Первое впечатление о Steam версии Dwarf Fortress

Я выскажу пару моментов, возможно вы найдёте в них свои ответы, возможно посчитаете их ошибочными, но учтите, что всё это субъективно. Как и наше время!

С момента релиза я наиграл всего 2 часа, а до этого обрушил пару крепостей в классической версии. Не самый большой опыт, чтобы делать обзор, но уже достаточно чтобы немного высказаться.

Кастомный движок

Начну с того, что DF — основан на кастомном движоке на языках C и C++. И это видно. Несмотря на то, что игра стала выглядеть лучше, её кастомность прёт из всех щелей. Это не плохо, но для нового игрока возможно будет непривычно. Как один из примеров: кнопки там не реагируют на наведение (:hover), а клавиатура работает только на английской раскладке.

Кто-то может удивлённо замахать руками с вопросом: «И это современная игра?». Я отвечу, что это игра, которая вышла в 2006 и продолжает свой путь. Поэтому я не вижу в этом никакой страшной проблемы. Просто отнеситесь с уважением.

Между тем я прекрасно понимаю, что когда игра разрабатывается с 2002, то игрок заведомо представляет себе нечто непостижимое: «И враги 3-хмерные тоже, и труп тоже 3д. Можно прыгать и т.п.». Но на деле это простой проект двух чуваков, которые живут своим творением.

Первое впечатление о Steam версии Dwarf Fortress

Steam версия

Как говорилось во времена войны с EGS: «Если вашей игры нет в steam — значит её не существует». Steam версия DF это шаг назад в плане геймплея, чтобы сделать шаг вперёд в плане удобства. Удобства для новых игроков, а чтобы утешить олдов, братья заявили, что продолжат поддерживать классическую версию.

Первое впечатление о Steam версии Dwarf Fortress

Steam нужен был, чтобы:

  • Оживить игру. Вместе с этим придут новые игроки, новые идеи и новый контент. DF вновь войдёт и инфополе, чтобы получить свою долю аудитории.
  • Собрать средства. С 2002 года игра делалась не на фулл-тайме, но Kitfox и комьюнити позволили братьям заниматься любимым делом. Средства только помогут дальнейшему развитию игры.
  • Психологический фактор. Большинство прекрасно понимает, что DF скорее всего никогда не получит финальной версии. Но получить хоть какую-то релиз версию нужно было. Мне кажется важно взглянуть на игру под другим углом, возможно построить новый вектор развития, выделить плюсы и недостатки.
Отчёт о сражении.
Отчёт о сражении.

В текущей Steam версии не всё так гладко:

  • Нет поддержки 4к.
  • Нет поддержки оверлэя steam. А значит нельзя делать скриншоты и shift-tab'аться.Думается, что это временная проблема, потому что как минимум поддержку мастерской завезут.
  • Нет режима приключений. Но он будет! Скоро.

Кроме этого есть ряд возможных но, которые я не отнёс к проблемам, но некоторые видят в этом минусы:

  • Русификатор отсутствует. В принципе как и перевод на любой другой язык, кроме английского. Ожидать русификатор было точно наивно, максимум на что можно будет надеяться — промт, потому что текст в DF генерируется, а значит будут большие проблемы с падежами и временами.
  • Многопоточность отсутствует. Это печально, но... этого стоило ожидать. Потому что сама по себе многопоточность нa C штука непростая. А здесь вы должны понять, что DF сначала разрабатывался как хобби и братья банально не умели разрабатывать мультипоточные приложения. А накатить её на гигантский проект уже после релиза — задача крайней сложности. + нашёл подобный исчерпывающий комментарий на форуме Steam.

Это было тщательно исследовано на основных форумах DF.

Узким местом является то, насколько быстро данные могут загружаться в память и из нее, а также насколько большими становятся структуры памяти по мере старения крепости.

Поскольку процесс привязан к памяти, а не к процессору (в большинстве случаев), дополнительные процессоры не решат проблему (особенно потому, что многоядерные процессоры имеют общий кэш, а это означает конфликт кэша между потоками). Использование сжатых структур данных может сместить эту проблему. Что DF действительно, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нужно, так это несколько мегабайт кэша процессора. У него больше общего с тяжелой научной симуляцией, чем с обычной видеоигрой.

  • Цена. Это момент в целом интересный. Мы привыкли, что инди или AA игры стоят в районе 1000 рублей. Но когда люди видят пиксели, то скидывают ценник ещё рублей на 500. Только вот я не представляю себе действительно справедливого ценника к затратам сил и времени на разработку DF. Как думаете, сколько должны были взять чуваки, которые на протяжении многих лет работают над своим детищем? 1100 это больше, чем «охотно», но вполне в рамках «приемлемо». + небольшой комментарий из discrod канала DF:
Первое впечатление о Steam версии Dwarf Fortress

Нововведения

Одно из главных нововведений — управление мышью и клавиатура. И... ощущения странные! В классическом DF всё управление осуществлялось с помощью клавиатуры. Это было очень удобно, тянутся каждый раз за мышкой — смертельно утомительное действие, вам это каждый программист скажет. Ещё одним плюсом получалась мобильность, можно было развалиться на кровати, с ноутбуком в DF можно играть хоть в поезде, хоть в метро, хоть в туалете!

Первое впечатление о Steam версии Dwarf Fortress

Но мышка стала частью игры, вследствие чего немногое поменялось, мышка хорошо влилась в игру и является приятным дополнением для новых игроков. А вот решение изменить управление камерой со стрелочек на WASD — странное. Оно интуитивно ожидаемое, но из-за этого сбились привычные бинды, которые опытные игроки уже знают на уровне мышечной памяти. А ведь решить эту проблему можно было бы обычным шаблоном настроек. Короче, ожидаем введения классического режима в DF, возможно с ним и завезут такое удобство. А пока что игрокам остаётся либо привыкать, либо менять хоткеи в настройках.

Первое впечатление о Steam версии Dwarf Fortress

Графика. Она приятная, что ещё сказать. Разработчики постарались даже на кастомном движке сделать эффекты подсветок, добавили кучу удобнейших меню, окна, инструменты. Опять же, всё это очень удобно, но местами теряется удобство в быстродействии. Steam версия делалась в первую очередь для новых игроков и для них графика — настоящий подарок. Теперь DF более чем самодостаточна и не требует дополнительных плагинов для удобства.

Ваши дворфы.
Ваши дворфы.
Настройка хранилища. 
Настройка хранилища. 

Музыка. Здесь к команде подключились композиторы и усовершенствовали старые-добрые композиции. Добавили погодные звуковые эффекты, эффекты событий (торговля, сражение). А ещё сделали очень милую фичу, которая показывает в меню паузы последнюю игравшую композицию. Я почему-то вижу это как дань крепкого уважения от творцов к творцам!

Обучение. Ещё одна фича, которую очень ждали новички. Есть особая магия открывать второй вкладкой DF wiki и читать руководства. И по итогу братья не стали обирать хлеб у Wiki. Обучение есть, но оно настолько короткое и поверхностное, что создаётся ощущение незаконченности.

Тарн отмечал, что сделать обучение в игре с открытым миром и случайной генерацией — задача непростая. Но было бы хорошо позволить игроку создать в обучении минимальный набор необходимых функций и отпустить игрока в плавание! Глупо было ожидать гайд по кааааждому аспекту DF, зачем тогда играть? Но по итогу обучение больше смахивает на гайд по ориентированию в инструментарии. И напоследок говорит игроку о разделе Help, который представляет собой «энциклопедию по DF».

Энциклопедия 
Энциклопедия 

Это помогает игроку, но в конечном итоге всё равно бросает его одного, что точно обрежет часть игроков. Но внутренняя энциклопедия точно штука не лишняя.

Лист разработчиков значительно расширился работниками из Kitfox, художниками и композиторами. Очень мило видеть и имена тестировщиков из 2010 года.

Первое впечатление о Steam версии Dwarf Fortress

Специально для тех, кто любит читать с конца или TL;DR отвечу на вопрос: «Брать или не брать?». Всё зависит от вас! Если 1к слишком много на сомнительную игру, которую почему-то все нахваливают — ожидайте скидок. Если вы ждали DF очень давно и желаете поддержать создателей или обзавестись более дружелюбной версией — чего вы ждёте?

Спасибо, что прочли или посмотрели картинки! Буду вас плотно держать в курсе по поводу дворфов, ведь у меня с ними много общего: я тоже люблю выпить, поспать и поотлынивать от работы, чтобы временами выдавать свой *masterpiece*.

77 показов
5.9K5.9K открытий
11 репост
19 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

Я очин тупой, поэтому уменьшил масштаб карты, потом увеличил, потом уменьшил - и потерял своих гномов...

Ответить

F1

Ответить

@Якорь спасибо большое

Ответить

Благодарностью не отделаешься

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

На самом деле хотелось бы увидеть обучение от опытных игроков, потому что в игре с этим всё совсем плохо. Настолько что ты банально даже не поймешь чем себя развлечь, а о каких-то возможностях и фичах узнаешь лет через 5

Ответить