Про учёбу на дизайнера

Итак, в этом году я получила диплом бакалавра по профилю графический дизайн и мне есть, что рассказать.

Так как графический дизайн чуть ли не одно из самых популярных направлений в данный момент, рассказ про вышку может быть для кого-то вполне актуальным. Я распишу, какие предметы у меня были, расскажу про процесс обучения, какие трудности были и надо ли было это обучение вообще.

Поступление

Начнём с того, что на дизайнера я пошла учиться не от дикого желания быть графическим дизайнером. В старших классах мне хотелось поступить на факультет анимации, вследствие чего были предприняты попытки поступить во ВШЭ и БИД. ВГИК даже не рассматривался из-за своей стоимости и тем, что там слишком много академизма, а мне после семи лет художественной школы совершенно не хотелось опять возвращаться к этому. Для поступления нужно было сдать ЕГЭ по литературе и русскому+ пройти творческие испытания, которые разные в каждом институте. Хоть баллы у меня были неплохие, но для поступления на бюджет их не хватило бы, так что расчёт был найти приемлемые по цене вузы (ну или где можно получить скидку) .

История моего поступления была банальна: я получила во ВШЭ злосчастную скидку в 25%, но на мой взгляд это было все ещё дорого. Изначально я давала себе обещание: не вытягиваю 50%-поступаю в другое место. С БИДом у меня не сложилось в основном из-за того, что меня просто не цепанул сам вуз. По итогу когда я уже училась в другом вузе, у БИДа отняли аккредитацию на какое-то время, что явилось огромным стрессом для студентов и появился некий отток их в другие вузы (это я к тому, что я не пожалела о поступлении не в БИД). Так вот… Выйдя из вышки я поняла, что хочу уже наконец выбрать своё пристанище. И я узнаю, что через дорогу от дизайнерской вышки находится НИД.

Что в 2к19, что сейчас, НИД дешевле большинства дизайнерских вузов, при этом существуя уже 20 лет. Это было одним из основных его плюсов на тот момент. Вторым плюсом было то, что там было открыто направление мультимедиа, которое должно было научить студентов создавать анимационные ролики (на тот момент я поняла это так, но все оказалась не так просто). Пройдя минут 10, мы с мамой и огромной папкой моих работ дошли до территории с высоким забором и колючей проволокой. Отойдя от лёгкого шока, мы зашли внутрь и поняли, что институт занимает всего 2 этажа небольшого офисника. На стенах висели многочисленные работы выпускников, которые убедили меня в том, что в этом месте меня чему-то нормальному да научат. При подаче документов мои рисунки посмотрели, предложили пройти творческое испытание, но я отказалась. На тот момент я уже понимала одну из важных вещей:

В дизайнерских вузах настолько разные творческие испытания, что их реально сдать только если ходишь на курсы при вузе и знаешь, что будет на экзаменах. В остальных случаях велика вероятность напрасной траты времени.

На тот момент я много думала о том, окупит ли в итоге полученное образование его стоимость. Окончив институт спустя 4 года я так и не смогла четко ответить на этот вопрос, но не пожалела, что выбрала более бюджетный вариант. Речь идёт о Национальном Институте Дизайна, который на эти годы стал моим вторым домом. В принципе поступить именно на дизайн несложная задача, были бы деньги и желание. Можно, конечно, надеяться на бюджетное место или грант, но опять же, вероятность слишком мала в силу огромной конкуренции.

После зачисления и торжественного вручения студаков начались 2 недели каждодневной практики. Для того, чтобы мы могли делать хоть что-то, нам дали освоить Adobe illustrator. За две недели это было сделать вполне реально, хотя в таком режиме жопа горела знатно. Если студенту приходится тратить по 3-4 часа ежедневно на дорогу до вуза и обратно, можно натурально афигеть от жизни. Если бы мне не подвернулась возможность переехать в пределы МКАДа, я бы сошла с ума. После двух недель долбежки люстры нас перераспределили на группы. По какому принципу распределяли людей до сих пор остаётся загадкой. Изначально мы проходили анкетирование, в котором я отметила все желаемые дисциплины, связанные с видео. Но насколько я знаю, некоторые отмечали другие пункты, но все равно попали в нашу группу. В итоге сформировали группу из 15 человек. На момент 2к19 года группы были маленькие, сейчас они достигают количества обычного школьного класса. Но в любом случае, воспринимается это как приятное камерное сообщество, в котором легко выстраивать отношения. Далее я с головой погрузилась в изучение понятных (и не очень) предметов.

