«Неуважение по отношению к искусству»: музыканты комментируют неудачный релиз саундтрека DOOM Eternal

Почему плохое сведение OST — это, скорее всего, следствие халатности издателя.

После выхода саундтрека DOOM Eternal стало известно, что композитор Мик Гордон почти не принимал участие в сведении альбома. Затем фанаты предположили, что между музыкантом и id Software произошёл конфликт — одному из игроков он ответил, что «вряд ли» когда-нибудь вернётся к работе над серией.

Подробности истории появились на фоне критики альбома с саундтреком — игроки обратили внимание, что у музыки плохое сведение. В частности, в треке BFG Division версии 2020 года громкость грубо нормализована, из-за чего звучание всех инструментов смешано в кучу. А в песнях, которые сводил лично Гордон, такого не наблюдается.

Here's a comparison between the original BFG Division from Doom 2016's official soundtrack (left) vs. the BFG 2020 remix on Eternal's soundtrack from today (right).

Notice how the wavelengths in BFG 2020 form a nearly perfectly straight bar vs. the original with more definition https://t.co/TCJRdOe1Yf
Вот сравнение оригинальной BFG Division из DOOM 2016 года (слева) и ремикс BFG 2020 из саундтрека Eternal (справа). Обратите внимание на перепады громкости: в оригинале они куда более резкие.

Журналист VG24/7 провёл расследование и выяснил, кто должен был сводить саундтрек DOOM Eternal изначально — а также взял комментарий у нескольких музыкантов, которые разъяснили процесс записи и выпуска игровых OST.

«Неуважение по отношению к искусству»: музыканты комментируют неудачный релиз саундтрека DOOM Eternal

Пока что неизвестно наверняка, что произошло между Миком Гордоном, id Software и Bethesda — о конфликте можно лишь догадываться. Но это уже не первый раз, когда между музыкантом и издателем возникли разногласия — например, в феврале композитор раскритиковал официальный ТВ-ролик Eternal с рэпом.

Для начала важно отметить, что это нормально, когда музыканты не занимаются сведением собственной музыки — обычно за это в ответе звуковые инженеры, с которыми сотрудничают композиторы. Другое дело, когда качество альбома с саундтреком того же DOOM 2016 года настолько сильно отличается от сиквела.

Хоть Гордон и записывал саундтрек для DOOM Eternal, это не даёт ему исключительных прав на сведение его музыки — обычно все условия прописаны в контракте. В 2019 году исследование Game Audio Industry Survey показало, что 98 процентов ААА-композиторов не владеют всеми правами на их музыку, и вряд ли Гордон здесь исключение.

Это означает, что зачастую именно за издателем остаётся последнее слово — кто будет сводить, редактировать и заниматься мастерингом музыки композитора.

Меня удивило, как люди реагируют на то, как издатель делает с музыкой всё что хочет. Это норма, в этом нет ничего необычного.

Коди Мэттью Джонсон, композитор Resident Evil 2 Remake

По словам Джонсона, когда композиторы работают над треками, аудиодиректоры игры выдвигают им некоторые требования — чтобы отрывки музыки соотносились с другими отрывками для поддержания определённого уровня громкости. Это отличается от типичного подхода к созданию песен.

Миксы, которые попали в игру, просто свели как обычный саундтрек. В то время как в 2016 году Мик заново свёл и отредактировал всё, что записал до этого, и это был настоящий подвиг.

Коди Мэттью Джонсон, композитор Resident Evil 2 Remake

Для того, чтобы оценить саундтрек DOOM Eternal с технической точки зрения, в VG24/7 обратились к Бену Гейнсу — английскому продюсеру, известному также под псевдонимом AudioMage. Он сравнил FLAC-файлы двух треков — Meathook, сведённого лично Гордоном, и Metal Hell, который миксовали другие люди.

Микс Гордона держится на солидных -10,8 RMS (чем ниже значение, тем сильнее перепады громкости в треке, DTF) — и это стандартная громкость для очень плотного сведения метала. Как вы можете увидеть ниже, в этом треке больше динамики, он кажется громче, хотя децибел в нем меньше. По спектру микс Гордона намного лучше сбалансирован.

Бен Гейнс, музыкальный продюсер
«Неуважение по отношению к искусству»: музыканты комментируют неудачный релиз саундтрека DOOM Eternal

C Metal Hell же ситуация совершенно иная — музыка искажена.

Кратко говоря, этот микс настолько «уничтожен» с точки зрения динамики, что там почти ничего не расслышать. Сначала он достигает -4,9 RMS, а затем проваливается в бездну. Полное месиво. Если посмотреть на весь спектр и баланс, мы можем увидеть, что в треке грубо срезаны средние частоты. Многих деталей, которые есть в миксах Мика, здесь не хватает.

Бен Гейнс, музыкальный продюсер
«Неуважение по отношению к искусству»: музыканты комментируют неудачный релиз саундтрека DOOM Eternal

Неизвестно, почему качество саундтрека DOOM Eternal настолько сильно отличается предшественника — но журналист VG24/7 предположил, что дело в нехватке времени.

