Сделка Microsoft и Activision Blizzard: первые выводы и прогнозы

Станет ли Call of Duty эксклюзивом и какое будущее ждёт PlayStation.

Сделка Microsoft и Activision Blizzard: первые выводы и прогнозы

18 января Microsoft внезапно объявила о покупке одного из крупнейших издательств в игровой индустрии за 68,7 миллиарда долларов. Это почти в десять раз больше, чем корпорация заплатила за Bethesda и сопоставимо со сделкой Disney и Fox — первая купила большинство активов второй за 71,3 миллиарда.

Как и в случае с Bethesda, Activision Blizzard теряет независимость после крайне неудачного для себя периода. Call of Duty: Vanguard значительно отставала по продажам от предыдущих частей серии, а Blizzard уже очень долго самостоятельно не выпускала новых полноценных игр и не запускала франшиз. Ещё в 2021 году стало известно, что Overwatch 2 и Diablo IV не выйдут даже в 2022-м.

Наконец, в последние месяцы ActiBlizz сотрясали бесконечные скандалы о домогательствах и несправедливом распределении доходов. Ситуация накалилась настолько, что издательство получило статус non grata на церемонии The Game Awards.

Пока оседает пыль от оглашения одной из самых громких сделок в истории игровой индустрии, давайте попробуем разобраться в произошедшем.

Дисклеймер: всё написанное ниже будет актуально, если сделку одобрят регуляторы, хотя шансы на это высоки, раз обе стороны запустили процесс поглощения.

Суть в двух словах

  • Это самая крупная сделка в истории Microsoft и игровой индустрии, сопоставимая с поглощением Fox, которое провела Disney
  • Microsoft купила не только новые студии и самую большую франшизу в индустрии (Call of Duty), но и значительно усилила своё влияние на мобильном рынке
  • Одна из крупнейших корпораций мира тратит солидную часть своих свободных активов на игровое издательство, что говорит о важности игровой индустрии в ближайшие десятилетия — в том числе на фоне попыток построить метавселенные
  • Call of Duty наверняка в той или иной мере станет эксклюзивом Xbox, однако переносить на неё ситуацию с Bethesda не стоит. Это слишком большая и слишком популярная на PlayStation франшиза, чтобы всё изменилось в одночасье
  • Тренд на консолидацию сохранится (Take-Two объявила о покупке Zynga буквально на днях) и охватит все сферы развлекательной индустрии, так как компании вроде Netflix и Microsoft начнут непосредственно сражаться за свободное время людей
  • Игры Activision Blizzard наверняка изменятся, так как Microsoft интересны не только многомиллиардные проекты, но и релизы помельче
  • Бобби Котик почти точно покинет свой пост, а в рабочей культуре компании начнутся перестройки
  • Сделка вряд ли означает печальный исход для Sony, но многое зависит от того, как Microsoft поступит с Call of Duty и франшизами Blizzard. При любом раскладе хвост от успеха PlayStation 4 и игры от внутренних студий помогут Sony в ближайшей перспективе

Сегодняшняя Microsoft верит в игры как никто другой

Трудно поверить в то, что ещё в середине прошлого консольного поколения компания рассматривала возможность выхода из игровой индустрии. Теперь же можно смело сказать, что среди больших корпораций Microsoft верит в будущее игровой индустрии как никто другой.

У неё есть облачные технологии, необходимые для создания и распространения игр, есть впечатляющая линейка именитых студий для бесперебойного производства контента и есть все необходимые платформы — от смартфонов и ПК до более чем компетентных консолей.

Что уж говорить: покупка Activision Blizzard — крупнейшая на сегодняшний день сделка в истории Microsoft. Это больше, чем ZeniMax, Nokia, Skype, Mojang и Linkedin вместе взятые.

Microsoft’s biggest acquisitions:

Activision Blizzard: $68.7 billion
Linkedin: $26.2 billion
Nuance: $19.7 billion
Skype: $8.5 billion
ZeniMax: $7.5 billion
GitHub: $7.5 bilion
Nokia phone unit: $7.2 billion
aQuantive: $6.3 billion
Mojang (Minecraft): $2.5 billion

Cама по себе эта сделка говорит не только о будущем Xbox, но и о растущей важности игр в целом. Microsoft верит в то, что тот, кто управляет игровой индустрией, будет управлять массовой культурой и развитием технологий в целом — возможно, концепция метавселенной не взлетит в той форме, которую сейчас представляет Meta, но если это произойдёт, то наверняка произойдёт на базе игровой индустрии.

Кроме того, Activision владеет создателями Candy Crush и имеет успешный опыт переноса своих франшиз на смартфоны, что в конечном итоге позволит значительно расширить влияние Microsoft на мобильном рынке. Возможно, игроков ждут порты Halo или Forza на смартфоны, а не только их облачные версии для xCloud.

In other words, the acquisition is also another step in terms of platform and IP expansion for Microsoft

Xbox wants to reach the 3 billion gamers ww and it's this two pronged approach of HD games via cloud and dedicated / cross platform games on mobile that will get them there
Сделка Microsoft и Activision Blizzard: первые выводы и прогнозы

Облик индустрии развлечений меняется безвозвратно, и слияния продолжатся

Об ожидающей нас масштабной консолидации в мире развлечений говорят уже не первый год. Эта тема встала особенно остро, когда владельцы 20th Century Studios поняли, что их компания не сможет пережить грядущие тектонические сдвиги в мире стриминга и кинотеатрального проката, и решили продать большую часть своих активов Disney.

Аналогичные процессы происходят и в мире игр: новости о слияниях и поглощениях в ней звучат всё чаще (с объявления о покупке Zynga прошла лишь неделя), а компании и холдинги вроде Embracer Group или Tencent собирают под своим крылом всё больше студий и издательств, чтобы пережить грядущую битву за аудиторию.

Если Sony действительно вскоре запустит свой аналог Game Pass, то в ближайшие годы, как было и с кино и сериалами, нас ждёт ещё больше новостей о сделках такого масштаба. В интересах Microsoft сейчас собрать под своим крылом как можно больше производителей контента, чтобы во всех смыслах превратить Game Pass в игровой аналог Netflix, и у корпорации Сатьи Наделлы сейчас, пожалуй, для этого самый толстый кошелёк в индустрии.

И хоть Netflix по-прежнему остаётся в сети поводом для шуток и ассоциируется у многих с неудачными экранизациями, онлайн-кинотеатр обеспечивает себе светлое будущее, предлагая самый разнообразный контент для зрителей всех возрастов и вкусов — от документалок про серийных убийц до фильмов, претендующих на «Оскар». Для многих только эта особенность сервиса превращает его в базовое предложение и позволяет Netflix поднимать цены без потери огромного количества подписчиков. На сегодняшний день уже почти нет сомнений, что Microsoft с Game Pass хочет добиться аналогичного уровня влияния.

Что там с эксклюзивностью игр и особенно Call of Duty

После покупки Bethesda вопрос «Выйдет ли TES на PS5?» долгое время был одним из самых горячих в игровой индустрии, моментально порождавшим треды на тысячи комментариев. А потом Microsoft просто взяла и анонсировала Starfield, следующую большую RPG от Bethesda Game Studios, в качестве эксклюзива Xbox Series и ПК.

Вполне очевидно, что создатели Xbox более чем готовы жертвовать продажами на PlayStation, чтобы повысить ценность Game Pass. Пока эта подписка недоступна на консолях Sony, Microsoft будет оставлять такие игры себе.

Так можно ли уверенно сказать, что и Call of Duty не будет выходить на PlayStation 5? Ответ тут не настолько очевиден. Хотя бы потому, что франшиза крайне популярна именно на консолях Sony и отказ от неё в краткосрочной перспективе резко сократит выручку. Кроме того, в деньгах Call of Duty намного больше, чем любой Starfield или TES, так что автоматически переносить на неё позицию Microsoft по Bethesda нельзя.

Аналитики расходятся во мнениях о том, что станет с Call of Duty. Источники Bloomberg сообщают, что компания оставит некоторые франшизы ActiBlizz на PlayStation. О том, какие из них появятся на PS5, сейчас можно только гадать. Возможно, через пару лет CoD действительно станет эксклюзивом, возможно, Sony получит только условно-бесплатную Warzone, а, возможно, наоборот, только ежегодные релизы с 70-долларовым ценником.

Как ни крути, даже если Call of Duty не потеряет эксклюзивность, само наличие шутера в Xbox Game Pass вместе со спортивными играми от EA превращает и саму подписку, и консоли Microsoft в крайне соблазнительное предложение для среднестатистического игрока в любой точке мира.

Top-Selling Games, U.S., 2021:

1. Call of Duty: Vanguard
2. Call of Duty: Black Ops Cold War
3. Madden NFL 22
4. Pokémon BD/SP
5. Battlefield 2042
6. Spider-Man Miles Morales
7. Mario Kart 8
8. RE Village
9. MLB The Show 21
10. SM3DW + BF

Per NPD Group.
Самые продаваемые игры в США за 2021 год

А вот с тайтлами вроде Diablo IV ситуация кажется куда более прозрачной. Франшиза невероятно популярна на ПК, и Microsoft может превратить её в эксклюзив Xbox без существенных потерь, заодно сильно прокачав Game Pass.

Sony никуда не денется, но расклад для неё меняется сильно

Колоссальный успех Nintendo Switch показывает, что консоль может быть популярной и без обязательного набора мультиплатформенных игр, включая ту же Call of Duty. Главное — не потерять поддержку third-party и инди, сделать привлекательной саму по себе аппаратную часть и регулярно выпускать качественные эксклюзивы от внутренних студий.

Основная проблема Sony на сегодняшний день в том, что за PlayStation не стоит гигантской корпорации с практически неограниченным влиянием. Компания не может позволить себе покупать целые издательства налево и направо, но планомерно наращивает количество своих студий и заключает долгосрочные партнёрские соглашения с компаниями вроде Epic Games и Square Enix.

После успеха PlayStation 4 бренд невероятно силён, и на фоне дефицита Sony умудряется производить и продавать больше консолей, чем Microsoft, так что если нас и ждёт какой-то радикальный переворот в этом поколении, то, скорее всего, он наступит не сразу — для начала студии, купленные Xbox, должны начать выпускать громкие эксклюзивы уровня Starfield, и к этому этапу мы уже очень близки.

Выживание Sony и её успех на рынке во многом зависят от решений, которые компания примет в ближайшие годы — на фоне агрессивного захвата рынка со стороны Microsoft. И если Xbox удастся построить свой Netflix в мире игр, то у PlayStation есть все шансы создать свой Disney+ — бутик контента с более редкими релизами, но достаточно громкими и популярными, чтобы набрать критическую массу подписчиков.

Пока на стороне Sony есть как минимум несколько уникальных предложений — это игры от студий вроде Naughty Dog, Sony Santa Monica и Insomniac, а также грядущий PS VR 2. В минувшем поколении сильная линейка собственных игр позволила PlayStation уверенно удерживать лидерство — именно они были и остаются лицом платформы, хотя возможная потеря Call of Duty и всех тайтлов Blizzard явно усложнит ей жизнь.

Что в итоге

Как уже многократно обсуждалось в случае с Bethesda, у консолидации всегда есть две стороны. Безусловно, под крылом Microsoft какие-то из горячо любимых геймерами франшиз получат новую жизнь. После прошлой сделки практически для всех было очевидно, что студиям вроде id Software или Arkane будет значительно проще оставаться на плаву и сохранять собственный стиль, удовлетворяя спрос подписчиков Game Pass.

Возможно, и бренды в духе Tony Hawk и Crash Bandicoot ждёт приятное перерождение. Если для Activision было очень важно, чтобы каждая её франшиза становилась многомиллиардным монстром, то у Microsoft другие цели — разнообразие контента для неё не менее ценно, чем мега-игры вроде Call of Duty.

Подобные сделки не просто так всегда проходят через множество антимонопольных проверок. Если бы Microsoft могла купить Sony, заголовки были бы очень громкими и мемы в комментариях весёлыми, но в действительности конкуренция на рынке бы снизилась, и в конечном счёте аудитория бы от этого проиграла.

При этом сами сотрудники издательства настроены, скорее, позитивно. Источники WSJ говорят, что Бобби Котик покинет компанию сразу после завершения сделки и ActiBlizz как минимум ждёт приятная перестройка внутренней культуры.

В любом случае это поглощение — настолько важное и глобальное событие игровой индустрии, что круги на воде от этого всплеска будут расходиться годами. Даже самые смелые в прогнозах аналитики едва ли могут сказать, какой будет ситуация уже к концу этого поколения консолей, не говоря уже о следующем.

О чём можно сказать с полной уверенностью, так это о том, что казавшееся безоблачным после успеха PlayStation 4 будущее Sony теперь вызывает куда больше тревог и вопросов — как минимум через несколько лет PS5 может даже для самых далёких от индустрии людей потерять статус устройства, которое покупают с закрытыми глазами, не думая о других вариантах. Call of Duty, одна из самых больших франшиз нашего времени, теперь в руках Microsoft, и последствия у этого будут колоссальные.

1.1K
636 комментариев

Надеюсь скорый релиз игр в стиме и снос батллаунчера

585
Ответить

Гейб опять всех переиграл, не потратив ни цента!

1.1K
Ответить

Боюсь, что с большей вероятностью вся эта история переедет в MS Store или вообще останется как есть. В своем лаунчере (в котором и так народу полно) продавать игры явно выгоднее, чем в чужом под процент

37
Ответить

Батл лаунчер это ламповая штука, точнее не лаунчер, а батл нет. Может миллениалам и не понять, но в 2000х именно battle.net был тем, чем сейчас является стим и даже больше.

20
Ответить

Ожидаем снос лаунчира хбокс нв пк и переход на батленет

5
Ответить

Ты думаешь майкрософт настолько дебилы что пойдут платить Габену процент с каждой продажи подписки или маунта в WoW?

3
Ответить

хотя бы краша4, порт краш тим рейсинг и тони хок
ну и диаблы куда без них

1
Ответить