Ария Души. Звучание Shoji Meguro, бывшего игрового композитора Atlus

Страна восходящего солнца богата разными творческими личностями, в том числе и ответственными за "звуковую начинку" любимых нами игр. В данном случае приятно когда по духу творчество несомненно близкое и родное слушателю, как "материал" у коллеги по цеху Акиры Ямаоки. И тут начинает заигрывать Muladhara из Shin Megami Tensei Digital Devil Saga...

Ария Души. Звучание Shoji Meguro, бывшего игрового композитора Atlus

Композитор, гитарист и звуковой дизайнер Сёдзи Мегуро, имеющий за своими плечами 26-ти летний опыт в компании Atlus, в основном известный как звукорежиссёр серии Persona, смог создать уникальное звучание, перебирая словно струны гитары разные стили от рока, электроники до джаза, не забыв и про классику. Об этом сегодня и поговорим, заодно не упустим шанс и послушать.

Навигационная карта лонгрида.

Ария Души. Звучание Shoji Meguro, бывшего игрового композитора Atlus

Хотя можно было бы добавить и карту в духе игрового сеттинга.

Strange Journey порой умел заставить игрока понервничать.<br />
Strange Journey порой умел заставить игрока понервничать.

Начало творческой жизни композитора.

Токио, Япония, 4-ого июня 1971-ого, тогда на свет появился ( пока ещё без гитары в руках) Сёдзи Мегуро. С ранних лет увлекался технологиями так как родители владели своей небольшой фабрикой, вполне ожидаемо что интересы смогли перейти и на музыкальные инструменты. Когда ему было около 4-5 лет мать предложила ему научиться игре на тромбоне и органе Electron. В детстве предпочитал классическую музыку (Бетховен, Чайковский) взамен популярной по тем временам а с течением лет, в средней школе заинтересовался джазом такими японскими исполнителями как T-Square, Casiopea и иностранным Herb Alpert.

Что может быть лучше живого выступления?
1979-ый и дебютный альбом Casiopea
И не много американского джаза.

В старшей школе думал продолжать игру на тромбоне, но разочаровался в результатах, тогда друг посоветовал сосредоточиться на игре синтезатора и гитары. Была попытка создать свою группу с другом, но поиск вокалиста не был успешен. Получив свой первый персональный компьютер начал увлекаться играми и осваивать программирование, особенно в своих играх, позже опыт в этом помог Мегуро при написании музыки для игр.

После окончания школы получил степень инженера-механика в университете. Продолжая сочинять музыку в университете он наконец то нашёл вокалистку для группы, 4 года участвовал в группах Aardvark и Foggy Gift, редко практикуясь игре на гитаре, но не забывая развиваться в программировании.

После окончания школы обучался гидродинамике в Колледже промышленных технологий Университета Нихон, из-за любви к технике, в данном случае Формуле Один, подрабатывал программным переводом песен для караоке. Во время учёбы не смог найти работу по профессии и стал искать в других сферах. От друга узнал что требуются игровые композиторы, но боялся что на NES не сможет реализовать себя, с выходом PS1 решил попробовать себя в игровой сфере. В процессе поиска работы обращался во многие игровые компании но не проходил собеседования из-за незнания консольных игр.

Atlus. Первые шаги.

Старое лого  продержалось довольного долго 1986-2014.
Старое лого  продержалось довольного долго 1986-2014.

Демо запись, отправленная в компанию, разработчиков игр и два интервью обеспечили Мегуро работу в Atlus в 1995-ом году, не смотря на то, что он ничего не знал о серии Shin Megami Tensei.

Краткая историческая справка. Atlus основана в 1986-ом, и известна благодаря серии Shin Megami Tensei выходившей с 1986 и её ответвлением - Persona, первая часть которой вышла как раз не без участия нашего композитора.

Работая над Revelations: Persona {PS1} в 1996-ом, он написал 16 треков, в том числе и основную для данной серии - Aria of the Soul.

Уже и нельзя представить Velvet Room без этого трека.
Или многим полюбившейся Poem of Everyone's Souls
Впрочем знакомые фанатам мотивы можно услышать и в других композициях.

RocketBaby: Какие-нибудь особые воспоминания о работе над Persona?

Shoji Meguro.: Я два месяца не мог вернуться домой. Но все в порядке, потому что, когда я вернулся домой, я увидел что Giants (японская бейсбольная команда) занимавшая последнее место, выиграла свой дивизион.

1997-ой год и Sega Saturn. Настало время браться за рпг Devil Sumonner: Soul Hackers , часть серии SMT и второй игре в под серии Devil Sumonner.

Позже в 1999-ом был порт на PS1, но опенинг из 3ds версии звучит "слаще".

