Мысли вслух. Metal Gear Solid 3: Snake Eater

Впечатления от запоздалого знакомства со знаковой игрой именитого японца, а также небольшое упоминание первых двух частей.

Мысли вслух. Metal Gear Solid 3: Snake Eater

Есть ли у вас игра (фильм/книга/сериал), за которую вы хотите взяться уже очень долгое время, но постоянно какие-то космические силы не дают вам это сделать? Учеба, работа, лень, другие игры… Всегда находится что-то, что встает у вас на пути. Примерно такая ситуация у меня сложилась с Metal Gear Solid.

Впервые познакомиться с культовой серией я захотел в преддверии выхода Metal Gear Solid V: The Phantom Pain. Так уж получилось, что уже в детстве я был членом партии гордых ПК-бояр (бомжом). А потому пропустил почти все популярные тайтлы, выходившие на PS1 — PS2. Серия MGS не была исключением, так что до анонса пятой части я о ней знал аж почти нихрена. Но полезшие отовсюду ролики и статьи о великолепии этих игр нехило так меня заинтриговали. Я прочитал пару статей, посмотрел пару видосов и…

Мысли вслух. Metal Gear Solid 3: Snake Eater

И ничего. Вот уже 5 лет. Не знаю, что именно меня останавливало все это время. Возможно то, что первые игры уже старые, что придется дрочиться с эмулятором и геймпадом (играл на геймпаде в 3 с половиной игры). Как бы то ни было, до дела дошло лишь по прошествии последнего Нового Года. Да и то потому, что у меня на главной ютуба внезапно появился какой-то видос о Sons of Liberty. Я воспринял его как знак свыше и решил покаяться в своей нерешительности.

К делу я подошел обстоятельно: перед тем, как взяться за первую часть на эмуляторе PS One, решил посмотреть компиляцию сюжетов из первых двух игр. Да-да, тех самых, которые вышли на MSX. И должен отметить, не зря. Во-первых, из-за Грей Фокса, упоминаний Биг Босса и парочке отсылок (MGS происходит через 6 лет после Metal Gear 2). А во-вторых, я узнал о существовании такой вундервафли, как MSX. Век живи — век учись, как грится.

Начало пути

Snake, Solid Snake

Скажу честно, от первой части серии я вообще ничего не ждал. Нет, я знаю, что в ту эпоху выходили крутые игры с достойным сюжетом и персонажами. Но если не успел опробовать их в детстве, то сейчас уже за них браться довольно тяжело. Именно с такими мыслями я и стартовал Metal Gear Solid, но игра же сразу дала мне понять, что я очень сильно ошибался.

Мысли вслух. Metal Gear Solid 3: Snake Eater

Несмотря на некоторую долю наивности, сюжет не просто «достойный», он цепляет с самых первых минут. Отлично срежисированные кат-сцены, интересные разговоры по кодеку, эпичные монологи злодеев, Ликвид Снейк, Солид Снейк, Биг Босс, кибер-ниндзя, огромные роботы. Ну а бой с Психо Мантисом это что-то, что реально смогло меня удивить. В 2020 удивила игра 1998 года, хех.

Да, геймплей простоват, а враги тебя не слышат, даже когда ты пробегаешь в метре от них. Но общих впечатлений это все равно не испортило.

Sons of Liberty

Вторая часть может похвастаться еще более проработанным и хитросплетенным сюжетом (во всяком случае, его основной частью). Это одна из тех игр, в которых ты до самого конца не понимаешь, кто кого предал и на кого работает.

Но понравилась она мне все же слабее, чем первая и третья части. И причин тому две:

1. Персонажи. Они не такие интересные, как в первом и третьем MGS. Из всей группы Dead Cell интересным показался лишь Вамп, да и то наверное потому, что его история так и осталась загадкой. Солидусу банально не хватает колорита, от него так и веет статусом «злодея на замену». Да и сам Райден, несмотря на крутейший твист с его происхождением, не так харизматичен, как Снейк. А его разговоры с Роуз иногда казались уж совсем неуместными (но раскрывать-то персонажа как-то надо, угу).

