Забытые журналы 90-х

(1993-1999)

Во второй половине 90-х вышло множество игровых журналов, которые продержались лишь несколько лет и остались в тени своих конкурентов. Все они не получили широкого распространения, имели большие проблемы с финансами и закрылись до 1999 года. Скорее всего, о некоторых журналах вы даже не слышали.

В 1992 году в Омске недолгое время издавался журнал о компьютерных играх Joshua 5. В нём публиковались как перепечатки материалов из других любительских журналов, так и собственные тексты. Это был первый российский игровой журнал, который имел официальный международный идентификатор ISBN. Просуществовал он недолго и по неизвестным причинам закрылся после шестого номера в 1993 году.

Забытые журналы 90-х

Череда похожих неудач началась с PC-Review — одним из первых электронных журналов в России. Он был создан в 1993 году бывшими авторами ZX-Review и распространялся на дискетах. Основные материалы — прохождения игр и подборки советов. В PC-Review также печатали серьезные аналитические исследования игрового рынка, авторские эссе и интервью с российскими разработчиками. Например, в 1993 году в журнале вышло интервью с Никитой Скрипкиным, который в 1991 году основал первую крупную российскую игровую студию Nikita.

Электронная версия просуществовала с 1993 по 1997 год почти на голом энтузиазме авторов — журнал распространялся только на дискетах и в сети FidoNet. В 1994 году издательство «ИНФОРКОМ-ПРЕСС» попробовало вывести на рынок печатную версию PC-Review в виде сборников лучших статей. Вышло всего четыре номера, и после этого выпуск остановили. Из-за маленького тиража в PC-Review никто не хотел давать рекламу. У первого номера тираж составлял 25 тысяч экземпляров, а к третьему он упал до смешных восьми тысяч. Редкая печатная версия была отсканирована и выложена в сеть только в 2018 году.

Забытые журналы 90-х

История мультимедийной игровой журналистики в России завершилась на изданиях SBG Magazine и GEM (его спонсировал «Фаргус», известный локализатор и издатель пиратских копий игр в России). С 1996 по 1999 год они выходили на компакт-дисках. Избранные статьи SBG Magazine даже печатали в ранних номерах журналов «Страна Игр» и «Навигатор Игрового Мира».

SBG Magazine и GEM — предки будущих журнальных приложений. Читатель вставлял диск в компьютер, после этого открывалось красивое меню, в котором можно было полистать новости и обзоры, послушать музыку, посмотреть короткие ролики и установить демоверсии различных игр. Подобный мультимедийный формат поражал в середине 90-х, но к нулевым потерял всю актуальность — каждый игровой журнал уже делал то же самое.

Забытые журналы 90-х

В середине 90-х различные любительские коллективы безуспешно пытались издавать собственные игровые журналы. Например, журнал «КомпАс» (его первый тестовый номер назывался «Ба-Бах!» и вышел ещё в 1994 году) продержался с января по май 1995 года. Вышло всего пять номеров.

Журнал выпускало научно-производственное объединение «Инфосервис», расположенное в двух маленьких комнатках гуманитарного корпуса МГУ. Журнал одновременно освещал как компьютерные, так и консольные игры того времени. Тираж был совсем небольшим.

Забытые журналы 90-х

Удивлял его компактный размер — формат А5 и 68 страниц (почти как тетрадь). Со вторым номером журнал комплектовался приложением в виде дискеты, а в последнем пятом номере к нему приложили CD.

«КомпАс» закрылся по той же причине, что и печатная версия PC-Review — малотиражный независимый журнал не смог конкурировать с другими изданиями, не нашёл инвесторов и незаметно исчез. Но для истории игровой журналистики он очень важен — это первый игровой журнал, который комплектовался компакт-диском.

Так выглядело меню первого дискового приложения к журналу
Так выглядело меню первого дискового приложения к журналу

Амбициозный журнал «PRO Игры» выходил под эгидой петербургского издательства «Антонюк-Консалтинг». Первое время «Pro Играм» не доставало авторов, поэтому в нём печатали переводы статей из зарубежных журналов Electronic Entertainment, Game Pro и Macworld. Издание писало обо всех платформах и часто затрагивало игры для экзотических консолей (Philips CD-i, Panasonic 3DO и Sega Saturn). Авторы «Pro Игр» также были первыми российскими журналистами, которые посетили игровую выставку Е3 в далёком 1996 году.

От конкурентных журналов «PRO Игры» отличался уникальными материалами об основах геймдизайна, проблемах локализации игр, многочисленными интервью с первыми российскими разработчиками и издателями. Журнал полностью охватил период зарождения и формирования игровой индустрии в России. Сегодня его вполне можно рассматривать как архив бесценной информации о российском геймдеве середины 90-х.

