История серии Mafia. Часть 2 — Mafia II

История серии Mafia. Часть 2 — Mafia II

Друзья, в преддверии скорых новостей о грядущей новой части Mafia — The Old Country, мы продолжаем разбираться в нюансах и тонкостях истории легендарной криминальной франшизы.

Первую часть материала, где мы подробно ознакомились с процессом разработки Mafia: The City of Lost Heaven, можно найти тут:

История серии Mafia. Часть 1 — Mafia: The City of Lost Heaven

Итак, в прошлый раз мы остановились на том, что в целом первая часть серии была весьма тепло воспринята аудиторией. Но, как это зачастую бывает с крайне концептуальными проектами, настоящий успех Mafia: The City of Lost Heaven, как хорошее вино, настаивался еще долгое время. В конечно счете, игроки хотели сиквел и Illusion Softworks не могла сопротивляться желанию своих фанатов.

Как шел процесс разработки, с какими трудностями столкнулась студия и что у них вышло по итогу — на все эти вопросы мы сейчас и узнаем ответы.

Поехали!

История разработки Mafia II — скандалы, интриги, расследования

История серии Mafia. Часть 2 — Mafia II

Изначально сиквел Мафии задумывался как некое DLC, причем на том же движке. Однако через пару лет после выхода Mafia стало понятно, что это совсем не то, чего игроки ждут от продолжения. Первые новости о разработке сиквела появились в 2003 году от самих Illusion Softworks. Однако работа так и не перешла в активную стадию, так как в 2004 году на студии случился ряд скандалов и конфликтов, из-за чего разработка встала на паузу.

Если опираться на высказывания самого Вавры, он так и не успел принять никакого активного участия в разработке сиквела, хоть он официально покинул студию только в 2008. По каким причинам в команде случился разлад, не стали комментировать ни сам Даниэль, ни 2K Czech. Он долгое время занимался фрилансом и, судя по всему, вынашивал идею для своего будущего проекта Kingdome Come: The Deliverance, а также пытался найти инвесторов для основания собственной студии.

И пока Вавра занимался своими делами, на студии полным ходом шла работа над продолжением. К сожалению, игра практически сразу попала в производственный ад. Во-первых, из-за того, что в команде был сильный разлад, а во-вторых, дело было в том, что работяги не поспевали за техническими прорывами, которые, как вы помните, в начале нулевых случались один за другим.

Вследствие чего за время разработки Mafia II сменил аж три движка. Как нетрудно догадаться, смена движка означает старт практически с самого нуля. В 2004 году даже был слив некого рабочего билда на движке RenderWare, которую использовала серия Grand Theft Auto, Manhunt. Max Payne 2 и множество других игр. Однако, судя по всему, от него в скором времени пришлось отказаться.

10 шакалов из 10
10 шакалов из 10

Связано это в первую очередь с амбициями студии — они не желали размениваться по мелочам и стремились к совершенному технологическому подходу. С одной стороны — этот подход был продиктован условиями того времени, если вспомнить количество прорывных проектов тех лет. А с другой — это накладывало определенные ограничения и создавало проблемы в рабочем процессе.

Так или иначе, было принято решение о создании собственного инновационного движка специально для сиквела — Illusion Engine. Он поддерживал самые прорывные технологии того времени. В качестве физического движка был выбран PhysX от Nvidia, который был способен просчитывать тысячи разнообразных параметров для максимального реалистичного и эффективного поведения твердых тел, жидкостей и тканей.

И пока студия проходила через самые сложные этапы работы, время шло. С момента первого анонса прошло уже несколько лет, и игра уже начинала считаться долгостроем, что всегда негативно сказывается не только на самом процессе разработки, но и на последующих продажах.

И чтобы ускорить процесс, студии пришлось поумерить пыл, сбавить амбиции и отказаться от многих фишек, которые изначально задумывались в игре. Некоторые из них были пущены под нож прям перед выходом, о которых мы поговорим чуть позже. А пока взгляните на то, какие изначально были задумки у работяг:

  • нелинейное повествование, возможность выбора семьи для вступления, несколько концовок;
  • отсутствие HUD;
  • полностью открытый мир, возможность грабить банки, больше способов для траты денег;
  • покупка недвижимости;
  • спортзалы и изучение новых приемов;
  • сельская местность (с этим пунктом, видимо, у разработчиков всегда самые большие трудности);
  • мультиплеер.

