Лучшие настольные игры 2021 года: выживание в каменном веке, стратегия по «Дюне» и адаптация Bloodborne

Подводим итоги и рассказываем о самых интересных релизах.

Лучшие настольные игры 2021 года: выживание в каменном веке, стратегия по «Дюне» и адаптация Bloodborne

Ещё один год прошёл под знаком пандемии, и многим пришлось проводить дома больше времени, чем обычно. К счастью, на случай таких посиделок всегда можно найти настольную игру на свой вкус: в 2021-м их вышло немало. Мы собрали для вас самые интересные в одном материале — выбирайте, чем заняться с друзьями на новогодних праздниках.

«Руины острова Арнак» (Lost Ruins of Arnak)

1–4 игрока, 30–120 минут, сложность — средняя.

Настольный хит 2020-го Lost Ruins of Arnak сразу после выхода занял третье место в рейтинге семейных игр на BoardGameGeek. В минувшем году силами издательства GaGa Games он добрался и до российского рынка. Если вам нравятся истории в духе Индианы Джонса и Uncharted, а любимой детской передачей был «Зов Джунглей», то «Руинам острова Арнак» точно найдётся место на вашей полке с настолками.

В этой игре нет нарративной составляющей, но атмосферу приключений и исследований она передаёт отлично, в первую очередь благодаря великолепному оформлению. Яркие цвета на игровом поле, карточки с уникальным артом, всевозможные жетончики в виде драгоценных камней и наконечников стрел — всё выполнено невероятно качественно.

Геймплей тоже на уровне. Lost Ruins of Arnak совмещает два механизма, которые нечасто встретишь в одной игре: построение колоды и выставление рабочих. По мере исследования острова вы открываете новые типы действий и улучшаете свою колоду более мощными картами.

Победные очки можно получить множеством способов: от сражений со стражами гробниц до продвижения по шкале исследований. Игра отлично сбалансирована, а единственно верной стратегии нет, поэтому каждая новая партия получается непохожей на предыдущую.

«Дюна: Империя» (Dune: Imperium)

1–4 игрока, 60–120 минут, сложность — средняя.

Сразу после анонса «Дюна: Империя» стала одной из самых ожидаемых настолок 2021 года. Связано ли это как-то с выходом фильма Дени Вильнёва — вопрос открытый, но стоит признать, что арт на карточках смотрится отлично: на нём красуются персонажи из свежей экранизации. К счастью, ожидания фанатов оправдались: сейчас игра находится на 23 месте в общем зачёте BoardGameGeek, а её рейтинг составляет 8,3 из 10.

В «Империи» игроки берут на себя роль лидеров одного из Великих домов Ландсраада и путём интриг, сражений и умелого распоряжения ресурсами пытаются захватить власть на Арракисе.

С точки зрения геймплея это выглядит следующим образом: на старте все игроки начинают с одинаковыми колодами, но с разными карточками лидеров, у каждого из которых уникальные способности. Далее игроки ход за ходом отправляют агентов для выполнения различных задач и таким образом «прокачивают» свою колоду.

Когда агенты заканчиваются, все открывают оставшиеся карты на руке — они могут либо дать новые карты на следующий раунд, либо помочь победить в текущем военном конфликте. Рано или поздно игроки покупают мощные карты, приносящие победные очки: кто первым наберёт десять очков, тот и побеждает в игре.

«Gloomhaven. Мрачная гавань: Челюсти Льва» (Gloomhaven: Jaws of the Lion)

1–4 игрока, 60–120 минут, сложность — высокая.

В 2017 году мир настолок содрогнулся: вышла Gloomhaven — огромная во всех смыслах игра, которая скинула с пьедестала BoardGameGeek предыдущего лидера. Она до сих пор занимает первую строчку в общем рейтинге. Впрочем, рассказывать об оригинальной Gloomhaven мы здесь не будем — о ней у нас уже выходил отдельный материал.

Однако невиданный доселе масштаб сыграл с «Мрачной Гаванью» злую шутку: многих игроков отпугнули и коробка весом почти десять килограмм, и ценник в 12 тысяч рублей. Тем не менее Айзек Чилдрес, создатель игры, нашёл способ привлечь более казуальную аудиторию и выпустил Gloomhaven: Jaws of the Lion. Эта игра — одновременно самостоятельный аддон, приквел и стартовый набор к «большой» Gloomhaven.

Как и в оригинале, основа геймплея состоит в сражениях с монстрами и в прокачке персонажа. От многих других данжен-кроулеров игра отличается тем, что в качестве генератора случайных чисел здесь выступают не кубики, а персональные колоды со способностями героев и модификаторами атаки.

Ещё в этой версии «Мрачной гавани» интересно подошли к оформлению поля. Его не надо составлять из картонных тайлов — достаточно открыть нужную страницу специальной брошюры и выставить на неё фигурки героев. Сильно сокращает время подготовки партии!

