска, но тогда всё время съело видео о "Самых продаваемых мангах". В итоге основательно за текст я сел только в ноябре, и думал, что успею закончить к концу года, но текст рос и рос :D В итоге насупил март. Спасибо всем кто ждал. Отдельное спасибо пользовательнице @Староста Когтеврана Джек, за редактуру материала!
Фудзимото напоминает мне Тарантино, как творческая личность. Такой же самородок, воспитавший в себе широкий кругозор и применяющий его для собственных работ, почти интуитивно делает жутко веселые и увлекательные вещи с ебанцой, в которых совсем не обязательно глубоко копаться, чтобы получать от них удовольствие.
@Monstrrro из Анимемании @Виабу @Блогосфера Будьте любезны :D
Анимания настолько хорош, что репост летит быстрее чем я успеваю дописать комент! :D
Уже
В жизни бы не подумал, что кто-либо когда-нибудь мне продаст мангу. Человеку, весьма далёкому от манги, аниме и всего такого. И что я с таким интересом за один присест прочитаю лонгрид про эту часть культуры.
Любопытства ради решил копнуть, мол, вдруг найду медь - а в итоге отрыл кучу золота. Если та самая манга (Оглянись назад) зайдёт - буду копать дальше. Точно заинтересовала больше нашумевшей Человек-бензопила.
Большое спасибо автору за внезапный билет в потенциально большое и интересное путешествие.
Спасибо за прочтение. Советую ещё глянуть тогда статьи про творческий путь Кентаро Миуры (Берсерк) или Цутому Нихея (Рыцари сидонии и Блейм) :D