И это лишь малая часть из того, что изначально студия хотела внедрить в сиквел. Особенно интересно, как они себе представляли онлайн составляющую. Но мы уже этого никогда не узнаем, так как эту идею довольно быстро отбросили, сосредоточившись исключительно на сингле.

Также, по ходу разработки, несколько раз менялись нарративы того, какой станет будущая игра. Изначально представители студии заявили, что их фокус направлен именно на геймплейную и графическую составляющую, мол, это основа успешного проекта.

Однако, затем, тезисы уже стали кардинально меняться — представители компании начали говорить, что основной фокус направлен на сюжет и историю, ведь именно по большей части из-за нее люди так полюбили первую часть. И что вообще, сценарий второй Мафии может вполне потягаться с культовыми лентами голливудского кино.

По крайне мере, в Mafia II мы не удивляемся тому, что главный герой стреляет как заправский Рэмбо — в отличии от таксиста Томми, он хотя бы воевал 
По крайне мере, в Mafia II мы не удивляемся тому, что главный герой стреляет как заправский Рэмбо — в отличии от таксиста Томми, он хотя бы воевал 

Спустя несколько лет затишья, в 2007 году состоялся официальный анонс. Аудитории показали пару скриншотов и поделились основной информации о будущей тайтле. Чуть позднее игрокам даже показали первый трейлер, в котором нам показали всех основных персонажей игры — Вито, Джо, Генри и несколько второстепенных.

Вито был ну уж чересчур сладенький
Вито был ну уж чересчур сладенький

Как вы наверняка помните, в 2008 году случился один из крупнейших мировых кризисов последних лет. Вероятно, это был один из факторов, из-за которых студию Illusion Softworks окончательно подгребла под свое крыло 2K Games и переименовала в 2K Czech.

Все это, скорее всего, послужило причинами для очередного переноса игры с 2009 на 2010. Но, по крайне мере, Mafia II была продемонстрирована на выставке Gamescom чуть позже в том же году.

Затем, вновь случился еще один перенос на несколько месяцев, и вот, в конце августа 2010 миру наконец-то явилась долгожданная Mafia II, выход которой фанаты ждали уже много лет.

Выход Mafia II — первая реакция, детали сюжета и геймплея, вырезанный контент

История серии Mafia. Часть 2 — Mafia II

Что ж, в августе 2010 года, сотни тысяч страждущих окунулись с головой в трагичную историю итальянского эмигранта, который в детстве вместе с семьей бежал от режима Муссолини в США — Вито Скалетты.

И первое, с чем столкнулись игроки — это абсолютно поразительная, чарующая и волшебная атмосфера города Эмайр-Бэя. Да, перед этим следовало небольшое вступление, которое познакомило нас с главным героем и его историей, войной в Италии, но оно больше обучало нас механикам игры, чем несло какую-то важную повествовательную роль.

Зато вот по приезду, взгляд не мог сфокусироваться на чем-то одном, столько много было деталей кругом. Пока Вито шел домой по родном району, игрок то тут, то там, сталкивался с незначительными, но крайне атмосферными эпизодами. Здесь можно побеседовать с продавцом газет и узнать последние вести, по пути зайти в кафе и вступить в неловкую беседу с бывшей дамой сердца, выйти на улицу, подслушать эмоциональную семейную ссору итальянской пары со всеми вытекающими, в виде броска цветочной вазы прямо из окна.

Let it snow, let it snow, let it snow...
Let it snow, let it snow, let it snow...

Все это создавало цельную, мощную и крайне правдоподобную картину, в которой мир казался очень живым, насыщенным и ярким. По приходу домой, Вито встречала его семья — мама и сестра Франческа, которые были невероятны рады возвращению сына домой.

Но с течением времени, вся эта магия, искусно созданная в прологе, стремительно иссякала, а в свет выплывали огрехи, недоделки, баги и шероховатости новинки. А поэтому, Mafia II получила на старте множество очень противоречивых и неоднозначных отзывов.

Ругали в первую очередь ее за то, что в процессе игры все сильнее чувствовалась недоработка множества элементов, как геймплейных, так и сюжетных. И моменты, которые разработчики нещадно порезали и выкинули из игры, сразу же всплыли на поверхность.

Как оказалось, открытый мир в Mafia II — очень условный. Под нож попали все дополнительные миссии Дерека Паппалардо — владельца портового профсоюза, где раньше работал отец Вито; Майки Бруски, владелец автосвалки; Джузеппе, старый медвежатник и фальшивомонетчик — все они должны были выдавать Вито дополнительные задания. Однако, в финальной версии, остались лишь их значки на карте и крайне посредственные и не запоминающиеся участия в сюжете.

