🐝 APICO: обманчивый мир пчелпанка 🌺

Когда-то я играл в демку APICO и игра меня заинтересовала пчелпанковским сеттингом. Полная игра оказалась совершенно не тем, чего я ожидал. За развёрнутым пояснением, как всегда, прошу внутрь поста.

Пчелкапитализм

Наше приключение начинается на небольшом обжитом острове. За плечами — лишь объёмный мешок да руководство по пчеловедению.

<b>Руководство </b>— наш величайший ориентир. Оно не только <i>обучит </i>нас играть и даст цели для развития, но ещё и довольно щедро <i>наградит </i>— кто бы мог подумать, что между страниц способны вместиться парочка ульев, бочка и полсотни камней?
Руководство — наш величайший ориентир. Оно не только обучит нас играть и даст цели для развития, но ещё и довольно щедро наградит — кто бы мог подумать, что между страниц способны вместиться парочка ульев, бочка и полсотни камней?

Наше днище — тир-ноль, а значит, возможности предельно ограничены. Собираем хлипкий деревянный топор, начинаем вручную пилить брёвна на доски, а доски на палки.

Иммерсивность 🙂

Попутно бортничаем, добывая из диких ульев соты и первых пчёл.

В природных ульях производятся только соты — независимо от вида пчёл. Сот понадобится много, так что имеет смысл периодически тыкать пчёл, чтобы те создали новую матку.

Немного усилий — та-дам! — первый разборной улей готов. Дайте уединиться паре пчёл — и пчелиная матка с роем не заставят себя ждать.

Заполненные рамки нужно освободить от воска, чтобы добраться до самого ценного: мёда, семян цветов и уникальных продуктов пчеловодства.

Хитрому капитану (<i>он/его</i>) придётся отстегнуть немало пчелмазов за банки, станцию и лодку, но это окупится с лихвой.
Хитрому капитану (он/его) придётся отстегнуть немало пчелмазов за банки, станцию и лодку, но это окупится с лихвой.

Жители деревушки купят продукты за местную валюту — пчелмазы — и продадут за них же полезные вещи. В частности, станцию бутылирования, которая позволит реализовывать банки с разбавленным мёдом за приятную сердцу сумму.

Пропитав древесину смолой, мы сможем построить тир-два станки, работающие на заводных механизмах. Удобно и быстро.

Одна из фишек игры — умная система меню, позволяющая объединять все открытые окошки станков и ящиков в единый инвентарь.

Казалось бы, вот формула игры и понятна (это как раз то, что предлагала демка): продавай пчелдукты, зарабатывай пчелмазы, покупай более продвинутые технологии. Типовый экономический симулятор. Но игра не про это

Пчеволюция

Накопив на лодку, мы, наконец, можем посмотреть на мир. Мы находимся в умеренной зоне, слева — снежная зона вечной мерзлоты, справа — дождливые жаркие тропики. По центру же священная пустыня, но таинственная сила не позволяет нам (пока что!) тронуть этот уголок природы.

Карта генерируется полуслучайным образом: может меняться форма архипелага, но биомы останутся прежними.
Карта генерируется полуслучайным образом: может меняться форма архипелага, но биомы останутся прежними.

Среди льдов мы встречаем изобретательницу (они/их), готовую продать свои тир-три механизмы пчеловоду. Очень опытному пчеловоду! А чтобы доказать свою опытность, надо найти с десяток видов разных пчёл.

Поплыв по миру мы насобирали всего восемь, а значит пришло время почитать совету по разведению в каталоге пчёл.

Ваша пчелобиблия.
Ваша пчелобиблия.

И оказывается, что игра на самом деле… головоломка? Ведь для воссоздания новых видов придётся поплясать с бубном. Одним нравятся определённые цветы, другие рождаются только в определённое время суток, третьи предпочитают свою погоду… Кому-то нужно окружение кучи других пчёл, а кто-то предпочтёт одиночество. Короче, три десятка уникальных условий нашлось. Благо, справочник вполне чётко намекает, что нужно делать.

Я рекомендую первым делом включить эту настройку. Потому что иначе вы можете сделать всё правильно, а новый вид всё равно не выведется (шанс 16%) — у меня так трижды было. Более того, даже галочка ничего не гарантирует — могут родиться обычные пчёлы.
Я рекомендую первым делом включить эту настройку. Потому что иначе вы можете сделать всё правильно, а новый вид всё равно не выведется (шанс 16%) — у меня так трижды было. Более того, даже галочка ничего не гарантирует — могут родиться обычные пчёлы.

В целом проблема с пчелмазами вас не будет беспокоить до конца игры. Пара минут работы на станках — и накоплена сумма на новую покупку.

Лишних пчёл можно отпустить на волю. Спасение каждого вида даст на память брошюру.
Лишних пчёл можно отпустить на волю. Спасение каждого вида даст на память брошюру.