Мегуро сфокусировался на смешивании джаза и техно, чтобы подчеркнуть атмосферу киберпанка, уложившись в 50 треков. Но пришлось столкнулся со сложностями в создании музыки, используя лишь сэмплы в 100-200 кб

EL-115 подчёркивающий атмосферу игры.

Дальше был Maken-X c Sega Dreamcast вышедший в 1999-ом в жанре hack 'n' slash от первого лица. Сёдзи проработал около полтора года над OST, сочинил большую часть, и получил большую творческую свободу чем в Soul hackers, не без помощи увеличенного звукового ресурса консоли. Позже поработал и над Maken Shao: Demon Sword, ремейком на PS2.

Смесь техно и рока, главные основы саундтрека Maken X.

Игровая музыка 2000-х.

В 2003 году на PS2 стало жарко... Должность ведущего композитора в Shin Megami Tensei: Nocturne занял Сёдзи Мегуро. Он старался придать игре более оркестровое и фьюжн звучание в отличии от прошлых частей.

One more God rejected!
Знаменитая боевая тема имеет 7 вариантов, которые содержат разные гитарные соло.

Один из ключевых моментов в карьере это творческая свобода в дилогии SMT: Digital Devil Saga, снова спиноффов SMT, позволила создать уникальное звучание под стать атмосфере постапокалипсиса и киберпанка.

Мрачно и эмоциально, всё как любит зритель

Первая часть была исполнена в атмосфере рока 60-70-ых, так как продолжение имело техно звучание.

Раньше я ждал, когда Бог музыки снизойдет на меня, но сейчас я просто заставляю его выйти, потому что нет времени быть самодовольным.

Сёдзи Мегуро
Кидай любой трек из OST и не ошибёшься.
Боевые темы это отдельная тема для разговоров.

Вторая часть из-за смены музыкального стиля как по мне растеряла ту самую атмосферу безысходности и голода, да и локации стали более просторные но до жути однообразные и я её забросил, но дать второй шанс когда нибудь надо...

Нельзя упомянуть опенинг DDS2.
Гитаро-электронная боевая тема задаёт нужный настрой битвы.

В 2005-ом Мегуро решил отдохнуть от SMT перейдя на карманную Nintendo DS с симулятором хирурга Trauma Center: Under the Knife для создания музыки в игровых ситуациях с разной степенью напряжённости. Ограниченные технологии портативной приставки принесли больше трудностей для создания музыки, чем опыт с прошлыми консолями.

Следующий год и ещё одна индивидуальная работа над ролевой игрой с PS2 - Devil Summoner: Raidou Kuzunoha VS The Soulless Army с более сильным акцентом на джазе, всё таки действие происходит в 1931-ом году. Но зная композитора, без других стилей в духе рока и фанка не обошлось.

И да, вам не показалось, можно было повстречать Распутина в роли одного из основных антагонистов.
...а что же там в музыкальном плане? Гитарные риффы Мегуро быстро объясняют игроку что об этом не стоит беспокоиться.

gamedeveloper

Серия Raidou уже создала уникальную атмосферу, и я сочинял её с чувством этого материала. В опенинге мы использование сякухати, продольную бамбуковую флейту, которая послужила для передачи ощущения периодаТайсё.

Пост звукорежиссёра ремейка Wii Trauma Center: Second Opinion и заглавная тема c перезаписанными треками для MMORPG Megami Tensei Online: Imagine из того же 2006-ого.

Международную известность Сёдзи Мегуро обрёл благодаря работе над Persona 3, смешав pop c фанком и вокалом, очень переживая за произношение английской речи в текстах песен. В результате саундтрек был продан тиражом более 100 000 копий. В следующем году он вернулся чтобы создать дополнительные треки для так сказать director's cut версии Persona 3 FES.

В 2008-ом развитие музыкальных идей реализовалось в продолжении серии - Persona 4. Крестовый поход на основе поп музыки, вокала и смеси других стилей снова продолжается но стал чуточку в ретро звучании. Саундтрек в основном был написан, аранжирован и спродюсирован Мегуро.

Саундтрек солнечного деревенского городка в котором происходят убийства при появлении тумана был всё таки разноплановый.

Участие на концерте Persona Music Live в 2008-ом.

Glixel: Rонцерты Persona Live невероятно популярны в Японии. Что нужно, чтобы привезти концерт Persona в Северную Америку?

Meguro: Я думаю, что есть много вещей, которые необходимы для живых концертов в США или Европе, но я не думаю, что у Persona есть известность или популярность за границей, чтобы привлечь достаточно толпы на концерт. Если бы было больше ажиотажа в Интернете и больше продаж за границей — особенно если бы продавалось больше копий Persona 5 — я был бы счастлив привезти живой концерт за границу. Я, лично, хотел бы это сделать.

Devil Summoner 2: Raidou Kuzunoha VS King Abaddon {2008}.

