Disco Elysium и ХАРДКООООР!

Пока свежи мои эмоции от прохождения, решил поделиться ими в блоге. Планирую написать кое-что более полноценное и выкинуть на материк (но это будет материал больше о геймплее, чем о самой игре). А сейчас просто выскажусь, пополнив блог ещё одним постом. Есть часть без спойлеров.

Disco Elysium и ХАРДКООООР!

Сейчас особо нет ни времени играть, ни настроения, знаете, бывает. Последний месяц я был обременён учёбой, научным проектом, возвращению к жизни в дали от дома, а тут ещё и вся эта чертовщина с войной. Но как только выйдет свободный вечер - я постараюсь отдать его для приключения пьяницы-копа, который старается раскрыть убийство, попутно восстановить оборванные нити с прошлым.

Игра, пропитанная болью, страданиями, чувствами, воспоминаниями.

Игра, пропитанная жизнью.

Disco Elysium и ХАРДКООООР!

Игра очень медитативна, весь геймлпей на 80% состоит из чтения: иногда это диалоги, иногда собственные мысли или монологи с подкоркой мозга, а иногда просто описания. "Игры должны не рассказывать - а показывать", я очень охотно соглашаюсь, когда этот тезис приводят к ARPG или даже к некоторым RPG играм. Но здесь другой случай. Слова используются не только, чтобы показать, но и чтобы передать: ощущения, эмоции, мысли. Графомании хватать будет, готовьтесь. Но здесь она ощущается не как "налили воды", а скорее как горький шоколад - вкусный, но на любителя. Из этого приходим к тому, что игра явно не для тех, кто не фанат чтения.

Хотя я и сам являюсь фанатом читать записки в играх. Зачастую это выполнено слишком грубо: глыбы текста врезаются в динамичный геймплей. Да и признаться очень редко, но и в Диско скипал тект, местами ты понимаешь, что особо смысла из диалога не вынесешь ну да и пошло оно.

А что же остальные 20% геймплея? Игра является детективной, по-настоящему детективной. Вы исследуете локации, обыскиваете, собираете предметы, связываете ниточки воедино, чтобы получить долгожданный результат. Шаг за шагом вы закрываете для себя вопросы, строя общую картину мира. Есть немного математики, с бросанием костей и очками, но не стоит пугаться системы прокачки. Заруинить не получится (и что-то внутри меня косо смотрит на разработчиков, лишь только сами мастера знают, что творится за ширмой ГМа). Я лично начал игру на хардкоре, пустив все доступные (по лимиту начального вложения) очки на электрохимию. И ничего страшного. Вместе с этим накидывается вопрос: а нужна ли вообще этой игре такая система? Ответ я точно дам в полной статье.

Механика «мыслей» очень интересная, правда всё в голове не уместишь и порой приходится что-то забывать. А вот привычные для RPG баффы от одежды мне показались странными, потому что иногда приходится прямо переодеваться перед действием, чтобы набить высокий процент, а предсказать заранее, что будет выгоднее применить, практически невозможно.

Disco Elysium и ХАРДКООООР!

Мне очень понравилось, как игра обходится с внутреигровым временем. Время не идёт пока вы просто бегаете по миру, для этого нужно с чем-то взаимодействовать. Чтение книг убивает сразу часы, диалоги обычно занимают меньше времени. Пару раз вам придётся провести в ожидании NPC или события, у вас будет время встречи и до неё обычно будет где-то часов 10. А значит у вас есть 10 часов, чтобы исследовать то, что могло ускользнуть от игрока. (Пока я ограничен одним прохождением, судить сложно) Однако иногда игра вынуждала делать то, что особо не хочешь, просто не оставляя выбора, ведь ты был уже, кажется, везде! Пару раз я садился с мыслями "что мне опять делать, куда идти?". И каждый раз находился ответ, и каждый раз в итоге оказывалось, что что-то ускользало от меня.

Визуальный стиль — ещё одна изюминка проекта. Художники проделали чудесную работу, и представить Disco в каком-то другом стиле уже невозможно. Порой размазанная картина, будто голова всё ещё трещит от вчерашней попойки, сочетается с прекрасными пейзажами. А картинки мыслей можно с интересом разглядывать часами.

И музыка, музыка-музыка-музыка. Какая же крутая музыка, и все эти эмбиенты природы. Реваншоль ужасный, разрушенный, грязный город, но его атмосфера манит тебя возвращаться в него раз за разом. Чтобы просто пройтись по уличкам или вдоль морского берега.

Disco Elysium и ХАРДКООООР!

Disco Elysium — это взрослая игра. Нет, не потому что много чтение и мало экшена, а потому что несёт в себе тяжёлые темы, истории и эмоции. Небольшой оффтоп. Забавно, что когда выкатили новый трейлер Horizon FB я посмотрел и... остался не удивлён. Я будто бы уже играл в HFB, из-за того, что игра выглядит как дженерик 3-A проект. Куча бабок, времени и сил было потрачено большой студией. Выглядело всё как с крутыми боевиками: ты знаешь, что тебе продадут быстрые экшен эмоции и всё, не надейся на большее. Увидев один из них ты посмотришь практически все. Так что я не удивлён тому, что так много людей стали выкатывать посты «DI излечило мою игровую импотенцию!». Но Disco — это не лекарство, это просто хорошая игра, разительно отличающаяся от того, что сейчас несут большие студии. И если вы хотите получить очень интересный опыт и не боитесь большого количества букв — вам стоит попробовать Disco Elysium.

