«Руки прочь от кинокружка!» — лучшее аниме зимнего сезона

К финалу сериала рассказываем всё, что про него нужно знать.

Зимний аниме-сезон 2019-2020 года выдался относительно пресным. Если не брать в расчёт продолжения известных сериалов, то достойных оригинальных работ вышло немного. Экранизация манги Dorohedoro сносно адаптирует первоисточник, но компьютерная анимация, скорее всего, оттолкнёт поклонников традиционного рисунка. Скандальный сериал Ichizoku Reviewers балансирует между откровенным хентаем и эччи, поэтому больше ориентирован на любителей этих жанров.

Вот и получается, что кроме Eizouken ni wa Te wo Dasu Na! («Руки прочь от кинокружка!») широкой аудитории в этом сезоне почти нечего предложить. К счастью, его одного хватает с лихвой. Свежий сериал от режиссёра Масааки Юасы («Весенняя ночь коротка», Devilman Crybaby) не только претендует на звание лучшего аниме уходящего сезона, но и вполне может стать лучшим аниме 2020-го. Подробно разбираем все достоинства этой замечательной истории.

Аниме руками любителей

Сразу отметим самое важное: аниме основано на одноимённой манге Сумито Овары, но её нет смысла читать, потому что экранизация почти идеально адаптирует первоисточник. К тому же произведение рассказывает про то, как создают аниме, а в такие вещи лучше всего погружаться в динамике, а не в статике. Аналогичная ситуация с мангой про музыку — никакой детальный рисунок не передаст звук на бумаге.

Eizouken далеко не первая работа, которая посвящена созданию японской анимации. В далёком 2001 году это попыталась сделать короткометражка Animation Seisaku Shinkou Kuromi-chan («Куроми работает над аниме»), но вышло чуть скомкано. Лучше всего получилось у сериала Shirobako («Белая коробка» — предпрокатная версия аниме), который рассказывает о рутинных буднях небольшой анимационной студии Musashino Animation.

Shirobako дотошно разбирает все процессы на анимационной студии: дедлайны, взаимоотношения между сотрудниками, трудности, с которыми они сталкиваются во время работы. Сериал одним махом заменяет кучу скучных документалок на эту тему.

Трейлер Shirobako

Аниме познавательное и рекомендуется к обязательному просмотру, но оно не без недостатков. Во-первых, сотрудники «Мусасино» с серьёзным лицом и воодушевлением работают над откровенно слабым сериалом. Такое аниме выходит в год пачками, собирает критические отзывы, и о нём быстро забывают. С другой стороны, это можно расценивать как плюс, ведь аниматоры должны вкладывать душу в любую работу (даже если они рисуют откровенный ширпотреб).

Во-вторых, как бы создатели Shirobako не старались показать различные конфликты в работе на студии, а всё равно получилось слишком идеализированно. О переработках, низкой оплате труда и творческом выгорании рассказано вскользь.

Eizouken подходит с совсем другой стороны — никакого бизнеса, рутины и повседневных завалов. Сериал посвящён ныне почти забытому, но некогда популярному направлению любительского аниме. Редкий современный зритель знает, что в начале 80-х именно любители изменили аниме-индустрию.

Благодаря предприимчивым и независимым энтузиастам в индустрии появился формат OVA, хентай, эротическое аниме и открылось около десятка новых анимационных студий. Анимация, которая в основном была рассчитана на детей и подростков — стала охватывать и взрослую аудиторию.

«Руки прочь от кинокружка!» — лучшее аниме зимнего сезона

Самый яркий пример — короткометражки Daicon от будущих основателей студии GAINAX. В начале 80-х их создали для фестиваля научной фантастики в Осаке. Проект Daicon рисовали в условиях жесточайшей экономии. Аниматоры даже влезли в долги и взяли несколько кредитов в банке. Проект анимировали всего несколько человек в маленькой комнатке здания текстильного союза Осаки. Работа кипела всё лето, зачастую аниматоры рисовали сутки напролёт и до утра оставались в душном помещении.

Эта короткометражка повлияла на популяризацию отаку-культуры в стране и мотивировали любителей аниме превратить своё хобби в работу. Бывшие студенты и участники кружков научной фантастики шли на курсы аниматоров. Начинающие работники индустрии впоследствии открыли собственные маленькие анимационные студии, которые занимались аутсорсом. К сожалению, сегодня любительское аниме ушло в подполье и редко выходит за пределы курсов для начинающих аниматоров.

Так выглядело любительское аниме в начале 80-х

Eizouken как раз рассказывает об этом светлом и чистом порыве — создавать аниме вопреки всему. Тот же Daicon IV был нарисован исключительно для того, чтобы продемонстрировать возможности начинающих аниматоров. В подобных работах детализация, дизайн и общее качество анимации выходят на первый план. Короткометражки создаются за свой счёт и демонстрируются бесплатно. Создатели любительского аниме обычно преследуют одну цель: заявить о себе, и надеяться, что их заметят крупные студии.