Cнова вернёмся к джазовому звучанию, которое по замыслу Мегуро стало звучать величественнее. Композитору пришлось столкнуться со сложностями из-за перехода на новое программное обеспечение, так как старое устарело

Ремейк 2009-ого года SMT: Persona для PSP и режиссёрское кресло Сёдзи. Встав во главе и зная виденье серии, взялся за улучшение интерфейса, добавления новых подземелий и головоломок. Ощущая что оригинал имеет устаревшее звучание, он решил обновить OST, с уклоном в pop, в духе третьей части, всё же не все ярые почитатели оригинала приняли музыкальные новшества, кто то даже создал патч для возвращения оригинальных треков. В сумме 25 минут свеже написанной музыки.

Ария Души. Звучание Shoji Meguro, бывшего игрового композитора Atlus

Во второй половине 2009-ого на DS вышел dungeon crawler Shin Megami Tensei: Strange Journey , OST с уклоном в оркестровый стиль, григорианское пение и минимализм, без применения современных музыкальных элементов. Его работа получила высокие оценки и похвалу за экспериментальный стиль.

Звук экспедиции в Антарктику по мощи напоминал ost блокбастеров.

Возврат к Persona 3 Portable, а именно к улучшенному порту для PSP и написанию 25-ти минут ( а если быть точнее 10 трекам) новый музыки под карманную консоль. Причём большинство нового звукового контента идёт под нового героя женского пола.

Развитие идей и новый опыт в 2010-х.

Участие Сёдзи Мегуро в продолжении Trauma Team 2010-ого года на Wii в качестве приглашённого композитора.

Отдельно выпускавшийся официальный саундтрек Trauma Team имел крутой арт дизайн.<br />
Отдельно выпускавшийся официальный саундтрек Trauma Team имел крутой арт дизайн.
Мегуро здесь не много, но пару треков непременно западут в душу.

Недавнее прошлее - головоломка Catherine {2011}, как по мне одна из любимых игр в моей библиотеки.

Мегуро находился во главе команды композиторов, но не обладал огромной свободой, ориентировался на ключевые темы игры - эротику, классику и остальную взрослую тематику. Во время прохождения уровней-головоломок использовались ремиксы на классическую музыку, в спокойных моментах звучал джаз а в анимационных отрезках играла симфоническая музыка. Участие репера L-VOKAL принесло ещё больше разнообразия в смесь жанров.

Для фанатов японского репа L-VOKAL собственной персоной, прямиком из Токио.
...Атмосферные посиделки в баре в компании друзей и всё это, благодаря треку Also Sprach Brooks.

Позже руководил над PSP портами Persona 2: Innocent Sin and Eternal Punishment c новыми функциями и исправлениями в плане технической реализации, в которых была возможность выбора между оригинальным саундтреком или переизданным. Всё таки ошибки прошлого были учтены, чтобы в результате довольны были бы все. Работа над новым саундтреком пала на плечи новых сотрудников Atlus.

Первый опыт создания всего саундтрека для аниме Persona 4 идущего на японском тв в 2011-2012-ом , позже выходившего на DVD.

2012-ый. Порт улучшенной версии Persona 4: The Golden для PlayStation Vita и ожидаемо 15 новых треков.

Новая боевая тема, я как не заставший оригинал 4-ки, уже не представляю бои без неё.

Серия продолжается, Persona 5.

Persona 5, долгожданная новая часть про похождения Джокера порадовала игроков в 2016-ом. Мегуро получил полную творческую свободу и за 3 года написал около 80 % материала от общей суммы. Всё таки не смотря на главную должность, ещё 4 композитора подключились к работе над проектом. Семь треков на английском языке исполнила японская джазовая и соул вокалистка - Lyn Inaizumi.

Забегая вперёд, лайв выступление Persona 5 Strikers.

Чтобы показать настрой игры композитор сильно добавил элементы acid jazz. Кислотный джаз (Именуемый в США как Клубный джаз), музыкальный жанр в стиле фанк в котором может присутствовать смесь жанров таких как соул, диско, джаз и хип-хоп. Зародился в 1980-ых, хотя основная популярность пришла в 90-ые. Возьмём к примеру пару наиболее известных групп жанра - английская Jamiroquai, The Brand New Heavies, US3 и прочие.

Вернёмся к игровому звуку, а именно OST Persona 5. Сёдзи хотел чтобы музыка стало более реалистичной по сравнению с прошлыми частями и звучание соответствовало визуальным эффектам игры.

Пора бы уже настрочить топ любимых риффов композитора.

Дополненная контентом, улучшенным визуальным оформлением и не без новой музыки, Shin Megami Tensei: Strange Journey Redux вышла на Nintendo 3DS в 2017.

Саундтрек подстать новому сюжетному персонажу наполненной агрессией к игроку.

14 февраля 2019-ого вышла дополненная Catherine: Fullbody с новым ключевым сюжетным персонажем, теперь даже в карманном варианте на PS Vita.