Так что создаём нужные условия для пчёлок, запускаем гибридную матку и ищем интересных потомков. Вот такая вот головоломка. Или… нет?

Чёрный силуэт означает мутировавший гибрид неизвестного вида.
Чёрный силуэт означает мутировавший гибрид неизвестного вида.

Пчелекция

Каждая пчела в игре — уникальный объект. И это не пустые слова: кроме генов вида у пчелы есть любовь или ненависть к осадкам, оптимальный климат, свой режим «работы» и агрессивность. Кроме того у пчёл разная продолжительность жизни, продуктивность, плодовитость и мутативность, причём описываются они семибалльной шкалой с доминантными и рецессивными генами!

Изначально мы ничего не знаем о пчёлах, но изучение вида под <b>микроскопом </b>позволит намётанным глазом пчеловода читать геном каждой пчёлки.
Изначально мы ничего не знаем о пчёлах, но изучение вида под микроскопом позволит намётанным глазом пчеловода читать геном каждой пчёлки.

Если затупили и потеряли уже найденных пчёл, то ничего страшного — у помощника (он/их) профессора (он/его) их можно купить по невысокой цене. Интересно, и откуда только у него редчайшие, считавшиеся вымершими, виды?

При скрещивании и рождении матки берутся случайные параметры их родителей, так что можно попробовать одомашнить агрессивных пчёл, приучить к умеренному климату и привить любовь к дождю и снегу.

В <i>разводильне </i>пчёлы не производят продукты, зато имеют повышенное потомство. На улей влияют все цветы вокруг в небольшом радиусе.
В разводильне пчёлы не производят продукты, зато имеют повышенное потомство. На улей влияют все цветы вокруг в небольшом радиусе.

Другое дело, надо ли оно? Да, как минимум, для создания одного вида пчёл. Подвох в том, что гибрид должен иметь максимальную продолжительность жизни, а его предки стандартно имеют среднюю жизнь. Так что это настоящая генетическая задача.

Усидеть на пчелостульях…

Для меня главной проблемой было то, что игра старается как-то усесться на все три стула, но получается так себе. Видно, что игру делали энтузиасты, а не матёрые геймдизайнеры. Не буду голословным, вот конкретные примеры.

1. Искусственные ограничения. Что изобретательница (они/их) в арктике, что дедок-учёный (он/его) не продают тебе нужные вещи, пока ты не изучишь определённое количество видов пчёл. Это самый простой и самый неприятный тип ограничений. Почему вообще этих персонажей волнует, сколько видов пчёл я нашёл? Почему именно столько пчёл? Ответ простой: для баланса, но этот ответ лежит вне мира самой игры.

Знаменитая Slime Rancher всё время ставит перед игроком препятствия, но там они органически вплетены в мир игры: ты не пройдёшь дальше, не познакомившись с кучей разных слаймов и не покормив гордо, а лаборатория мотивирует развести всех слаймов.

Тропические болота богаты водными растениями и содержат несколько видов пчёл.
Тропические болота богаты водными растениями и содержат несколько видов пчёл.

Что можно было сделать тут? Привязать определённые технологии к конкретным пчёлам, а ещё лучше — к продукции этих пчёл. Я бы намного меньше удивился, если бы условный обогреватель зависел от огненных пчёл или работал на их пчелдуктах.

2. Бесполезная вторая валюта. Изобретательница (они/их) из арктики продаёт свои устройства и крепкие инструменты за отдельную валюту — кристаллы. Кристаллы просто добываются из жил вокруг её же дома и имеют единственное назначение — быть проданными.

Можно добыть кристаллы и... снег!
Можно добыть кристаллы и... снег!

Эта механика лишь ухудшает игру. С одной стороны добыча кристаллов скучна — мы просто бегаем и бьём киркой, это даже не мини-игра. С другой стороны, это отнимает полезность у пчелмазов, что позволяет забыть про обычную экономику почти до конца игры.

Радикальным и простым решением было бы вырезать вообще кристаллы из игры. Но на самом деле у игры уже есть готовый ответ: один из видов пчёл производит кристаллы. Пусть изобретения покупаются за пчелдукты от зимних видов — это сделает полезными пчёл и заставит немного поработать на своей пасеке, вместо того чтобы тупо лупить залежи на острове.

3. Бесполезные пчелдукты. Настоящий бич игры. Проблема в том, что почти половину продукции можно только продавать. И зачем мне куча разных пчёл, если они делают по факту одно и то же?

В игре уже есть интересные решения. Часть пчёл дают специи, которые можно добавить в разбавленный мёд. Такой напиток не только дороже, но и позволит быстрее бегать или рубить деревья с одного удара. А ещё нужен для квестов капитана (он/его). Есть вид пчёл, дающий восковые канистры, которые намного больше по объёму, чем обычные. Есть медовые краски — декоративно, но сойдёт. В конце концов есть пчёлы, добывающие камни и уже упомянутые кристаллы. Столько возможностей!