Непосредственно учёба

1. Академические предметы

С академическим рисунком и живописью все понятно. Шли они у нас вроде бы года два. Мне было на них легко, так как до этого училась в художке. Поэтому ходила на чилле, да и преподы от студентов особо ничего не требовали в сравнении с тем, что было в художке. По сути, на курсе графического дизайна у нас всегда были такие прикладные предметы, но из-за того, что мы направление мультимедиа, у нас их было меньше. У тех, кто занимался упаковкой было ещё и макетирование. На академическом рисунке большое внимание уделялось скетчингу, особенно человека с натуры.

Развеска по академу с первого курса
Развеска по академу с первого курса

2. Изобразительные практики.

На следующих курсах (3 и 4) академические предметы меняются на так называемые «Изобразительные практики». На 4 курсе по этому предмету было всё максимально круто- мы рисовали иллюстрации к сказкам/стихам и оформляли их в сайт (в результате чего получался интерактивный лонгрид) . Но на 3 курсе ИЗО было сущим трешом. Ты тратишь 100500 деняг на бумагу, масло, растворитель, какую-то прозрачную пластиковую доску (которую ещё надо умудриться найти) , краску для печати, дорогущие листы тонированной плотной бумаги и тд. По-сути, все что мы делали не имело какой-то особой пользы. Многим нравилось, мне нет. Ну показали какие-то интересные способы для создания иллюстраций, ну ок. Ну было местами прикольно, да. Но когда ты тратишь на эту такую себе арт-терапию кучу времени ещё и дома, начинаешь ненавидеть изо всей душой. И ведь бы даже на совсем понимаешь, зачем, для кого и почему ты это делаешь. Приходилось таскаться с кучей всего этого хлама в институт и обратно, а дорога занимала около полутора часов туда и столько же обратно. А в институте свои пожитки не оставишь, потому что они нужны тебе дома. В конечном счёте в моем шкафу лежит пакет, который я не разбирала до сих пор, потому что боюсь изговнять все вокруг. Короче, поставлю 7/10 за 4 курс, 3/10 за 3

Видосик-иллюстрация короткого стихотворения с 4 курса 

3. Пропедевтика

Полезный предмет по основам композиции и по всему на свете вообще. Сначала ты возишься с геометрическими фигурами, не понимая, как сделать уравновешенную композицию. Но с каждым заданием втягиваешься все больше. Самым интересным периодом были полгода первого курса, когда мы должны были выбрать животное/рыбу/что угодно и рисовать с ним разные сюжеты, передавая требуемые эмоции, текстуру или композицию. Например, у меня была акула. И я должна была нарисовать ее так, чтобы она была похожа на мыльный пузырь или была пушистой. Пропедевтика помогает искать разные графические решения под каждую задачу и больше задумываться над тем, понятен ли зрителю твой посыл. Ставлю 10/10

Акулки с первого курса
Акулки с первого курса

4. Шрифт

Предмет, заставивший меня злиться, плакать и нервно хохотать. Все начиналось с безобидной каллиграфии (было сложно, но очень интересно) . А закончилось созданием шрифта на последнем курсе, что вытрясло из меня оставшиеся на тот момент нервные клетки. Надо пояснить, что у нас был предмет, посвящённый истории дизайна, где в основном разбирали как раз шрифты/ плакаты/ другую печатку, а был именно шрифт. Шрифта отдельно у нас как предмета было мало, так как на время его изучения пришёлся карантин. На тот момент мы закрывали его путём того, что выбирали любой дизайнерский шрифт с пинтереста и делали для него кириллицу (конечно же, совершенно при этом не понимая архитектуры шрифта) . Потом эта дисциплина покинула нас и настигла на четвёртом курсе. Наверное, это был наиболее пропускаемый мною предмет. Шрифты я не любила делать и не люблю. Перфекционизм преподавателя и резкие перепады настроения не добавляли энтузиазма. Но по итогу каким-то чудом шрифт я закрыла. Итоговой работой у нас опять было создание кириллицы для уже существующего шрифта (на это у нас ушёл семестр) . Далее мы переносили его в древнюю непонятную прогу, чтобы его можно было сохранить и использовать (чего я не делала с тех пор ни разу) .Предмету 5/10. Все таки знать базовую инфу про шрифт надо, да и просто было приятно смотреть на своё детище.