Изначально Bethesda планировала выпустить альбом одновременно с релизом коллекционного издания 20 марта, но незадолго до выхода компания объявила, что фанатам придётся подождать ещё некоторое время. Издатель не пояснил, чем обусловлена задержка. В итоге OST появился спустя месяц после релиза игры — в то время как в 2016-м игроки прождали четыре месяца.

И разница налицо. Если у первой части саундтрек вышел в виде качественно сведенного метал-альбома, в случае с Eternal издатель выпустил под 50 треков, которые звучат так, будто их вытащили из файлов игры.

Очевидно, что в выпуск OST первой части Мик Гордон вложил немало сил и времени. Композитор даже оставлял пасхалки — в виде сатанистских символов в спектограмме треков.

Как выяснили в VG24/7, изначально для мастеринга OST композитор планировал сотрудничество с Systematic Productions — австралийской студией, которая сводила и выпускала альбомы таких метал-групп, как Periphery, Protest The Hero Architects, Devin Townsend и Bury Tomorrow. Журналист связался с Эрмином Хавидовичем, владельцем компании.

По его словам, ещё два года назад они с Гордоном договорились о совместной работе. Соглашение было в силе в начале 2020-го.

У нас был продуманный план, согласно которому мы бы завершили проект к концу марта, но затем наступило молчание, и я понял, что за кулисами что-то произошло.

Эрмин Хавидович, владелец Systematic Productions

Хавидович считает, что произошёл типичный конфликт интересов — творческих и коммерческих.

В больших развлекательных индустриях — будь то музыкальная, кинематографическая или игровая — трудно добиться движения проекта с точки зрения бизнеса. Его вечно тянут из стороны в сторону разные силы. Могут потребоваться титанические усилия, чтобы хоть как-то направить проект в нужное русло, особенно когда идёт речь о больших деньгах и творчестве.

Эрмин Хавидович, владелец Systematic Productions

По его мнению, издатель поступил так, как не следовало бы — и от этого проиграли все, включая конечных потребителей.

Ясно то, что по отношению к искусству поступили неуважительно — равно как и к фанатам. [...] Я не присоединился к проекту мечты, а на месяцы и годы работы Мика наплевали на финишной прямой — и в конечном счёте от этого пострадали именно люди, которым обещали полный саундтрек. Их добросовестность использовали против них же.

Как давний игрок, который следил за развитием индустрии и практиками монетизации последние десять лет, я нахожу это отвратительным.

Эрмин Хавидович, владелец Systematic Productions

На данный момент неизвестно, выпустят ли саундтрек DOOM Eternal на виниле, как это было с предыдущей частью. В VG24/7 попытались связаться с Laces Record, лейблом, который выпускал OST игры 2016 года, но ответа не получили. Равно как не ответила и Bethesda.

Зато ответил сам Мик Гордон, который подтвердил рабочие отношения с Хавидовичем, но отказался давать комментарий.

Я очень горжусь своей работой. Это всё, чем я занимаюсь, это всё, что у меня есть — и я вкладываю в неё своё сердце и душу. Я всё ещё пытаюсь полностью осознать ситуацию, и потому не могу её прокомментировать. Пожалуйста, поймите.

Мик Гордон, композитор

По мнению журналиста VG24/7, если какой-то урок из этой ситуации и можно вынести, так это то, что издателям стоит начать серьёзнее относиться к музыке в их проектах. Композиторы продолжают сталкиваться с проблемами и давлением, работая над саундтреком крупных игр.

И это в то время, когда музыка из видеоигр стала популярной как никогда раньше — музыканты всё чаще дают концерты по всему миру, а сами треки набирают миллионы прослушиваний в стриминговых сервисах.

Но важно ещё и то, что в последние годы музыка в играх стала мощным инструментом маркетинга и продвижения — и DOOM 2016 года прекрасный тому пример. В то время как из-за проблем с релизом OST Eternal у Bethesda может пострадать репутация — фанаты явно ждали не такого альбома.

27K27K открытий
448 комментариев

DOOM был стопроцентно застрахован от провала, но Беседка нашла способ обосраться с одним из немногих людей, которые тащили на себе ее репутацию.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Я не думаю, что любая кривизна OST может хоть как-нибудь повлиять на успех самой игры. Они же не музыку в игре обсуждают, а отдельный альбом.

Ответить

Лично мне саундтрек понравился, обосрались скорее те кто ожидал большего.

Ответить

Гениальный композитор САМ сводит саундтрек к Думу 3
Офис id, 2002 год

А doom 2016, doom ethernal, bethesda и современная недо-id это просто китайский фейк какой-то

Ответить

Кому интересно, можете немного послушать или дам ссылку на Мега. Тоже заметил, что обрезали частоты и так себе вышло.

https://dtf.ru/u/96927-vlad-krasan/126991-saundtrek-k-doom-eternal-mozhete-poslushat-desyatok

Ответить

Э, вы там в беседке опять сэкономить решили или что? Вам истории с сумками не хватило?

Ответить