Авторы музыки к Halo судятся с Microsoft из-за невыплаченных роялти — релиз сериала по играм просят отложить

До судебного процесса дело пока не дошло, но композиторы утверждают, что в течение 20 лет не получали всех причитающихся им денег.

Авторы музыки к Halo судятся с Microsoft из-за невыплаченных роялти — релиз сериала по играм просят отложить

Мартин О'Доннелл и Майкл Сальватори, написавшие музыку к первым четырём шутерам серии Halo (от Combat Evolved до Reach), рассказали журналистам Eurogamer, что с июня 2020-го пытаются договориться с Microsoft по поводу якобы невыплаченной компенсации за использование их композиций.

Представители Microsoft, в свою очередь, заявляют, что музыка создавалась в качестве работы по контракту и поэтому формально авторство полностью принадлежит самой компании.

Почти два года юристы изучают дело и разбирательство идёт в досудебном порядке. Переговоры о мирном разрешении спора должны состояться где-то ближе к концу февраля, но если стороны не придут к соглашению, то дело передадут в суд.

Незадолго до беседы с Eurogamer композиторы попросили своих юристов направить временный досудебный запрет на релиз сериала-адаптации Halo. Он должен стартовать на Paramount+ 24 марта, однако в связи с тем, что там тоже использованы музыкальные темы из игр, истцы требуют отложить начало трансляции до разрешения конфликта.

Как композиторы описывают ситуацию

  • О'Доннелл и Сальватори утверждают, что Microsoft нарушила условия заключённого с их компанией O'Donnell Salvatori Inc. контракта, который перешёл к корпорации вместе с покупкой Bungie в 2000 году.
  • Первая музыка для Halo: Combat Evolved была записана в 1999-м, когда её авторы не состояли в штате Bungie.
  • Разработчики не считали композиции результатом контрактной работы, а лицензировали их для использования в игре. Музыкантам, как членам организации ASCAP, отстаивающей авторские права, причитались роялти.
  • Microsoft предупредили об этом при подписании сделки с Bungie, однако компания не стала сразу разбираться в том, на каких условиях работали О'Доннелл и Сальватори.

Когда я подписывал свой трудовой договор с Microsoft, я добавил в него приложение о том, что музыка к Halo до сих пор предоставлялась по лицензии и принадлежит O'Donnell Salvatori Inc., а сам я — композитор и член ASCAP. И так и должно быть впредь.

Меня сразу отделили от остальных и пригласили в комнату с людьми, которые у Microsoft занимаются бизнесом, их юристами или кем там ещё. Они попросили меня объяснить, что я имел в виду.

Я сказал: «Слушайте, вы приобрели договор о лицензии на эту музыку». У них никогда не было штатного композитора, который бы писал им музыку как сотрудник, поэтому для них это всё было в новинку. Я объяснил, что если они не могут так работать, ничего страшного, потому что я могу вернуться в Чикаго и заниматься фрилансом. Но они сказали: «Ладно, мы дадим тебе писать музыку как члену ASCAP, а с лицензией мы разберёмся потом, потому что непонятно, сколько из уже написанного вообще попадёт в Halo».

И это в 2000 году, до релиза было ещё больше года. Я им и сказал, мол, хорошо, я и сам понятия не имею, что будет. Если они тогда и допустили ошибку, то из-за того, что не спросили у меня: «А кто будет решать, как эта музыка пишется и используется в игре?» Потому что я бы ответил, что решение — за мной, потому что я лично заинтересован в том, чтобы музыка попала в игру. Но тогда мы добавили те композиции только в парочку трейлеров.

Мартин О'Доннелл, композитор
  • Microsoft несколько раз откладывала полноценное обсуждение условий договора, несмотря на беспокойство самих композиторов.
  • Работу музыкантов и вокалистов, с которыми сотрудничали авторы, в это время оплачивала O'Donnell Salvatori Inc., она же заключала с ними отдельные контракты.
Основная музыкальная тема Halo
  • Только когда дело дошло до отдельного релиза саундтрека Halo, Microsoft заключила с О'Доннеллом и Сальватори новый контракт. В нём было и условие о роялти со второстепенной продукции (продажа саундтреков, использование музыки в рекламе и т.п.) — корпорация обязалась отчислять 20% с прибыли.
  • Вместе с ежеквартальными выплатами композиторы должны были получать бухгалтерскую отчётность о том, из какой суммы высчитана причитающаяся им доля.
  • После подписания контракта Microsoft начала отчислять музыкантам деньги, но отчётность ни разу не предоставила. Поэтому О'Доннелл и Сальватори считают, что им недоплачивали всё это время.