Хотя разобраться с этой мразью было приятно
Хотя разобраться с этой мразью было приятно

К тому же, вырезано было и холодное оружие. Миссия про разборки с бриолинщиками на заброшенном заводе как раз таки должна была проходить без стрельбы.

Но мы сейчас не будем заострять сильное внимание на том, чего еще лишилась Mafia II (поверьте, там просто огромный список) — все это вы можете без труда найти в интернете. Давайте же остановимся на том, что же в игре осталось, как это работало и почему при всех недостатках продолжение сиквел Мафии по итогу все-таки стал культовым.

Начать стоит пожалуй с того, что Mafia II, к счастью, не стала отказываться от многих фишек из оригинала, которые придавали серии ощущения реализма. Хоть и с небольшими оговорками. Да, у нас по-прежнему есть штрафы за превышение скорости и лучше бы ездить по правилам, однако за проезд на красный на вас больше никто не обратит внимания. Лишь пассажир в машине поругает Вито за плохую езду.

Однако появились новые механики, которые чуть углубили механику розыска. Полиция теперь рассылает ориентировки на главного героя и его автомобиль, а поэтому, если вы не переоделись после того, как совершили преступление или не сменили машину, то копы вас узнают. К слову, это все хотели внедрить еще в первую часть, но времени уже не хватило.

Также теперь не стоит бояться арестов — теперь копам можно спокойно дать взятки и дальше ехать по своим гангстерским делам 
Также теперь не стоит бояться арестов — теперь копам можно спокойно дать взятки и дальше ехать по своим гангстерским делам 

Также теперь у главного героя появилась возможность грабить некоторые магазины, а затем тратить деньги на покупку оружия, еды, одежды и прокачку машины. Собственно, это все, больше никаких статей расхода в игре и нет (ну помимо штрафов). И видно, что у экономической составляющий был какой-то потенциал, который, увы, не был достигнут из-за того, что половину механик студия просто вырезала.

Обиднее всего, когда самые веселые и ламповые моменты мы переживаем не сами, а нам показывает минутной кат-сценой... 
Обиднее всего, когда самые веселые и ламповые моменты мы переживаем не сами, а нам показывает минутной кат-сценой... 

Про боевую систему, особенно рукопашку, особо и говорить ничего не хочется. Стрельба, как стрельба — с укрытиями, разумеется. Импакт от стрельбы не был сильно ощутим, в первую очередь из-за нелепой и смешной физики трупов, которые после свинцового дождя принимали самые причудливые позы.

Из плюсов, однозначно хочется отметить анимации — Вито после прицеливания мог изменить свое положения за укрытием, а когда по нему велся огонь, то он крайне правдоподобно и реалистично на это реагировал.

Бои на кулаках — это вообще посмешище, почти что QTE, с заскриптованными движениями и нулевой отдачей. Если сравнить боевку с прямым конкурентом Мафии — GTA IV, то она проигрывается детищу рок-звезд просто в хлам.

В тюрьме придется драться вообще постоянно и даже выучить новый прием — контратаку, однако в дальнейшем по миссии нам это пригодится всего лишь пару раз
В тюрьме придется драться вообще постоянно и даже выучить новый прием — контратаку, однако в дальнейшем по миссии нам это пригодится всего лишь пару раз

Такая же обрезанность касается и сценария. Видно невооруженным взглядом, что вся история соткана будто бы из разных частей, как лоскутное одеяло. Не ощущается целостности, а некоторые события происходят просто… Потому что.

К примеру, к чему была история про Дерека и то, что он убил отца Вито? Узнав об этом, главный герой расправляется и с самим Дереком и всеми его приспешниками, а последствий у этой сюжетной линии нет абсолютно никаких. К чему это было, для чего? Мы были в этом порту лишь один раз, тогда же видели и Дерека, а нам пытаются выжать из этой истории какую-то драму.

Виной этому, скорее всего, опять же является сокращение контента. По всей видимости, убийство Дерека должно было заканчивать финальную арку истории отношений Вито и его отца. Однако, по итогу, эта миссия выглядела просто как бельмо на глазу.

И при том, что финал Mafia II уже давно признана культовым и даже вошел в пантеон золотых цитат: “Джо в сделку не входил”, он же тоже выглядит объективно очень скомканным и рваным. Открытая концовка здесь чувствуется не как оригинальная задумка, а скорее как способ уже хоть как-то закончить историю.

А как все мечтали, что Вито точно должен был убить Лео и всех остальных, чтобы спасти друга. Как мы уже знаем из Mafia III, ничего подобного не произошло
А как все мечтали, что Вито точно должен был убить Лео и всех остальных, чтобы спасти друга. Как мы уже знаем из Mafia III, ничего подобного не произошло

И может показаться, будто я нещадно ругаю Mafia II, не оставляя ей ни единого шанса. Но, на самом деле, я тоже, как и многие, считаю сиквел — абсолютно потрясающей игрой, несмотря на все недостатки. Которые, по большей части, становятся не такими явными, если не думать о том, что из игры вырезали. Можно сказать, что наше представление о том, какой должна была быть Mafia II — это просто наши фантазии, которые ничего общего с реальностью не имеют. Мы понятия не имеем, какой бы он вышла, если бы никакой контент оттуда не убрали.

И если абстрагироваться от этих фантазий, то мы получаем очень крепкую игру, с местами хоть и проседающей, но тем не менее качественно написанной историей. Непередаваемую атмосферу зимней сказки Эмпайр-Бэя. Внезапно, один из крутейших твистов в играх такого жанра — отсидкой в тюрьме главного героя. Я вот что-то не припомню вообще подобных кульбитов в других подобных играх.

И, по итогу-то, Mafia II по большей части вышла такой же, как и первая. Неоднозначной, спорной, с очень интересными задумками, которые реализованы не до конца. С кинематографичным и серьезным сюжетом. Отличной графикой и постановкой. Все это — можно сказать как про оригинал, так и про сиквел.

А что еще более забавное, то культовый статус ко второй Мафии также пришел не сразу. Он настаивался еще дольше и если лет 10 назад можно было с кем-то поспорить о том, что Mafia II вышла не о чем, то сейчас такие беседы абсолютно невозможны. То ли это из-за того, что она в самом деле так хороша и получила свое заслуженное призвание, то ли потому, что на данный момент ее много с чем можно сравнить. И, скажем честно, некоторые современные проекты в пух и прах проигрывают Mafia II 14-ти летней давности.

Наследие Mafia II — скучные DLC, планы на дальнейшее развитие, итоги

История серии Mafia. Часть 2 — Mafia II

К Mafia II вышло еще целых три дополнения:

  • The Betrayal of Jimmy — отдельная сюжетная линия о “решале” и дуболоме по имени Джимми, не связанное никакой с основной историей оригинала;
  • Jimmy’s Vendetta — продолжение “истории” про Джимми, о которое никто не просил;
  • Joe’s Adventures — наконец-то, хоть как-то связанное с оригиналом DLC, про то, чем занимался Джо, пока Вито сидел в тюрьме с парочкой сюжетных кат-сцен

Важно отметить, что все эти DLC, не несут никакой художественной ценности. Все они геймплейно абсолютно идентичные — нужно выполнять различные задания с таймером и набрать как можно больше очков. Метко стреляете, быстро проходите — получаете больше баллов. Короче, эти DLC не заслуживают особого внимания.

DLC зайдет, пожалуй, лишь самым упоротым фанатам геймплея Mafia II
DLC зайдет, пожалуй, лишь самым упоротым фанатам геймплея Mafia II

Однако, эти дополнения не давали ажиотажу возле Mafia II остыть и позволяли ей всегда быть в инфополе. Ну и разумеется, немного подогревали продажи. Которые, к слову, были очень хороши. В той же Великобритании Mafia II 2 недели держалась на первом месте.

Разумеется, серию никто не думал бросать — теперь у студии был опыт, были ресурсы, были люди. Казалось бы, все, для того, чтобы сделать эталонную третью часть, учесть все ошибки и извлечь верные уроки.

И, как вы уже наверняка знаете, что-то дальше явно пошло не так… А что именно — узнаем в следующей части материала про историю серии Mafia. Подписывайтесь на страничку, чтобы не упустить новые посты!

А пока пишите в комментариях, любите ли вы Mafia II? И если да, то эти чувства пришли сразу или лишь спустя какое-то время?

Также не забывайте заглядывать на наш сервис KUPIKOD! Там вы сможете не только купить игры Steam, но и пополнить баланс Steam по самым лучшим ценам. И не забывайте использовать промокод GAMEYA, чтобы сделать свою покупку максимально выгодной!

11
Начать дискуссию