Мысли вслух. Metal Gear Solid 3: Snake Eater

2. Я без проблем съедал все нелогичности, безмерный пафос и иногда откровенно абсурдные моменты в сюжете этих игр (задание по спасению президента, лол). А все потому, что воспринимал MGS в качестве эдаких боевиков из 80 — 90х годов, где в угоду крутости и эпичности жертвовали той самой логикой и реализмом. Но в Sons of Liberty Кодзима решил порассуждать на довольно серьезные темы. Тут вам и массовая цензура, и глобализация, и важность свободного потока информации, и вопросы контроля государства над обществом. Причем, диалоги на эти темы под конец могут длиться десятки минут. И все это время персонажи говорят какими-то поверхностными и клишированными фразами, а поднятые вопросы так и не раскрываются. Такое чувство, что игра пытается казаться умнее, чем есть на самом деле. Она говорит "умными" мыслями, которые услышала и понахватала где-то еще. Вот эта неуклюжая попытка в философию и большие серьезные темы сильно подпортила мне финальное впечатление от второй части.

Я мог бы еще посетовать на дешевую драму вокруг сестры Отакона, но, пожалуй, не буду. Несмотря на все это, Sons of Liberty все же показалась мне отличной игрой и достойной частью серии. Но не самые удачные персонажи и попытки в философию не позволят мне назвать ее лучшей.

Рад снова тебя видеть, Босс

Уже с самого начала я знал, что полюблю эту игру. Вот бывает, начинаешь браться за какую-то вещь и сразу понимаешь, что она тебе неимоверно нравится. Так и случилось у меня со Snake Eater'ом. Уже после начальной заставки и первых шагов я знал, что обожаю эту игру. И чем дальше я ее проходил, тем больше это чувство усиливалось.

Да, тут тоже есть разговоры на серьезные темы. Но они более приземленные, а финал игры полностью раскрывает их мотив. 
Да, тут тоже есть разговоры на серьезные темы. Но они более приземленные, а финал игры полностью раскрывает их мотив. 

Snake Eater хоть и является третьей номерной частью серии, но по-сути представляет собой приквел ко всей истории. Сюжет развивается в 1964 году и раскрывает становление еще молодого Нейкед Снейка, обстоятельства получения им "звания" Big Boss, потерю глаза, его встречу с Оцелотом, появление прародителя Метал Гиров, создание спецподразделения FOX и предпосылки к появлению Патриотов.

По сюжету еще молодой Снейк должен пробраться на секретную военную базу на территории СССР, чтобы освободить и перевезти в США ученого Николая Соколова. Последний разрабатывает какое-то сверхсекретное оружие для Советов, детали о котором и хочет знать правительство Америки. В отличие от предыдущих частей, большая часть игры теперь развивается не в замкнутых пространствах и узких коридорах, а в российских лесах и горах.

​Оцелот в юности был таким милахой
​Оцелот в юности был таким милахой

Помогает нам мудрыми советами и напутствиями легендарный солдат и ветеран Второй мировой войны по прозвищу Boss. Ой, простите, THE Boss. Как ни странно, это женщина. А еще она была наставницей Снейка и командиром специального отряда Cobra Unit, состоящего из не самых обычных персонажей с не самыми обычными именами. Вот они, красавцы, слева направо:

1. The Pain

2. The Fear

3. The End

4. The Joy (она же The Boss)

5. The Sorrow

6. The Fury

Мысли вслух. Metal Gear Solid 3: Snake Eater

Каждый из них обладает уникальными способностями, но самым крутым, по моему скромному мнению, является The End. Это 100+ летний дед (изобретатель снайперского дела), который вечно спит. А спит он, чтобы сберечь силы для последнего боя. Только подумайте, этот дедуля постоянно находится в режиме гибернации, чтобы в последний раз отмудохать какого-нибудь наглого щенка (в данном случае змея). А еще он может общаться с лесом.

