Почему в киберспорте нет женщин?

Почему среди киберспортсменов почти нет девушек? Что мешает им соревноваться на одном уровне с мужчинами и как это исправить? Давайте разберемся.

Почему в киберспорте нет женщин?

В классическом спорте физические данные играют решающую роль. Средний рост игроков баскетбольной лиги NBA за последние 20 лет составляет 6 футов 7 дюймов (2 метра). Для легкоатлетов, наоборот, высокий рост нежелателен.

В киберспорте важен лишь твой скилл: способность быстро принимать оптимальные решения и реализовать их в игре, управляя клавиатурой или геймпадом. Поэтому в нём нет деления по возрасту, весу и гендеру, как в обычных видах спорта.

Тем не менее, по данным организации "Women in games", количество женщин в киберспорте не превышает 5%. В их число входят все женщины менеджеры, контентмейкеры, CEO, комментаторы и аналитики. Женщин киберспортсменов трудно найти даже в этих 5%.

Почему в киберспорте нет женщин?

Женский киберспорт.

За прошлое десятилетие киберспорт прошёл путь от компьютерных клубов до крупных футбольных стадионов. В 2011 году был сыгран первый World Championship в Лиге Легенд и The International в Дота 2. Индустрия росла: создавались новые турнирные операторы и студии освещения турниров, игровые организации подписывали составы в самых разных дисциплинах.

На волне бурного роста киберспорта крупные клубы создавали женские подразделения в популярных дисциплинах. Virtus Pro и Natus Vincere открыли женские составы в Дота 2 и КС:ГО.

Женский состав VirtusPro.
Женский состав VirtusPro.

Несмотря на поддержку со стороны организаций и инклюзивность киберспорта, к 2016 году большинство женских составов в европейских и американских клубах были распущены.

На такой исход повлияли следующие факторы:

  • Низкий зрительский интерес к женскому киберспорту
  • Невысокий уровень игры по сравнению с мужскими составами
  • Отсутствие регулярных турниров
  • Малое количество игроков-женщин

Последние пару лет можно назвать второй волной поддержки женского киберспорта. Организации вроде Cloud9, G2, NAVI, Nigma и др. подписывают женские составы в КС:ГО и Валорант. Турнирные операторы всё чаще создают турниры только для женщин. В феврале 2022 года ESL анонсировала первый сезон женской лиги по CS:GO на $150 тысяч. Турнир пройдёт в онлайне, сыграют 24 команды.

В мае 2022 года Михаэла Mimi и Александр S1mple вошли в тридцатку лучших спортсменов до тридцати лет по версии Forbes Europe. В составе G2 Gozen Михаэла выиграла VALORANT Champions Tour 2022, где была признана лучшим игроком турнира.

Почему женщинам сложно стать профессиональными киберспортсменами?

Если проанализировать причины отсутствия женщин в киберспорте, можно выделить 6 основных :

1) Мужская индустрия.

Почти всю свою историю игровая индустрия была ориентирована только на мужчин. Создатели игр и маркетологи пытались удовлетворить желания мальчиков-подростков, которые являлись основными потребителями рынка. Поэтому, например, в играх всегда было так много насилия, которое притягивало мальчиков. При этом вызывая отторжение у девочек, создав прочную ассоциацию игр как чисто мужского занятия. Ничего удивительного в том, что профессиональными игроками становятся мужчины, а почти полное отсутствие девушек среди геймеров перетекло в почти полное отсутствие девушек в киберспорте. И несмотря на то, что количество девушек-геймеров неуклонно растет, разрыв всё ещё остаётся значительным.

2) Разница в количестве.

По данным ESA около 44% всех людей, играющих в игры - женщины. Однако эта статистика обманчива, так как в ней учитываются казуальные мобильные игры, в которые играют большая часть женщин. Наиболее точные данные мы получим, если взглянем на процент распределения игр по жанрам.

Почему в киберспорте нет женщин?

Здесь видно, что женщин больше в казуальных играх, но гораздо меньше в хардкорных игровых жанрах. Количество женщин в MOBA составляет всего 10%, а в шутерах 7%.

Думаю, каждый понимает, что чем больше людей занимаются определенной деятельностью, тем больше шанс того, что среди них появится человек с потенциалом сильно выше среднего. При этом многие воспринимают всё слишком буквально. Например, если 90% игроков в MOBA игры являются мужчинами, а 10% женщинами, то, при прочих равных, хороших игроков-женщин должно быть в 9 раз меньше, чем мужчин. На самом деле все не так просто. Объяснить всё поможет кривая распределения интеллекта:

Почему в киберспорте нет женщин?

Насколько видно по этой кривой, абсолютное меньшинство людей является либо гениями, либо клиническими идиотами, большая же часть имеет средний интеллект или показатели чуть ниже/выше среднего. Такая же корреляция справедлива и для геймеров. Только меньшинство либо доминирует над остальными игроками, либо не может выучить правила игры. Остальные же обладают средним, околосредним скиллом. Вот и почти все 10% женщин обладают средним уровнем игры, игроков женщин с высоким потенциалом на деле в десятки раз меньше, чем игроков мужчин. И это только потенциал, он не гарантирует высокий скилл сам по себе, а лишь даёт больше шансов на достижение результата по сравнению с другими игроками.

Даже государство с высоким средним интеллектом, но маленькой численностью не может произвести большое количество гениев. Например, граждане Швейцарии в среднем умнее и богаче граждан Китая и США, но количество успешных деятелей культуры или учёных у последних двух стран во много раз больше.

3) Насилие.

Тут всё просто. Многие женщины получают стресс, а не удовольствие в играх переполненных насилием. Доказательством этого служит исследование 2008 года, в котором 73 студента не имевших опыта в шутерах сыграли в Doom.