Западные игроки восприняли «младшего брата» Gloomhaven очень тепло: «Челюсти Льва» собрали кучу наград на Geek Awards 2020 и сейчас занимают шестую строчку в общем зачёте на BoardGameGeek. Ну а буквально несколько недель назад Hobby World выпустила на российский рынок локализованную версию игры — отличный новогодний подарок всем любителям хардкорных настолок.

«Предназначение» (Destinies)

1–3 игрока, 90–150 минут, сложность — низкая.

Если вы давно хотели попробовать настольные ролевые игры, но не можете найти единомышленников или гейм-мастера, стоит попробовать сыграть в «Предназначение». Эта игра предлагает максимально похожий опыт: в её мрачном фэнтезийном мире вам предстоит выбрать персонажа и отправиться в эпический квест, а мастера тут заменяет специальное приложение для смартфона.

Однако есть и отличия: например, игроки здесь не работают вместе над единой целью, а соревнуются друг с другом, стараясь раньше других выполнить свой главный квест и исполнить таким образом то самое Предназначение. При этом цели у персонажей могут противоречить друг другу, а достигать их можно несколькими путями, следуя разветвлённой линейке квестов.

Игра здорово оформлена — начиная от фигурок персонажей и монстров и заканчивая артом на карточках. Ещё один плюс в том, что благодаря подсказкам в приложении правила очень легко освоить: разберутся даже те, кто ни разу не играл в настолки подобного жанра. Из минусов стоит отметить только то, что играть можно максимум втроём — для большой компании Destinies не подходит.

ANNO 1800

2–4 игрока, 90–150 минут, сложность — высокая.

ANNO 1800 — это настольная адаптация одноимённого хита Ubisoft. Игрокам предстоит налаживать торговые пути между островами старого и нового света, а также развивать производство, удовлетворяя потребности и запросы населения. Если поначалу жителям достаточно лишь еды и одежды, то со временем их начинают интересовать вещи совершенно другого порядка: культура, развлечения, предметы роскоши.

На первый взгляд оформление ANNO 1800 выглядит аскетичным: игра состоит из картонных жетонов и нескольких колод карт. Жетонов, правда, очень много — один только основной планшет чего стоит. Но главное её достоинство не во внешнем виде: такое разветвлённое и многогранное древо технологий редко встретишь в настолках. Кто бы мог подумать, что построение капитализма может оказаться таким увлекательным занятием!

«Bloodborne. Настольная игра» (Bloodborne: The Board Game)

1-4 игрока, 60-90 минут, сложность — средняя.

Вслед за вышедшей в 2017 году карточной версией Bloodborne издательство Lavka Games выпустило и расширенную настольную адаптацию — Bloodborne: the Board Game. Если карточная игра представляла из себя полукооперативный филлер, который со вселенной Bloodborne связывал только арт на компонентах, то эту версию с игрой связали серьёзно. Тут есть и миниатюры монстров, и прокачка героя, и сюжетные кампании, и самое главное — интересные тактические бои.

Игроки могут выбрать одного из нескольких типов охотников, каждый из которых имеет уникальное оружие и набор атак. Все начинают со стандартной колодой карт действий, а по мере убийства монстров и накопления отголосков крови можно будет приобретать карты с новыми способностями и предметами. У монстров тоже есть небольшая колода с картами атак, в которой есть и обычные удары, и спецприёмы.

Зная, какие карты монстры уже использовали, можно предугадывать их следующие атаки и в зависимости от этого строить свою тактику — когда использовать более быстрые удары, когда медленные, но мощные, а когда стоит и вовсе потратить ход на уклонение от атаки.

Но даже самая гениальная тактика не спасёт от неминуемой смерти — очков здоровья мало, а бьют монстры больно. Но, как и в оригинале, убитые персонажи попадают в Сон охотника, где с помощью накопленного опыта можно прокачаться. Но часто умирать всё же не стоит: шкала с таймером слишком быстро подойдёт к концу, и всю кампанию придётся начинать сначала.

Разработчики успешно перенесли основные геймплейные элементы оригинала в настолку. Игра понравится не только фанатам Bloodborne, но и любителям данжен-кроулеров, которые хотят более тактического подхода к бою, чем метание кубиков. Атмосфера тоже отличная: арт и оформление соответствуют духу оригинала. Ну а пластиковые фигурки охотников и монстров заслуживают отдельной похвалы: не зря компания-издатель CMON славится отличным качеством миниатюр в своих играх.

«Палео» (Paleo)

1–4 игрока, 45–60 минут, сложность — средняя.

«Палео» — игра необычная как минимум по двум причинам. Первая — сеттинг: много ли ещё настольных игр переносят вас в каменный век? Вторая — тот факт, что в ней есть только кооперативный режим. Обычно в настолках, где нужно добывать ресурсы, выполнять задания и развивать своё племя, все соревнуются друг против друга, но здесь всё наоборот — игроки работают сообща для достижения общей цели.