Создание кириллистической версии шрифта на основе латиницы
Создание кириллистической версии шрифта на основе латиницы

5. Фотографика

Классный предмет, где тебя учат фоткать на профессиональную камеру, дают дз по обработке и цветокоррекции, есть много интерактива, вместо сидения в кабинете. Плюс, задания достаточно интересные, можно развеяться после душных пар. Единственный минус, что пары могли быть в конце дня и они были длинные. 8/10

6. Маркетинг

Тут, я думаю, все ясно. Изучение стратегий, типов заказчиков, видов рекламы и тд. Преподша у нас была очень крутая, на пары было реально интересно ходить (особенно работать в команде) + инфа достаточно полезная. 10/10

7. Психология и педагогика

Даже хз, что про этот предмет можно сказать, потому что он был на дистанте и я даже конспекты не вела. Не буду его как-то оценивать, просто скажу, что такой предмет тоже есть. Помимо него есть педагогическая практика, на которой мы делали что-то похожее на образовательный ролик.

8. Колористика

Была на первом курсе. Рассказывали про цветовые схемы и модели. Разбирали цветовые палитры в фильмах. Больше сказать особо нечего. В принципе, что можно было рассказать, нам рассказали. 7/10.

9. История Дизайна/ История Искусств

Предметы чисто для общего развития. По ним были классные преподы, домашка (если была) незапарная, экзамены тоже. 8/10.

10. Школьные предметы

Как и в любом институте, у нас были такие предметы как Английский, История, Философия, Правоведение, ФИЗ-РА (1 курс, и то, мы рисовали плакаты или писали реферат, потому что не хотели ходить) . Даже пару раз был русский, но потом мы ушли на дистант и его больше никто не видел. Из этого списка для меня проблемой была только история, по которой надо было сдавать экзамен. Наверное, это типичная ситуация, когда у препода есть какая-то методичка и нагугленная для ответа инфа его не устроит. В остальном достаточно было просто вести конспекты и все ок. По английскому был напряг, опять же, больше из-за конкретного препода. На первом курсе ты его боишься, на дистанте тебе выносят мозг по- максимуму, но потом становится пофиг и ты просто учишься как в школе. Моих самых базовых знаний и навыков хватало, чтобы вытягивать нормальные оценки за устный экз и какую-то писанину. Но если попадались тесты, я плыла сразу. В общем, как таковой пользы от школьных предметов не было, на профессионализм они не влияют никак. Скорее просто заполняют пустоты в общем развитии (как и в большинстве вузов) . 5/10

11. Проектирование

Самый важный предмет, поскольку именно он будет набивать тебе работы для портфолио. На первом курсе он начался с иллюстраций сказки в ЧБ, а с течением времени развился до создания полноценных видео-роликов и айдентики. Например, на 3 курсе нам давали ТЗ для выдуманного заказчика и мы, вроде бы, весь семестр занимались этим проектом. Создавали логотипы, сайты, визитки и тд. Помимо видосов и айдентики делали дизайн приложений. Можно использовать абсолютно любые программы, лишь бы был приемлемый результат. Так же проектирование даёт понимание об этапах работы над проектом, помогает привыкнуть к порядку. Тут активно работаешь с ТЗ, референсами, поиском идей, анализируешь ЦА и потенциальных конкурентов. Бывает, что иногда приходится несколько раз возвращаться к началу и менять идею, прежде чем получится что-то годное. Но это адекватная часть любого рабочего процесса, к которой тоже привыкаешь. Так что по полезности дисциплина однозначно 10/10.

Брендинг сыроварни и дизайн приложения-календаря для собачников
Брендинг сыроварни и дизайн приложения-календаря для собачников

12. Типографика

На типографике изучали виды шрифтов, работу с ними, правила работы с текстом и вёрстку. В принципе базовый предмет. Задания в основном состояли из создания шрифтовых плакатов. 10/10

13. Компьютерные технологии

Под «компьютерными технологиями» подразумевается изучение графической программы. Часто это одна программа на семестр. Так мы изучали Photoshop, After Effects, Cinema 4D, InDesign, Premier. Были и Blender с Figma. По каждому из них преподы разные, что логично. Учат максимально базовым вещам. Лично для меня сложным в понимании был период изучения Фотошопа. Казалось бы, достаточно простая прога, что может пойти не так? Ну там дело скорее были в совокупности многих факторов.

Дело было во время ковида, мы сидели на дистанте и смотрели записанные преподом уроки в качестве 360р, иногда 480р (если повезёт) . Помимо того, что было нифига не видно и непонятно, задания должны были выполняться конкретным показанным способом, так как при проверке файлов препод смотрел, как что сделано. Сам предмет изрядно потрепал нервы, так как в задания вносилось много странного рода правок, от которых хотелось рвать на себе волосы. Например: есть два изображения, одно-исходник, второе-для цветокоррекции. И вот ты вроде все сделал, но тебе продолжают говорить, что палка колбасы не такого оттенка как должна быть или что-то в этом духе. Не буду перечислять все подобные ситуации, суть и так ясна. В итоге Фотошоп я осваивала чисто практикой уже при работе над проектами и с помощью некоторых видосов.

Подобная ситуация была и с Синемой 4Д, но там был уже особый уровень. Так как по данному предмету на тот момент было не так легко найти преподов, нам поставили, грубо говоря, кого пришлось. Препод не понимал практически ничего, не выстраивал чёткий план пары. Даже закралось предположение, что человек видит Синему чуть ли не второй раз в жизни. Доходило до того, что при каждом действии выскакивала то ошибка, то просто не было нужного результата. Когда эти перлы окончательно надоели и стало понятно, что препода менять просто не на кого, я начала делать дз с помощью коротких уроков от индусов на ютубе. Дз у нас представляли из собой плакаты с конкретной надписью, которая должна была вписываться в 3Д композицию. Какая-то часть у меня была сделана по урокам от препода, какая-то нет, вследствие чего на сессии были вопросы. Но честного ответа про уроки с ютуба было достаточно, чтобы от меня отстали. Короче, не предмет, а лажа, особо ничего полезного и не было. Не говоря уже о том, что у многих возникали проблемы с установкой именно той версии, которая была у препода. А это влекло за собой ещё большую путаницу в процессе обучения.

В остальном, другие проги преподавались хорошо, особенно Фигма. Там мы учились создавать интерфейсы, разрабатывать дизайн и анимации сайтов и приложений. Какая-то часть студентов даже перешла на неё вместо люстры, потому что она была элементарно удобнее.

По AE и Премьеру нам дали прям базовую базу, но достаточную, чтобы делать простые анимации и монтировать видосы. Но если хотелось что-то прикольное, приходилось искать в инете. Без самообразования по жизни никак, это норма.

Трэш, угар и содомия происходили на изучении Блендера. Но не потому что нам плохо объясняли, а потому что на задания уходило элементарно много времени. Например, ты должен повторить действия из двухчасовой записи урока, а уходит у тебя на это 5 часов, потому что ты лапоть и на первых этапах Блендер давит тебя всем своим авторитетом и программными ошибками, которые ты сам создаёшь. Но в общем и целом, полезный и интересный опыт. Делали простые модельки типа шестерёнки или шляпы. Для финального задания я моделила фортепиано.

Был ещё опыт работы с Readymag, но это прям полный мрак. Вроде и простой, но такой не интуитивный. Ему нас особо не учили. Скорее это была временная мера до того, как у нас по учебной программе появится Фигма. Тем не менее, некоторые из нас (я в том числе) использовали Рэдимаг для лонгридов. Было неплохо, хоть привыкать приходилось очень долго и муторно. В этой проге особо смысла не вижу, не удивительно, что на ней не стали делать акцент. Ему посвятили ровно одну пару, на которой все знатно прифигели и ничего не поняли. Примерно такие же впечатления у меня возникали при обучении InDesign, хотя нам его давали достаточно развёрнуто. Но там скорее уже было мое личное отношение к этой проге, нежелание в неё особо вникать. Скорее всего из-за того, что работа с вёрсткой мне всегда казалась монотонной.

Если подвести итог относительно знаний, которые нам дали, то я довольна. Изначально у меня были переживания, что нас не будут первое время особо подпускать к компам (помню, у одной моей знакомой в другом вузе так и было). Но по факту практики было много и она достаточно разнообразная. Так что, за 4 года вполне можно понять, чем человек конкретно хочет заниматься в сфере дизайна. В результате после окончания направления графического дизайна с уклоном в мультимедиа можно выбирать начальные позиции моушен-дизайнера, UI/UX- дизайнером, графического дизайнера. Опять же, многое зависит от трудолюбия и того, в каком направлении вы развиваетесь во время учебы больше всего. Полученные навыки в полной мере можно продемонстрировать при производстве диплома, который отлично дополнит портфолио (к сожалению, в моем случае это не прокатило) .Тут мы подбираемся к самому интересному.

Диплом

Итак, начну с того, что к концу первого семестра четвёртого курса каждый студент должен предложить 10 разных тем своего диплома и определиться с желаемым дипломным руководителем. Обычно выбирают что-то типа «Создание графического комплекса для… .», «Дизайн сайта для… », разработка упаковки. Иногда делают видеоролики или разрабатывают шрифты. Почему-то получилось так, что все предлагаемые мной темы не подошли. Тут надо сделать оговорку, что выборе темы диплома обращают внимание на то, насколько она зайдёт комиссии. Поэтому темы, касающиеся патриотизма или повышения узнаваемости какого-то города/регионального фестиваля имеет бОльшую популярность, чем что либо ещё. Такие темы я брать не хотела, что тоже отягощало ситуацию. После долгих обсуждений мне предложили тему «Мини-игры для сайта института на языке Питон». Почему такая тема? Чтож…

На тот момент в первый семестр 4 курса у нас ввели Питон, на котором мы проходили преимущественно графические библиотеки. Условно говоря, мы учились делать анимированную гифку из нескольких кадров, учились рисовать "черепашкой" цифры при нажатии клавиш и ещё подобные небольшие штуки. Тогда мы афигевали знатно, но я справлялась либо своими силами, либо мне хорошо помогали. Но в любом случае, как таковых навыков программирования у нас особо не было. Вряд ли бы кто-то из нас смог просто так с нуля написать адекватный код и заставить его работать. Поэтому ни у кого и в мыслях не было делать программирование частью своей дипломной работы. Но такая участь по стечению обстоятельств постигла именно меня. Это произошло по двум причинам:

1. Питон был новым предметом, преподавательнице хотелось его проявить среди дипломов.

2. у меня утверждённой темы фактически не было. Так что, было очевидно предложить такую тему именно мне. До этого мне уже предлагали делать что-то для сайта вуза в качестве диплома, но я отказывалась.

Проблема в том, что если тема диплома касается рекламной компании института, консультации у студента будут не только с дипломным руководителем, но и с рекламным отделом. А мне не очень хотелось такого расклада. Мне хотелось ламповой работы над своим детищем в спокойной обстановке без лишнего стресса, ведь по многим причинам менталка и физическое здоровье давали сбой. Меньше всего хотелось париться ещё и из-за диплома. Как итог, своей участи я избежать не смогла и взяла, что дают. Ну и я слукавлю, если скажу, что сначала меня не заинтересовала тема создания несложных мини-игр. Но потом я осознала, что эта тема буквально рушит мои планы на спокойную жизнь на ближайшие несколько месяцев.

Перед началом работы я несколько раз предупреждала преподов, что у меня нет достаточных навыков для написания кода и я не справлюсь. Но давать заднюю уже было нельзя, все почему-то посчитали, что я как-нибудь выплыву. В день, когда мне выдали эту тему я со смешанными чувствами попросила у парня помощи с дипломом. Хоть мы оба далеко не прогеры, было ясно, что если он мне не сможет помочь, то не поможет никто. Далее начались почти еженедельные созвоны с руководительницей, обсуждение сюжетов игр, зарисовки, первые попытки написать код.

Почти сразу пришло понимание, что навыков, полученных в институте мне совершенно не хватит, чтобы понять, как эти игры сделать. Я не знаю, почему преподавательница так поверила в мои навыки, ведь даже по нашей учебной программе было понятно, что такого уровня работу никто из нас не смог бы сделать самостоятельно. Месяца три у меня, моего парня и руководительницы ушло на то, чтобы выдать какой-то адекватный функционирующий результат. Когда мы с парнем писали код и у нас что-то получалось, преподавательница могла вносить правки, что могло влечь кучу изменений в коде и последующим лютым багам. Но так или иначе, благодаря ее участию смогла заработать вторая игра и повышена вариативность в первой.

Помимо этого мне приходилось несколько раз переделывать дизайн от более спокойного и универсального до дикого кислотного. Мне сказали, что такому проекту нужно весёлое и нестандартное визуальное решение. Буквально сказали "похулиганить". Но комиссия на защите итоговый вариант совершенно не оценила. Такая ситуация как нельзя лучше демонстрирует, насколько огромную роль влияет банальная вкусовщина. Во время учебы на дизайне часто сталкиваешься с противоречивыми оценками элементарно из-за разницы во вкусах преподавателей. С этим приходится просто смириться и плыть по течению.

Как вы могли заметить, успех моего диплома буквально на 50% зависел от других людей. Жизнь к такому меня не готовила, я постоянно нервничала и на какое-то время буквально выгорела. Каждый раз пытаясь вникнуть и сделать что-то самостоятельно по части программирования, я афигевала и через пару часов бросала эта затею. Поэтому в основном занималась именно графической составляющей. Более менее успокаивала только мысль, что мой диплом будет отличаться от других. Но все равно фоновое чувство паники не оставляло меня до самой сдачи диплома. Дизморалило и то, что на печать диплома ушло где-то 7к, может даже больше. К просмотрам мы всегда собираем планшеты с нашими работами и печатаем их, но в этот раз вместо тонких листов понадобился пенокартон, что увеличило цену печати в несколько раз. + печать самого диплома в цвете, так как на большинстве страниц помимо текста есть куча рисунков и фоток. На тот момент трат и так было слишком много. Таким образом, стресс загнал меня в эмоциональную яму и депрессу. Я молилась, чтобы вся эта дичь с дипломом наконец кончилась и можно было хоть месяцок пожить без ощущения груза ответственности.

Вот наступает долгожданное время просмотра. Мини-игры готовы, презентация для защиты готова, текст отрепетирован. Защитилась я на отлично. В нашем институте получить оценку ниже большая редкость, так как у преподавателей достаточно высокие требования к допуску к защите. Сначала я даже обрадовалась. Но потом до меня начало доходить, что особого фидбэка от комиссии не было. Другим члены комиссии давали комментарии, задавали вопросы, хвалили. В моем же случае это было как: *звуки сверчков*… ну по стилистике ваш проект не подходит для реализации в рамках института, так что это больше авторский проект.

После этого следующие пару дней я была в апатии. Казалось, что я опозорилась и сделала какую-то лютую дичь, хотя проект мне в какой-то степени даже нравился. Стало понятно, что больше положительных эмоций вызывают дипломы, связанные с городами или с чем-то перекликающимся с патриотизмом/ популяризацией культуры РФ. По-крайней мере такое впечатление у меня (и не только у меня) сложилось. Но очень много проектов были реально крутые, это да. Просто мой то ли не вписался, то ли был просто непонятен. В любом случае загналась я знатно.

Если подводить итоги, то 4 курс был самым тяжелым для меня по многим причинам. До этого на протяжении трёх лет у меня хоть и были разного рода проблемы, но учеба давалась более менее легко. Мне нравилось приходить в институт и общаться с одногруппниками, получать новые интересные задания. Но вот последний год прошёл в жесткой апатии. Скорее всего это реально связано с тем, что мне досталась хоть и интересная, но сложная тема диплома, из-за которой я находилась в подвешенном состоянии. Самым большим страхом было быть не допущенной и отправленной на зимнюю защиту (что привело бы к трате денег и времени) .

Радует, что финальный курс закончился на позитивной ноте. Красный диплом, дискотека прямо в вузе, капкейки, шампанское и плейлист нулевых (?) . После выпускного я пока так и не заскучала по институту. Скорее пока нахожусь на некой стадии выгорания. Собрала из своих работ портфолио на бехансе, потихоньку откликаюсь на вакансии. Казалось бы, живи да радуйся, но есть момент, из-за которого я оказалась в тупике.

Что дальше?

Мне стало ясно, что дизайн это не мое. Я никогда не была дизайнером, да и не хотела им быть. Мне всегда хотелось рисовать, но учеба забрала у меня запал на это. В какой-то момент все, что я могла делать после возвращения из вуза это тупить в ютуб. Поэтому не рисовала очень долго. Когда мне подарили айпад, с этим стало гораздо проще. До того момента как начался диплом. Практически весь четвёртый курс я загонялась, что делаю фигню и занимаюсь совершенно не тем, чем хочу. Время и силы тратились на то, не окупилось бы в будущем.

Мне хотелось развиваться как 2Д-художник, но конкуренция была бы ещё больше, а рабочих мест ещё меньше. Жизнь сопровождалась каждодневными размышлениями о том, кем работать. Потом в силу многих факторов выгорела настолько, что хотелось уже просто бабла, чтоб ни от кого не зависеть. Поэтому я была готова работать хоть в «Подружке» рядом с домом. Но родители с парнем меня отрезвили, сказав что глупо так просрать годы учебы и скиллы. Я дала себе время после получения диплома, чтобы прийти в себя. За это время я садилась рисовать лишь один раз, потому что элементарно ничего не хотелось. Но когда стало ясно, что так дальше продолжаться не может и я хочу иметь свой заработок, через силу собрала портфолио для вакансии графического дизайнера. И вот с того момента уже пару недель откликаюсь на некоторые вакансии. Если возьмут-норм, не возьмут-буду пытаться дальше. Пока тешу себя надеждой, что через какое-то время налажу физическое и моральное состояние и смогу опять рисовать, чтоб уже подготовить портфолио по 2Д.

И вот назревает вопрос: а стоило ли учиться на дизайнера, если я им быть не хочу? На этот вопрос я отвечаю, что скорее стоило чем нет, потому что за время учебы было опробовано много разных программ. Да и в принципе, было здорово попробовать что-то новое. Не говоря уже о том, что у меня была не треш-учеба, как бывает во многих вузах. Было много положительного опыта, который я ни на что бы не променяла. Но с другой стороны часто думаю о том, что можно было потратить это время на курсы и наработать скиллы в том, что хотела. Хотя, только отучивший на дизайнера я по-настоящему смогла понять, в каком направлении хочу развиваться. Вопрос только в том, как поймать ресурс, чтоб начать рисовать и снова чему-то учиться.

Нужна ли вышка, чтобы стать дизайнером?

Могу сказать, что учеба в институте дала попробовать кучу всего, чтоб понять, что мне нужно. Если человек хочет быть графическим дизайнером, но не знает, хочет ли он в моушен или делать логотипы/карточки/баннеры/сайты, то учеба даст понимание в этом. Если же у человека есть уверенность в том, что он хочет заниматься чем-то конкретным, то скорее всего имеет смысл пройти курсы. Я понимаю, что есть вакансии, где вышка требуется, но вижу я их не так часто. В крайнем случае, есть какое-нибудь вечернее отделение или заочка, чтобы получить корочку. Так или иначе, все решают портфолио и скиллы, которые вы демонстрируете при выполнении тестовых заданий. Если есть четкое осознание того, чего хочется от работы, лучше не распыляться на лишнее.

Часто-задаваемые вопросы

Ответы на вопросы, которые часто задают абитуриенты на дне открытых дверей.

1. Нужно ли уметь рисовать, чтобы успешно учиться на дизайнера? Ответ: нет, не нужно, но если умеете-однозначно будет плюсом. В процессе в любом случае нужно будет рисовать раскадровки и эскизы. Но даже если скилл низкий, скетчинг и академические дисциплины хорошо его подтянут.

2. Нужно ли обладать убер-мощным железом, чтобы выполнять учебные задания? В принципе, если все совсем плачевно, можно приезжать и выполнять задания в компьютерном классе. Институтские компы мог вывозить нагрузку в три параллельно работающих программы (обычно за один присест хватает и двух) + браузер. Если работаете с 3Д, может быть хуже. Надо ещё примерно понимать, будут свободные компы или нет. А так, преподы никогда не запрещают другим студентам приходить на пары и работать. Если не хотите ездить, то достаточно чтоб ваш железный конь мог вывезти две одновременно работающие проги, так как со временем придётся активно переключаться, например, между Иллюстратором и Афтер Эффектом.

3. Что с собой носить? Основной набор: флешка, карандаш, блокнот/ графический планшет. Всегда пригодится для тех же самых эскизов. Далее все индивидуально в зависимости от каждого предмета. Чтоб студенты не таскали с собой баулы с красками/кистями и всем подобным, за символическую плату группа может арендовать на все 4 года 1 или 2 шкафчика (очень удобно) .

4. Можно ли совмещать учебу и работу? Смотря на других могу сказать, что можно, но многое зависит от нагрузки на работе. Если это работа в офисе, вам путь на вечернее отделение (но будет тяжко). Если дистант, то можно и попробовать совместить. Но первые два курса нагрузка вполне приличная. Лично я вряд ли бы смогла совмещать, так как период был весьма насыщенный.

5. А что с графиком? У нас было 4 учебных дня+ иногда дистанционные пары по субботам. Обусловлено это тем, что 5 учебный день отведёт под выполнение домашки (а не для того, чтобы студенты отдыхали три дня, вместо двух) . Сначала кажется, что какое-то дз можно сделать и потом, но такой подход обязательно аукнется на промежуточной аттестации. Соблюдение дедлайнов- тактика, которой стоит придерживаться (прекрасно знаю, о чем говорю). И расписание построено так, что укладываться в сроки вполне реально.

Выводы

Учиться на графического дизайнера было интересно и весело, хоть в итоге по специальности мне работать и не особо хочется. Было много практики и разнообразных креативных заданий. Скучно мне не было точно. Но могли знатно бесить некоторые преподы (как и у всех студентов в любом вузе) и кривые пиратки.

- Были всякие тусы и мастер-классы (я на них не была, но говорят, что на них весело). Часто проводятся всякие конкурсы и квесты, приуроченные к праздникам.

- С большинством преподов было легко находить общий язык и обмениваться мнениями. Видна заинтересованность сделать проект лучше.

- Появляется нервный тик каждый раз, когда вспоминаю про траты на материалы и печать планшетов для просмотра (формат сдачи зачетов на сессии) .

- За время учебы произошёл огромный личностный рост и социализация. Для меня как для очень стеснительного и закомплексованного подростка было волнительно вливаться в абсолютно незнакомый коллектив. Но определённые шаги помогли стать гораздо увереннее и завести новых друзей, не чувствовать себя чужой и много чего ещё. Стеснение было грузом, от которого я избавлялась долго, но успешно. Возможно, если кому-то будет интересно (или мне особенно захочется этим поделиться) , напишу недо-лонг про это.