Есть побочные задания на генетику, ресурсы и производство напитка с добавками — быстрый способ накопить деньжат.
Есть побочные задания на генетику, ресурсы и производство напитка с добавками — быстрый способ накопить деньжат.

Можно было бы использовать ресурсы высокоуровневых пчёл для крафта тех же покупных механизмов — это тривиальное решение. В том же Slime Rancher’е тебе нужны разные ресурсы, но это позволит полуавтоматизировать производство или организовать сеть телепортов.

Среди всех ресурсов выделяется королевское желе, превращающее любую пчелу в матку. И по мне это ключ к успеху. Почему бы не сделать подобные продукты для увеличения/уменьшения продолжительности жизни пчёл, продуктивности, плодовитости и мутативности? Через них же менять устойчивость к жаре или холоду. Вы скажете, что это бы оказуалило генетические механики. Но факт в том, что…

4. Сложная генетическая система не нужна. Да, теоретически вы можете довести каждый вид пчёл до совершенства. Практически же это не нужно по уже упомянутым причинам: пчелмазы и так легко зарабатываются, их не особо есть на что тратить, как и большую часть пчелдуктов.

Более редкие цветы имеют специальные эффекты, влияющие на жизнь пчёл, например, светящиеся цветы позволяют пчёлам немного поработать ночью.
Более редкие цветы имеют специальные эффекты, влияющие на жизнь пчёл, например, светящиеся цветы позволяют пчёлам немного поработать ночью.

Единственное исключение — ранее упомянутый гибрид пчелы. И я скажу вам, это было не весело. Потому что пчёлы разводятся фиксированное время, которое не перемотать: сон прокручивает время суток, но не прокручивает таймеры.

Не помогает и то, что видов пчёл аж три десятка. Над тройкой начальных я ещё заморачивался, дабы наладить экономику, а дальше просто не видел смысла это делать.

Скажу честно: я расстроен. Клёвая идея с пчелпанком и интересные комплексные механики так и не смогли связаться в одно целое. Могло получиться гораздо лучше, а так получился проходнячок, который вскоре забудется.

По миру разбросаны таинственные алтари. Только благословенные пчёлки подходят для молитвы богине-пчеле.
По миру разбросаны таинственные алтари. Только благословенные пчёлки подходят для молитвы богине-пчеле.

Если сначала мне было интересно, то потом игра начала душить генетикой. Автор (он/его) посоветовал отключить рандом — и стало полегче, и даже интересно стало разгадывать тайны оставшихся видов пчёл. Но потом опять пошла очень медленная генетика, так что я тупо смотрел видосы, пока пчёлы в фоне плодились и прокачивали нужные характеристики.

С персонажами можно поговорить, но реплик у них не много. Мне интересно, как цветочница (<i>она/её</i>) выживает одна на этих болотах?
С персонажами можно поговорить, но реплик у них не много. Мне интересно, как цветочница (она/её) выживает одна на этих болотах?

Тут есть возможность попесочничать: изменить форму острова, построить аккуратный дом и пасеку, украсить их коврами и разными красками — но в игре нет эндгейма как такового, так что ничего меня не держало, чтобы этим заниматься.

Моя финальная ферма немного хаотична. Что поделать, мне было просто лень всё передвигать, раз и так всё работает.
Моя финальная ферма немного хаотична. Что поделать, мне было просто лень всё передвигать, раз и так всё работает.

А один из багов чуть не заставил меня поседеть. Вот я захожу в игру близко к финалу — и оказываюсь на отдельном острове… без лодки! Телепорта с собой нет, запасной лодки в рюкзаке не завалялось. Спасло то, что длительное нажатие на R вернуло на начальный остров.

Возможно игру допилят модами — возможность есть, было бы желание. Также есть кооп (но на релизе он был глючным) — в компании всегда веселей.

Скажу лишь одно: от игры я (он/его) ожидал другого. А подходит она вам или нет, решать уже вам самим.

В Стиме есть демка.

Обзор игры APICO (2022).

2020 показов
2.7K2.7K открытий
33 репоста
82 комментария

Не читал, но очень интересно

Ответить

Вижу Игориуса, ставлю лукас не глядя

Ответить

Не читал:(

Ответить

То викинги выживальщики, то вампиры, теперь пчелы. Ну нахер, пойду накачу модов на старбаунд и верхом на единороге с БФГ в руках дарт вейдером буду строить себе звезду смерти

Ответить

О_О

Ответить

АТ-АТ как-то неправильно шагает, по логике он должен поднимать переднюю правую ногу вместе с задней левой.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить