Краткий ответ на этот вопрос: создание и коммерциализация модификаций без согласия правообладателя оригинальной игры может считаться нарушением, если иное не предусмотрено, например, EULA игры, однако, права на созданное вами им автоматически не переходят. Они остаются за автором модификации.
Про то, что надо учитывать правила игры (которые по сути являются договором между разработчиком игры и пользователем) уже верно ответили выше. (кстати в Bethesda выбрали забавный способ бороться с аккаунтами, использующие несанкционированные модификации: они присылают игрокам уведомления о блокировке за использование стороннего ПО, однако если игроки хотят вновь получить доступ к игре, они должны написать сочинение на тему «Почему использовать читы плохо»: https://dtf.ru/games/35113-igroki-v-f76-pozhalovalis-chto-za-ispolzovanie-modov-bethesda-trebuet-napisat-esse-pro-to-kak-ploho-ispolzovat-chity).
Но давайте разберем этот вопрос с точки зрения российского права.
Как мы понимаем, модификация – это, по сути, производное произведение от оригинального.
Статья 1260 ГК РФ производное произведение охраняется как самостоятельный объект авторских прав, и защита исключительного права на производное произведение не зависит от защиты прав на оригинальное. Но при этом сам факт создания модификации без согласия может считаться нарушением в силу права автора оригинального произведения на непрокосновенность произведения (ст.1266 ГК РФ).
Также в силу ст. 1270 ГК РФ, использованием произведения, то есть реализацией исключительного права, является перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой ПО понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или базы данных с одного языка на другой, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя (п. 9).
Также ст. 1280 ГК дает право пользователю осуществлять действия, необходимые для функционирования программы, а именно – вносить в программу изменения исключительно в целях их функционирования на технических средствах пользователя и исправлять явные ошибки, если иное не предусмотрено договором с правообладателем (ч 1. п. 1.) Такое использование не должно ущемлять необоснованным образом законные интересы автора или иного правообладателя.
Что следует из этого массива законов:
• Модификация игры – это переработка оригинального произведения. • Переработка – это вид использования произведения, и оно требует разрешение правообладателя. • При этом переработка ведет к появлению нового объекта (произведения), и он начинает существовать и защищаться в гражданском обороте отдельно от первоначальной программы.
Иногда согласие правообладателя на модификацию может следовать из EULA: например, в игре The Elder Scrolls V: Skyrim есть модификация, позволяющая заменить драконов в игре на персонажа вселенной My Little Pony - Пинки Пай, и тогда вы сражаетесь в игре с гигантской пони. Пользователи писали, что в ЕУЛЕ были прописаны разрешенные моды, изменяющие модели внешнего вида персонажей в игре. И поэтому такое изменение законно (правда, мы сейчас актуальную версию ЕУЛЫ с такой фразы не нашли).
Однако в случае создания модификации без согласия, можно презюмировать нарушение права на неприкосновенность программы для ЭВМ и произведения.
Краткий ответ на этот вопрос: создание и коммерциализация модификаций без согласия правообладателя оригинальной игры может считаться нарушением, если иное не предусмотрено, например, EULA игры, однако, права на созданное вами им автоматически не переходят. Они остаются за автором модификации.
Про то, что надо учитывать правила игры (которые по сути являются договором между разработчиком игры и пользователем) уже верно ответили выше. (кстати в Bethesda выбрали забавный способ бороться с аккаунтами, использующие несанкционированные модификации: они присылают игрокам уведомления о блокировке за использование стороннего ПО, однако если игроки хотят вновь получить доступ к игре, они должны написать сочинение на тему «Почему использовать читы плохо»: https://dtf.ru/games/35113-igroki-v-f76-pozhalovalis-chto-za-ispolzovanie-modov-bethesda-trebuet-napisat-esse-pro-to-kak-ploho-ispolzovat-chity).
Но давайте разберем этот вопрос с точки зрения российского права.
Как мы понимаем, модификация – это, по сути, производное произведение от оригинального.
Статья 1260 ГК РФ производное произведение охраняется как самостоятельный объект авторских прав, и защита исключительного права на производное произведение не зависит от защиты прав на оригинальное.
Но при этом сам факт создания модификации без согласия может считаться нарушением в силу права автора оригинального произведения на непрокосновенность произведения (ст.1266 ГК РФ).
Также в силу ст. 1270 ГК РФ, использованием произведения, то есть реализацией исключительного права, является перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой ПО понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или базы данных с одного языка на другой, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя (п. 9).
Также ст. 1280 ГК дает право пользователю осуществлять действия, необходимые для функционирования программы, а именно – вносить в программу изменения исключительно в целях их функционирования на технических средствах пользователя и исправлять явные ошибки, если иное не предусмотрено договором с правообладателем (ч 1. п. 1.) Такое использование не должно ущемлять необоснованным образом законные интересы автора или иного правообладателя.
Что следует из этого массива законов:
• Модификация игры – это переработка оригинального произведения.
• Переработка – это вид использования произведения, и оно требует разрешение правообладателя.
• При этом переработка ведет к появлению нового объекта (произведения), и он начинает существовать и защищаться в гражданском обороте отдельно от первоначальной программы.
Иногда согласие правообладателя на модификацию может следовать из EULA: например, в игре The Elder Scrolls V: Skyrim есть модификация, позволяющая заменить драконов в игре на персонажа вселенной My Little Pony - Пинки Пай, и тогда вы сражаетесь в игре с гигантской пони. Пользователи писали, что в ЕУЛЕ были прописаны разрешенные моды, изменяющие модели внешнего вида персонажей в игре. И поэтому такое изменение законно (правда, мы сейчас актуальную версию ЕУЛЫ с такой фразы не нашли).
Однако в случае создания модификации без согласия, можно презюмировать нарушение права на неприкосновенность программы для ЭВМ и произведения.