Конкурс рассказов: истории, вдохновлённые музыкой — итоги

Победителя лишь три, но рассказов набралось на целый сборник.

В конце января мы запустили очередной конкурс рассказов — в этот раз вдохновение нужно было искать в музыке. Был и hardmode: особо смелые могли заранее объявить трек, которым собираются вдохновляться, а другие пользователи — поставить дополнительное условие.

Мы, как обычно, не успели подвести итоги в назначенный срок, но лучше поздно, чем никогда — подведём их сейчас. Три победителя получат Borderlands 3: Super Deluxe Edition от «СофтКлаба» на любую из платформ.

В жюри присутствовало несколько членов редакции DTF, а также Александра «Альфина» Голубева, нарративный дизайнер «Мора», писатель и переводчик. Итак, вот наши победители — обязательно прочитайте их работы, они того совершенно точно стоят.

Конкурс рассказов: истории, вдохновлённые музыкой — итоги

Крипта

Алексей Гришин — один из немногих, кто выбрал в качестве жанра комедию, причём абсурдную. Его рассказ посвящён двум бизнесменам, что продают гробы — но всё не так просто, разумеется. Автор рисует интересный мир будущего, в котором смешиваются привычные нам вещи и футуристические.

В качестве источника вдохновения Алексей выбрал трек группы Argyle Park — Doomsayer.

Анатолий Сазанов
Анатолий Сазанов

Концепцией чуть напомнило рассказ Алексея Поляринова «Кувшин», что я не так давно прочитал в «Эсквайре». Там тоже два мужика делают бизнес на трупах — угадывают, кого из солдат на войне точно убьют, и заранее заключают с ним контракт на бальзамирование.

Но если Поляринов уводит идею столь странного бизнеса в мистику, то автор «Крипты» — в фантастику. И получается великолепно: ёмко, смешно (благодаря глючной умной колонке, конечно), но при этом умно.


Олег Чимде

В «Крипте» чертовски подкупает каламбур в названии, задорный сеттинг и странная ситуация. Торговцы гробами приехали в какую-то деревню с умной колонкой! Можно ли прочитать это и не заинтересоваться, что вышло дальше?

Дальше, на мой взгляд, могло выйти и побезумнее — с такой-то заявкой. Но живой язык, безумные речи колонки и фактура деревни остаются классными до конца. И да, уверена, меня в ситуации, в которой оказался дед Олег, тоже волновало бы, гарантийный случай или нет!

Альфина

Не знаю, на кого из писателей ориентировался Алексей Гришин, но в «Крипте» явно ощущается влияние Владимира Сорокина. Автор остроумно рисует необычный мир будущего, где привычные нам вещи получают новые функции, медленно подводя к неожиданному финалу.

При этом автор не пытается как-то шокировать читателя или вызвать у него какие-то эмоции — ты тут просто безучастный наблюдатель, который, в отличие от героев, видит абсурдность ситуации и способен над ней посмеяться.

Андрей Верещагин

Барак

Vanka Korotkoff (который, кстати, участвовал в нашем инди-джеме) написал удивительный в стилистическом плане рассказ, пусть и короткий. Если нужна аналогия из видеоигр, то это может быть, например, «Вангеры». Это постапокалипсис, но очень... специфический.

Вдохновением послужили «Ночные снайперы». К тому же здесь и hardmode — автору «заказали» текст от лица выжившего.

Конкурс рассказов: истории, вдохновлённые музыкой — итоги

Владимир Георгиевич Сорокин — знаковая для русской литературы и современной русской культуры фигура. Рипс, как говорится, нимада. И поскольку автор «Барака» явно талантлив, скажу ему честно: поменьше бы Сорокина и побольше бы себя! У вас есть и ум, и умение смешивать разные пласты языка (да и реальности тоже), и слух на звукопись; но есть и кое-что, чего, на мой взгляд, у Сорокина обычно не ищут: пронзительный внутренний надрыв.

Пишите уже книгу, а.

Альфина

«Барак» с художественной точки зрения мне кажется лучшим рассказом на этом конкурсе. Выверенный стиль повествования, напоминающий «Мор» и навевающий воспоминания об «Улитке на склоне», отлично подошёл к сеттингу постапокалипсиса, а описание быта персонажей явно даёт понять, что автор отлично поработал над сеттингом.

Алексей Афанасьев

Одна из моих любимых работ. Я давал автору условие для «харда», которое он очень круто реализовал, и вообще сам текст по атмосфере чем-то напоминает «Мор», что говорит о многом. Отличная проработка сеттинга. Однозначный кандидат в тройку лидеров.

Джамиль Махмутов

Воскресная прогулка

Лучшая реализация hardmode и просто необычно стилизованный рассказ. Писателя под ником next floor попросили посвятить сюжет принцессе в розовом платье, и результат получился действительно страшным. Повествование искажается, перебивается бредом, деградирует — всё для того, чтобы показать ситуацию не такой, как кажется на первый взгляд.

Источник вдохновения — Death Grips.

Конкурс рассказов: истории, вдохновлённые музыкой — итоги

«Воскресная прогулка» очень своеобразно обыгрывает тему хард-мода, из-за чего рассказ и ценен, на мой взгляд. Сюжет, «вращающийся вокруг принцессы в розовом платье» действительно вращается, хотя, точнее, движется по спирали и с каждым витком подпускает читателя всё ближе к истинному смыслу происходящего. Хотя местами, всё же, автор, на мой взгляд, перегибает палку со стилизацией.

Алексей Афанасьев

Нельзя сказать, что идея рассказа очень оригинальна, зато воплощение — мастерское. Эмоции бьют под дых: в голове героя поток мыслей разрезают перебивки ужаса, бессвязного и бессмысленного, и уволакивают читателя за собой — куда-то, куда совсем не хочется (и в то же время мазохистски хочется) уволакиваться. То, как герой от этого расслаивается, подчёркнуто и намеренной деградацией стиля, и переменчивой структурой рассказа, и даже использованием в нём небуквенных символов.

Особенно мне понравилась небольшая, но изящная чуть-чуть-обманка. Первым элементом хоррора в изначально пасторальном тексте оказывается нечто омерзительное — но вовсе не это нечто в самом деле пугает. Как в «Малхолланд-драйв», где очень страшный бомж за «Уинкиз» — это, в общем-то, просто бомж, а настоящий ужас происходящего был совсем не в этом.

Альфина

Поздравляем победителей! Скоро мы свяжемся с вами, чтобы уточнить, для какой платформы вы хотели бы получить игру, а потом пришлём ключ.

Что ещё стоит почитать

  • «История галактических цивилизаций» — кажется, самый объёмный рассказ на конкурсе. Наверняка понравится любителям научной фантастики и всем фанатам Stellaris.
  • «Красная шапочка» — короткая история с неожиданным финалом. Приятный слог и стиль, который выдержан до самого конца.
  • «Четыре дня назад» — на первый взгляд милая, сказочная история, рассказанная от лица лиса. Жюри конкурса дружно отметило, что почти все рассказы на конкурсе мрачные, и этот — не исключение.

«Четыре дня назад» — рассказ с интересной концепцией, метящий на территорию «Львов Багдада» или «Флаша», хотя ему стоило бы стремиться к «Тутте Карлссон Первой и единственной, Людвигу Четырнадцатому и другим».

Автору немного не хватило экспозиции — по-моему, нужно было чуть сильнее погрузить читателя в атмосферу беззаботной сказки, а потом одним махом её разрушить. Тогда бы всё произведение выглядело более жутким, а финал, отсылающий к прошлому, работал бы лучше.

Андрей Верещагин

В этом рассказе интересен неожиданный рассказчик — и возможность, которую он даёт автору: остранение. Это литературный приём, при котором автор «выводит читателя из автоматизма восприятия», показывая знакомые вещи как незнакомые. Тут он возведён в абсолют: рассказчик неспособен понять, что происходит, он живёт в совсем другом, куда более простом мире; это нас, читателей, пробирает холодок, когда герой «совершает рукой странный жест» и мы понимаем, кто такая «она».

Альфина
  • «В плену своего тела» — мрачная и реалистичная история о том, что мы, увы, не вечны.
  • Night Blues — рассказ о любви, атмосферой напоминающий «Смерть в Венеции» Томаса Манна. И в целом стилизация под классику романтизма автору удалась.
  • «Всё по-старому» — история о бывшем заключённом, который пытается найти себя в новой реальности.

Скажу прямо: это не самый аккуратно написанный рассказ на конкурсе, его стилю не помешал бы ещё раунд редактуры. Но мне очень понравилось, как автор использует тему фикшна и художественной реальности, раскрывая через них основную идею и тем ещё и интересно заигрывая с форматом конкурса — рассказы-то пишутся по песням, художественным произведениям!

Дальше без спойлеров неинтересно, поэтому СПОЙЛЕРЫ:

Протагонист выходит из тюрьмы. Он не знает, что ждёт его в «мире живых», и в том и состоит основная мысль — что не ждёт ничего. Может, мать? Но в тексте герой так до неё и не доехал.

Но он ведь ждал освобождения. И как-то представлял себе свободу. Поэтому весь рассказ его окружает фикшн: то сериал про крутого опера, то остросоциальная песня; даже девушку он лишь ненадолго вырывает из аудиопорно-трека — снова фикшна, везде фикшна. Со всех сторон Жору окружает вымышленный мир.

А что же настоящий? А там — всё по-старому.

Альфина
  • «Кокон» — необычная работа, посвящённая теме материнства. С элементами хоррора и сюрреализма, в духе «Превращения» Кафки.
  • «Счастливая сигарета» — длинный, но захватывающий рассказ в сеттинге Америки 60-х. Местами напоминает Mindhunter и True Detective.

Если вам не удалось победить — не отчаивайтесь, мы обязательно вернёмся с ещё одним конкурсом. Ну а пока — подсайт «Творчество» в вашем распоряжении, здесь можно и нужно тренироваться и совершенствовать свои навыки.

Удачи и спасибо за участие!

3737
24 комментария

Уии! И ничего я не Сорокин. А книжку напишу, для того всё и задумывалось.

6
Ответить

А я вообще не читал никакого Сорокина, хотя мне про него тоже написали. Теперь придется читать, чтобы понять чего там похожего.

2
Ответить

Какая приятная неожиданность! Вообще не думал о победе, просто решил поучаствовать чтобы мозг подразмять (а то не писал давно ничего)...

Спасибо всем!
P.S. Пользуясь случаем, сошлюсь на свой паблос, где я иногда что-нибудь выкладываю - https://vk.com/northlandchronicler . Да и тут на ДТФ кое что есть.

5
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Даже в honorable mentions не попал)

2
Ответить

Странно, что фидбэк какой-то выборочный, но ладно

2
Ответить

Победил не сам Олег.
Дайте ему хоть шоколадку как приз зрительских симпатий.

1
Ответить