«Грязь, поэзия и ритм клинка: рассказ о самом атмосферном «Ведьмаке»

«Грязь, поэзия и ритм клинка: рассказ о самом атмосферном «Ведьмаке»

Вы знаете, есть в этом что-то ритуальное. Не спеша ставишь на стол кружку с только что заваренным чаем, в который бросил дольку лимона, запускаешь steam и выбираешь ту самую игру "Ведьмак". Именно так недавно я прошёл игру на 100% и пустил слезу на финальных титрах.
Но обо всем поподробнее.

почти 70 часов ушло на 100% прохождение
почти 70 часов ушло на 100% прохождение

На дворе 2016 год. Всё игровое комьюнити еще не отошло от восторга по поводу «Ведьмака 3: Дикая Охота», вышедшего год назад. А я… а я только что закрыл последнюю страницу «Владычицы Озера».
Я поглотил всю сагу Сапковского за несколько месяцев и был удивлен поэтичной и невероятно живой вселенной, такой особенной и ставшей близкой к сердцу (всю сагу я перечитывал около 7 раз). Геральт, Йеннифер, Цири, Лютик — из строчек на бумаге они за несколько месяцев превратились в моих старых, потрепанных жизнью друзей. И, закончив сагу, я испытал ту самую книжную ломку, когда мир вокруг кажется пустым, потому что ты только что покинул другой.

«Ведьмак 3» я уже видел, его хвалили на каждом углу. Но что было до него? Мое любопытство привело меня в Steam, где я нашел первую часть и купил её за символические 27 рублей.
2007 год. Графика, судя по скриншотам, уже устарела. Говорили, боевая система своеобразная. Но я был голоден до продолжения истории. Вернее, до ее начала в игровом формате. И вот, установив игру, я устраиваюсь поудобнее и нажимаю «Играть».
И вот он. Ставший для меня после книг другом - Геральт. Не такой отполированный, как в «Ведьмаке 3», а более угловатый, шершавый, с голосом, в котором сидит хриплая усталость. Он ничего не помнит. И в этом для меня, только что закрывшего книги, заключалась страшная и гениальная трагедия. Я-то знал! Я помнил каждую его улыбку, каждую колкость, его историю с Йеннифер, его отцовскую любовь к Цири. А он — нет. Смотреть на него было больно и безумно интересно. Это был мой старый друг, смотрящий на меня пустыми глазами, и мы начали наше знакомство заново.

Я шел по замку, привыкая к ритмичной боевой системе. После современных action-игр она казалась неуклюжей, но потом я привык и сейчас она мне кажется не такой уж и плохой. Удар, пауза, удар, переход в групповой стиль… Это был не бой, а почти танец. Танец, с которым я был знаком по книгам.
А потом попал в Предместье Вызимы. И тут игра раскрылась во всей своей мрачной, сапковской красе. Это была не красивая фэнтези-открытка, а та самая грязь, нищета, страх и ксенофобия, которые я уже видел на страницах книг. Люди тут боятся всего: и упырей, и ведьмаков, и самих себя.
И вот мой вечерний ритуал достигал апогея. Я пил чай, а Геральт пил водку :). Я впитывал атмосферу. Скрип половиц, гул голосов, а музыка... ох эта музыка, более подходящей музыки я и представить не мог . Я слушал диалоги не для галочки, а чтобы услышать истории. Потому что я знал: «Ведьмак» — это не про убийство чудовищ. Это про истории. И игра щедро их дарила.

прекрасные загрузочные экраны, передающие весь смак здешней жизни
прекрасные загрузочные экраны, передающие весь смак здешней жизни

Особенное наслаждение заключалось в том, что я был вкурсе происходящего. Когда мелькали имена Фольтеста, Радовида, я понимал плюс-минус политический подтекст. Игра не требовала этого знания, но для меня оно было волшебным ключиком, открывающим второй, глубинный слой повествования. Я не просто выполнял квест; я возвращался в мир, чьи тайны уже были мне приоткрыты, и чувствовал себя посвященным.
Да, игра 2007 года технически проще своих последователей. Но в ее неторопливости, в ее многословности, в ее обязательной алхимии у костра (на высокой сложности, а именно её я рекомендую выбирать) была своя, неповторимая магия. Это была не просто игра. Это было продолжение книги. Дополнение к саге. Первая, робкая, но на удивление точная попытка оживить любимых героев.

Давайте честно: у «Ведьмака» 2007 года есть косяки, и грех о них не сказать. Любить что-то — не значит закрывать глаза на недостатки.
Ярче всего это видно на Болотах. Прежде чем вы попадете в интересную часть сюжета, игра заставит вас долго и нудно бегать по этой огромной, серой и невероятно скучной локации. Однообразные враги, однообразные пейзажи, однообразные задания «сбегай туда-принеси это». В этой главе я чаще всего делал паузу, чтобы просто отдохнуть от унылого геймплея. Болота — это худшая часть игры, где видно, что контент растягивали искусственно.
Так же про вторую главу в целом можно сказать. По сюжету вы расследуете убийства и похищение, но на деле это превращается в огромный квестовый лабиринт. Каждое задание тянет за собой три новых, и вы быстро забываете, зачем вообще пришли в этот район. Главная интрига тонет в бесконечных просьбах местных жителей, и вам приходится постоянно бегать по одним и тем же улицам. Чувство сюжета и драйва, которое только начало появляться, полностью пропадает. Это похоже на интересный, но слишком затянутый детектив, куда попытались впихнуть всё и сразу.
НО в то же время:
В этом хаосе кроется ее главное обаяние. Когда ты перестаешь судорожно бегать по точкам на карте и просто погружаешься в жизнь Вызимы, глава раскрывается с другой стороны. Ты начинаешь чувствовать себя настоящим ведьмаком-частным детективом, у которого дел по горло. Поможешь одному — узнаешь о проблеме другого, разберешься с бандитами — наткнешься на нить главного расследования. Это не линейный сюжет, а настоящий водоворот событий, где ты сам выбираешь, за что хвататься. И пусть это слегка утомляет, именно эта беспорядочная, живая суета и создает неповторимую атмосферу этой спорной главы.
И, конечно, нельзя не затронуть слона в комнате, вернее, рыжеволосую волшебницу в горностаевой мантии. Трисс Меригольд.
Моя любовь к Трисс из книг безгранична. Это жизнерадостная, храбрая, но при этом уязвимая и не всегда уверенная в себе девушка, чей рыжий локон и веснушки — лишь маска для глубоких внутренних ран. Каково же было мое удивление, когда в игре я встретил... Йеннифер? Точнее, попытку создать Йеннифер. Игровая Трисс 2007 года — это серьезная, властная, порой высокомерная дама, которая с первых секунд занимает позицию главной советницы и любовного интереса №1. Она носит откровенно-сексуализированную одежду (знаменитое «платье-грудь»), ее характер лишен той самой книжной легкости и искренности. Создатели, очевидно, попросту скопировали Йеннифер и ее архетип «прикрутили» к образу Трисс. Получилось странно. Да, со временем, в «Ведьмаке 2» и особенно в «Ведьмаке 3» , они исправились, вернув героине ее уникальность. Но в дебюте это был совсем не тот персонаж, которого я знал и любил.

Ах да, ремейк.

что же нас ждет?
что же нас ждет?

Сегодня глядя на старые скриншоты, я, конечно, не могу не мечтать. Мечтать о том, как «Ведьмак» получит вторую жизнь в виде полноценного ремейка. Представьте: та же история, те же диалоги, но на движке REDengine 4. Болота, наполненные жуткой, детализированной жизнью, а не унылыми плоскостями. Вызима, чувствующаяся как настоящий живой город, а не набор коридоров. Боевая система, сочетающая в себе ритмичную основу оригинала с плавностью и зрелищностью «Дикой Охоты».
Жду ли я этого? Безусловно. Моя внутренняя любовь фаната жаждет этого.
Верю ли я, что это произойдет? Увы, нет.
CD Projekt RED — уже другая компания.
Полноценный ремейк первой игры, с ее нелинейной, но местами очень старой структурой, — это титанический труд, сравнимый с созданием новой игры с нуля. Гораздо проще и логичнее сделать ремастер — подтянуть текстуры, улучшить стабильность, что они, в принципе, уже сделали в Бесплатном дополнении «Обновленная версия».
И в этом есть своя горькая правда. «Ведьмак» 2007 года — это уникальный артефакт. Со всеми своими бородавками, угловатостями и странными решениями. Он — продукт своего времени, смелой и амбициозной студии, которая не боялась экспериментировать, даже если получалось неидеально. Перелицевать его под современные стандарты, возможно, значит утратить часть той самой магии, того самого «духа первооткрывательства», который мы, фанаты, так в нем ценим.
Так что, может, оно и к лучшему? Пусть уж мой первый «Ведьмак» остается таким, каким я его помню: несовершенным, немного неуклюжим, но бесконечно душевным и родным. Как та самая первая, пожелтевшая от времени книга, которую ты бережно хранишь на полке, зная, что ее корешок уже никогда не будет как новый, но именно в этом и заключается ее настоящая ценность.
Хочется надеяться, что я ошибаюсь и ремейк будет ровней оригиналу, но вериться с трудом.

«Грязь, поэзия и ритм клинка: рассказ о самом атмосферном «Ведьмаке»

В заключении хочу сказать:

Если вы хотите почувствовать ее подлинный, грубый и остро пахнущий дождем и кровью вкус — прочтите книги и поиграйте в первую часть.
Я перепрошёл не так давно игру на 100% на высоком уровне сложности и никогда не забуду этот особенный экспириенс.
Это не просто статья, это моя ода любви к этой игре.
Спасибо CD Projekt RED.
И если уж ты дочитал до конца, то спасибо тебе)
Мне было важно сообщить о своей любви к этой игре.

14
1
12 комментариев