Мы начали что-то подозревать, когда подумали: «Вроде бы саундтрек к Halo 2 очень хорошо продался, но у нас нет вообще никакой информации, о каком количестве копий речь». Сколько раз его загружали в «цифре» через Amazon, iTunes или YouTube? У нас нет этих данных.

А потом мы получили чек и решили, что если это 20%, то Microsoft вообще ничего особо не зарабатывает. Тогда мы попросили рассказать нам, сколько продано копий. Но они не стали. Разумеется, месяца через четыре нам присылали ещё один мелкий чек, мол, вот ваша доля. Но она не была ни к чему привязана.

Нам как-то казалось, что… А как насчёт Halo Anniversary? Вы же делали новый саундтрек. И выпустили новый сборник. Сколько вы на нём заработали? А на аниме по игре? А на фильмах, которые вы сняли? Это же второстепенная продукция. Это не сама игра.

Они сделали кучу всяких фильмов, где была музыка. Всякие видео. А мы никакой бухгалтерии в этом отношении не видели.

Мартин О'Доннелл, композитор
  • По договорённости с О'Доннеллом и Сальватори Microsoft также должна была уведомлять их, если их музыку будут перезаписывать. Однако с ними не связывались в подобных случаях и не упоминали, что авторство композиций принадлежит им.
  • На данный момент музыканты не требуют от корпорации конкретной суммы и хотят понять, сколько вообще им должны заплатить по условиям контракта.

Возьмите ту же Halo Infinite. В первом трейлере, который вышел с анонсом, мы видим ногу Мастера Чифа, слышим пианино, «пам-пам-пам, пам, пам, пам». И я не просто написал это, я это играл и бился за этот мотив во времена работы над Halo 3.

Ни имени Майка, ни своего имени я при этом не видел. Хотя многие люди в курсе: «Это же музыка Марти и Майка, верно?» Те, кому это интересно, кто следил за серией, думают: «Классно, нам снова дали услышать их музыку». Но нас нигде не упоминают, не отчисляют нам те 20%, ничего. Так что в рамках нашего иска мы хотим разобраться, какой ущерб нам должны возместить.

Мартин О'Доннелл, композитор
Дебютный трейлер Halo Infinite

Microsoft отказалась комментировать текущую ситуацию журналистам, а представители Paramount, занимающейся сериалом Halo, не ответили на запрос Eurogamer.

Это не первое громкое разбирательство за последнее время, в центре которого оказывается Мартин О'Доннелл. В 2014 году он покинул Bungie на фоне конфликта со своими работодателями и выиграл связанный с увольнением иск против них.

Однако в 2021-м его признали виновным в неподчинении суду, так как он не удалил из общего доступа музыку, предназначавшуюся для Destiny, права на которую остались у студии. Композитора обязали выплатить штраф и выпустить публичное обращение с просьбой перестать распространять записи. Стоит отметить, что иск О'Доннелла и Сальватори к Microsoft подали до жалобы Bungie на музыканта.

22 показа
6.5K6.5K открытий
33 репоста
51 комментарий

MS спустила весь их гонорар на покупку Активижн.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

хасан, гиде сайлентхил, а?

Ответить

Фил купил себе котика. Больше не на что денег не хватило

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Сейчас бы О'Доннелу денег зажать, учитывая культовость заглавной темы.
Даже в Инфинит ее вставили невпопад, но все равно момент вышел охуенным.

Ответить

О' Доннел может и написал отличную музыку - но ведет себя как мудак уже не первый раз, так что я ему не верю и тут. Показателен недавний случай с банжи, когда бунге полностью ему заплатили, все права выкупили, 2 года просили его удалить купленную ими музыку с его сайта (которую он еще и за деньги продавал), ибо они ее честно выкупили, он их 2 года нахуй посылал, а как дело до суда дошли то у него сразу "ай, душат творца". Пошел ка он нахуй.

Ответить