Забытые журналы 90-х

«PRO Игры» — это первый российский игровой журнал, которым руководила женщина — Эва Рухина (помимо неё в журнал писало ещё четыре девушки). В «Pro Играх» вышло несколько статей про феминизм в игровой индустрии (также текст про «киберфеминисток» VNS Matrix), известных женщин-разработчиков и женщин в отечественном геймдеве. И это в 1996 году, задолго до диалогов о равноправии и уважительном отношении к женщинам в игровой индустрии.

Если «Великий Dракон» был первым российским журналом, в которые публиковали обзоры аниме, то «ProИгры» был первым, кто про это явление написал. В номере за январь 1996 года появилось две статьи про современную японскую поп-культуру.

К несчастью, столь уникальное издание выходило всего полтора года — с апреля 1995 года до декабря 1996-го. Как и предыдущие издания, «PRO Игры» незаметно появился и также незаметно исчез.

Забытые журналы 90-х

В начале 1996 года издательство «Мидас ЛТД» выкупило права на журнал Sega Pro у британского издательского дома Paragon Publishing. В марте вышел сигнальный номер русской версии журнала. При этом «Мидас ЛТД» почему-то перевела декабрьский номер за 1995 год. Над переводом в одиночку трудился некий Геннадий Попович.

Всё закончилось на первом номере. В 1996 году популярная в России Sega Mega Drive устарела и во всём уступала консолям нового поколения. Sega Pro шёл в ногу со временем и писал только про новые игры для современной Sega Saturn. Теоретически, журнал мог бы выходить и дальше, но кто бы его читал? В начале 1996 года Sega Saturn продавалась в редких московских и петербургских магазинах. На тот момент она стоила более 500 долларов, а игры — от 60 до 80. Издавать журнал, который будет интересен горстке обеспеченных владельцев редкой консоли — настоящее безумие.

Интересно, что единственную рекламу в номере купил издатель «Бука»
Интересно, что единственную рекламу в номере купил издатель «Бука»

В это же время в петербургский еженедельник «Компьютер Price» вкладывали игровой чёрно-белый мини-журнал «Юниор». В нём вкратце рассказывали о примечательных играх для Dendy, Sega Mega Drive, Panasonic 3DO и Sony PlayStation. Неизвестно, когда и при каких обстоятельствах «Юниор» перестал выходить, но вместе с «Компьютер Price» он пропал из виду ещё до дефолта 1998 года.

Забытые журналы 90-х

В 1998 году случился экономический кризис, и его смогли пережить далеко не все издания. Журналу «VideoИгры» от крупного издательского дома «Компьютерра», например, не удалось. Его запустили в январе 1998 года и свернули в июле того же года. Незадолго до разгара кризиса «Компьютерре» пришлось вынужденно закрыть все убыточные издания, и «VideоИгры» оказались в их числе.

«VideoИгры» рассказывали о новинках для консолей Sony PlayStation и Nintendo 64. О последней писали чуть реже из-за низкой популярности и небольшого числа игр, которые привозили в Россию. Скромная популярность «VideoИгр» была очевидна — журнал пытался конкурировать с Official PlayStation Magazine и «Страной Игр», но проигрывал им как по наполнению, так и по эксклюзивности материалов. Впрочем, совсем не проигрывал по качеству текстов, а местами был на том же уровне. Редакция «VideoИгр» доступным языком писала только про лучшие игры своего времени — это была главная политика издания.

Забытые журналы 90-х

Я был в больнице, когда журнал заморозился. Позже я хотел возродить «VideoИгры» в стенах издательства «Компьютерра», Дима Мендрелюк (глава издательства — DTF) даже шёл на встречу, но денег на возрождение не было. В кризис зарплату выплачивали компьютерами и комплектующими. Возрождение журнала постоянно откладывалось и в итоге не состоялось.

Даниель Депп, бывший автор журнала

Редакции журнала «Страна Игр» и интернет-портала Absolute Games открыли в 1999 году совместный гибрид журнала и газеты под названием «Страна PC Игр».

В исторической справке к декабрьскому номеру «Страны Игр» за 2002 год его охарактеризовали как издание, которое было рассчитано на «хардкорных компьютерщиков, отрицающих существование приставок и всего с ними связанного». В нём было всего 65 страниц, а большая часть текстов — это советы и прохождения. Журнал печатался на дешёвой газетной бумаге, продержался несколько номеров и незаметно исчез. Скорее всего, проект не привлёк особого внимания.

Забытые журналы 90-х

Если я правильно помню, это была попытка выйти на сегмент ниже, чем «Страна Игр» — частый выход, дешёвая бумага, максимально полезные материалы. Не знаю, что пошло не так — вероятно, журнал покупать престижнее, чем газету (хотя позже «Дискман» доказал, что газеты про игры вполне могут жить).

