EU IV мне решительно по нраву, но я безнадёжно отстал в плане DLC. В один прекрасный день надеюсь догнать, но это в будущем.
Насколько я помню, в EU IV было три вида персонажей: правители, советники и полководцы (дипломатов, торговцев и колонистов не рассматриваем, они на первые роли не претендуют). Это неплохой набор, но только на бумаге. На практике они все — просто имя, портрет и привязанные к ним наборы статов, не более того. Я краем уха слышал, что в каком-то DLC это поправили, и персонажи обзавелись проработанным характером на манер CK II; не исключаю, что это действительно склоняет баланс в нужную сторону. Увы, судить без личного опыта не могу.
Но вот нации в EU IV отличные, это да. Не у всех (а может и у всех, учитывая прошедшее время), но у многих есть уникальный набор национальных идей, поверх которого накладываются идеи, доступные для всех. Плюс к этому свой отпечаток оставляют форма правления и религия, и в итоге рисуется очень подробная картина.
* Sword of Islam позволяет играть за мусульман. Если интереса в этом нет, то можно и обойтись.
* Legacy of Rome сам по себе не ахти, особенно если нет интереса к Византии и возможности возродить Римскую Империю, но этот DLC делает возможным создание регулярной армии. По моим ощущениям жить без этой фичи можно, но иногда она очень выручает.
* The Republic даёт возможность играть за морские республики (Венеция, Ганза и так далее). На любителя, но лично мне они по нраву.
* The Old Gods даёт новую стартовую дату (867 год, вторжение великой языческой армии в Англию) и возможность играть за язычников. Запросто одно из самых достойных дополнений.
* Sons of Abraham даёт возможность играть за иудеев и попутно добавляет ряд интересных фич, скажем, коллегию кардиналов, возможность просить Папу Римского объявлять крестовые походы и так далее. Также добавляет кучу событий всех мастей. Довольно интересная штука.
* Rajas of India можно со спокойной совестью игнорировать, если нет желания играть в Индии. Регион интересный, занятные религии, но коренным образом он игру не меняет. Впрочем, вместе с Jade Dragon Индия становится любопытнее из-за близости к Китаю.
* Sunset Invasion добавляет вторжение ацтеков. Однозначно не приоритет.
* Charlemange предоставляет ещё одну стартовую дату, 769 год. Добавляет ряд событий строго для Каролингов. Все прочие фичи вроде не самые существенные, так что можно и пропустить.
* Way of Life надо брать без вариантов. Этот DLC позволяет решать персонажу, чем он хочет заниматься в ближайшем будущем. Можно направить внимание на богословие, что улучшит отношение с представителями церкви, чуток поправит здоровье, и даст возможность посетить одного из святых мест исповедуемой религии, а можно стать интриганом, который будет шпионить за всеми подряд и портить особо неугодным личностям репутацию. Выходит очень весело, как по мне.
* Horse Lords даёт возможность играть за ковечников. Ребята очень мощные, но нестандартные: надо привыкать. Ещё этот DLC моделирует Шёлковый путь, и для провинций, через которые он проходит, это большая плюшка. В целом можно пропустить.
* Conclave — спорная штука. Она напрочь перелопачивает систему советников, и теперь каждый достаточно сильный вассал активно требует место в совете. Даже если у него отвратительные статы. Более того, у совета есть полномочия, и он может голосовать против решений главы государства, что создаёт проблем. Короче говоря, всё становится на порядок сложнее, но интерснее, как по мне. Также Conclave меняет систему образования для детей, и она в итоге становится более прямолинейной, что приятно. В целом штука хорошая, но я бы посоветовал сначала поиграть без неё.
* The Reaper's Due развивает систему болезней и эпидемий, а также позволяет с ними бороться путём постройки госпиталей и наймом придворного лекаря. Звучит нудно, но на деле получается на удивление неплохо.
* Monks & Mystics добавляет сокровищницу (читайте, инвентарь) для всякой всячины: оружие, броня, книги, короны и так далее. Это мило, но не более. Другое, более основательное нововведение: секретные и не очень общества, в которые можно вступать. Вот они точно стоят внимания.
* Jade Dragon даёт возможность взаимодействовать с Китаем. Paradox благоразумно не стали расширять карту и решили изобразить Китай в качестве отдельной вкладки в интерфейсе. Интересно, но в целом необязательно.
* Holy Fury ещё не выпустили, но судя по всему будет что-то шикарное. По крайней мере хочется в это верить.
Всё остальное — косметика, её брать не советую.
Солидно стоит. Солиднее, чем хотелось бы.
Я не стал этого делать в рамках статьи, чтобы не уводить её в другую степь, но при желании можно провести параллели между CK II и The Sims. Одна из них, правда, неизбежно коснётся моделей DLC, которые нацелены на максимальное извлечение профита. Досадно, но ничего не попишешь.
Рандом — это наше всё и двигатель прогресса, да, этого я не отрицаю. Пожалуй, действительно стоило расписать, какие порой могут преподносить сюрпризы персонажи, изначально не имеющие ни единого титула.
Самые старые точно должна быть возможность урвать с 50% скидкой на распродажах, но чего-то большего я бы ожидать не советовал.