ПОЭТИКА ПРОСТРАНСТВА В РОМАНЕ Р. ЛИППИНКОТТ «В МЕТРЕ ДРУГ ОТ ДРУГА»

В современной литературе все больше приобретают популярность романы о любви, где главные герои смертельно больны и пытаются противостоять злому року. Цель данных романов это показать людей, которые находятся на грани жизни и смерти, их образ мышления, общество и пространство, в котором они находятся. Большинство историй имеют реальные прототипы, именно поэтому многие читатели с пристальным вниманием обращаются к подобным произведениям. Одним из таких романов является Р. Липпинкотт «В метре друг от друга», история о молодых пациентах с диагнозом фиброза, которые не могут приближаться друг к другу ближе, чем на полтора метра, во избежание заражения. «Я родилась смертельно больной. Это не значит что я должна умереть завтра. Я могу умереть, любой может умереть. У меня просто чуть меньше времени, чем у всех остальных людей».

Клэр Вайнленд, ставшая прототипом Стеллы, страдала неизлечимым заболеванием легких, она изо дня в день поддерживала и вдохновляла людей со смертельным недугом. Также, как и главная героиня, Клэр верила, что человеческая любовь способна преодолеть любые преграды и даже победить смерть.

Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть поэтику пространства на примере романа Р. Липпинкотт «В метре друг от друга».

Актуальность работы состоит в том, что книга была написана сравнительно недавно, изучением данного романа занималось малое количество исследователей, поэтому тема пространства детально не была рассмотрена.

Многие литературоведы обращались к пространственно-временной проблематике, в первую очередь необходимо отметить работы М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, В.Н. Топорова.

М.М. Бахтин отмечает, что в литературно-художественном хронотопе имеет место слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом. Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета истории».

В.И. Даль дает следующее толкование пространству: «пространство –состояние или свойство всего, что простирается, распространяется, занимает место; самое место это, простор, даль, ширь и глубь, место по трем измерениям своим».

На примере романа Р. Липпинкотт «В метре друг от друга» можно более детально раскрыть образ пространства и проанализировать его ключевое место в произведении.

Главные герои Стэлла и Уилл познакомились в стенах больницы, именно здесь автор описывает их повседневную жизнь. Обычные палаты пациенты переделывают в личные комнаты, украшая их плакатами и рисунками, храня здесь многие книги и одежду. Жизнь главных и второстепенных героев расписана по минутам и ограничена множеством правил: это их единственный способ выжить. Для Стеллы больница – это как второй дом «за десять лет я столько раз попадала в больницу, что знаю ее расположение не хуже, чем знаю дом, в котором выросла». Для Уилла «больницы везде одинаковы», но именно в одной из них он находит настоящую любовь, которая наделяет его жизнь яркими красками.

М.С. Михайлова в статье «Больничный» текст в лирике Беллы Ахмадулиной пишет, что «Больница» – это «обитель страданий», место «упадка плоти» и «грубо поврежденного духа. Но одновременно это место, в котором как нигде человек ощущает себя живым, надеясь на чудо «воскресения».

Если рассматривать больницу с точки зрения пространства, то это показывает символ замкнутости, герои находятся в своем собственном мире, среди таких же смертельно больных, как и они сами. «Больница» – замкнутое пространство, ограниченное не только стенами, но и душевным состоянием героини, ее телесной немощью».

Одним из образов является предрешенность, пациенты знают, что в стенах здания их ждет скорая смерть, спасти их никто не сможет, только лишь получится отсрочить время.

Автор изображает героев, которые не могут сократить пространство, ведь обмен бактериями может стать летальным. Одна из медсестра Барб уже была свидетельницей гибели двух других влюбленных, именно поэтому она предупреждает главную героиню «Подцепишь эту штуку и можешь попрощаться с шансом на новые легкие».

Существует также нереальное пространство, также его называют виртуальным. «Виртуальное пространство находится в постоянно меняющемся поле значений, балансирующих между устойчивостью и эфемерностью, объектом (предметом) и субъектом действия, рассеянием и единением и, наконец, между реальностью и симуляцией».

Большая часть истории развивается и на экранах телефонов, так как ребята не могут слишком близко находится друг с другом, пространство виртуальности приобретает большое значение: «Спустя неделю, она все-таки заговорила со мной, подружились, стали говорить по телефону», также это может быть отсылкой к тому, что многие люди в современном мире активно общаются в социальных сетях, они находят любовь и дружбу на просторах интернета, из-за того что нет возможности увидеть друг друга и прикоснуться, происходит та же замена реальной жизни на виртуальное пространство.

Главные герои на протяжении всего романа не сдаются, их девиз «если уж суждено умереть, то хотелось бы сначала пожить по-настоящему», именно поэтому они стараются запомнить каждый проведенный миг вместе.

Таким образом, пространство можно интерпретировать по-разному, в данном произведении оно оборачивается против героев, ведь конец все же говорит нам о том, что Уилл и Стэла не могут быть вместе, не подвергая друг друга опасности.

33
Начать дискуссию