​Забыл заснять деда, так что вот вам скрин из интернетов
​Забыл заснять деда, так что вот вам скрин из интернетов

В общем, как это обычно бывает с сюжетами в MGS, все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Тут нас ждут и предательства, и твисты, и даже подобие любовной линии с роковой незнакомкой. Правда, любовная линия тут необычная. В основном она состоит из попыток Снейка сохранить свою невинность и защититься от постоянных нападок на свое целомудрие. Ох уж эти роковые женщины.

Старый, но не бесполезный

Первое, что бросается в глаза, — это улучшения в графике. Я даже немного удивлен, что PS2 могла выдавать такую картинку. Особенно сильно похорошели модельки персонажей. Во второй части лица состояли из одной маленькой текстурки, растянутой на всю голову. Тут же уже попытались в изъяны кожи, морщинки и тд.

Моделька робота справа на фоне - отсылка к какому-то аниме?
Моделька робота справа на фоне - отсылка к какому-то аниме?

Но на одних лишь морщинках японцы не остановились. Тут и там сверкают солнечные лучи, трава правдоподобно прогибается под ногами Снейка, а отражения то и дело радуют глаз. Иногда отражения появляются даже на каком-нибудь ковре... Но, эй! Не надо сразу придираться. Возможно это еще одни секретные разработки советских ученых (ну или изъяны эмулятора).

Сцена прямиком из «Беглеца» с Харрисоном Фордом​
Сцена прямиком из «Беглеца» с Харрисоном Фордом​

Также стоит отметить, что я играл в переиздание под названием Subsistence (вышло на год позже оригинала). Самым важным нововведением стало появление свободной камеры, которая значительно улучшила впечатления от игрового процесса. Правда, из-за этого усложнилось и управление, к которому я далеко не сразу привык (но может у меня просто клешни).

Когда я ем, я глух и нем

Изменения коснулись не только визуала, но и геймплея. Теперь, кроме здоровья, у Снейка появилось еще два показателя: выносливость и маскировка. Выносливость уменьшается со временем, а ее низкий показатель может сказаться на том, как сильно шатается прицел Снейка в виде от первого лица. Также, чем больше выносливости, тем быстрее восстанавливается здоровье нашего главного героя. Ну а ее отсутствие приравнивается к голоду, так что если совсем сильно опустить этот показатель, то у Снейка начнет урчать в животе. И да, этот звук привлекает ближайших врагов.

"Святые баклажаны, как же нам восстанавливать выносливость?!" - можете спросить вы. Спокойно, беспокоиться не стоит. Рационы, которые в прошлых частях играли роль целебных зелий, теперь восстанавливают нашу энергию. Ну а если рационов под рукой нет, то можно воспользоваться открытыми пространствами третьего MGS.

​Старые-добрые российские джунгли с их естественными обитателями
​Старые-добрые российские джунгли с их естественными обитателями

Аки стая бешеной саранчи, наш протагонист поглощает буквально все, что встречается у него на пути: пауки, скорпионы, летучие мыши, змеи, кролики, непонятного вида грибы, птицы, лягушки. Да что там лягушки, оголодавший Снейк не побрезгует даже крокодилом и белкой-летягой (да, тут есть и такие зверушки. Покойтесь с миром, божьи создания, ваша жертва не будет забыта).

​Есть че похавать? А если найду?
​Есть че похавать? А если найду?

Другое нововведение, в лице показателя маскировки, отвечает за то, как круто мы сливаемся с окружением. В связи с этим у нас теперь появилась возможность менять разнообразные камуфляжные костюмы, которые отличаются раскраской, а иногда и дополнительными бонусами. Например, с одного из членов Cobra Unit может упасть наряд, полностью приглушающий звуки шагов.

Система исцеления тоже претерпела изменений. "Хилки" теперь встречаются гораздо реже, чем в предыдущих частях. Но здоровье, как уже вскользь упоминалось выше, теперь само восстанавливается со временем. Единственным препятствием до полного выздоровления могут стать лишь серьезные раны: переломы, ожоги, порезы, застрявшая в теле пуля (или стрела) и т. д.

Мысли вслух. Metal Gear Solid 3: Snake Eater

Для избавления от таких ран надо будет применять соответствующие препараты. Например, для устранения застрявшей пули ее надо вытащить ножом, продезинфицировать, наложить шов и перебинтовать.

Все эти нововведения в целом не меняют геймплей, но делают его более разнообразным и интересным. Плюс в игре уделили внимание куче приятных мелочей. Вроде врагов, пытающихся перевязать свои раны; пчел, не нападающих на протагониста, если он одет в белое и тд, и тп. Где-то читал, что если попасть в темное помещение без света (пещера, в которую мы падаем после боя с Оцелотом), то глаза Снейка будут привыкать к темноте в РЕАЛЬНОМ времени. То есть можно оставить там игру на 2 — 3 часа, вернуться, и локация будет уже не такой темной (во второй части была такая же фича, но с тающим в реальном времени льдом). Ну не наркоман ли этот ваш Кодзима?

Shagohod

Большую часть игры сюжет вертится вокруг секретного советского оружия — Шагохода. Да, прямо так оно и называется. Правда, несмотря на свое название, это оружие нифига не шагает, а ездит. Ведь в отличие от более продвинутых моделей из первых двух частей, Шагоход является просто огромным танком, способным запускать ядерные ракеты.

​Иногда он и впрямь пытается ползать, но получается не очень
​Иногда он и впрямь пытается ползать, но получается не очень

Задание по уничтожению сего адского творения и вешают на наши бедные плечи. И не стоит забывать про спасение Соколова, которого под дулом пистолета заставляют закончить разработку.

"Слишком сложно!" — скажете вы. И будете абсолютно правы. А потому нам в помощь дают шпиона, втесавшегося в ряды клятых советов. Его кодовое имя EVA, и именно этот шпион будет пытаться помешать Снейку получить звание мага на свое тридцатилетие. А вот получится это у него или нет, лучше узнавайте сами. Не буду же я спойлерить главную интригу игры.

Еще в далеком 2004 Кодзима разгадал тайну по-настоящему больших и хороших сюжетов​
Еще в далеком 2004 Кодзима разгадал тайну по-настоящему больших и хороших сюжетов​

Чтоб мне в комментах не предъявляли за незнание материала, сразу поясню: Шагоход не является прадедом современных Метал Гиров. Технология Соколова — эдакая тупиковая ветвь эволюции. За появление нормальных моделей нужно благодарить другого ученого (тоже советского), и, как ни странно, Оцелота.

В качестве одного из антагонистов выступает генерал Волгин. Типичный марвеловский злодей, мечтающий контролировать весь мир. А еще он может выпускать молнии из рук, прямо колдун какой-то.

​Фейерверк заказывали?
​Фейерверк заказывали?

Но даже его у Кодзимы получилось неплохо раскрыть. Персонажи — одна из сильнейших сторон Snake Eater.

Разговоры по рации (кодек еще не изобрели) тоже никуда не делись и все также раскрывают дополнительные элементы истории и персонажей. Особенно доставляла Пара-Медик, которая вечно рассказывала Снейку об именитых фильмах (всем известное увлечение Кодзимы). А один раз даже предсказала появление "интерактивных" фильмов, в которых ты сам сможешь управлять главным героем. Снейк в эти бредни, конечно же, не поверил.

В одном из необязательных диалогов с ней раскрывается то, что Снейк боится вампиров и фильмов про них.

Снейк и вампиры по ночам(​
Снейк и вампиры по ночам(​

There can be only one!

Другая большая часть истории связана с предательством Босса. Снейка и этого легендарного воина связывает гораздо большее, чем просто отношения ученика — инструктора. Сам Снейк описывает их связь Еве, как "что-то, чего ты не сможешь даже понять". В игре рассказывается, что у Босса был сын, которого она родила от The Sorrow прямо во время Второй мировой, и которого у нее впоследствии забрали Философы (организация по типу Патриотов из второй части). Видимо, Снейк для нее стал чем-то вроде замены утраченному ребенку.