Святослав Торик, бывший автор «Страны PC Игр»

И наконец, главные жертвы экономического кризиса 1998 года — журналы Game Attack, Game City, «Игрополис» и околоигровое лайфстайл-издание «Полигон». Game City и «Полигон» отменили на стадии сдачи пилотного номера в печать. То же самое случилось и с «Игрополисом», который ещё до выхода успел наделать шуму (попытки привлечь авторов из других журналов, перепалки с бывшими коллегами), а у конкурентных изданий были планы «что-то предпринять, чтобы новый журнал не смог подняться».

Компания ElectroTECH Multimedia согласилась сделать вместе с нами новый игровой журнал, который назвали «Игрополис». За него взялась наша команда, ушедшая из «Навигатора», плюс новые сотрудники — в первую очередь, очень крепкий состав дизайнеров и мощный отдел рекламы. Фактически, был собран «звёздный состав», а цель перед журналом была поставлена — одномоментно подмять под себя рынок и стать журналом №1. Это практически невозможно, т.к. какой журнал вы бы ни сделали, дистрибьюция его сразу в большом количестве не закупит — это медленный инерционный процесс. Но никто этого тогда ещё не знал.

«Игрополис» оказался «Титаником», обречённым наткнуться на айсберг. Это многостраничный журнал-монстр, прообраз будущих игровых журналов. Но в нём столкнулись взгляды редакторского состава и дизайнеров, подходы отдела рекламы, и так далее. Ошибок, допущенных в ходе разработки первого номера, было неимоверно много (лично я, на мой взгляд, побил все рекорды по количеству своих ошибок на единицу площади).

Кризис 1998 года стал тем самым айсбергом. В итоге, полностью готовый номер журнала распечатали, положили на стол и… разошлись. Издан он не был. И хорошо. Так как если бы был — агония была бы дольше.

Денис Давыдов, бывший главный редактор «НИМ» и «Игрополиса»

Чуть больше повезло журналу Game Attack. Он писал об играх для ПК и PlayStation, продержался несколько месяцев и закрылся в самый разгар кризиса. Сегодня Game Attack считается самым редким журналом среди коллекционеров российской игровой прессы. В сети даже нет полностью отсканированных номеров, только несколько страниц третьего номера журнала.

Обложка и содержание третьего номера
Обложка и содержание третьего номера
8383
29 комментариев

Другу отец привез из Москвы номер Sega Pro и я взял у него почитать. Сейчас бы про такой журнал сказали, что он токсичный. И горький — добавлю я. Журнал был полон горьких сожалений о несовершенности Сеги Сатурн, сложности программирования под нее и хейта в сторону Сони, которая тогда скупала одного за другим игровых разработчиков. В какой-то статье компанию Psygnosis, которую тогда как раз купила Сони, в лоб обзывали свиньями!

В целом чувствовался какой-то стокгольмский синдром у авторов, которые были еще и хреновасто переведены — если вы так сокрушаетесь по поводу Сеги, то, может, вам лучше писать про Сони? 

Я понимал, что журнал, скорее всего, спонсируется Сегой, но не понимал, почему он такой унылый. 

Но эффект был обратным. Я отчаянно захотел Сегу Сатурн, и полгода компостировал родителям мозги. В итоге им это надоело и мне подарили PC.

10
Ответить

Спасибо за Joshua 5 :) У меня была пара номеров, зачитанных до дыр. Там очень неплохие тексты попадались, про Wing Commander до сих пор помню пару предложений. Качество печати было, правда, как будто на матричном принтере.

2
Ответить

Ох, когда-то игромания была таким журналом... копил деньги с обедов и ходил пешком вместо автобуса

1
Ответить

"Game.EXE" надо было брать.

4
Ответить

В статье упоминался журнал полигон - мне его купила мать на почте в 1998 году. Компа не было, поэтому читал и перечитывал взахлёб, до сих пор помню удивительную историю про игру по локалке в кваку, написанную довольно простым, но ярким языком.

Сам журнал был формата А4 примерно, с глянцевой (насколько мне запомнилось) обложкой. Уже позже, узнав что такое локалка и получив первый комп, искал этот журнал, но не нашел. Эх, перечитать бы его сейчас...

1
Ответить

А вот это очень и очень интересно. «Полигон» считается утерянным журналом. В сети есть информация, что он отменен на сдаче тестового номера. То есть, он в печать вообще не пошёл, либо (возможно) был какой-то небольшой тираж, который не разошёлся по крупным распространителям. В общем, это тайна покрытая семью печатями.

Жаль, что он у вас не сохранился. Это большой раритет. 

2
Ответить

Может быть вы запомнили обложку? Любая информация будет полезна.

Ответить