В общем, эти 4 года учебы многое перевернули в моей жизни, дали ценный опыт и новые скиллы. И несмотря на какие-то трудности, могу сказать, что учеба на дизайне одно из интереснейших направлений. Главное осознать для себя, верный ли выбор вы делаете и при возможности не пытаться идти на компромисс. Хотите быть художником-идите на близкий к этому факультет. Хотите быть графическим дизайнером-идите на дизайнера. Не хотите вышку-идите на курсы. Ваша уверенность напрямую повлияет на процесс обучения и конечный результат. «Пойду на дизайнера, потому что это прибыльнее» не самая лучшая мотивация, если душа лежит к другому. Мб в процессе вам и зайдёт, но со мной такого чуда не произошло. Не могу убить в себе любовь к рисованию. Поэтому чтоб не было сожалений, прислушивайтесь к своим желаниям.

На этом все, спасибо, что прочитали этот пост! Надеюсь, кому-то он был полезен или просто интересен. Всем творческих успехов и профессиональных успехов)

5.5K5.5K показов
1.7K1.7K открытий
45 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Интересно. Сам на промышленного дизайнера учился, и в общих чертах всё то же самое было в плане предметов и трудностей, и тоже, кстати, по одному из предметов моделил пианино на последнем задании, но у нас ещё видос нужен был с ним, делал рекламу музыкального магазина с лого и всей прочей хуйнёй

Ответить

Я расскажу свою коинжовую историю. У меня в городе тоже есть кафедры дизайна вроде 2. Город на 700 тысяч человек, небольшой по меркам страны. Так вот там работают преподы динозавры бабушки и дедушки, которые вдалбливают своим ученикам что «корал» инстина, а все остальное ересь. И вот они по 5 лет изучают одну программу, затем защищают дизайн проекты по типу «караоке без персонала» «эко остановка» и прочий нежизнеспособный бред. После чего благополучно устраиваются в какой нибудь печатник по типу «печать за 5 секунд». Я тоже дизайнер, но не заканчивал курсы и кафедры. Набор программ в которых я работаю достаточно обширен и вот как же у меня горит когда заказчик пересылает мне сообщения от данных покемонов по типу «PDF? НАМ НУЖЕН КОРЕЛ! ВЫ БЫ ЕЩЕ EPS НАМ ОТПРАВИЛИ»

А пост зачет, интересно было почитать как это происходит на плюс минус нормальных кафедрах

Ответить

Не устаю удивляться, насколько по-разному везде работают кафедры дизайна. Особенно стремно, что дизайн один из самых дорогих направлений и просто обидно выложить дофига денег и получить дичь

Ответить

Как бывший графический дизайнер и ныне специалист по VFX в кинопродакшне скажу тебе честно - дизайн это не твое, от слова совсем. Все крутейшие графические дизайнеры и моушн дизайнеры ни на каких дизайнеров не учились. Это должно быть в крови. Ты в принципе должен быть творческим. И чтоб творчество раскрыть всем достаточно было ютуба, чтоб разобраться в софте. Я лично это начал делать лет 12 назад, когда на даче был с ноутом, интернета там не было, зато был фотошоп и мне было скучно. Так и начался длинный путь, когда я впитывал как устроен софт, что красиво, что ужасно.

Касательно твоих работ - работы безвкусные, пресные, никаких золотых сечений или просто дефолтных правил, которые неформально приняты в графическом дизайне - нет. Особенно бросился 3д рендер в разделе про 3д, самый первый. Сочетания цветов и сама композиция просто мрак. И я так понимаю все эти работы прошли через преподавателей и отчасти имеют их почерк, по их заветам и канонам. С такими работами удастся устроиться в какую-то простую конторку. В рекламе с подобным портфолио и соотв. навыками просто делать нечего.

Без обид. Говорю честно и прямо, потому что ты отучилась, потратив 4 года и не достигнув уровня людей, кто имеет креативную жилку и просто полгода в фотошопе и люстре тыкался, смотря гайды с ютуба. И даже те, кто с жилкой талантлив - в обычном графическом дизайне, особенно в СНГ никаких денег в 99% случаев не найдет. Потому что все уже завязано на моушн дизайне. А моушн дизайнер - это в первую очередь графический дизайнер. Но совершенно не каждый графический дизайнер сможет стать моушн дизайнер, потому что эта сфера гораздо сложнее векторов в люстре и растра в фотошопе. Это афтер эффектс с экспрешнами на питоне и всякие синемы 4д.

Так что еще раз - без обид, я тебе говорю прямо сразу с ходу, чтоб ты потом не была в шоке с того, что не можешь найти работу, а там где находишь - получаешь копейки и страдаешь. Сразу советую думать где вместо дизайнера можно работать.

Ответить
Ответить