Но герои Eizouken об этом не думают: им нравится анимировать выдуманные миры, совершенствовать навыки и демонстрировать свои работы в школе. Да, главные персонажи сериала — самые обычные старшеклассницы. Не милые моэ-девочки, не избитые аниме-типажи, а непримечательные японские школьницы. Создатели намеренно хотели изобразить героинь гендерно-нейтральными. Женственности и «кавая» в них немного, но так и задумано.

Итак, участники кинокружка:

  • Мидори Асакуса — коротышка и безумная фанатка аниме. Постоянно витает в облаках, и не расстаётся со скетчбуком, куда зарисовывает все свои идеи. Считает, что главное в аниме — это сеттинг. Любит создавать вымышленные миры и погружаться в них в своём воображении. Рисует аниме ради собственного удовольствия и совсем не думает о прибыли. Отвечает за режиссуру, дизайн и сценарий
«Руки прочь от кинокружка!» — лучшее аниме зимнего сезона
  • Саяка Канамори — расчётливая долговязая девушка с вечно недовольным выражением лица. Близкая подруга Асакусы. Совершенно не разбирается в аниме, но в кружке занимает должность продюсера и наставника (регулярно «пинает» и кричит). Из любой деятельности кружка ищет выгоду, мечтает заработать деньги и разбогатеть. Умеет договариваться с администрацией школы и школьным советом.
«Руки прочь от кинокружка!» — лучшее аниме зимнего сезона
  • Цубамэ Мидзусаки — самая известная девушка в школе. Выросла в богатой семье, в свободное от учёбы время подрабатывает моделью. Родители хотели, чтобы Мидзусаки сделала карьеру актрисы, но она с детства мечтала стать аниматором. Вопреки родительскому желанию решила вступить в кинокружок. В команде отвечает за раскадровки, анимацию движений и прочую кропотливую работу.
«Руки прочь от кинокружка!» — лучшее аниме зимнего сезона

О процессе создания аниме Eizouken рассказывает самым простым языком, к тому же сериал спокойно обходится без неуместной драмы. В Shirobako, например, на неподготовленного зрителя с первой серии сваливается более 20 персонажей с разными проблемами, обязанностями и с соответствующей для аниматоров терминологией. Далеко не каждый зритель может сходу запомнить всех героев и сориентироваться в потоке новых терминов.

А вот в Eizouken ничего лишнего — только три школьницы и их любимое хобби. Работа над каждой короткометражкой разбавлена добрыми юмористическими сценками. Неинформативным повседневным эпизодам отведено минимум экранного времени. Даже если героини идут в онсэн (горячие источники) или лапшичную, то они непременно начнут обсуждать работу над будущей короткометражкой. Устами персонажей зрителю расскажут, как создаются раскадровки и ключевые кадры, как правильно подобрать звук, изобразить перспективу и движение на статичном фоне.

В общем, создание аниме — это тяжёлое, порой рутинное мутурное, но при этом увлекательное дело. Особенно когда аниматоры работают на чистом энтузиазме и создают свои вариации «Дайконов». За 9 серий героини получили за свою работу всего 20 тысяч йен (12 тысяч рублей по сегодняшнему курсу), но и те — целиком ушли на дело.

«Руки прочь от кинокружка!» — лучшее аниме зимнего сезона

Повествование развивается в непринуждённой манере, поэтому сериал ощущается очень уютным. Сквозная сюжетная линия слабо заметна, да и первоисточник ещё не закончен, но аниме можно разделить на три части: знакомство с героями, создание двух короткометражек и дебют на фестивале.

Главное — привыкнуть к дизайнам персонажей и относительному минимализму, потому что не смотреть Eizouken только из-за отсутствия милых девочек было бы большой глупостью. Героини могут не вызывать у зрителя симпатии (всё индивидуально), но за их творческим процессом, перепалками и характерами чертовски интересно следить.

«Руки прочь от кинокружка!» — лучшее аниме зимнего сезона

О фансервисе, другом Юасе и мемах

Eizouken — это в том числе и аниме «для своих», для отаку. Сериал безо всяких проблем могут смотреть обычные зрители, но бывалые поклонники аниме сразу же разглядят в нём дань уважения творчеству Хаяо Миядзаки. Весь стиль Асакусы — это копия раннего стиля Миядзаки. Её одержимость аниме началась с «Конана — мальчика из будущего» — дебютной режиссёрской работы маэстро. Она увидела этот сериал, заболела вымышленными мирами и решила связать своё будущее с анимацией.

На примере «Конана» в Eizouken показано, как работают основные законы анимации, какое внимание аниматоры уделяют передачи движения, масштабу и физике вымышленных летательных аппаратов. Поражает и то, что студия Nippon Animation хоть и дала права на аниме, но не разрешила использовать кадры из старого сериала. Аниматорам из Science Saru пришлось самостоятельно воспроизвести нужные отрывки с нуля. Подобного в индустрии ещё не было.