Disco Elysium и ХАРДКООООР!

Игра не без своих косячков, например: уж слишком сильно нарезали некоторые локации и приходится часто грузиться, временами ломаются квесты и этот чёртов scroll bar! Но чего-то прям фатального я не припомню. У меня сложилось двоякое впечатление от системы прогресса и прокачки, но чтобы переварить нужно время.

Сценарная работа выполнена на очень высоком уровне. Завязка казалось бы примитивна донельзя: мы просыпаемся и понимаем, что ничего не помним. И это отличная причина для того, чтобы узнавать мир заново. Помните как в Planescape? Просыпаемся Безымянным, не зная где и когда. Так и здесь. Игра наполную пользуется нашим незнанием и даёт нам ответы на наши вопросы: про историю, устройство мира, политику, биографию. При этом часто играя с нами, закидывая ложные факты.

Стоит отметить как разработчики показывают свою эрудицию, добавляя в игру отсылки как на историю, так и на культуру. Таким образом окружающий мир становится интереснее, а местами и понятнее. Например, кто такой К. Мазов становится ясно даже без пояснений.

Disco Elysium и ХАРДКООООР!

В игре кстати есть сайд-квесты, которые не ощущаются как сайд-квесты. В игру вам не кидают "вопросики", все квесты записываются в журнал и всё, причём какой-то мета информации там не будет. Вам далеко не всегда скажут куда идти и что делать. А некоторые квесты вам не даст выполнить время. И в общей картине эти сайды не выглядят как сайды. В свободной время вы поищете фазмида, найдёте труп на пристани, послушаете про расовую теорию, но у меня ни разу не было ощущения, что это какой-то сайд, просто потому что для этого находилось время. Игра не гонит проходить главный квест, потому что иногда для этого нужно ждать.

Disco Elysium и ХАРДКООООР!

На всей этой картине, несмотря на её интересный стиль, ты живёшь в этом происходящем. Ты не стреляешь на каждом углу из пистолета, а в основном разговариваешь, ходишь, думаешь, ощущаешь. Игра делает огромный акцент на взаимодействии с окружающим миром, а главное — с игроком. Переживая воспоминания из прошлого, которые временами нападают на героя, ты будто достаёшь похожие из себя. Ты ощущаешь и понимаешь Дюбуа, боль, которая пронизывает его, пронизывает и тебя: неудачная любовь, запахи детства, неудачи перед другими людьми. Всё это проходит и через самого игрока и заставляет задуматься, пережить прошлое и успокоиться.

Disco Elysium и ХАРДКООООР!

Но куда же без юмора! Без него бы было совсем грустно. А так это вполне себе трагикомедия со счастливым концом. Юморок тут своеобразный и зачастую зависит от наших действий. Возможно потому что Дюбуа это один из немногих комичных персонажей в игре. Тяжёлые моменты разбавляются забавными диалогами или действиями. Определённо самый крутой квест в игре — по устройству клуба. Как же мы отжигали!

Disco Elysium и ХАРДКООООР!

А самый трагичный — это случайный труп на пристани. Отчасти из-за того, что нам самим приходится оповестить жену погибшего. Ух... это было плохо, но по итогу задание выполнено. И по итогу мы получаем очень душевную историю. Немного грустную, немного забавную, историю которую захочется вспомнить. Это чёрт-возьми детективный роман, лучший, который я читал! В главных ролях: лучший детектив из 57 отдела и коп-суперзвезда из 41, вместе, чтобы раскрыть загадочное убийство, зажечь в церкви и найти крайне редкое животное!

Отдельную благодарность хотелось бы высказать переводчикам! Вы большие молодцы, я помню, когда новости про переводы только стали появляться и большинство в вас не верило, а вы добились своего и у вас получился шикарный результат. Вы большие молодцы. Остальных же благодарю за прочтение. Не болейте, сил вам в это сложное и беспощадное время.

Disco Elysium и ХАРДКООООР!

#discoelysium #пара-слов-о

13
4 комментария

Насчёт времени которое не идёт если просто по городу бегать вы вроде ошиблись. Помню как первый день мотался по городу, когда все диалоги были уже проговорены, а денег на книги не было, насколько я помню время шло.
Хотя я и не сам являюсь фанатом читать записки в играхЧто-то здесь не так.
За пост спасибо, игра отличная, именно отношение авторов к игроку как к взрослому человеку даёт возможность получить опыт как от хорошей книги или фильма.

2
Ответить

Насчёт времени которое не идёт если просто по городу бегать вы вроде ошиблись.Может что-то исправили, или может в хардкоре как-то иначе работает, но я проверял, что время не шло, хотя проверял на поздних этапах
Что-то здесь не так.Спасибо, поправлю)

1
Ответить

Так и не прошёл ещё, откис получив пизды от профсоюзной банды, до этого залипал дотошно около суток реального времени. Очень хочу продолжить, но нужно время, чтобы собраться испытывать шквал эмоций (боюсь их как огня...)
Статью в закладочки себе забрал, знаю, что годнота, но не хочу спойлеров :)

1
Ответить

И, конечно же, ещё раз благодарю @Олег Чимде и всех причастных к конкурсу #личныеитоги2021, ведь именно оттуда мне и достался ключик на Disco Elysium. Спасибо, что продолжаете поддержку блогов, а мы продолжаем поддерживать материалами.

Ответить