Цель эта довольно интересна: нужно оставить своё наследие потомкам. А именно — сделать наскальный рисунок. Казалось бы, всё просто, но в рамках игры его нужно составить из пяти отдельных жетонов. Каждый из них даётся потом и кровью: то на вас нападут дикие звери, то ядовитая змея укусит за ногу. Но когда перед вами стоит вопрос выживания, приходится постоянно исследовать новые земли и идти на риск.

Оформлена «Палео» отлично: деревянными жетончиками никого не удивишь, но вот составные компоненты из картона выглядят здорово. Да и стиль у неё довольно яркий, чего совсем не ожидаешь от игры про выживание в каменном веке.

«Халлертау» (Hallertau)

1–4 игрока, 50–140 минут, сложность — высокая.

Из каменного века — в середину девятнадцатого: «Халлертау» переносит игроков в Баварию 1850-х годов. Именно тогда регион Халлертау начал активно развивать промышленность и сельское хозяйство. Сейчас он занимает первое место в мире по объёму выращиваемого хмеля.

Уже от одного упоминания Баварии и словосочетания «сельское хозяйство» настольщик со стажем сможет без труда угадать автора этой игры. Это, конечно же, знаменитый Уве Розенберг, автор «Агриколы», «Рейкхольта» и ещё пары дюжин настолок европейской школы геймдизайна, из которых чуть ли не половину занимают игры про фермерство.

Мы не зря упомянули европейскую школу: «Халлертау» — это, можно сказать, дистиллированный еврогейм. А это значит, что вас ждут тесное переплетение механик, планирование действий на несколько ходов вперёд, построение экономического движка и обязательный подсчёт победных очков в конце игры.

Кого-то жанр вполне может отпугнуть — особенно тех, кто играет в настолки, чтобы расслабиться. Ну что ж, зато локализатор Hobby World хотя бы убрал угрожающую надпись «Expert Level», которая красовалась на оригинальном издании игры. А тех, кто любит серьёзные еврогеймы, ожидает несколько инновационных механик: например, поля здесь тратят свой ресурс, если на них высаживать растения сезон за сезоном, а овцы могут состариться и умереть, если не поддерживать их численность.

«Pax Pamir. Большая игра» (Pax Pamir: Second Edition)

1–5 игроков, 45–120 минут, сложность — высокая.

Pax Pamir переносит игроков примерно в тот же временной период, что и «Халлертау», только не в Баварскую глубинку, а в Афганистан. В XIX веке Дурранийская империя распадается, и лидеры раздробленных княжеств пытаются создать новое независимое государство. Всё бы ничего, но ещё две огромные империи, Российская и Британская, используют Среднюю Азию как полигон для своих политических игр.

Pax Pamir предлагает огромную тактическую глубину: у игроков есть множество прямых и непрямых способов взаимодействовать друг с другом. За разработку игры отвечал автор «Корней» (Root), популярной ассиметричной стратегии. Отдельного упоминания заслуживают компоненты: фишки коалиций исчерчены орнаментом, а основное поле сделано не из картона, а из ткани — игра идёт не на картонном планшете, а практически на персидском ковре, пусть и небольшого размера.

На что ещё обратить внимание

«Алое восстание» (Red Rising) — Stonemaier Games в этом году не порадовала особо громкими релизами, но их новая карточная игра Red Rising всё же заслуживает упоминания. Геймплей основан на составлении комбинаций карт различных цветов для получения максимальных бонусов, а сеттинг игра заимствует из трилогии антиутопических романов «Алое восстание» Пирса Брауна. По сюжету, в недалёком будущем человечество разделилось на 14 каст, у каждой из которых своя специализация и цвет.

«Экипаж: Погружение в бездну» (The Crew: Mission Deep Sea) — продолжение прошлогоднего хита «Экипаж: Экспедиция к девятой планете». Кооперативная карточная настолка, в которой игроки стремятся выполнить общую цель в условиях ограниченного обмена информацией. Как понятно из названия, эта версия игры рассказывает не о космическом путешествии, а об исследовании океанских глубин.

«Артишоки в шоке» (Abandon All Artichokes) — если игры из основной подборки слишком хардкорные для вашей компании, или если вы просто ищете весёлую игру-филлер, стоит обратить внимание на «Артишоки в шоке». Игроки начинают с полной рукой бесполезных карт артишоков, которые нужно постепенно заменить на карты с другими овощами. Кто первый избавился от всех артишоков, тот и победил!

