«Орвилл» — Star Trek с яйцами

Идеальный сериал под вкусный ужин.

Критики шоу Сета МакФарлейна («Гриффины», «Третий лишний») не оценили — не придумали, что это вообще такое и зачем. Вроде бы это должна быть сортирная комедия, но гэгов как таковых здесь почти нет. А для серьёзной фантастики не хватает глубины, да и разве может автор «Гриффинов» снять нечто подобное?

На Rotten Tomatoes «рейтинг свежести» у сериала — 20%. А вот оценки зрителей — 89%. На «Метакритике» ситуация похожая. Людям сериал нравится, критикам — нет.

«Орвилл» — Star Trek с яйцами

Но это всё — пустое. «Орвилл» не стоит анализировать так, будто ты — карикатурный журналист The New Yorker без ануса из «Гриффинов». Это простое развлекательное шоу под ужин, и в этом ему сейчас, пожалуй, нет равных.

Превратности жанра

Есть два вида шуток. Первый — анекдоты. Вы можете пересказать короткую историю про лифт и молот из «Мстителей», вырвав её из контекста, и это будет смешно (скорее всего, но не факт). Или рассказать историю про лошадь и бармена — тоже подходит.

Но второй вид видится мне гораздо интереснее: шутки, вписанные в контекст. Они рождаются спонтанно, как правило в кругу друзей. И если вы попытаетесь потом пересказать их другому человеку, то получится неловкая ситуация. Вы давитесь от смеха, захлёбываетесь слюнями, вспоминая шутку, а собеседник ничего не понимает и хлопает глазами недоумевая.

«Гриффины» по большому счёту сняты по первому сценарию. Если не получится пересказать, то, как минимум, всегда можно найти отрывок на YouTube и показать. А вот в «Орвилле» весь юмор — второго типа, контекстный.

Да и, прямо скажем, его не так уж и много. От Сета МакФарлейна ждёшь игривой сатиры, шуток про жопу и яйца, безостановочный поток гэгов, этакий юмористический сумбур. Но «Орвилл» совсем не такой.

Нет, титульный корабль «Орвилл» по дизайну не похож на член или что-то в этом роде. Это вполне обычный, стильный звездолёт с необычной визуализацией подготовки к варп-прыжку
Нет, титульный корабль «Орвилл» по дизайну не похож на член или что-то в этом роде. Это вполне обычный, стильный звездолёт с необычной визуализацией подготовки к варп-прыжку

Подобных шуток в «Орвилле» мало, как и любого другого туалетного юмора. Напротив, это очень добрая, позитивная фантастика, снятая в лучших традициях раннего Star Trek, только гораздо легче и проще.

Впрочем, уже третий эпизод поднимает сложные вопросы морали, и становится понятно: «Орвилл» — вовсе никакая не комедия. Да, тон у сериала шутливый. Да, юмор здесь есть, но он — не главное. Сет МакФарлейн выходит за рамки комедии абсурда, жанра, в котором поднаторел, и пытается сделать нечто серьёзное в рамках развлекательной фантастики.

Команда мечты

За основу авторы взяли Star Trek: The Next Generation — в нём юмора было больше всего (хотя заставка практически полностью повторяет интро Star Trek: Voyager). Среди продюсеров шоу — Дэвид Гудман, работавший над Star Trek: Enterprise и пародией на знаменитое шоу в «Футураме», а также Брэннон Брага, поработавший над множеством эпизодов разных сериалов вселенной «Звёздного пути». Ну вы понимаете. Команда-то звёздная.

Вместо Федерации здесь Союз. То же самое, только сбоку
Вместо Федерации здесь Союз. То же самое, только сбоку

Если выкинуть из «Орвилла» весь юмор и добавить немного пафоса, то получится тот самый «Звёздный путь», каким его знали в прошлом веке. Каждый эпизод — отдельная креативная концепция: во втором, например, капитан и старпом попадают в космический зоопарк к более развитой расе. А третий эпизод посвящен культурным особенностям народа второго помощника капитана — один из редких случаев, когда тема смены пола и однополых отношений показана достойно, без грубого насаждения и со сложными моральными дилеммами.

«Орвилл» выглядит как пародия на «Новое поколение» (тот же мостик, та же организация на корабле, похожие персонажи, даже голопалуба есть), но на деле выходит далеко за рамки жанра. Это ни в коем случае не набор юмористических сценок, как «Очень страшное кино» или «Космические яйца». Лучшим сравнением будет «Хижина в лесу»: вроде бы и пародия, но в то же время самостоятельное произведение.

Капитана играет сам 

Сет Макфарлейн и справляется неплохо
Капитана играет сам Сет Макфарлейн и справляется неплохо

Команда звездолёта «Орвилл» разнообразна: весёлый пилот-алкоголик с шилом в заднице, застенчивая миниатюрная девушка, которая может одним ударом проломить стену, робот из расы, которая презирает низшие формы жизни, включая людей, и так далее. Но во главе стоят капитан и старший помощник: бывшие муж и жена, которые разошлись после измены последней с инопланетянином-«смурфиком». На их сложных отношениях в первых эпизодах строятся многие шутки.

В отличие от того же Star Trek: Discovery, который идёт параллельно, здесь в героев влюбляешься сразу. Все они позитивные (даже робот), яркие и по-хорошему простые. Равно как и само шоу. Та самая позитивная фантастика, которая со временем канула в Лету.

«Орвилл» — Star Trek с яйцами

Нужно иметь чугунные яйца, чтобы выпустить пародию на Star Trek одновременно с новым Star Trek, и при этом не скатиться в низкопробное высмеивание. Выстроить свою серьёзную вселенную, играючи поднять серьёзные темы и не удариться в морализаторство, сделать исключительно позитивное шоу. У Сета МакФарлейна, судя по всему, чугунные яйца есть. Он готов экспериментировать, готов делать что-то своё, пусть и в жанре пародии.

Словом, «Орвилл» — тот необычный случай, когда из пародии может вырасти самостоятельное серьёзное произведение. И я очень надеюсь, что критика с низкими оценками этому не помешает. Дайте сериалу шанс, посмотрите пару серий за вкусным ужином, вдруг понравится. Аппетит ведь приходит во время еды.

5.2K5.2K открытий
15 комментариев

А мне не зашло. Правда глянул только одну серию. Юмора показалось мало, как и глубины, но при этом это такой неприкрытый стартрек (а не любой сериал про космические приключения), что появляется вопрос "а зачем это именно так сделали?". Почему это именно стартрек "на минималках"?
Я так и не понял.

Ответить

Потому что для всего творчества Макфарлейна ключевую роль играет тема детства и ностальгии. Гриффины изобилуют отсылками (не говоря даже о шести полнометражных эпизодах "звездных войн на минималках"), в качестве саундтреков для чего угодно он использует музыку, на которой вырос (даже альбомы записывает, чего уж там), ну и кинотеатральные его дела тоже про ностальгию (по детским игрушкам или по спагетти-вестернам). Стартрек в эту концепцию вписывается как нельзя лучше - я думаю, не стоит объяснять, сколько поколений американцев на нем выросло.

Ответить

Следует заметить, что пилот пока самый слабый эпизод. Второй немного лучше, а вот в третьем уже сценаристы пытались показать и донести зрителю какую-то мысль, что делает серию немного весомей, добавляя некую глубину сюжету.

Ответить

Аналогично, посмотрел пилот и приуныл. Улыбнулся кажется всего пару раз, а в основном всю серию за происходящим было скучно смотреть. Но раз его все так хвалят, то думаю надо глянуть дальше.

Ответить

Кажется мы разные сериалы посмотрели, Орвилл совершенно невозможно смотреть, сериал, который сам не пон мает кмким хочет быть, серьёзным, лёгким или тупым.

Ответить

Посмотрел первые три серии. Орвилл разочаровал, ожидал современную комедию, высмеивающую штампы Star Trek и научной фантастики. Вместо этого получился практически классический Star Trek new generation, с обновленной картинкой и чуть большем количеством шуток. Орвилл неплохо бы смотрелся в начале 2000-х, а в 2017 выглядит набор банальностей. Такое лучше не смотреть, на его фоне Discovery выглядит потрясающе свежим и интересным.

Ответить

Я офигел, когда они девочку в мальчика переделали.

Ответить