Экстралингвистические трудности в преподавании китайского языка

Существуют различные экстралингвистические трудности и пути их преодоления в преподавании китайского языка обучающимся младших классов

Исследователи, работающие с китайским языком, отмечали недостаточность научной базы и слабую разработанность общей методики его преподавания и в России, и в Китае. Кроме того, отставание современных приемов практического овладения китайским языком от теоретико-методологических основ науки в данной области.

Вместе с тем в последнее время в преподавательском сообществе исследования в этом ключе активизировались. Они посвящены методике преподавания практического китайского языка, принципам и целям обучения, путям и средствам их достижения. На данный момент существует огромное количество учебников, которые могут быть использованы для обучающихся младших классах: Yamin Ma «Легкий китайский язык», Li Xiaoqi «Веселый китайский язык» «Царство китайского языка», ««Easy steps to Chinese», Рукодельникова «Китайский язык», Ван Луся «Китайский язык». Трудность заключается в выборе правильного учебного материала, учебники красочные, однако мало представлено грамматических конструкций, объяснений иероглифики и упражнений для разговорной практики обучающихся.

В начале изучения ребенок не имеет представления о китайской письменности и китайской культуре. Тональная система, звуки и грамматика вызывают трудности у детей. Из-за того что обучающиеся сравнивают китайский язык со своим родным языком, они не обращают внимание на многие важные аспекты.

Самые распространенные проблемы это четкий порядок слов в предложении, отражающий структуру китайского языка изолирующего типа. В процессе говорения ученики зачастую пренебрегают этой особенностью в быстром потоке речи, в связи с чем происходит ситуация непонимания. Также трудность составляет тональная система китайского языка, распространенные случаи омонимии и частое опущение грамматических норм.

Для преодоления трудностей в тональной системе и звуках необходимо чаще читать скороговорки, отрабатывать звуки с помощью словосочетаний, слушать больше аудио и смотреть видеоматериалы. Грамматика отрабатывается благодаря запоминанию конструкций и их отработке в разговорной и письменной форме.

Недостаток или отсутствие знаний национально-культурного фона.

Правильное употребление учеником языковых единиц с точки зрения их значения недостаточно для достижения полной коммуникативности, если отсутствует знание национально-культурного фона, то недостаток лингвокультурологического материала неизбежно ведет к грубым ошибкам при говорении.

На уроках китайского языка важно не только уделять внимание языку, но и культурным особенностям страны, ведь мышление народа, бытовые и географические особенности, культурные и исторические реалии, несомненно, отражаются в менталитете и языке. Необходимо привлекать учеников к различным мероприятиям, чтобы они имели представление о китайских праздниках и традициях, например: «Китайский Новый год», «День середины осени», «Китайская поэзия», «Чайная церемония», «Китайская история».

Следующая трудность заключается в мотивации. Многие обучающиеся младших классов не видят смысла в изучении китайского языка, именно поэтому для того чтобы решить данную проблему необходимо заполучить интерес обучающегося. Д. Карнеги писал: «На свете есть только один способ побудить людей что-то сделать. Он заключается в том, чтобы заставить человека захотеть это сделать».

Чтобы развить интерес и желание у детей необходимо в первую очередь наладить контакт с каждым учеником, поддерживать и верить в его заслуги, хвалить за прекрасную работу и стараться связывать изучение китайского языка с увлечениями ребенка.

Если у обучающихся нет личной мотивации, преподаватели часто поощряют учеников: оценка, стикеры, небольшой подарок, похвальная грамота.

Каждый урок должен быть интересен, наполнен активностями, творчеством, интересными групповыми или индивидуальными заданиями.

Также у многих обучающихся одной из главной проблемой является запоминание иероглифов. У таких детей слабо развито абстрактное мышление, а лучше наглядно-образное.

В таком случае обычно на уроках китайского языка используются красочные презентации с анимациями, рисунки, плакаты, игры (приложения wordwall, liveworksheet) и видео. Также ученики прописывают иероглифы, один из хороших способов - это составление карточек, которые помогают быстро и эффективно заучить наглядность и перевод иероглифа.

Таким образом, существуют различные трудности при изучении китайского языка в младшей школе, преподавателю необходимо не только подготовиться к уроку и выбрать подходящие материалы, но и решать трудности, которые возникают у обучающихся.

1
3 комментария

Это ChatGPT писал?

1
Ответить

Нет)

1
Ответить

Донатить не буду!

Ответить