«Рюрик» (Rurik: Dawn of Kiev) — экономическая стратегия о борьбе за власть, развернувшейся в феодальной Руси после смерти Владимира Красно Солнышко. Игроки строят крепости, нанимают войска, добывают ресурсы и завоёвывают княжества. На выбор есть несколько персонажей, каждый с уникальными способностями. В игре отличный арт и богатое наполнение — целых 70 пластиковых фигурок, да ещё и фишка первого игрока в виде медведя в придачу.

2021 год выдался богатым на крупные релизы — настольный рынок растёт и в России, и в мире. Во многом, конечно, благодаря пандемии — люди чаще сидят дома в кругу семьи и играют в настолки. На 2022-й уже анонсирован ряд интересных игр, так что точно будет во что поиграть. Вот несколько самых заметных проектов.

Darkest Dungeon: The Board Game — настольная адаптация популярного «рогалика» в жанре тёмного фэнтези. Игроки выбирают персонажей и отправляются в эпический квест, состоящий из 11 миссий. Жанр Darkest Dungeon, разумеется, данжен-кроулер. Обещают вариативность в создании персонажей и прокачке, а также боевую систему, основанную на «стойках» (stance). Локализует игру Hobby World.

«Спящие боги» (Sleeping Gods) — в середине года Lavka Games объявила, что взялась за локализацию монументальной приключенческой игры Sleeping Gods. В ней до четырёх игроков берут под контроль корабль «Мантикора» и отправляются исследовать таинственные острова. Игра не имеет партий как таковых и играется как одна большая кампания. Вы отправляетесь в свободное плавание по огромной карте и можете «сохранить» игру в любой момент, чтобы потом продолжить её с того же места. На момент написания материала кампания по предзаказу «Спящих Богов» почти завершилась, а коробки с игрой обещают привезти в середине 2022 года.

«Fallout Shelter. Настольная игра» — ещё одна настольная адаптация популярного видеоигрового тайтла. Исследовать пустоши, однако, здесь не придётся — это сравнительно несложная стратегия об управлении убежищем: нужно грамотно распределять ресурсы, решать проблемы и расширять бункер. Hobby World обещала выпустить игру к новому году, но, похоже, релиз переносится на начало 2022-го.

«Ведьмак: Старый мир» (Witcher: The Old World) — один из самых масштабных релизов наступившего года, огромное настольное приключение во вселенной «Ведьмака». Игроки путешествуют по миру и выполняют квесты, соревнуясь друг с другом в том, кто первый наберёт необходимое количество трофеев. Игра установила несколько рекордов на российском рынке крауд-проектов: в первый же день проект поддержали почти три тысячи пользователей, собрав сумму в 64 миллиона рублей. Другой рекорд — цена самой игры. Базовая версия сравнима по цене с другими настолками схожего масштаба, а вот за делюкс-версию со всеми дополнениями просили 28 тысяч рублей. За локализацию взялось издательство GaGa Games.

Делитесь в комментариях: во что вы с удовольствием играли в минувшем году и какие настольные игры ждёте в новом?

161161
95 комментариев

Эта версия Мрачной Гавани очень порадовала, миньки там не ахти но сразу покрасил их

10
Ответить

ппц, я смотрю на эту мелкую тварь на столе и у меня сердце щимит а ты ей так детали смог обрисовать)

2
Ответить

Я не совсем, понимаю о каких играх идет речь, это либо игры в которые поиграл автор в 2021 году либо список слегка обманчив. Памир вышел в 2019, глум в 2020 и шкала сложности оч субьективна и ни о чем не говорит, а сложность "высокая" скорее отпугивает неофитов от знакомства. И кто такие мы, выглядит как какой то копирайт текст написаный просто что б поднять конкретную страницу в поиске. Извините за духоту, прост как то без души написано, мне показалось. Как бы то ни было автор молодец, знакомить людей с новыми играми это хорошо, но больше от себя плес, ты ведь не для сайта хоббиворлда пишешь)

9
Ответить

предзаказ русского памира только в ноябре-декабре пришел

3
Ответить

Согласен. Больше похоже на список локализаций выпущенных в прошлом году с довольно СЕОшным текстом.

2
Ответить

Это просто пц а не статья так-то. Если это рф локализации, то вышли из несумленно неплохих игр:

- Clash of Cultures ME
- Five tribes + expansions (это вроде не первый тираж, но там все сложно)
- Kemet Blood and sand
- Paths of Glory
- Res Arcana + expansions (базу правда в декабре прошлого вроде привезли)
- Tekhenu
- Era

И еще тонна очень даже неплохих игр(Надо помнить что наши локализаторы обычно берут что-то очень неплохое и обкатанное на Западе)

1
Ответить

"Дюна" для меня стала игрой года, с нетерпением жду допа.
В этом году локализовали чудесную дуэльку "Блицкриг" ("Натиск").
А вот от Арнака ужасные впечатления: какая-то несвязанная мешанина из механик, не хочется больше садиться за неё.

8
Ответить