Отрывки из «Конана»

Помимо отсылок «в лоб» квинтэссенция работ Миядзаки вплетена в дизайн и стилистику Eizouken. Окрестности частный школы Сибахама не похожи на традиционную японскую глубинку и отсылают не только к «Конану», но и к «Небесному замку Лапута». Все эти величественные арки, гигантские площади, каналы посреди города и прочие архитектурные изыскания пришли из работ Миядзаки.

Зарисовки архитектуры и концепты вымышленной техники напрямую отсылают к скетчам режиссёра, которые он рисовал для журнала Model Graphix. Когда героини воображают в голове определённые сценки из своих будущих работ, то стилистика аниме сменяется на черновые акварельные эскизы. В таком стиле рисовал и до сих пор рисует Миядзаки. Здесь же всплывают отсылки и к характерным чертам режиссёра: любовь к ветрякам, величественным дворцам, летающим кораблям и деревьям, которые растут на крышах зданий.

Самые опытные зрители найдут и отсылки к классическому аниме про роботов. Например, отдельные сценки из короткометражки про нападение гигантского морского чудища отсылают одновременно к «Евангелиону» и разным меха-сериалам Го Нагая 70-х годов.

«Руки прочь от кинокружка!» — лучшее аниме зимнего сезона

Заставка сериала, танец героинь и цепляющая песенка Easy Breezy уже стали объектом тысяч пародий. Их известность уже опережает известность самого аниме. Science Saru и Crunchyroll даже сняли отдельный ролик про то, как всё это создавалось. Режиссёр опенинга — испанский аниматор Абель Гонгора (30% штата в Science Saru — зарубежные аниматоры).

В Eizouken вряд ли удастся найти какие-то серьёзные недостатки, зато точно можно сказать, что Масааки Юаса окончательно изменился. Пропал его хаотичный стиль анимации, абсурдный сюжет и хоть какие-то намёки на артхаус. Мы вряд ли уже увидим что-то в духе Mind Game, Kaiba, Kemonozume и Ping Pong — Юаса больше не снимает в этом стиле.

Изменения начались со сказки «Лу за стеной» и успешном Devilman Crybaby — с них режиссёр нащупал путь к широкой аудитории. В 2019 году у него вышел мелодраматичный фильм Ride your Wave, а теперь вот Eizouken, в котором от прежнего Юасы почти ничего не осталось. Разве что визуализация воображения героинь, созданная для того, чтобы показать различные техники и творческие порывы.

В аниме-индустрии у режиссёров часто есть стиль, которого они стараются придерживаться всю карьеру. Примеров уйма — Макото Синкай, Акиюки Симбо, Кунихико Икухара, Мамору Хосода, Ёсиаки Кавадзири и другие. Многие их работы имеют общие сюжетные приёмы и визуальный стиль. Юаса же начинал с безумного артхауса, а теперь снимает сказки в духе Миядзаки, мелодрамы и повседневность про начинающих аниматоров. Это ни в коем случае не плохо, просто непривычно.

Eizouken — сериал про магию аниме, про любовь к хобби и стремление трудиться над тем, что нравится. Если зритель хорошо разбирается в истории японской анимации и посмотрел уйму культовых классических работ, то он получит дополнительные впечатления от визуальных и дизайнерских отсылок. Для всех остальных: это важный познавательный сериал, который даёт нужный минимум знаний о том, как создаётся аниме.

До концовки первого сезона осталось совсем чуть-чуть — три последние серии выйдут 8, 15 и 22 марта. В России Eizouken можно официально посмотреть на стриминговом сервисе Crunchyroll. В апреле в японских кинотеатрах выйдет live-action экранизациях. Героинь сыграют участницы айдол-группы Nogizaka 46.

368368
182 комментария

Прикольное аниме: выходит
Семён Костин:

82
Ответить

СЕМЁН ЖИВ

54
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Фух, Костин еще с нами

37
Ответить

Я никуда не пропадал! Просто завяз в многостраничных полотнах. Как доделаю последний, то будет больше текстов :)

26
Ответить

Эйзукен помимо того, что эталонно передаёт творческий процесс, хорош ещё важностью роли Канамори. Обычно в подобных тайтлах заслуги продюсера остаются за кадром (если вообще на них обращают внимание), а тут прям чуть ли не всё держится на её умении делать профит и организовывать процесс.

33
Ответить

Порадовало так же, что в Керол и Тьюсдей, уделено не мало внимания именно "Бизнес" стороне вопроса тоже. Хорошо, что индустрия понемногу понимает, что людям интересно видеть все стороны процесса. А не просто, мечтателей, которые делают и их все резко любят. 

13
Ответить