Тема загадочной Рин от Shoji.

Хорошей игры должно быть много, особенно когда добавляют большой кусок нововведений, увеличивающий хронометраж и так крупной рпг, это всё про Persona 5: Royal из 2019-ого. Традиционно новым персонажам, уровням - новую музыку от Сёдзи Мигуро.

Ooooopening!

В 2020-ом вышел P5S то есть Persona 5 Strikers. Знакомые персонажи в новом жанре, musou - смесью hack 'n' slash и action-rpg, известным примером является серия (Один в поле всё таки воин) Dynasty Wariors. Мегуро числился звукорежиссёром игры хотя OST занимались другие композиторы.

Ролевая игра от Atlus под гордым названием Project Re Fantasy: A Fool's Journey Begins? Конечно ждём, увидеть бы что то новое или хотя бы послушать...

Но послушать уже даже что то и имеется.. Первая частичка от Мегуро, проигрываемая во время стрима.

Новый анонсированный проект Guns Undarkness от самого Сёдзи Мигуро в жанре sci-fi rpg. Концепт был ещё разработан в 2006-ом, но тогда разработка провалилась. В 2016 он пытался оживить проект, переписав сюжет и использовать движок Unreal Engine. Сам саундтрек по словам композитора будет в жанре альтернативного рока.

Выглядит страшно, но ведь в данной тематике нам важна музыка от одного известного человека...

В конце 2021-ого года Сёдзи объявил о уходе из компании, чтобы стать фрилансером, но он по прежнему будет работать над некоторыми проектами Atlus.

Желание дополнить статью победила лень. Сотрудничество Мигуро с менее известными творениями.

Пару слов о участии в проектах калибром поменьше. Файтинг после событий оригинала 4-ки - Persona 4 Arena {2011} и Ultimax издание {2012}.

Рпг Persona Q: Shadow of the Labyrinth {2013}, кроссовер 3 и 4 части Persona, на 3DS.

Заглавная тема дело рук нашего композитора.

Четыре трека к улучшенному порту TRPG Shin Megami Tensei: Devil Survivor 2 Record Breaker с 3DS из 2015-ого.

Ритм игра c ...сюжетом Persona 4: Dancing All Night на PS Vita, 2015-ого. Саундтрек контролировал и режиссировал Мигуро с десятком других композиторов, среди которых упоминается и Акира Ямаока, который занимался ремиксом.

Persona 3: Dancing in Moonlight, забавно как новая часть ритм-игры по хронологии оригинала выпускается позже, но по событиям танцевальной серии это прямое продолжение. Вышла в 2018-ом на PS4 и Vita.

Сёдзи участвовал в ремиксах треков из оригинальной третьей части.

Упомянем и о ремиксе.

Всё те же платформы и выход Persona 5: Dancing in Starlight в 2018-ом. Был одним из участников ремиксов оригинального OST пятой части.

Dungeon crawle r2018-ого Persona Q2: New Cinema Labyrinth {3DS} с кастом персонажей из трёх последних оригинальных частей.

Непривычно видеть знакомых персонажей изображённых в другом стиле.
И снова о ремиксах от Мегуро.

На основе пары найденных статей, биографии от Chris Greening, интервью от RocketBaby, gamedeveloper, Glixel, NME, затяжному плаванью по ютубу в поисках треков и конечно личного знакомства, любви к играм Atlus. Саму информацию порой приходилось выискивать и сравнивать, так как иногда проскакивали противоречия, да и большинство статей от силы до 2010-х. Конкретно личной жизни также ничего мной не найдено.

Трудно представить большинство игр из статьи без его участия, надеемся что в будущем он нас неоднократно порадует.

Ария Души. Звучание Shoji Meguro, бывшего игрового композитора Atlus
Всё же закончим статью музыкой.
4747
4 комментария

Вау, очень неожиданный лонг, сохранил в закладках, уверен будет интересно почитать

4
Ответить

Первый опыт создания всего саундтрека для аниме Persona 4 идущего на японском тв в 2011-2012-ом , позже выходившего на DVD.Упомянул аниме, но не добавил I'll Face Myself. Непорядок :)

3
Ответить

Добавлять можно было долго, пару примеров и вперёд двигаться дальше. Да и всё не вспомнишь )

3
Ответить

Ооо это мы читаем. Благодарю за труды
При первом запуске пятой персоны, помимо приятного визуала, меня встретила песня Life Will Change и моментально влюбила в себя. Мелодия, вокал - все было вот прям как надо. Ноооо потом я услышал Beneath the Mask, которая моментально захватила мое сердце и теперь играет постоянно в машине и наушниках. Пытался найти что то еще похожее на нее, что то такое же расслабляющее и приятное слуху, но все как то не то.

2
Ответить