Мысли вслух. Metal Gear Solid 3: Snake Eater

Внимание! Сейчас будут большие спойлеры ко всей серии. Можете пропустить данный абзац, если боитесь. Одним из самых внезапных моментов во всей истории MGS 3 для меня стало то, что Оцелот — ее настоящий сын. Точнее, я это не утверждаю, но именно это выплывает из разговора с Евой после стычки с Оцелотом. Это также объясняет, почему во второй части время от времени Ликвид берет контроль над телом Оцелота. The Sorrow, отец ребенка, был медиумом, умеющим общаться с мертвыми и перенимать их боевые способности. Так что такой результат не так уж и необычен.

Каждый раз при встрече с бывшим ментором происходят ровно две вещи:

1. Она пытается отговорить Снейка от задания и рассуждает на тему идеологии, а также того, что значит быть солдатом.

2. Она без шансов мудохает Снейка.

Нет, серьезно каждый раз наш бравый главный герой просто получает от нее по щам. И дело тут даже не в том, что она более скилловая, чем Снейк. У последнего просто психологический барьер, который он не может преодолеть практически до самого конца. Даже сама Босс обращает на это внимание, когда Снейк начинает носить на голове ее потерянную бандану: "Ты слаб и не можешь отпустить свое прошлое".

Кстати, интересный факт, знаменитую в серии MGS технику боя CQC Снейк разработал вместе с ней.

Наверное, самая красивая сцена в игре
Наверное, самая красивая сцена в игре

Именно с Боссом хитрожопый Кодзима и смог меня обдурить. Дело в том, что мотивация для ее измены казалась мне какой-то неправдоподобной. Самому персонажу тоже уделялось не так уж и много времени, поэтому до самого финала я был уверен, что Кодзима не смог ее раскрыть. И поэтому последняя правда в игре оказалась для меня еще более впечатляющей.

Все ее разговоры о том, что значит быть солдатом, о непостоянстве врагов, о важности миссии. Все они раскрываются в финале игры и подтверждаются действиями. Это лучшая концовка из трех пройденных мною игр серии, и уж точно самая эмоциональная.

В конце, когда Снейк почти отказывает в рукопожатии президенту, становится понятно, насколько сильно Босс повлияла на него. Именно это и стало переломным моментом для теперь уже Биг Босса, усомнившегося в царившем устройстве вещей.

Мысли вслух. Metal Gear Solid 3: Snake Eater

Что в итоге-то?

В итоге мы получаем самую эмоциональную часть оригинальной трилогии. Для меня она стала квинтэссенцией всех задумок, которые Кодзима тогда пытался вложить в серию. Комбинация доведенного до ума геймплея (спасибо за свободную камеру), закрученного сюжета и эмоционального отклика от персонажей. Ну и просто важнейшее звено для понимания созданной Кодзимой вселенной.

Кат-сцен и разговор все так же много (по ощущениям даже больше, чем в предыдущих частях), но при этом амбициозного геймдизайнера не заносило на поворотах, как это случилось в Sons of Liberty. Такое чувство, что во время написания сценария кто-то стоял рядом и бил Кодзиму палкой по рукам каждый раз, когда тот пытался прикрутить тройной смысл там, где это не нужно.

После выполнения сложного задания, можно и побаловать себя бокалом вина​ в приятной компании
После выполнения сложного задания, можно и побаловать себя бокалом вина​ в приятной компании

Я получил огромное удовольствие от всех трех пройденных игр серии Metal Gear Solid. Эти игры стали для меня чем-то вроде окна в детство, где в старых крутых боевиках главные герои курили сигару, саркастично жаловались на сложность задания, а злодеи рассказывали о своих планах перед тем, как убить главного героя. При этом Кодзима смог создать превосходную вселенную, история в которой развивается на протяжении нескольких десятилетий.

Я не являюсь счастливым обладателем PS3, а потому изначально планировал проходить 4 часть на ютубе, а потом уж и браться за The Phantom Pain. Но сейчас я всерьез задумался о покупке устаревшей консоли ради одной единственной игры. Вот настолько мне доставила серия Metal Gear Solid и Snake Eater в частности (хотя судя по отзывам о 4 части, оно того не стоит, хех).

147147
119 комментариев

 Эта игра держит мой личный рекорд по количеству фейспалмов на квадратный час. Каждая катсцена, каждый босс-файт, почти каждая фраза вызывала реакцию "Серьезно? Не, это вы серьезно?". Не то, чтобы МGS 3 совсем плохая игра (плохое там только управление, камера, стелс и драки с боссами). Скорее какая-то "дурноватая". Но, удивительное дело, у этой игры в интернетах действительно много поклонников. И они даже воспринимают весь этот кодзимовский цирк на полном серьезе, и испытывают от сюжета какие-то эмоции, типа грусть-печаль (лично я испытывал только неконтролируемые приступы сарказма). 
  Сначала я считать всех, кому нравится МGS 3, инфантильными чудаками, с кругозором синицы и уровнем общего развития щенка-лабрадора. Но потом заметил, что есть другие странные игры, типа "Якудзы", которые тоже вызывают у аудитории восторг, неадекватный их качеству. Поэтому я для себя решил, что в мире существует два типа людей. Одному типу людей нравится аниме, серия игр "Якудза" и игры Кодзимы. Второй тип людей - я. Поэтому мир, дружба, жвачка, Кодзима! Пусть каждый играет в то, что ему нравится :)

26

Якудза и МГС — игры с очень высокой самоосознаностью авторов. Они прекрасно понимают, чем являются, и им норм с этим: они сами себя стебут направо и налево. Этим контрастом и подкупают, а потому, когда приходит время для чего-то действительно важного и серьезного — это вдвойне обращает на себя внимание и бьёт по эмоциям. На этом фоне среднестатистическая западная игра, в которой на абсолютно серьёзных щах порой творится такой трэш и ширпотреб, вызывает гораздо меньше желания давать скидку на формат. И больше вопросов к широте кругозора и моральной зрелости возникает именно к тем, кто за обе щеки готов хавать очередную клишированную слезливую драму, при этом клеймя намеренный налёт сюра и угара «несерьезностью», а любителей такого — инфантилами.

97

ты видать еще и матрицу не любишь, и джона уика. и вообще всё, что не серьёзно, что сюррреализм и что выходит за рамки твоего понимания и твоей фантазии тоже считаешь "несерьёзным"? Не нравится - не играй и не смотри. Не для тебя делали. И мнение твоё на этот счет, так же, никому не интересно. А зайти обосрать - это для таких, как ты - святое. 

8

 Одному типу людей нравится аниме, серия игр "Якудза" и игры Кодзимы. Второй тип людей - я.

ебать ты ахуел, товарищ.

6

Уверен что много людей скажет то же самое про какую-то игру, к которой ты относишься точно так же, как описанные тобой люди MG и якудзе. Почему прав именно ты, а не они? В целом правы все. У каждого своё восприятие происходящего и даже прочитав одну книгу каждый может интерпретировать её по своему. С играми всё ещё сложнее, так как кроме самого сюжета есть ещё и его подача, геймплей, как всё выглядит и слышится. Ты вот в Metal Gear ловил фейспалмы, а автор увидел интересную историю с кучей всего. Для меня же данная серия это интересный геймплей, того что люблю стелс игры, и прикольный фантастический сюжет. Я сам удивлялся что находили люди в различных разборах, но почему-то в отличии от тебя не считал их какими-то странными. Скорее были мысли что я чего-то не заметил. Для меня не очень все гири, гта 4 и 5, все части HL, серия биошок, ассасины и ещё куча всего. Так может это не люди глупые, а просто я не вижу того, что видят другие? Ну то есть банальная вкусовщина? Ну и если брать типы людей, то их точно больше чем два)

1

Комментарий недоступен

1