Почему в киберспорте нет женщин?

Причем первая группа женщин и мужчин играла в тишине, а вторая со звуками игры. Мужчины играли в Doom лучше женщин и в тишине, но в группе игравшей со звуком разница между мужчинами и женщинами увеличивалась в разы. В процессе игры у женщин росло кровяное давление, то есть женщины испытывали стресс при игре.

Конечно, насилие в играх не отдаляет женщин-геймеров от киберспорта, но отпугивает женщин далёких от игр, то есть уменьшает потенциальное количество геймеров среди женщин. Неудивительно, что больше всего женщин в киберспорте в жанре без насилия - коллекционных карточных играх. В тоже время Overwatch и Valorant имеют в два раза больше игроков женщин, чем другие шутеры, благодаря дружелюбному сеттингу и наличию магического оружия, наряду с огнестрельным.

4) Соревновательность.

Женщины имеют меньшую тягу к соревнованиям, чем мужчины. Во многих кибердисциплинах доминируют вундеркинды, ставшие топ игроками в подростковом возрасте. Все они имеют одно важное сходство - они тратили на игру практически всё своё время, пожертвовав другими аспектами жизни, будь то учеба или хобби. Причем изначально ими двигало лишь удовольствие от игры, то есть победа над соперником. В отличие от мужчин, женщины не имеют достаточно мотивации уделять игре столько времени, а недостаток практики ставит крест даже на игроках с высоким потенциалом.

5) Социальные факторы.

Общество стигматизирует поведение мальчиков и девочек согласно гендерным стереотипам. Родители дают своим сыновьям проводить много времени за компьютером, в то же время для девочек это недопустимо. Для времяпровождения девочек существует достаточно "женских занятий", но компьютерные игры точно не в их числе.

6) Неуверенность в своих силах.

Многие женщины неуверенно чувствуют себя в соревновательных видеоиграх. На них может влиять страх агрессии от тиммейтов, угроза подтвердить стереотип о низком уровне игры женщин и многое другое. Это мешает брать игру в свои руки и становится лидером команды. Если вы играете в ММО, то вы могли заметить, что женщины чаще всего выбирают роль саппорта. При этом роль саппорта часто самая сложная для освоения. Многим женщинам комфортнее играть на сложном персонаже и быть на втором плане, чем выбирать более контактную роль, требующую инициативы. Тоже самое и с командными дисциплинами. Женщины куда чаще выбирают позицию хиллера/саппорта, чем кор позиции.

Неуверенность в своих силах сильно мешает девушкам раскрыть свой потенциал и служит препятствием для перехода на более высокие ранги.

Что НЕ является причинами отсутствия девушек в киберспорте?

В августе 2020 года популярный западный ресурс Vice опубликовал видео о женской команде по Fortnite.

В материале обсуждали проблему женского киберспорта в целом, объясняя отсутствие женщин в том числе токсичным маскулинным комьюнити, оскорбляющим женщин на основе гендера, убивая тем самым мотивацию играть. Судя по комментариям, само мужское комьюнити не оценило такую риторику.

Почему в киберспорте нет женщин?

Людям не играющим в игры может показаться, что геймеры несправедливы и жестоки только к женщинам, но на самом деле агрессию в свою сторону хоть раз испытывал каждый игрок в компететив игры. Триггером для оскорблений может послужить всё что угодно. Например, низкий голос или проблемы с речью вроде заикания. Не говоря уже об агрессии из-за игровых решений.

Важно отметить, что женщинам не мешает стать профессиональными игроками:

  • Оскорбления в игре
  • Отсутствие специальных программ для женщин, помогающих войти в киберспорт
  • Подавляющее большинство мужчин в киберспорте
  • Плохой имидж женщин как игроков
  • Недостаточное количество турниров для женщин

Выводы:

Женщины слабо представлены в киберспорте. Во многих дисциплинах среди профессиональных игроков нет женщин. Главные причины - низкое количество девушек среди геймеров, а также социо-культурные факторы.

Ситуация постепенно улучшается, но говорить о качественных изменениях пока рано. Возможно, девушки могут стать полноценной частью киберспорта с приходом нового поколения геймеров.

Спасибо за чтение лонгрида! Если вам понравился материал, прошу вас подписаться на мой недавно созданный телеграмм: https://t.me/level5up . Там можно прочесть ещё 2 статьи, новые публикации выйдут совсем скоро!

Также прошу подписаться на этот блог, чтобы не пропустить новые публикации на DTF! Всем удачи!

3131
100 комментариев

Комментарий недоступен

35
Ответить

Ниче не понял, наверное я женщина

12
Ответить

Конечно, отдельные женские команды не показывают высокий скилл. Но подобные ролики не отражают действительность. В женском киберспорте много проходных команд, но, например, состав Nigma Galaxy по CS:GO играют на хорошем тир-2 уровне.
Не являюсь адвокатом женского киберспорта, женщины сильно отстают от мужчин в играх. В статье я попытался понять, почему это произошло.
P.S. Спасибо за чтение статьи!

2
Ответить

7) Ноготки

2
Ответить

Чушь. Тут такие же физиологические причины и факторы. Скорость принятие решений, контроль эмоций, выдержка, стрессоустойчивость, концентрация внимания. Полное доминирование у мужчин в этом аспекте. Одни критические дни полностью уничтожают женщин как конкурентный вид.

28
Ответить

Это да, попробуй сфокусироваться на потной катке, когда ты буквально кровоточишь. Женский киберспорт имеет место на существование, но в каких-то отдельных дисциплинах и уж точно не против мужиков

6
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить